загрузка

Текст: Дарья Вараксина, фото: Илья Смирнов.

Надежда Ильина: От картин, наполненных горем, можно заболеть

Петербурженка Надежда Ильина пишет картины в стиле фантастического реализма. Ее чудаковатые герои летят над заснеженной улицей, устраивают семейный быт в лодке посреди сказочного озера, созерцают леса и болота, сидя на крыше маленького дома. Автор наполняет искусство положительными эмоциями, а если уж изображает грусть, то непременно в светлых образах. Художница рассказала «Авангарду», почему живопись сильнее йоги, что значит красота для современной женщины, как коты «воспитывают» людей и какие туристические логотипы должны быть у России.

СПРАВКА

Надежда Ильина

Родилась в Петербурге, в семье художников. В 2007 году окончила отделение дизайна в СПбХУ имени Рериха, в 2013 году — отделение коммуникативного дизайна в СПбГХПА имени Штиглица. Называет себя арт-поваром. Работает в необычной авторской технике живописи: все картины написаны масляными красками, но совершенно без белил (роль белого цвета выполняет белизна холста). С 2013 является членом международного общества Society for Art of Imagination, представленного во Франции, Канаде и Англии. Работы Надежды находятся в частных коллекциях России, Италии, США.

15

Такая по счету персональная выставка Надежды Ильиной проходит до конца сентября в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости.

АНКЕТА

Русский музей или Эрмитаж?

— Русский музей.

Любимое место в городе на Неве?

— Моя мастерская на крыше семиэтажного старинного дома на Петроградке. Там весь город как на ладони.

Куда в Петербурге вы никогда не пойдете?

— Еще раз в Кунсткамеру.

Гуляя по Петербургу, нужно следовать за...

— Мечтой.

Асана

В йоге — положение тела, которое удобно и приятно. Между тем некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки, поэтому едва ли могут быть названы «удобными и приятными». Данный парадокс связан с тем, что пребывание в асане по мере ее освоения становится все более удобным и приятным. Так, в «Хатха Йога Прадипика» называется 11 асан для укрепления тела и четыре медитативных асан.

«Моя крепость»

Фото: Надежда Ильина

Сейчас в Петропавловской крепости проходит ваша выставка «Еще нерассказанная сказка». Откуда такое необычное название?

— Все изображенные на картинах персонажи являются плодами моего воображения. Они не иллюстрации к уже рассказанным сказкам, а самостоятельные герои. Эта серия картин посвящена различным уголкам человеческой души. Первый поцелуй, первая любовь — здесь можно встретить множество историй, близких каждому человеку.

Ваши герои живут в сказочном мире?

— Они не столько сказочные, сколько немного чудаковатые, открытые, не обладающие лишними «загонами» и чрезмерным самомнением. Не стоит быть слишком сложным или испытывать повышенное чувство собственной значимости. Тогда мир развернется к тебе.

Сколько всего картин на выставке? И какие можете назвать своими любимыми?

— Около 35 полотен. Одна из самых любимых — картина со слоном «Моя крепость». Этот сильный и огромный, как скала, слон неизменно движется вперед, принимая на себя все неприятности. А все потому, что на его бивне стоит маленькая женщина с фонарем в руке. Она, как путеводная звезда, освещает его путь. На мой взгляд, самые крепкие союзы — те, в которых женщина вдохновляет мужчину на то, чтобы быть сильным. Среди других моих любимых работ — «Рай на шалаше».

Эта картина тоже рассказывает историю человеческих отношений?

— Да. Некоторые люди живут в золотых клетках, кому-то повезло иметь рай во дворце или в шалаше. А у моих героев рай на шалаше. Они сидят на крыше своего дома и смотрят вдаль. Над озером поднимается густой молочный туман, и кажется, что русалки с белоснежной кожей скоро запоют свои песни. Для меня это метафора абсолютного счастья. Вообще искусство — это прежде всего передача чувств и эмоций автора. Самый ценный подарок я получаю, когда картина встречает отклик у зрителя, когда в моих произведениях он узнает себя.

Ставя целью искусства передачу чувств, вы стараетесь сообщать зрителю только светлые эмоции? Или боль, печаль, разочарование тоже находят место в вашем творчестве?

— Считаю, что боль, разочарования, тяжелые чувства не нужно привносить в жизнь людей, их и так у нас много. Лучше от этого уходить и сосредоточиться на чем-то светлом. В этой связи хочу сказать, что и сам художник не должен быть голодным и несчастным. Представьте, какой болью наполнены произведения несчастного художника. Я бы не хотела хранить дома картины с такой энергетикой.

Все картины обладают своей энергетикой?

— Возможно. Но многое зависит и от человека, стоящего напротив работы, от того, чувствителен он к этой энергетике или нет.


Современный человек находится в атмосфере перманентного напряжения

Боль художника передается зрителю?

— Думаю, да. Мне кажется, что от картин, наполненных горем, можно и заболеть. Поэтому в своих работах стараюсь передавать положительные эмоции. Если в них присутствует грусть, то она непременно окрашена светом.

На выставке представлена работа, которая называется «Не пришла». Название говорит само за себя. Герой прождал возлюбленную весь день. Вечер спустился на город, а ее все нет. Он гладит пустое место на скамейке, представляя, что она сидит рядом. А вокруг него много прекрасного: бархатная мостовая, фонари и уют ночных улиц. Здесь, безусловно, присутствует печаль, но она светлая. Нет ощущения, что жизнь кончилась, потому что она заключается не только в этом.

В вашем искусстве много психологических сюжетов. Вы решаете какие-то психологические задачи посредством живописи?

— Изначально не ставлю каких-либо задач — все происходит по наитию. Нарисовав картину, только через некоторое время понимаю, что получилось. Но поскольку я регулярно веду мастер-классы, у меня была возможность заметить, какой психологический эффект оказывает на людей сам процесс живописи. Ведь современный человек находится в атмосфере перманентного напряжения. Он приходит на йогу, садится в асану, при этом в голове его — мысли о работе. Некоторым людям при помощи йоги от стресса не освободиться, а живопись захватывает ум целиком, погружает в другой мир. Сами сюжеты, кстати, тоже имеют психологическое воздействие. Некоторым из моих учеников даже удавалось таким образом материализовать свои желания.

То есть визуализируя желаемое на холсте, человек приближает чудо?

— Конечно, во время рисования он прорабатывает детали. Кроме того, мне кажется, что все мы немного загнанные в большом городе. Часто забываем оглянуться вокруг и посмотреть, как много в мире чудес и красоты.


Мне хотелось быть роковой женщиной-кошкой с выраженными скулами и впалыми щеками

Вы не ставите задач, прежде чем приступить к созданию работы. А как рождается ваш сюжет — тоже в процессе?

— Я не выстраиваю сюжет изначально. Сначала закрашиваю холст в темный цвет, а потом распределяю световые пятна. Из них вылепливаются, рождаются сюжеты, и я понимаю, какая эмоция будет на лице у моего героя. На меня не снисходит просветление перед началом работы. Некоторые художники считают, что они передатчики космической энергии. Я, вероятно, являюсь более приземленным человеком. Моя живопись идет от рук.

Как можете описать черты вашего индивидуального стиля? Те, что отличают вашу живопись от работ других представителей фантастического реализма?

— Это сложный вопрос. Могу сказать точно то, что мне не нравится у многих художников, работающих в стилях микрореализма и фантастического реализма. Это одинаковые лица героев.

Между тем у ваших героев необычные, сказочные черты...

— Говорят, что когда художник изображает человека, он отчасти рисует свой портрет. Часто это происходит бессознательно. В 16 лет у меня были пухлые щечки, высокий лоб. Тогда мне это не нравилось, хотелось быть роковой женщиной-кошкой с выраженными скулами и впалыми щеками, но потом я поняла, что это неважно. Кстати, в экспозиции есть картина, посвященная этой теме.

Как она называется?

— «Окрыленная». Здесь в первую очередь бросаются в глаза тонкие губы, длинный нос, необычные черты лица. Этой работой мне хочется сказать, что красота в современном ее понимании ничего не значит для женщины. Героиня картины неидеальна с точки зрения канона, но она умеет себя преподнести и является цельной личностью. Я называю ее окрыленной, хотя крылья героиня держит в руках. На спине видны порезы, можно предположить, что кто-то пытался лишить ее крыльев, или они упали сами. Важно то, что сейчас они у нее в руках. Она надевает платье, которое демонстрирует порезы, поскольку не стесняется своего опыта. Ее голова высоко поднята. Она идет вперед и с таким настроем добьется всего, чего хочет. Эта картина — оберег для каждой женщины.


Испытываешь особенное ощущение уюта после того, как намерзшись на улице, где сыро и туманно, попадаешь в теплый дом

На ваших полотнах часто присутствуют животные. К примеру, огромный кот с грустными человеческими глазами. За его образом скрыт человек?

— У меня есть кот по имени Йохан. Когда я хочу его погладить, он отталкивает меня лапой и отворачивается. Картина написана под этим впечатлением. Он изображен большим, ведь когда человек заводит кота, тот становится центром его вселенной. Коту надоело, что его постоянно расчесывают. И хотя герой изображен в виде животного, эту же модель отношений можно перенести на союз двух людей, в котором женщина окружает чрезмерной любовью своего избранника.

Вашего кота зовут Йохан, костюмы героев и преимущественно холодный колорит картин заставляют почувствовать дыхание Северной Европы. Вы вдохновляетесь северной культурой?

— Когда мне было 14 лет, на меня сильное впечатление произвели северные страны: Швеция, Норвегия. Мне кажется, испытываешь какое-то особенное ощущение уюта после того, как намерзшись на улице, где сыро и туманно, попадаешь в теплый дом. Непередаваемый уют рождают печка, треск дров. Если задуматься, деревья — это и есть символ домашнего очага. Они растут на природе, питаются водой и солнцем, это аккумуляторы энергии. И когда в печке потрескивают дрова, мне кажется, происходит передача энергии человеку. Огонь в печи — это маленькое солнце.

Вернемся из Северной Европы в Россию. Недавно Ростуризм назвал 10 лучших логотипов страны в рамках конкурса «Туристический бренд России». Среди отобранных логотипов в основном фигурируют купола, жар-птицы, хохлома. В Интернете на этот счет возникла бурная дискуссия: одни считают эти образы слишком клишированными, другие высказываются в пользу их узнаваемости. Какова ваша точка зрения?

— Логотип — это в первую очередь коммуникация. Смотря на логотип, турист должен понимать, куда он едет. Если в сувенирных магазинах мы видим продукцию, которая включает в себя все эти традиционные образы, то это хорошо и для логотипа. Однако опираясь на старое, важно, конечно, использовать новый стиль, но в разумной мере. Слишком современное, на мой взгляд, отклика не вызовет. Иными словами, я сторонник традиционных символов, стилизованных в современной форме.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга