загрузка

Текст и фото: Егор Королев.

Сергей Дзюбанов: России нужны методы Державина по борьбе с коррупцией

На дворе Год литературы, а вы, скорее всего, до сих пор не побывали в Музее Державина на Фонтанке, где он официально и был открыт. Там несправедливо тихо даже в субботу. Несправедливо, потому что это один из интереснейших петербургских музеев, в котором работает один из лучших городских экскурсоводов — Сергей Дзюбанов. Через 10 минут после начала экскурсии он прочтет первое стихотворение Державина, и вы обязательно удивитесь, почему же не знаете эти прекрасные строки. Через 30 минут он спросит: «Вы не очень торопитесь?». И даже если торопитесь, вы не сможете сказать правду, потому что важнее Державина и его эпохи в эти минуты для вас ничего не будет. Зачем идти в дом поэта, как раньше наказывали коррупционеров, чем живут музеи в провинции — об этом и не только «Авангард» поговорил с хранителем экспозиции.

СПРАВКА

Сергей Дзюбанов

Родился в 1958 году в Ленинграде. Член Русского генеалогического общества с 2003 года. Работает в Музее Державина и русской словесности его времени с 2006 года. Хранитель экспозиции музея. Кроме того, сам является потомком ближайшей родни Державина. Автор многих работ об этом русском поэте, а также об архитекторе Николае Львове и их окружении.

16

Столько интерьерных залов занимает экспозиция Музея Державина. С максимальной точностью здесь воссозданы большой двусветный зал заседаний литературного общества «Беседа любителей русского слова», Соломенная гостиная, Домашний театр, гостиная «Диванчик», кабинет поэта, кухни.

АНКЕТА

Какую книгу вы сейчас читаете?

— «Обреченный отряд» Эйдельмана.

Любимое место в Петербурге?

— Одно из самых любимых — Александро-Невская лавра.

Любимый европейский музей?

— Национальный музей в Стокгольме. Был там несколько раз. Хорошая постоянная экспозиция, интересные временные выставки.

Какие музеи посоветуете посетить?

— Поскольку мы относимся к Всероссийскому музею Пушкина, то в первую очередь, конечно, советую не забывать про дом на Мойке, 12, Музей Некрасова, Лицей и дачу Китаевой в Царском селе, о которой многие не знают. Если не бывали, съездите в Музей-усадьбу Оленина «Приютино» во Всеволожске, посетите литературный музей Пушкинского дома. Очень советую Музей Алтаевой-Ямщиковой в Псковской области. Там, вероятно, единственный сохранившийся в России деревянный помещичий усадебный дом XVIII века.

Николай Львов (1753—1803)

Один из самых ярких представителей эпохи Просвещения в России. Архитектор, график, поэт, переводчик, музыкант. Кроме Музея-усадьбы Державина и расположенного рядом сада, его авторству принадлежат разноплановые постройки в Петербурге и окрестностях. Среди них — Невские ворота Петропавловской крепости и Приоратский дворец в Гатчине.

«Беседа любителей русского слова»

Литературное общество, образовавшееся в Петербурге в 1811 году. Во главе стояли Державин и Шишков. Члены общества придерживались консервативных взглядов, выступали против реформы литературного языка, проводившейся сторонниками Карамзина. «Беседа» распалась после смерти Державина в 1816 году.

Уткина дача (Уткин проспект, 2)

Бывшая усадьба Полторацких, памятник архитектуры федерального значения на мысе у слияния рек Оккервиль и Охты. До недавнего времени дача была заброшена. Еще в 2012 году Смольный сообщил, что объект отреставрируют и откроют там филиал Музея городской скульптуры. В усадьбе разместятся уникальная коллекция изваяний, зал для временных выставок, а также реставрационные мастерские, в том числе открытые для посещения. По словам директора Музея городской скульптуры Владимира Тимофеева, на реставрацию дачи потребуется не менее 6 лет.

Музей Державина и сад на его территории

Фото: Егор Королев

Гости и жители города идут по протоптанным дорожкам в Эрмитаж и Кунсткамеру, а о вашем музее иногда даже не догадываются. Почему так случилось?

— Виноват, наверное, распространенный стереотип о том, что в Петербурге есть такая обойма музеев, которые обязательно надо посетить. Мы в эту обойму, к сожалению, пока не входим. Но совершенно напрасно. Ведь это единственный музей в России, который посвящен литератору XVIII века. У нас не просто квартира или музей, у нас единственная в Петербурге полноценная городская усадьба XVIII века с садом. Наш сад не виден со стороны Фонтанки, о нем мало кто знает, он спрятан среди домов, но в этой камерности вся его прелесть.

В сад можно попасть без посещения музея?

— Конечно. Вход платный, 50 рублей, но зато никаких хулиганов и чистота. Многим местным жителям нравится, что вход платный, они даже покупают абонемент. Сад воссоздан по львовскому проекту. Николай Александрович Львов был крупнейшим в то время мастером садово-паркового искусства. К нам приходят люди, которым интересна и ботаническая сторона вопроса, для них мы проводим экскурсии.

Музей открылся 11 лет назад, а что было в здании до этого?

— Коммуналки. В большом парадном зале квартиры были в два уровня. Перегородки ставили так, чтобы в комнатках было по одному окну. Обитатели тех квартир иногда приходят к нам, удивляются, не узнают. Есть мнение, что здесь якобы ничего не сохранилось. Это не так — сохранился фрагментарно декор, а также 16 барельефов французского скульптора Жака-Доминика Рашета, которые так и висели в коммунальных квартирах. У нас замечательная коллекция мебели, она по составу соответствует тому времени. Процесс покупки новых предметов продолжается — каминные часы с Ганимедом приобретены на аукционе в Лондоне. Таких часов всего пять во всем мире. С большой вероятностью они просто вернулись на свое место. В прошлом году мы открыли новую экспозицию — кухню XVIII века, очаг по львовскому проекту, и ледник (холодильник) того времени. Кроме того, у нас очень привлекательные залы с уникальными акустическими свойствами. Многие музыканты стремятся здесь выступать. Даже Елена Образцова проводила мастер-класс по оперному пению именно у нас.


Cреди чиновников началась паника: спешно уничтожались документы, многие сделки, в которых казенный интерес пересекался с личным, отменялись

Вам хватает посетителей?

— Хотелось бы больше, конечно. Наши основные гости — школьники. К счастью, многие учителя справедливо считают, что лучший урок о Державине — в его доме. Часто у нас бывают школьники из Москвы или Ленинградской области. Да и туристические фирмы стали приводить к нам гостей. Я не встречал разочарованных. Для иностранцев часто проводим музыкальные программы, им нравятся наши интерьеры, наш сад. Поскольку экспозиция интерьерная, ее сложно смотреть без экскурсии. Поэтому я бы рекомендовал посещать наш музей с ней. Одиночные посетители могут попасть на экскурсию по субботам в 13:00 или перед концертами. В нашем музее люди начинают понимать величие Державина, подзабытого совершенно незаслуженно.

В чем провинился Державин, почему мы его не читаем?

— В XIX веке его стихи занимали достойное место в программах гимназий и реальных училищ. Но при этом иногда его принижали — считалось, что его поэзия не такая гладкая, грамматически правильная, хотя при Державине еще и правил-то толком не было, они только формировались. Было мнение, что это алмаз, но алмаз в кожуре. В советское время ему не простили участия в подавлении пугачевского восстания, Державина считали реакционером.

И главная, наверное, причина в том, что его стихи довольно сложно воспринимаются с бумаги. Я читаю на экскурсии стихи, и вы слышали, как они хорошо звучат. Для этого нужно знать, где поставить ударение, где паузу, какие сделать интонации. У нас недавно проходил спектакль-экскурсия, актер Михаил Драгунов из Театра антрепризы имени Миронова великолепно читал поздние, достаточно сложные стихи Державина. Школьников привели. Думал — не поймут, а они так внимательно и хорошо слушали...

Когда вы сами поняли про эти паузы и ударения?

— Когда начал водить экскурсии. В доме поэта должны звучать его стихи.

А как попадают в дом поэта?

— Я был членом генеалогического общества, занимался изучением генеалогии, близкой околодержавинской. В какой-то мере это и моя личная генеалогия. Моя пра…(пять раз пра) бабка была родной сестрой Дарьи Алексеевны Державиной, супруги поэта. И еще со стороны Львовых: Федор Петрович Львов, который управлял домом Державина в отсутствие хозяев, член «Беседы любителей русского слова» — мой пра...(четыре раза пра) дед.

Вы с детства знали про своих предков?

— В детстве знал, но в советское время по понятным причинам это не особо афишировалось. Внутри семьи упоминалось, бабушка рассказывала кое-что.

Почему вы занялись своей родословной?

— Остался небольшой семейный архив с XIX века. Когда ушли из жизни многие родственники, я понял, что не в состоянии с этим всем разобраться. Тогда и пришел к генеалогии. Поскольку имел ряд опубликованных работ, мне заказали статью в державинский сборник. С тех пор здесь и служу. Мне нравится этот дом, коллектив. Есть возможность находить что-то новое в архивах, в публичной библиотеке, в Пушкинском доме. Державинский архив не вполне еще изучен.

В рукописях Державина вы находите ведь не только стихи. Расскажите, каких карьерных высот он добился.

— Гавриил Романович был личностью уникальной. Это единственный государственный деятель, который достиг таких высот в поэзии, и единственный поэт, который достиг таких высот в государственной службе. На вершине своей карьеры он был министром юстиции и одновременно генерал-прокурором. Поскольку император, уезжая из страны, обычно оставлял за себя генерал-прокурора, Державин какое-то время был по сути вторым человеком в России по своему служебному положению. Авторитет его был колоссальным.

Через две недели после назначения Державина министром было написано письмо из Москвы, которое мне удалось обнаружить в одном из архивов. Из этого письма следует: как только пришло известие о назначении, среди чиновников началась паника: спешно уничтожались документы, многие сделки, в которых казенный интерес пересекался с личным, отменялись. Люди боялись — боялись не зря. Державин был непримиримым борцом с коррупцией, сделал очень много, но, к сожалению, поддержки практически не имел. Законы в России всегда были хорошими, а вот практика применения хромала. Тогда, пожалуй, лишь Державин относился к соблюдению законов как к чему-то святому. Александр I, когда подписывал указ об отставке Державина, сказал ему: «Слишком ревностно служишь». «По-другому не умею», — ответил поэт.

А как тогда наказывали за коррупцию?

— Наказания были суровыми. Например, в екатерининские времена кассира Кольберга, который в ассигнационном банке подворовывал деньги (подкладывал вместо денег «куклы» с резаной бумагой), в течении месяца с женой выводили на площадь с табличкой «я казнокрад». А потом в кандалах пешком отправили в Сибирь.

Почему с женой?

— Потому что не донесла. Ведь деньгами пользовалась…


Львова называли «русским Леонардо», но до сих пор нет музея в его честь

Сегодня может появиться такой чиновник, как Державин?

— Наверное, да. Хотя я думаю, что личности такого масштаба появляются не часто. Он был в какой-то мере совестью нации. Человек кристально честный. Державин возлагал большие надежды на третейские суды — проблема возникала в том, что третьим судьей Державина охотно назначали, но кроме него никого и не находили. Он был мастером компромиссов, подарки после суда ему делали обе стороны. Гавриил Романович обладал изворотливым умом, и ему удавалось находить выход из самых запутанных ситуаций.

Когда вы читали Державина, меня не покидала мысль, что его идеи по борьбе с коррупцией пригодились бы сегодня.

— И не только по коррупции. Он высказывал мысли, актуальность которых сохраняется до наших дней. Державин, в частности, написал предложения по развитию внешней торговли: «Россия для процветания и благоденствия должна развивать собственную промышленность и сельское хозяйство, чтобы не отдавать иностранцам за ничто сырых своих продуктов, а обрабатывать им самим, и за границу продавать готовые изделия». Державин написал это 210 лет назад.

Вы часто бываете в музеях других российских городов. В провинции. Как они живут?

— Тягостное впечатление на меня произвела поездка в Бежецк. Закрыты Литературный музей Шишкова, Музей Андреева, краеведческий. Там все мхом поросло. В Бежецке идешь и видишь здание старинное, историческое, на нем вывеска: «С 9 утра до 9 вечера — гастроном, с 9 вечера до 9 утра — рюмочная». Но и там не все так плохо: открылся музей солиста Большого театра Алексея Иванова.

Рядом с Бежецком в Градницах открылся музей «Дом поэтов», Музей Ахматовой и Гумилева, в перевезенном из Слепнево доме Гумилевых. Там есть еще церковь XVIII века в руинах, фрагментарно сохранились фрески, но не пройти, кругом все в борщевике.

А какова, на ваш взгляд, ситуация в Петербурге?

— У нас тоже не все гладко — до сих пор заброшена Уткина дача. Там хоть власти обещали отреставрировать и передали здание музею Петербурга. Но я пока не вижу заметных подвижек. Возможно, готовится проектная документация. Это постройка Николая Александровича Львова, автора дома Державина. Некоторые эксперты сомневаются, но я уверен, что это Львов. Уткина дача — изначально дом Полторацких, а хозяйка усадьбы — Агафоклея Александровна была родственницей Львова. Брать архитектора со стороны не было резона.

Львова называли «русским Леонардо», но до сих пор нет музея в его честь. Хотелось бы восстановить справедливость, возможно, на Уткиной даче посвятить ему часть экспозиции. Державину в этом плане повезло больше.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга