загрузка
АНКЕТА

О себе

Я родился в горах, в деревушке, недалеко от города Фолиньо (150 км к северу от Рима). После окончания средней школы учился в Академии художеств в Перудже, а затем на факультете архитектуры в Университете Флоренции. Всегда работал внештатным архитектором, в основном посвящая время планировке территории, реставрации памятников и реструктуризации частной и госсобственности.

О традициях

Каждую традицию, гражданскую или религиозную, нужно уважать, потому что она является частью воспитания и местной культуры. Я встретил Новый год в одной русской семье. Вечер прошел очень весело, и празднование Нового года мне показалось очень похожим на то, как его празднуют в Италии, за исключением новогоднего стола.

О бюрократии

Российская и итальянская бюрократические системы очень похожи. В политических структурах, где власть должна присутствовать в каждом капилляре, думаю, что это нормально — иметь такую вездесущую бюрократию.

О петербуржцах

Я заметил, что они ведут себя немного робко, когда пытаешься с ними подружиться, и стесняются говорить открыто. Но в целом в характерах русских и итальянцев много общего.

Бесплатный разговорный клуб итальянского с Клаудио Треччи в хостеле GRAFFITI L.

Фото: Юлия Саплина

Language Free

Петербургский волонтерский проект. Энтузиасты организуют бесплатные волонтерские курсы иностранных языков. Занятия ведут педагоги-волонтеры и носители. Запись на занятия осуществляется через группу во «ВКонтакте».

Центр Помпиду

Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду открыт в Париже в 1977 г. Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади. Арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы — синим, водопроводные — зеленым, электропроводка — желтым, а эскалаторы и лифты — красным. Деятельность центра посвящена изучению и поддержке современного искусства. Является третьей по посещаемости культурной достопримечательностью Франции (после Лувра и Эйфелевой башни).

Persona Viva

Студия старинного и народного танца. Круглый год открыта в Петербурге для всех, кто хочет научиться прекрасным танцам различных стран и эпох. Подробная информация здесь.

«Экспо-2015»

Презентация российского участия в выставке «Экспо-2015» состоялась 22 мая 2014 г. в пресс-центре Петербургского экономического форума. Девиз российской экспозиции: «Русское поле. Растим во благо мира. Возделываем во имя будущего», основной ее темой заявлена продовольственная безопасность. Предполагалось, что расходы на организацию российского участия втрое превысят сумму, потраченную Россией на «Экспо-2012», и достигнут 1,1 млрд рублей.
318

Это номер петербургской школы — единственной в России, где язык Данте и Петрарки изучается по классической схеме, со второго класса.

ГОРЯЧИЙ ВОПРОС

Как итальянцы стали относиться к россиянам после введения санкций?

Я не разделяю наложение Европой санкций против России так же, как и большая часть общественности Италии. У меня нет никаких предубеждений против русского народа. Как торговые, так и культурные отношения между Италией и Россией должны становиться все более оживленными, потому что значение наших стран друг для друга велико. По большей части отношения в международной политике определяют США, и Италия является участницей Североатлантического договора. Надеюсь, что в ближайшее время санкции будут пересмотрены и сняты в свете экономического ущерба, который они наносят странам Европы.




Ремейк

От англ. remake — «переделка». Артистико-дизайнерский и коммерческий термин, означающий выпуск новых версий уже существующих произведений искусства с видоизменением или добавлением в них собственных характеристик.

Всемирное наследие ЮНЕСКО

Природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости. По состоянию на 2014 г. в списке Всемирного наследия — 1007 объектов, из которых 779 являются культурными, 197 — природными и 31 — смешанными. Исторический центр Петербурга и связанные с ним комплексы памятников — первый в России (и СССР) объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фолиньо

Старинный город в Италии, в регионе Умбрия, на реке Топино. Население составляет около 55 тыс. человек. Фолиньо был основан умбрианцами в доримский период (вероятно, в VIII веке до н. э.)

Петербургский авангард

Несколько месяцев в году итальянский архитектор и реставратор Клаудио Треччи живет в Петербурге. Сегодня у него здесь много друзей, он хорошо знаком с местной культурой и традициями. Клаудио бесплатно обучает всех желающих своему родному языку. «Петербургскому авангарду» он рассказал об архитектурных возможностях Северной столицы, о реальной ценности ремейков и о том, как в кризис можно укрепить сотрудничество с итальянскими городами.

Итальянский архитектор Клаудио Треччи провел всю зиму в Петербурге. Фото: личный архив

Минувший год был особым для сотрудничества двух стран — перекрестным «Годом туризма Россия-Италия». Несмотря на экономические трудности, были проведены десятки значимых мероприятий. Как можете оценить эту работу?

— К сожалению, я не смог в полной мере принять участие в мероприятиях, но благодаря Интернету узнал, что в рамках «Года туризма Россия-Италия» их было действительно много и они были высокого качества. Большой интерес вызвали показы итальянских фильмов, а также презентации предложений по учебе в Италии.

Думаю, наши лидеры должны прилагать больше усилий для расширения сотрудничества. Как в Италии, так и в России есть все предпосылки для усиления не только экономических, но и культурных связей двух стран.

С прошлого года вы даете в Петербурге бесплатные уроки итальянского для всех желающих. Почему?

— В рамках волонтерского проекта Language Free я веду занятия в хостеле GRAFFITI L раз в неделю, иногда проводим встречи дополнительно в других местах. Мои ученики — молодые люди 20-35 лет, которые уже говорят по-итальянски или хотят заговорить.

В основе желания говорить на нескольких языках исключительно культурный интерес, не коммерческий. Полагаю, что знакомство с представителями разных наций помогает культурно обогащаться: я даю петербуржцам знания, обучая моему языку, а они обогащают меня с точки зрения дружбы, обмена мнениями и взглядами. При этом не исключено, что и я смогу немного выучить русский.

В современном мире изучение иностранных языков особенно актуально?

— Вы правильно говорите! На самом деле я пытаюсь убедить моих внуков, итальянцев, выучить какой-нибудь восточный язык (русский или китайский), кроме английского.

В Петербурге есть школа № 318 — единственная в России, где язык Данте и Петрарки изучается по классической схеме со второго класса. На ваш взгляд, какие перспективы открывает изучение итальянского языка?

— Как для итальянца для меня очень почетно, что в Петербурге есть такая школа, и мне жаль, что в Италии нет такой же.

Думаю, что итальянский язык никогда не сможет превратиться в международный язык. На нем говорит слишком мало людей. Но считаю, что итальянский может быть основой для углубленного изучения культуры и истории одной из величайших цивилизаций — Римской. От нее произошли многие модели поведения и многие законы, которые также могли бы повлиять на жизнь населения России (именно это и могло бы изучаться в российских школах более глубоко).


Трезини, Росси, Растрелли выпала удача выразить свой талант благодаря великим проектам русских царей

         

Если говорить об архитектуре, то Петербург — самый итальянский город России. Имена итальянских архитекторов навсегда вписаны в историю города…

— Доменико Трезини, Карло Росси и Бартоломео Растрелли хотя и были выдающимися мастерами, но им выпала удача выразить свой талант благодаря великим проектам русских царей.

Топография местности, совершенно плоской, отсутствие историко-архитектурных предпосылок, но прежде всего — желание построить город, полный политического, художественного и культурного смысла, определили городскую структуру, не имеющую себе равных, наполненную настоящими жемчужинами архитектуры. Все это делает Санкт-Петербург уникальным городом.

Что вы испытываете, гуляя по улицам, которые проектировали ваши знаменитые соотечественники?

— Кажется, что от созерцания огромных районов, застроенных зданиями XVIII века, разбегаются глаза, и наоборот, взгляд притягивает многочисленный оригинальный декор зданий. Архитектурное мастерство проявляется и в протяженных городских перспективах, и в конструкционных деталях.

Хотелось бы только видеть меньше рекламных вывесок или, вернее, меньшей их концентрации на исторических зданиях.

Петербург из-за обилия рек и каналов часто сравнивают с Венецией. Как архитектор вы считаете сравнение обоснованным?

— Я не согласен с этим утверждением! Венеция была построена на воде на основе очень специфической системы закладывания фундамента. Санкт-Петербург возник на твердой земле — на островах, которые были созданы дельтой Невы.

Выражение «Северная Венеция» служит для увеличения потока туристов (пусть так и будет). По-моему, у обоих городов есть свое особое очарование, но, конечно, оно отличается с точки зрения окружающей среды и памятников.


Достаточная реставрация гораздо лучше,
чем отличный ремейк

         

Как вы оцениваете петербургские новоделы — новые здания, которые создаются «под старину»? Нашими искусствоведами они часто критикуются за безвкусие, отсутствие гармонии.

— Петербург был задуман как «окно в Европу». Как и многие города, наполненные историей и смыслом, он уязвим, достоин огромного уважения и особой защиты. Поэтому разделяю мнение петербургских искусствоведов.

Любое вмешательство в городскую структуру и здания Северной столицы необходимо тщательно взвешивать. У ремейков нет урбанистической и архитектурной логики, они не вписываются в окружающий городской пейзаж, более того — разрушают его. Достаточная реставрация гораздо лучше, чем отличный ремейк!

Если, однако, реставрация невозможна, я бы предпочел, например, такие проекты, как Центр Помпиду во Франции, который был спроектирован по новаторскому проекту архитекторов Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. В этой работе подчеркивается современность без слепого подражания классицизму в городском окружении.

Как в Италии решается вопрос сохранения зданий, имеющих историческое и культурное значение?

— В Италии все вмешательства в здания-памятники (как с урбанистической точки зрения, так и с точки зрения архитектуры) регулируются документом, который называется «Венецианская хартия». Ее главный принцип — защита всего, что имеет историко-культурное значение.

Знаю, что Петербург — один из городов, находящихся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако организация часто давала отрицательную оценку градостроительному вмешательству, которое не соответствует историко-культурному климату Северной столицы.

К сожалению, современный Петербург утрачивает архитектурную цельность, ясность, регулярность. Но ведь город — это не музей, он должен жить и развиваться.

— Все города, в том числе европейские, разрастались после Второй мировой войны в связи с увеличением численности населения, поскольку наибольшее количество рабочих мест было сконцентрировано именно там. Следствием стало лихорадочное строительство зданий без предварительного и тщательного изучения территорий.

Петербург долгое время представлял собой особый случай. В XX веке были произведены архитектурные изменения, но они имели урбанистическую и архитектурную ценность. К примеру, создан Московский проспект, где выстроились самые красивые здания русского рационализма.

Но все-таки прирост населения привел к тому, что в последние десятилетия новые здания бездумно строились рядом с исторической частью Петербурга. И не было найдено решения, благодаря которому обеспечивалась бы их преемственность. Кроме того, застраиваемые окраины города, где архитектура базируется только на экономических интересах, абсолютно не совместимы с исконной городской философией Петербурга.

Сохранение к северу и востоку от Невы свободной от застройки полосы могло бы стать тем самым уважительным отношением к исторической части города. А реализовывать масштабное строительство можно было бы путем создания вокруг Петербурга небольших городов-спутников.

Что для вас Петербург сегодня?

— Единственный в мире. Для всего мира Петербург — это город, ассоциирующийся с Петропавловской крепостью, мостами через Неву, резиденциями императоров, театрами, садами и музеями. Сюда не приезжают, как не едут в Париж или Рим, чтобы посетить окраины, которые везде одинаковы, построены вокруг мест концентрации транспортных средств и повсюду испорченны. В Петербург приезжают, чтобы восхититься великолепием XVIII века, не зараженным ни предыдущей, ни недавней ненужной городской застройкой — такой, например, как торговый центр «Галерея».


В период кризиса нужно использовать
нетрадиционные способы взаимодействия

         

Как можно укрепить сотрудничество Петербурга с итальянскими городами? Какие мероприятия, на ваш взгляд, следует провести?

— Интересно разработать общую многолетнюю программу, чтобы понять, в каких областях возможна реализация двусторонних инициатив, и выделить наиболее значимые.

Простой пример: недавно я услышал, что в Петербурге есть школа «танцев в стиле барокко». И никто в Северной столице не знает, что в моем родном городе Фолиньо каждый год проводится мероприятие под названием Segni Barocchi, которое заканчивается потрясающим конным рыцарским турниром Quintana. Было бы интересно объединить эти выступления.

Хорошо бы организовать одновременные мероприятия для русских художников в Италии и итальянских художников в России. Это принесло бы и определенную коммерческую выгоду, что важно во время экономического кризиса. Наконец, я бы уделил больше внимания приближающейся международной выставке «Экспо-2015», которая пройдет в Милане с мая по октябрь. Тема выставки — «Накормить планету. Энергия для жизни». Если о ней узнает большее количество людей, это послужит дополнительным стимулом к сближению наших интересов в сфере гастрономии.

В Петербурге я хотел бы поделиться опытом в области технико-экономического обоснования по поддержанию городских систем в историческом центре и связанных с ним районах. Кроме того, готов рассказать о некоторых основных правилах, действующих в Италии, которые помогут улучшить состояние исторических зданий Петербурга. Я не хочу давать советы, хочу только сравнить опыт и методологию, что окажется полезным для улучшения качества жизни. Можно провести такие лекции на факультетах архитектуры в госуниверситетах.

Подобное сотрудничество актуально и для других областей, в том числе экономической и торговой. В период кризиса вообще нужно использовать нетрадиционные способы взаимодействия.

Считаю, что страны не обязательно и не всегда должны представлять лучшие свои стороны: необходимо искать возможности для интеграции и сотрудничества именно в слабых и неустойчивых чертах.


Беседовала Любовь Костерина