загрузка

Текст: Софья Мохова, фото: личный архив Никиты Соловьева.

Никита Соловьев: Нужно развивать не вольнодумие, а понимание происходящих процессов

Люди в России нуждаются вовсе не в хлебе и зрелищах, а в знаниях. Доказательство этого — успех различных образовательных проектов. Стоило в Петербурге появиться новой бесплатной лекционной площадке под названием «Открытый университет», как все билеты были разобраны за десять часов. Первый цикл лекций пройдет уже 12 июня. Чему в этом «университете» будут учить и в чем причина просветительского бума, «Авангарду» рассказал директор проекта Никита Соловьев.

СПРАВКА

Никита Соловьев

Окончил СПбГУ по специальности «Связи с общественностью». В 2012 году вместе с партнерами организовал компанию «Бумага Медиа». В данный момент компания издает ежедневную интернет-газету «Бумага», оказывает рекламные услуги вузам и культурным учреждениям, организует научные шоу Science Slam и общественные дискуссии «Гайд-парк» в Москве и Петербурге.

900

столько слушателей ждут организаторы «Открытого университета», перед ними выступят 15 спикеров.

Проект «5-100»

Федеральный проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ. Стартовал в мае 2013 года в соответствии с положениями Указа №599 президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Инициативы, аналогичные российскому проекту, реализуются правительствами многих стран.

«ПостНаука»

Интернет-проект о современной фундаментальной науке и ученых, которые ее создают. Сайт работает с 2012 года. За это время опубликованы более 500 материалов, из них свыше 300 — видео о достижениях фундаментальной науки и важных современных технологиях. В проекте приняли участие более 170 ученых из разных исследовательских областей, в том числе нобелевские лауреаты.

Проект «Открытый университет» делает та же команда, что издает интернет-газету «Бумага». Почему вы решили взяться за организацию этого мероприятия и как родилась его идея?

— В «Бумага Медиа» мы постоянно занимаемся вопросами просвещения. Несколько лет назад организовали в Петербурге Science Slam — соревнование для молодых ученых. Его участники должны были представить свое научное исследование на понятном широкой публике языке. Уже тогда мы ощутили голод людей до знаний. В барах, где проходил слэм, регулярно собиралось 600-700 человек.

Одновременно появилась тенденция к открытости вузов по отношению к горожанам и друг к другу. В ходе подготовке слэма мы регулярно сотрудничали с учеными из Университета ИТМО, Петербургского политехнического университета Петра Великого и Европейского университета в Петербурге. Стало понятно, что нас объединяет запрос на популяризацию образования. В диалоге с этими вузами родилась идея лекционного проекта. Нас поддержало руководство Новой сцены Александринского театра, предоставившее площадку для лекций. Александринка-2 вообще «заточена» под подобные проекты. Например, там уже проходит «Повестка дня» — серия монологов экспертов из области культуры и искусства.


Университеты хотят показать своих профессиональных преподавателей. Им явно есть что рассказать, но в городской среде они совершенно неизвестны

Почему у вузов именно сейчас появилась тенденция к публичности?

— Мне кажется, импульс дала федеральная программа «5–100», направленная на повышение значимости российских университетов в международных рейтингах образования. Один из векторов этой работы — распространение информации о вузе не только среди абитуриентов, но и среди широкой городской аудитории. Университеты хотят показать своих профессиональных преподавателей. Им явно есть что рассказать слушателям, но в городской среде они совершенно неизвестны.

В итоге мы сделали проект, что называется, general interest. Он направлен на максимально широкую аудиторию. По сути, наши потенциальные слушатели — это все прогрессивные горожане, люди абсолютно любого возраста, которые интересуются наукой и занимают активную жизненную позицию.

Ученый может быть светилом науки, но совершенно бездарным лектором. Как сделать так, чтобы аудитории было и понятно, и интересно?

— Действительно, люди, которые работают в лабораториях, зачастую не пытаются найти общий язык с широкой аудиторией. При подготовке Science Slam мы занимались с молодыми учеными по три недели, чтобы сделать их выступление интересным и понятным. Сейчас, правда, сразу выбираем экспертов с хорошим опытом научно-популярных выступлений. Списки потенциальных спикеров предоставили сами университеты. А потом вместе с лекторами мы продумали структуру выступления, чтобы оно было максимально интересным для зрителей. Программа смодерирована так, чтобы эксперты могли вступать в диалог и показывать разные точки зрения на вопрос. Например, рассказывать о проблемах современного города мы позвали профессора урбанистики Европейского университета и директора НИИ Наукоемких компьютерных технологий Университета ИТМО. Грубо говоря, в одном диалоге будут сразу гуманитарный и технический взгляды на проблему.


Возможности для коммуникации увеличиваются, информации в открытом доступе очень много, но разобраться в этом потоке и понять, чему можно доверять, сложно

Какие еще темы волнуют прогрессивную аудиторию?

— Очень широкий спектр тем. Молодых людей интересует городская повестка. Они действительно хотят разбираться в сути проблем Петербурга и понимать, что значит конкретная новость, например, почему прорвало трубу и чем это грозит. Поэтому мы и включили в программу лекцию «Что такое современный город?».

Наука интересна многим. Возможности для коммуникации увеличиваются, информации в открытом доступе очень много, но разобраться в этом потоке и понять, чему можно доверять, сложно. Поэтому сейчас и возник такой бум научно-популярных проектов. Можно посмотреть хотя бы на опыт портала «ПостНаука», чья посещаемость за пару лет выросла в разы.

В рамках «Открытого университета» мы также обращаемся к экспертам из разных областей знаний. Так, будет дискуссия «О чем людям действительно стоит беспокоиться». Мы попросили специалистов рассказать о реальных проблемах, которые могут повлиять на жизнь горожан и которые нужно решить в первую очередь. Кроме того, на 12 июня запланированы дискуссии о научных идеях, которые стоит знать каждому, о главных болезнях XXI века и лекция о конфликтах вокруг современного русского языка.

Когда вы объявили, что лекции можно посетить бесплатно, доступные места для регистрации закончились за десять часов. Учитывая явный спрос, как часто планируете проводить встречи?

— Пока мы запускаемся в формате превью. Подобным образом в театре перед началом нового сезона демонстрируют то, что зрители смогут увидеть осенью. С сентября планируем проводить мероприятия регулярно, с периодичностью раз в месяц. Понятно, что места на лекциях ограничены, поэтому мы и ввели предварительную регистрацию. Но для тех, кто не сможет прийти лично, будем снимать видео, делать расшифровки и выкладывать на наш сайт.

У образованных людей развито критическое мышление, и просветительские проекты рискуют стать рассадником вольнодумства. Такое положение вещей в наши дни нравится не всем. Например, проект «Диалоги» в рамках «Открытой библиотеки» уже находится под угрозой закрытия. Не опасаетесь, что и за вами «придут»?

— У нас нейтральная политическая позиция. Мы собираемся говорить не о том, что неправильно, а о том, что делать и как делать. То есть повестка сугубо позитивная во всех смыслах. Главный критерий при отборе экспертов — это не их общественно-политическая позиция, а знания в предметной области. Мы собираемся обсуждать конкретные вопросы из области физики или, допустим, биологии, поскольку разговоры на общие темы кажутся нам неконструктивными. Речь идет не о развитии «вольнодумия», а о развитии сознательности и прикладного понимания происходящих процессов. Например, если человек заболеет, то будет знать, что делать. Вообще пока мы ни разу не сталкивались с каким-либо давлением при организации мероприятий. «Открытый университет» делается без участия городских властей, но мы открыты для сотрудничества.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга