загрузка
АНКЕТА

Самое сказочное место в Петербурге?

— Ботанический сад СПбГУ.

Русский музей или Эрмитаж?

— Эрмитаж.

Любимый театр в Северной столице?

— Я ненавижу театры. Не люблю искусственные эмоции.

В какое место в Петербурге вы никогда не пойдете?

— В театр.

С какими цветами у вас ассоциируется Петербург?

— Темно-зеленый и коричневый. Я часто смотрю на крыши, а они окрашены именно в эти цвета.

Личность-символ Петербурга?

— Даниил Хармс.

«Темнота»

Фото: Илья Смирнов

«Ветер в ивах» (1908)

Сказка, написанная шотландским писателем Кеннетом Грэмом и повествующая о приключениях пяти персонажей: дядюшки Рэта, мистера Крота, мистера Барсука, мистера Тоуда и Выдры. Несмотря на то, что персонажами сказки выступают животные, в своем произведении автору удается создать реалистичный слепок английского общества конца XIX — начала XX веков. В России книга долгое время была неизвестна широкой общественности, впервые была переведена на русский и издана в 1988 году.

«В диких условиях» (2007)

Драматический роуд-муви режиссера Шона Пенна, экранизация одноименной книги Джона Кракауэра. Фильм, основанный на реальных событиях, рассказывает историю Кристофера МакКэндлесса — человека, который отверг ценности материального мира и отправился в долгие скитания по США. Фильм был дважды номинирован на «Оскар».

«Малые голландцы»

Традиционное название обширного круга голландских живописцев XVII века (Я. Вермер, братья Остаде, Г. Терборх, Я. Стен, Г. Метсю и др.). Название возникло в связи с камерным характером их творчества, небольшим размером их картин (пейзаж, интерьер, бытовые сюжеты). Для этой живописи характерны тонкость письма, выразительность деталей, красота световых и колористических нюансов, общее ощущение уюта, близости и единения персонажей.
1908

В этом году вышла в свет сказочная повесть Кеннета Грэма «Ветер в ивах»: персонаж книги мистер Крот настолько интересен Марии Мосевич, что она перенесла этот образ в свою живопись, сделала средством для выражения глубоких личных переживаний и жизненной философии.

ГОРЯЧИЙ ВОПРОС

По данным ВЦИОМ, более 90% россиян считают основными ценностями семью, воспитание детей и жизнь в согласии с совестью. Вы причисляете себя к этим 90%?

Наверное, причисляю, но мне не нравится идея того, что создание семьи — это единственно правильный способ существования. Я не согласна с тем, что если у человека нет семьи, значит с ним что-то не так или что он не обладает основными ценностями. А жить в согласии с совестью мне кажется очень правильным и важным. Эту ценность я полностью поддерживаю.




Фрида Кало (1907–1954)

Мексиканская художница, работавшая в направлениях сюрреализма и магического реализма. Основополагающим жанром ее живописи был автопортрет, через который художница метафорически говорила о событиях своей жизни.

Левкасы

Доски, покрытые специальный грунтом, представляющим собой мел, размешанный на животном или рыбьем клею с добавлением льняного масла. Левкасы активно используют в иконописи.

Петербургский авангард

Вместе с бурным развитием средств коммуникации сегодня возрастает отчуждение между людьми. При активном развитии соцсетей, онлайн-сервисов человек все чаще вынужден защищать свое личное пространство. Петербургская художница Мария Мосевич исследует тему личных пространств через живопись. Ее неизменным спутником в познании является интровертный герой Крот — не животное, не сказочный персонаж, а образ, вмещающий различные философские смыслы. Журналист «Петербургского авангарда» пообщался с Марией Мосевич накануне открытия ее персональной выставки.

Фото: Илья Смирнов

Мария, 27 февраля в Центре искусства и музыки ЦГПБ имени Маяковского открывается ваша выставка «Личные пространства». Какая идея в основе представленной серии картин?

— Создавая эти работы, я размышляла о том, что для разных людей может значить личное пространство, каким образом они его воспринимают. Ведь так или иначе все устанавливают себе личные пространства: некоторые уезжают или запираются дома, другие просто замыкаются в себе и перестают разговаривать, третьи уходят в творчество.

Что привело вас к рассуждениям на эту тему?

— Летом я всегда уезжаю в Крым, обычно в археологические экспедиции. Меня всегда привлекала мысль о том, что можно просто взять рюкзак и уехать на время, расстаться со своей обычной жизнью. Я уезжаю с небольшой компанией, не более десяти человек. Там мы живем очень замкнутой жизнью и мало разговариваем. По сути такая поездка и формирует личное пространство.


Есть художники, всю жизнь необычно рисующие людей,
а я рисую кротов

         

У ваших картин разные сюжеты, но во всех работах присутствует один и тот же персонаж — крот. Как появился ваш герой?

— Я рисую с четырех лет и с самого детства люблю животных, поскольку всегда много времени проводила на природе. Для меня мир животных имеет очень большое значение. Когда я была маленькой, мне довелось прочитать классическую английскую сказку «Ветер в ивах». Там фигурируют такие персонажи, как звери в одежде. Одним из них является мистер Крот. Еще в детстве он стал мне особенно близок, и, повзрослев, я продолжила его рисовать. Даже написала продолжение повести и сделала иллюстрации к ней. Позже я поняла, что этот образ можно поставить в любую сюжетную ситуацию, вмещая в него самые разные идеи….

Вы идентифицируете себя с этим персонажем?

— Сейчас уже не воспринимаю его как сказочного персонажа, животное или человека. Для меня он является оболочкой, в которую я вкладываю разные смыслы. Есть художники, всю жизнь необычным образом рисующие людей, а я рисую кротов. Через этот образ я могу говорить о разных вещах, как некоторые художники через автопортрет (к примеру, Фрида Кало).

Понимаю, что крот — это образ, но что-то сблизило вас с ним. Почему главным героем ваших картин стал мистер Крот, а не дядюшка Рэт или мистер Барсук например?

— Наверное, я отталкивалась от того, как кроты живут в реальной жизни, пребывая большую часть времени в подземном одиночестве. Скорее всего, мне просто близки интровертные персонажи.


Сколько бы люди ни отгораживались,
создавая личные пространства, все равно мы нужны друг другу

         

Через картины вы рассуждаете о том, что может значить личное пространство для разных людей. К каким выводам пришли?

— Выводов много. Один из них может показаться слишком романтичным. Есть фильм «В диких условиях», он повествует о молодом человеке, погибшем во время путешествия на Аляску. В своем дневнике герой написал, что счастье реально только тогда, когда есть с кем его разделить. Сколько бы люди ни отгораживались, создавая личные пространства, все равно мы нужны друг другу. Этот вывод не является главным, но мне захотелось сделать на нем акцент и закончить на нем мою авторскую книгу, которая полностью состоит из картин и называется так же, как и серия работ.

Будет ли ваша книга издаваться? И планируете ли вы продемонстрировать ее на выставке?

— Нет, она не будет издана. Выставлять ее я тоже не собираюсь. Ведь в том и заключается смысл авторской книги, что она является коллекционной, редкой работой. В серии «Личные пространства» более 20 картин. Думаю, этого будет достаточно, чтобы рассказать о своих выводах.

Для некоторых людей личное пространство — это их творчество. Благодаря творчеству или увлечению человек погружается в себя, создавая собственный мир: один начинает рисовать или читать, другой уезжает на рыбалку. Такие сюжеты присутствуют в моих работах.

Давайте посмотрим, как возникают личные пространства в ваших картинах…

— Начнем с очень важной для меня серии из трех работ. После смерти близкого друга моей семьи, занимавшегося иконописью, остались левкасы, и его жена решила отдать их мне. Три картины, о которых я говорю, выполнены на этих левкасах.

На одной из них — крот, пребывающий в пространстве наподобие капсулы. Он читает книгу, и капсула, окружающая его, залита теплым желтым светом. Его отгороженность от мира — это не трагедия и не депрессия. Ему уютно. Окружающий мир за пределами капсулы становится для него темной массой. Он никак его не воспринимает, потому что погружен в себя. У него есть свое личное пространство, которое может дать ему книга.

На двух других картинах крот более открыт миру: в одном случае он играет на флейте и погружается в природу, в другом — иллюстрирует мысль, о которой я уже говорила: одному хорошо, а вдвоем еще лучше.

Во многих ваших работах присутствуют призрачные, почти невидимые нити, связывающие персонажей и объекты. Это лишь эстетический компонент или он имеет определенный смысл?

— Мне просто нравится проводить какие-то тонкие нити и параллели. В некоторых картинах они несут определенный смысл, например, в работе, на которой изображено сердце. Не знаю, как ее назвать. Я, как правило, не даю названия своим картинам. Здесь крот идет вслед за своим сердцем, привязанный нитью. Сердце выглядит очень большим по сравнению с миниатюрным кротом. А справа мы видим еще одного персонажа: в руке у него маленький кусочек того самого сердца.

У крота похитили частичку сердца, заставив его выйти из личного пространства? Эта картина о любви?

— Все картины о любви. Все искусство о любви и о боге, если понятие искусства рассматривать глобально. Другой темы люди пока еще не придумали.

Что в таком случае представляет собой бог в ваших картинах?

— Бог — это сам мир.


Искусство теряет смысл, если создать книгу,
а потом тысячи открыток и наклеек к ней

         

Вы с самого детства создаете авторские книги, состоящие из картин. Чем вызван столь сильный интерес к литературе?

— Я росла в семье, где был культ книг. У моих родителей они лежат на каждой табуретке. Три поколения моих родственников помешаны на книгах, и все они являются художниками. В детстве я читала бабушкины книги с иллюстрациями, написанные в 30-х годах. Это, конечно, повлияло на меня. Кстати, на выставке некоторые картины будут представлены с текстами, но их не очень много. Главная из них — «Темнота».

Почему она так называется и какую идею несет?

— Мои друзья придумали детский онлайн-журнал, каждый выпуск планировалось посвящать определенной теме. Первой темой была темнота. Каждый из нас должен был сформулировать свое отношение к ней. В результате я нарисовала картину и написала историю о темноте.

Согласились бы вы создавать иллюстрации к книгам, которые выходят большим тиражом? Или вы против конвейерного искусства?

— Только хорошие иллюстрации к хорошим книгам, текст которых мне нравится. Но, как я понимаю, сейчас не очень востребована качественная, за длительный срок сделанная иллюстрация. Сейчас эти вопросы решаются слишком быстро в ущерб качеству. А конвейерное искусство мне неинтересно, потому что я хочу делать уникальные вещи. Я делаю вручную даже то, что можно не делать.

При таком подходе произведение становится более оригинальным?

— Я так поступаю не в целях повышения оригинальности. Вещь приобретает иную энергетику, когда она сделана своими руками. Чем больше ты вкладываешь в нее, тем обширнее и глубже становится ее содержание. Что касается конвейера, то, на мой взгляд, искусство теряет смысл, если создать книгу, а потом тысячи открыток и наклеек к ней. Я не против открыток и наклеек, но когда этого становится слишком много или когда это единственное, что производится, искусство исчезает.

А что остается?

— Дизайн. Я люблю дизайн, и в нем нет ничего плохого, но мне хотелось бы заниматься искусством. Более того, мне даже неинтересно зарабатывать на этом деньги, хотя, конечно, они мне нужны.

Чем на ваш взгляд принципиально отличается искусство от дизайна, помимо уникальности произведения?

— Искусство — это создание чего-либо на основе своего личного отношения. Если теряется личное отношение, теряется и искусство. Например, художник пишет натюрморт с чайником и лимоном, чтобы вписать его в интерьер желтой кухни. Это дизайн. К натюрмортам «малых голландцев» это, конечно, не относится, поскольку в их картинах присутствует жизненная философия. Если за произведением теряется личность художника, искусство исчезает.

Вы уже знаете, чему посвятите следующую серию ваших картин? Или вы займетесь созданием новой авторской книги?

— Я уже делаю новую книгу. Она состоит из 18 листов. Размеры ее довольно велики: высота — 70 см, а длина — 18 метров (по метру на каждый лист). В общем, это долгая работа. Новая книга, как и «Личные пространства», будет рассказывать об отношении разных людей к одной теме. В этот раз темой книги станет пребывание дома и вдали от дома.


Беседовала Дарья Вараксина