загрузка
АНКЕТА

Только в Петербурге есть…

— Музей сновидений Фрейда.

Атмосфера Петербурга в трех эпитетах?

— Призрачная, литературная, сновиденческая.

Что невозможно в Петербурге?

— Перестать следить за изменениями неба.

Самые раздражающие слова, которые Вы слышите в Петербурге?

— Позитивный, креативный.

Как выглядит настоящий петербуржец?

— Его нет.

Куда в Петербурге вы не пойдете?

— На светское мероприятие.

Какой цвет у вас ассоциируется с Петербургом?

— Нежно-голубой.

Музей сновидений Зигмунда Фрейда

Фотографии: Мария Ремизова

«Происхождение мира»

Картина французского художника-реалиста Гюстава Курбе, которая не выставлялась напоказ более 120 лет. Скандальное полотно воспринимали как провокацию.

Лу Андреас-Саломе (1861-1937)

Писательница, психотерапевт, философ. Родилась в Петербурге. После знакомства с Фрейдом, вошла в круг его учеников и стала заниматься психоанализом. Одна из важнейших книг писательницы «Эротика» была переиздана в Европе 5 раз.

Жак Лакан (1901-1981)

Французский психоаналитик, психиатр, фрейдист, структуралист. Является одной из наиболее значительных фигур в области психоаналитического знания.

Сублимация

Процесс преобразования энергии аффективных влечений в социально приемливые формы активности, творчество.

Мелани Кляйн (1882-1960)

Британский психоаналитик, последовательница Фрейда, стоявшая у истоков детского психоанализа, игровой психоаналитической терапии и теории объектных отношений.

Анна Фрейд (1895-1982)

Британский психоаналитик, младшая дочь Фрейда, одна из основателей детского психоанализа.

«Вам решать, быть ли вам лаканистами; сам я — фрейдист»

Лакан произнес эту фразу на международной конференции в Каракасе в 1980 году за год до своей смерти.
20

лет Виктор Мазин читает лекции по авангардному искусству на всевозможных площадках

ГОРЯЧИЙ ВОПРОС

Премия за премией объявляет своих лауреатов, и ни одного петербуржца. Стоит ли беспокоиться?

Я думаю, стоит беспокоиться по поводу того, что нет серьезного движения, понимания и попытки понять культуру, а не по поводу того, что нет лауреатов. Моя деятельность началась во времена перестройки, и для меня группы Поп-механика и Кино, возникшие в те годы, являются очень большими событиями, особенно Поп-механика, которая имела не только российское, но и мировое значение. То, что сегодня мы толком не можем назвать имена петербургских музыкантов, режиссеров, писателей — это повод для беспокойства.

Андре Массон (1896-1987)

Французский живописец, график, чье искусство совместило в себе черты сюрреализма и абстрактного импрессионизма. Массона считают одним из наиболее значительных художников-сюрреалистов наряду с Дали.

Градива или Метаморфоза Градивы (1939)

Премия Фрейда
по литературе

Речь идет о Премии Гете, которую Фрейд получил в 1930 году.

Децентрация субъекта

Смещение субъекта относительно его «я», центра-сознания. Фрейд полагал, что человеком движет бессознательное, которое не совпадает с «я». Оно игнорируется сознанием и неизвестно ему. Суть переворота, совершенного Фрейдом, можно выразит словами поэта Артюра Рембо: «Я – это другой».

Эго-психология

Направление психоанализа, центральную позицию в котором занимает эго — часть личности, которая осознается как «я» и осуществляет борьбу с влечениями, регулирует отношения субъекта со средой. Представителями эго-психологии являются А. Фрейд, Х. Гартман, Р. Спитц, М. Малер, Э. Глоувер , Э. Эриксон.

Антропный принцип

Один из принципов современной космологии, фиксирующий связь между крупномасштабными свойствами Вселенной и существованием в ней человека. Существуют различные интерпретации этого принципа. Одна из них подразумевает, что Вселенная такова, какой её наблюдает субъект.

?? месяц год / Петербургский авангард

Петербургский авангард

В Музее сновидений Фрейда «Петербургский авангард» встретил основатель, психоаналитик и философ, а также куратор художественных проектов Виктор Мазин. Как фрейдист он убежден: причина человеческих страданий кроется в иллюзии «я» и считает, что человек имеет право быть несчастным.

Фото: Мария Ремизова

Виктор Аронович, в декабре у вас выходят две новые книги. Чему они посвящены?

— Обе книги очень волнительные. Одна из них выходит в России под названием «Лу Андреас-Саломе и Жак Лакан смотрят кинофильм «Стыд» Маккуина». В данной книге два психоаналитика, которые никогда не встречались, смотрят фильм, который они никогда не видели. Эта идея сложна с точки зрения литературы, так как, придумывая диалоги, надо было выстраивать их из реальных цитат. Вторая книга выходит в Германии. Работая над предисловием для немецкоязычного читателя, я разволновался. Меня посетила мысль о том, что, поскольку моя книга выходит на языке самого Фрейда, я обращаюсь не только к немецким читателям, но и к призраку самого основателя психоанализа.


Психоанализ — это машина самопознания, но если у человека нет интереса к себе, то она просто ему не нужна

         

Что психоанализ дает человеку и как меняет его жизнь?

— Психоанализ восходит к традиции «Познай самого себя». Вспомним фильм «Матрица», который был тщательно разобран на детали психоаналитиками. Когда Нео пришел к Оракулу, та не стала давать ему готовых ответов, а указала на изречение Сократа, начертанное над дверью. В этом смысле Оракул вела себя как психоаналитик. Психоанализ — это машина самопознания, но если у человека нет интереса к себе, а таких сейчас большинство, то психоанализ ему просто не нужен. Здесь нет универсальных идей и понятия всеобщего блага, так как все это ведет к тоталитаризму, а психоанализ и тоталитарная культура несовместимы. Психоанализ меняет представление человека о себе и мире. Оно не становится лучше или хуже, оно становится другим.

Как практику самопознания психоанализ следует соотносить с наукой и искусством?

— Фрейд считал, что эта дисциплина занимает позицию между наукой и искусством. В то же время он говорил, что психоанализ — это искусство толкования. Таким образом, Фрейд склонялся к тому, что эта практика относится в большей степени к искусству, чем к науке. Существуют различные способы постижения этого мира, и все подходы важны, но лично для меня искусство является одной из важнейших форм познания и самопознания, наиболее творческой и свободной.

В одной из своих лекций вы говорили, что психоанализ — это дисциплина, предписанная говорящему субъекту. Поскольку психоанализ, как и литература, работает со словом, речью можно ли считать, что именно литература является одним из самых психоаналитических видов искусства?

— Наверное, да. При повторном взгляде ситуация окажется более сложной, но связь психоанализа и литературы действительно глубока. Читая любые тексты Фрейда, будь то «Человек Моисей и монотеистическая религия», «Толкование сновидений» или «Неудобства культуры», мы задаемся вопросом: на кого он ссылается? И тут же видим ответ. Он ссылается на Овидия (миф о Нарциссе), Софокла (миф об Эдипе), Гете... В этом списке вы почти не увидите ученых. Психоанализ полностью основан на литературе. Самая близкая Фрейду идея о наличии бессознательных сил, существовавшая до него, обнаруживается у немецкого писателя-романтика Гофмана, которого знают все читатели, если у них было детство. Немецкий романтизм — это бессознательное психоанализа. Фрейд получил высшую премию по немецкой литературе, но подчеркивал, что занимается именно психоанализом, который является особой формой литературы. Таким образом, связь психоанализа с литературой очевидна. Связь с музыкой более тонкая, сложная, с живописью и скульптурой опосредованная.

Идея бессознательного очень близка авангардному искусству, которому свойственно обращаться к снам, кошмарам, галлюцинациям и другим проявлениям бессознательной жизни. Психоанализ — это явление авангардной культуры?

— Если мы договоримся понимать авангард как революцию в искусстве, а психоанализ — как революцию в понимании человеческого субъекта, то ясно, что две революции не могли не встретиться. На рубеже XIX-XX веков существенно изменилась картина мира. Развитие техники, появление новых медиа сформировали новую культуру и нового человека. Я, как психоаналитик, убежден, что человек с мобильным телефоном и человек без него — это два разных существа. Революция в науке, появление теории относительности Эйнштейна, очень близкой психоанализу, изменили представление человека о мире, которое раньше было более или менее статичным. Все радикально меняется, появляется истерия, что в итоге приводит к рождению психоанализа. И психоанализ, и авангардное искусство принадлежат революционному времени.


Сюрреалисты поднимали Фрейда на свой флаг. Он восхищался Караваджо, Леонардо да Винчи, Микеланджело

         

Таким образом, самого Фрейда можно считать авангардистом?

— Фрейд был революционером в своей области, в каком-то смысле радикальным авангардистом. Его революция заключалась в децентрации субъекта. То есть, образно выражаясь, человек оказался не хозяином в собственном доме. Фрейд говорил, что бессознательное есть та сила, которая организует жизнь человека. Несмотря на то, что Фрейд совершил революцию в своей области, он безумно любил именно классическое искусство. Получается интересный парадокс: революционер Зигмунд Фрейд не любит революцию в искусстве и не особенно её замечает.

Почему интерес авангардистов к Фрейду не был взаимным?

— Новое искусство его мало интересовало. Сюрреалисты поднимали Фрейда на свой флаг. Для них он был главным теоретиком, который обосновывал их творчество. Фрейду же это искусство было неинтересно, потому что он был без ума от классики. Он восхищался такими художниками, как Караваджо, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Об этом свидетельствует текст «Моисей Микеланджело». Для того чтобы написать пару десятков страниц в 1914 году, Фрейд 14 лет изучал эту скульптуру.

Восхищение Фрейда классическим искусством, очевидно, имело не только эстетические основания? Как он оценивал значение искусства с позиции психоаналитика?

— Фрейд считал принципиально важной сублимацию в высокохудожественную форму. Сублимация позволяет направлять сексуальные и агрессивные тенденции в классическую форму, и тогда вместо агрессии мы видим на полотне прекрасный библейский сюжет. В новом искусстве Фрейд видел десублимацию, разлом, распад классической формы. В своем отношении к авангардному искусству Фрейд заблуждался и в конце жизни изменил свое мнение.

Что заставило Фрейда изменить свое мнение?

— Перед смертью к Фрейду, который на тот момент находился в Лондоне, приехал Дали, попросив разрешения написать его портрет. Когда Фрейд увидел рисунок, его отношение к новому искусству радикально изменилось. Фрейд был одержим высокой техникой и, взглянув на портрет, понял, что в этом произведении техника потрясающая. До этого момента он считал, что авангардное искусство представляет собой лишь разломанные формы. Фрейд признал авангардное искусство только в конце жизни. По-другому дело обстояло с Лаканом…


Древний Египет — это бессознательное Греции,
а Греция — основа современной культуры

         

Как складывались взаимоотношения между Лаканом и авангардистами. И чем он обязан авангардной среде?

— Лакан родился в авангардной среде. В юности на него произвел огромное впечатление Джойс, а более авангардного писателя, сложно представить. Первые статьи Лакана и его докторская диссертация по психиатрии были опубликованы сюрреалистами в журнале «Минотавр». Академическая среда никогда не признавала психоанализ, а авангардисты, конечно же, принимают Лакана, как своего. Отношения авангарда с Лаканом складывались проще, чем с Фрейдом. Первому революционеру всегда сложнее. Фрейда немного тянуло назад, но нельзя его за это упрекать. Невозможно осудить человека за любовь к Леонардо да Винчи, который, следует отметить, тоже был авангардистом своего времени. Кстати, и Фрейд, и Лакан были коллекционерами искусства. У Фрейда была запредельная коллекция античности, более 3000 статуэток, свитков, посмертных масок, античных ваз.

Почему Фрейд столь сильно интересовался древними культурами?

— Он хотел понять, что представляет собой человеческое существо, а человека невозможно понять, не зная его культуры. Древний Египет — это бессознательное Греции, а Греция — основа современной культуры. Лакан тоже коллекционировал древнее искусство, но в его коллекции был и европейский авангард. Скандальное полотно «Происхождение мира» после смерти Лакана нашли в его загородном доме. Эта картина, изображающая открытое родовое место, — предел реализма. После смерти Лакана заметили, что одна из картин в его доме имела слишком толстую раму. Это была работа сюрреалиста Андре Массона. Когда её сняли, оказалось, что исчезнувшее полотно Курбе находится за ней. Так произведение авангардиста закрыло картину, положившую конец классической репрезентации.


У каждого человека свои проблемы и общего с чужими не имеют.
И все же, можно выделить неумение строить отношения

         

Сегодня имя Лакана постоянно звучит в среде психоаналитиков, философов и людей искусства. У меня сложилось впечатление, что Лакан сейчас очень популярен в России. В чем причина высокого интереса к его работам?

— Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, как развивался психоанализ. В 1936 году в психоаналитической среде произошел раскол в результате конфликта между Мелани Кляйн и Анной Фрейд. Именно от дочери Фрейда психоанализ начал движение в обратную сторону. Мы уже говорили, что Фрейд считал бессознательное силой, которая организует жизнь человека. Анна в центр размышлений вновь поставила эго. В Европе стал развиваться психоанализ Фрейда, а в Америке — эго-психология. Позже по американским лекалам эти школы возникли в России, якобы потому что Фрейд устарел. И вдруг на горизонте появляется Лакан. Кинотеории, арт-критики без Лакана не существует. Соответственно, те, кто хотят заниматься философией и изучать искусство, вынуждены читать Лакана. Он приходит как спаситель, но понять Лакана, не зная Фрейда, невозможно. Когда Лакан умирал, он сказал: «Вам решать, быть ли вам лаканистами; сам я — фрейдист».

Какие проблемы, на ваш взгляд, наиболее актуальны для человека современной культуры?

— У каждого человека свои проблемы, и ничего общего друг с другом они не имеют. И все же можно выделить такую черту, как неумение строить отношения. В результате распадается сама социальность. Человек 21-го века, несмотря на появление новых медиа, социальных сетей, пребывает в распаде социума. Соответственно, люди жалуются, что они не могут построить отношения или что никто не может построить отношения с ними.

В чем причина этой проблемы?

— Если говорить именно о нашей стране, то я вижу проблему в агрессии. В нашем обществе можно нарваться на агрессию в любом месте. Следует понимать, что агрессия иногда нужна и важна, но общая черта всех форм агрессии — установление дистанции с «другим», будь то попытка уничтожить человека или отодвинуть. Поэтому неудивительно, что сегодня люди женятся, а завтра разводятся, или сегодня они подружились, а завтра один зарезал другого. Пожалуй, это самая мрачная часть нашего разговора.


Иначе говоря, реальность — это иллюзия. Некоторых людей она устраивает, но это уже антипсихоанализ

         

Сейчас нередко приходится слышать, что современный человек чрезмерно погружен в иллюзии. Нужно ли от них избавляться?

— Позиция психоаналитика заключается в том, чтобы не отвечать за всех. Я предпочитаю избавляться от иллюзий, и мое мнение строится на двух теоретических опорах. Первая объединяет психоанализ и Буддизм, которые сходятся в том, что эго человека является основной иллюзией. Соответственно, чтобы избавиться от страданий, нужно убрать их источник — нарциссизм, постановку иллюзии эго в центр Вселенной. Вторая форма иллюзии — сама реальность. Основная идея школ эго-психологии, о которых мы говорили, заключается в адаптации эго к реальности. Когда Лакан услышал об этом, он был в ужасе. Что к чему мы будем адаптировать, если эго возникает как часть той же реальности, и мы имеем дело с двумя иллюзиями?

Сама реальность, с точки зрения психоанализа, есть представление о ней?

— Да, и эту точку зрения разделяет не только психоанализ, но и астрофизика, которая называет этот феномен антропным принципом. Иначе говоря, реальность — это иллюзия. Некоторых людей она устраивает, но это уже антипсихоанализ. Мне очень близка идея Фрейда, которая заключается в том, что никого не надо заставлять, убеждать и пытаться таким образом изменить людей. Авангард менял мир для самого себя. Одного Малевича более чем достаточно.

Современный человек непрерывно подвергается давлению социальных шаблонов, утверждающих, что субъект должен быть богатым, успешным, счастливым и так далее. Как бороться с этим прессингом?

— Это очень важная мысль. Сегодня кабинет психоаналитика — это практически единственное место, где человек имеет официальное право страдать, плакать, говорить, что он несчастен. Когда в процессе анализа человек рассказывает мне о своей трагедии, мне приходится говорить странные слова, а именно то, что он имеет право на слезы и переживания. Нигде больше он эти слезы показать не может. Мы имеем дело с очень странной структурой общества, которая, по сути, заставляет человека быть не человеком. Как справляться с этой проблемой? Спасением может стать музыка, литература, кино, которое имеет явный терапевтический характер. Для меня это способ в каком-то смысле сохранить себя.


Беседовала Дарья Вараксина