загрузка

Текст: Сара Газданова, Фото: личный архив Вадима Чельдиева.

Россия переживет кризис, если деятели культуры станут врачами

Оперное искусство широко популяризируется в Петербурге. Проводятся общедоступные фестивали и концерты. Звезды оперы вместо поп-исполнителей выступают на Дворцовой площади в День города. Однако в деле приобщения молодого поколения к этому классическому искусству далеко не все средства хороши, убежден художественный руководитель музыкального проекта «Моей стране», заслуженный артист Северной Осетии Вадим Чельдиев. Сегодня он живет и работает в Петербурге. Оперный певец рассказал «Авангарду» о том, кто лишний человек на оперной сцене, как соединить театр и жизнь, что значит для Чечни «свадьба века» и чем «Евровидение» похоже на ООН.

СПРАВКА

Вадим Чельдиев

Родился во Владикавказе. По окончании Владикавказского училища искусств имени Валерия Гергиева был зачислен в Академию молодых певцов Мариинского театра, потом — в Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова. Выступал на сценах «Санктъ-Петербургъ Опера», Михайловского театра. Принимал участие в проекте «Опера всем», в концертном исполнении оперы «Дитя и волшебство» в Филармонии имени Шостаковича. Лауреат многих международных конкурсов. Заслуженный артист Северной Осетии. Художественный руководитель музыкального проекта «Моей стране».

25

молодых оперных певцов ведущих театров мира входят в мультимедийный проект «Моей стране». Таким составом они проедут по всей России и исполнят произведения более чем на пятнадцати языках.

АНКЕТА

Какую песню вы могли бы сделать своей визиткой?

— «Торжественная» песня Муслима Магомаева.

Кто ваш любимый оперный певец и певица?

— Из баритонов — Муслим Магомаев и Джино Беки, а из теноров — Сергей Лемешев и Франко Корелли, из певиц — Анна Нетребко.

На какую оперу лучше всего пойти неопытному зрителю?

— «Евгений Онегин» и «Отелло».

Любимое место в Петербурге?

— Сквер Академии художеств Государственного института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Там установлен памятник классику осетинской литературы Коста Хетагурову.

Куда петербургскому студенту позвать девушку на романтическое свидание?

— В планетарий! Если уж не достать звезду с неба, то хотя бы посмотреть на нее.

Сергей Шнуров

Лидер групп «Ленинград» исполняет гаражный рок, панк-рок, используя мат и ненормативную лексику. В 2007 году Сергей сыграл главную роль в опере «Бенвенуто Челлини» в Мариинском театре в постановке Василия Бархатова. «Мариинский театр и группа «Ленинград» занимаются абсолютно одним и тем же делом — расширяют границы сознания», — говорил сам Шнуров.

Свадьба в Чечне

Сообщение о свадьбе начальника РОВД Ножай-Юртовского района Нажуда Гучигова и 17-летней девушки вызвало широкий общественный резонанс из-за большой разницы в возрасте молодоженов. Более того, журналист «Новой Газеты», которая первой написала об этом, утверждала со ссылкой на знакомых невесты, что Гучигов принуждает девушку выйти за него силой, угрожает ее семье, при этом он сам уже женат. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что лично проверил факты в публикации и выяснил, что конфликта между женихом и родителями невесты нет, а свадьба состоится.

ОАО «Электроцинк»

Одно из крупнейших предприятий цветной металлургии России. Основная продукция: цинк, свинец, сплавы цинка и алюминия, серная кислота, кадмий, индий, полипропилен. С 2003 года входит в состав Уральской горно-металлургической компании.

Евгения Васильева

Пресненский суд Москвы 8 мая огласил приговор основной фигурантке «дела «Оборонсервиса» Евгении Васильевой. Согласно приговору суда, бывшей чиновнице военного ведомства предстоит провести 5 лет в колонии. Суд зачел ей срок пребывания под домашним арестом с ноября 2012 года. Кроме того, ее обязали выплатить более 77 млн рублей по искам. По данным СМИ, изъятые у Васильевой денежные средства и имущество покрывают эту задолженность.

В чем особенность вашего нового проекта «Моей стране»?

— Это межнациональный мультикультурный проект. В нем принимают участие 25 оперных исполнителей разных национальностей — солистов ведущих театров страны и мира. Также мы пригласили в коллектив симфонический оркестр под управлением Игоря Пономоренко (IP Orchestra). Кроме того, задействованы молодые хореографы-постановщики. Сотрудничаем и с народными ансамблями. Основная цель проекта — популяризация культур народов нашей многонациональной страны, включая культуры народов СССР.

Дело в том, что помимо шедевров в русском оперном искусстве есть еще и такие гениальные произведения, которые просто-напросто оказались не раскрыты. Ведь Магомаевы и Пахмутовы были в каждой республике свои. Минус этих произведений только в том, что их не было слышно за пределами республик. Мы занимаемся поиском таких этнических оперных произведений, обрабатываем их, учим на языке оригинала, после чего выносим на суд зрителя.

Ради чего это делаете?

— Сколько я вижу попыток политиков объединить народы, лучший пример — это Советский Союз. Мне кажется, что если мы победили фашизм, а победили его благодаря единству, то с кризисом и с плохим положением в культуре тоже справимся за счет единства. Единения народов можно добиться только через культуру. Когда люди другой национальности приезжают к тебе в республику и на твоем родном языке говорят о том, что ты носитель великой культуры, исполняют песни на твоем же языке, — это ли не лучший способ сплачивать народы?

Как вы относитесь к конкурсу «Евровидение», который был задуман, чтобы сплотить послевоенную Европу?

— Отношусь к нему как к ООН, которая была задумана для таких же целей. Но чем служит сейчас ООН? Это сугубо политизировагная организация. Я рад, что нашу страну представила Полина Гагарина. Мне очень нравится ее исполнение. Считаю Полину одной из лучших эстрадных исполнительниц. У нее потрясающие вокальные данные, прекрасный голос, и она драматическая актриса.

Что сейчас происходит с оперным искусством? Куда оно движется?

— Я как оптимист уверен в том, что все будет хорошо. Однако то, что сейчас происходит на сценах ведущих театров страны, мягко говоря, не очень радует. Когда режиссеры делают гомосексуалистов из Онегина и Ленского, когда у них Татьяна и Ольга проститутки, то это не выдерживает никакой критики. Даже Сергей Шнуров из группы «Ленинград» на сцене оперного театра — абсолютно лишний человек.

А вам не кажется, что это попытки режиссеров осовременить классику, приобщить к опере молодое поколение?

— Можно я задам вам встречный вопрос? Если взять любое произведение Пушкина и вместо классических фраз вставить туда слова, которые сегодня в обиходе у современной молодежи («ништяк», «по кайфу» и подобные), то это будет красиво? Уверен, что нет. Мне интересно смотреть, как люди жили в ту эпоху, как они вели себя, какими ценностями руководствовались. Мне хочется с головой окунуться в мир, который создал автор произведения... Думаю, что подобные попытки осовременить классику происходят из-за того, что у людей не хватает либо таланта, либо ума сделать что-то свое. Ломать не строить: проще взять шедевр и исковеркать его под современный лад.


Вадик, пой тише, солиста не слышно

Должен ли театр отображать действительность?

— Считаю, что театр не должен на 100% отображать действительность. В каждой стране есть как хорошее, так и плохое. Если мы начнем все «плохое» ставить на один уровень с «хорошим», ни к чему положительному это не приведет. Молодежь всегда должна знать, что хорошее выше, поэтому театру нужно отображать положительную реальность.

Со времен Древней Греции театр служил врачеванием. Греки считали, что есть четыре метода врачевания человека: хирургическое вмешательство, психическое, знахарство (лечение травами) и театр, который служил фундаментом, поскольку лечил душу человека. Греки полагали, что если душа человека исцелена, то ему не потребуются ни хирург, ни психолог, ни знахарь. Если наши деятели культуры поймут, что они врачи, то это дороже, чем клятва Гиппократа.

Как, по-вашему мнению, можно приобщить молодежь к оперному искусству?

— Приобщать к любому искусству нужно с детства. Когда я вижу на концертах детей, я больше радуюсь им, чем полному залу. Для меня любой ребенок, который пришел на концерт, — огромная победа. И когда я вижу, что он не болтает и не бегает по залу, а с открытым ртом слушает, я тогда счастлив. Вот это понимание должно быть на государственном уровне.

Вы увлеклись театром и музыкой с детства?

— Да. Я профессионально занимался танцами и спортом, но любил срывать уроки математики и литературы — начинал петь. Получилось так, что я пошел танцевать в центр народного творчества РНМЦ (ныне уничтоженный, к сожалению, министром культуры Северной Осетии Фатимой Хабаловой). Там был народный фольклорный ансамбль «Нартон» — пенсионеры исполняли древние осетинские танцы и героические песни, а нас, молодых, приглашали подпевать. Помню, хормейстер всегда делал мне замечание: «Вадик, пой тише, солиста не слышно». Оттуда меня направили в Государственный мужской хор, где принимал величайший дирижер Тамерлан Хосроев. Он пригласил меня во Владикавказское училище искусств. Я согласился поучиться там только потому, что у меня был год до армии. Чтобы не терять время и не пойти по наклонной, ведь это были 90-е... В итоге время в училище оказалось настолько интересным, что я погрузился в творчество с головой.


Не верю в те плохие качества, которые Сталину навязываются. Как говорится, мертвого льва любой осел может пнуть

Ваша молодость пришлась на 90-е?

— Да, хорошо помню эти времена. Вседозволенность, наркотики, бандитизм, шальные деньги. Они, естественно, не оставили равнодушными очень многих из моего поколения. Это было страшно, конечно. С другой стороны, человек, который из этого вырвался, стал гораздо сильнее. На таких людей я сейчас смотрю с гордостью. Думаю, их вряд ли в жизни что-то может сломать.

Кто ваш герой сегодня?

— Мой герой — очень неоднозначная личность на сегодняшний день. Это Иосиф Сталин. Я не верю в те плохие качества, которые Сталину навязываются. Как говорится, мертвого льва любой осел может пнуть. Человек, который ушел на тот свет с прохудившейся парой обуви, заслуживает уважения. Мне кажется, самое идеальное время было при нем. Все остальное — благодаря тому фундаменту, который он заложил.


Все общество обсуждает на одном уровне войну в Донбассе и свадьбу в Чечне. Ну разве это не сумасшествие?!

Недавно все активно обсуждали «свадьбу века» в Чечне. Как кавказский мужчина — что вы думаете об этом?

— Никогда в жизни не поверю, что если бы глава Чечни Рамзан Кадыров сказал «я одобряю», а семья девушки не благословила бы брак, то свадьба бы состоялась. Не могу сказать, что осуждаю этот брак или поддерживаю его. И никто не имеет право судить, не разобравшись на самом деле.

На Кавказе свой менталитет, который в России никто не понимает, потому что не стремятся его понять. Неужели у нас в стране больше нет проблем? В Чечне других проблем больше нет? Все общество обсуждает на одном уровне войну в Донбассе и свадьбу в Чечне. Ну разве это не сумасшествие?! Один умный человек сказал: «Если посчитать все деньги, которые были затрачены на последние войны, начиная с Великой Отечественной, с лица земли можно стереть все трущобы и каждому человеку на планете построить дом, обеспечить его счастливую жизнь»...

Знаете, у нас в центре Владикавказа функционирует завод «Электроцинк», который способствовал тому, что смертность детей увеличилась в два раза. И Владимиру Путину писали по этому поводу, и митинги организовывали. Однако на это никто не обращает внимание, завод до сих пор работает. И это никого не волнует...

Для нас новость о том, что какой-то чеченский старик женился на семнадцатилетней девочке, гораздо важнее. Чеченцы сотни лет так женятся. Давайте тогда соберем всех кабардинцев, балкарцев, черкесов и разведем их со вторыми, третьими, четвертыми женами.

На Кавказе есть многоженство?

— Есть, конечно, кто об этом не знает!

Это не прописано в законе РФ...

— Но прописано в национальной традиции этого народа. Неужели вы думаете, что народам, которые тысячелетиями живут по своим законам, может противостоять закон РФ, который не работает там, где должен работать? Знаете, людям за кражу телефона или нескольких килограммов никеля дают от трех до пяти лет. По «делу «Оборонсервиса» украли 647 млн рублей (это еще заниженная сумма, мне кажется), а Евгении Васильевой дали столько же. Разве это не нарушение закона РФ?

Вы много путешествуете по стране. Что режет глаз, а что нравится?

— Иногда кажется, что Россия — это Москва и Петербург. На самом деле они резко отличаются от остальных городов России. Например, есть некоторые города, жители которых даже представления не имеют о том, что такое опера. Поэтому очень важно вывозить солистов больших театров в эти провинции. Недавно я выступал в Новоангарске. Там люди со слезами на глазах подходили и говорили, что первый раз в жизни услышали оперу... Раньше Новоангарск вообще был изолирован, чтобы туда добраться, ехать нужно было 300 километров — сперва до поселка Дипкун, дальше по тайге, маршрутами местных старателей, речками и буераками до якутского Сустама.

А чего не хватает Петербургу?

— Мне кажется, всего хватает. Не достает только сохранения старых ценностей. Исключительно питерских. Потому что Питер — это все-таки абсолютно уникальный город, отличающийся от всех остальных. Все, что за последние пару столетий в России появилось, изначально зародилось в Петербурге. Питер — духовная кузница русской элиты. Говоря «русской», я имею в виду не только людей этой национальности. Я тоже русский осетин. И мне кажется, попытки как-то осовременить Петербург слишком настойчивые, слишком ярые. Петербург должен оставаться таким, каким он был всегда. Необычным, культурным, волшебным городом.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга