загрузка
АНКЕТА

Санкт-Петербург или Ломоносов?

— Если меня спросит житель другого города или страны я, конечно, скажу Петербург. Если вопрос задаст житель Петербурга, я без ложной гордости отвечу: Ораниенбаум.

Аральское море или Финский залив?

— Финский залив.

Пустыня Кызыл-Кум или леса Ленинградской области?

— Я очень был впечатлен пустынями и степями, но — леса.

Собор или мечеть?

— И то, и другое.

Гуляешь по Петербургу следуй…

— …за ветром.

Никогда не приезжайте в Петербург для…

— Никогда не приезжайте в Петербург ради денег.

Только в Петербурге можно…

— …вздохнуть полной грудью.

Я так сильно люблю Петербург, что…

— Я так сильно люблю Петербург.

Скромный завтрак по-узбекски

Фото: Илья Дворников, Екатерина Убушаева

Медресе

Мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.

Имам

В исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. В суннитском исламе титул имам носят наиболее выдающиеся богословы. В шиитском исламе имам выполняет обязанности посредника между человеком и Богом.

Раввин

Вопреки распространенному мнению, раввин не является священнослужителем. Это учёное звание в иудаизме, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования; даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве (институте, где изучается Талмуд) и быть членом религиозного суда.

«Торговля - двигатель прогресса»

Выставка в Мемориальном музее «Разночинный Петербург», посвященная образам торговли в Петербурге и Ленинграде в XIX - XX вв.
3

минуса нашел в Узбекистане Илья Дворников: перебои с горячей водой и светом, отсутствие интернета и плохое пиво

СПРАВКА

Илья Дворников

Родился 22 ноября 1984 г. в Ломоносове. Закончил РГПУ имени А.И. Герцена по специальности «Культурология». С 2005 года ведет активную деятельность в сфере искусства и культуры. Член арт-проекта Helix group, обладатель правительственной премии за вклад в развитие культуры и искусства Санкт-Петербурга. С 2008 года выступает куратором ряда выставочных проектов в России и за рубежом. Увлекается новейшими течениями современного искусства в области независимого кино и видеоарта. Ведет кураторскую деятельность в малом зале «Манеж». Одним из последних проектов является фестиваль современного искусства «Манифест Пульс- 1».

Ходжа Насреддин

Фольклорный персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а иногда и бытовых сказок. Нередки утверждения о его существовании в реальной жизни и пребывании в конкретных местах. Явно перенесённый из нескольких фольклорных персонажей, внутренне противоречивый образ антигероя, бродяги, вольнодумца, бунтаря, глупца, юродивого, хитреца, плута и даже философа-циника, но также тонкого учёного-богослова.

Муфтий

Высшее духовное лицо у мусульман. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Его решение основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама.

«Афиша-Мир», №74 1-31 октября 2010 г.

Речь идет о статье в разделе «Азия и Африка» под названием «Творческие узбеки. Путешествие в Бухару», стр. 60-67

?? месяц год / Петербургский авангард

Петербургский авангард

Куратор выставок и эстет Илья Дворников вместе с «Петербургским авангардом» задумался над межрелигиозным диалогом, рассказывая о поездке в Узбекистан. Дождливым петербургским вечером в одном из баров на Петроградке «европеец-искусствовед» с роскошной рыжей бородой делится впечатлениями: ислам — мирный, не торговаться в Самарканде — преступление, а в Бухаре невкусное пиво.

Фото: Юлия Жданова

Почему ты, Илья, прежде всего любитель севера и Европы, отправился в Азию, в Узбекистан?

— Европу всю я объездил, все, что интересовало, посмотрел. Тем более в нашем бывшем СССР, нынешнем СНГ, все-таки много стран, которые заслуживают внимания. Они привлекательны и культурной составляющей, и историческим наследием, и этническими особенностями. Вот и решил ознакомиться со странами, которые не очень популярны у туристов.

А почему начать решил именно с Узбекистана?

— Просто так сложилось. Воля кармы. Ни в одной стране мира я не был специально, никогда долго не планировал поездки. В данном случае мои друзья просто купили мне билет, а я поддался.


В Узбекистане я погрузился в детский сказочный мир Востока с его особенностями, героями, пищей, музыкой

         

Поездка за приключениями?

— Поездка в неизведанное. Если открыть браузер и вбить в поисковике «Узбекистан», то внятной информации о том, что эта страна из себя представляет в настоящий момент, не найти. Хотелось открыть что-то новое и сообщить об этом людям.

Можно ли Узбекистан назвать сказочной страной?

— В принципе, да. Я будто оказался в детской книжке о Ходже Насреддине или советском фильме о нем. В Узбекистане я погрузился в тот детский сказочный мир Востока с его особенностями, героями, пищей, музыкой. В той же Бухаре, которую можно назвать туристическим центром наследие национальных сказок, мифов о востоке очень культивируется. В Бухаре или Самарканде чувствуешь себя персонажем сказки «Тысячи и одной ночи».

Есть ли у Узбекистана основной мотив?

— В первую очередь это торговля. Все постоянно пытаются продать все, что можно продать, но не потому что они бедствуют, а потому что это в крови у нации, у этой культурной среды. И это не плохо. Не очень понятная европейскому мышлению, но совершенно нормальная восточная тема. Следующей особенностью я бы назвал гостеприимство. Сначала ты с человеком торгуешься, а уже вечером ты у него на ужине. Такое случается очень часто. Вот, например, ехали мы на такси. Торговались с водителем, разговорились. В конечном итоге он пригласил нас на ужин и вечером принимал как дорогих гостей и друзей. Поставил большой красивый стол, было много разной еды. Очень приятно и интересно.

Чем же угощают гостей узбекские таксисты?

— Конечно же пловом и шашлыком. Много овощей и фруктов, легкий алкоголь. Они пьют хороший алкоголь. Водкой не гнушаются, но предпочитают вино. В Узбекистане, вообще, очень хорошее вино, как выяснилось. Это для меня было ново. Я думал, что в СНГ стоящие вина делают в Грузии и Армении, ну, или в Азербайджане. Я ничего не слышал об узбекском вине. Оказывается, это напиток, который даст фору многим французским или итальянским винам.

Мы сейчас говорим о взгляде на Узбекистан туриста, а что там видит художник?

— В первую очередь это совершенно потрясающая архитектура, в основном мечети и медресе. Есть новые, есть очень старые, которые стоят с XIII или XIV века. Они поражают своим обликом: все очень разные, яркие, красивые, в отделке преобладают голубые и бирюзовые тона. Все эти сооружения потрясающе вписываются в городской пейзаж.

А что там видит искусствовед?

— Искусствовед все-таки деятель научный, я начинаю сразу же на все эти архитектурные явления смотреть с точки зрения исследователя, а не только эстета. Многие элементы архитектуры свидетельствуют о связи с другими странами и другими культурами. Можно проследить диалог, который происходил на протяжении столетий, его последствия для культуры Узбекистана и так далее, и тому подобное. Вывод: это страна с богатейшим наследием, которая поддерживает свою архитектуру. Все музеи, комплексы, которым бог знает сколько лет, стоят в идеальном состоянии. Они очень хорошо поддерживаются, государство спонсирует работы. Это было немного удивительно и приятно видеть.


Ислам многим обывателям, зрителям, слушателям представляется как агрессивная религия. Узбекистан ярко показал, что ислам — это мир

         

Это внешняя сторона, а что с внутренней, духовной стороной тамошней жизни? Вот ты говоришь о мечетях и медресе — это очень религиозная страна?

— Я должен отметить, что после этой поездки стал иначе смотреть на ислам.

А как ты смотрел на него раньше?

— С определенной осторожностью обывателя. Я об этой религии знал немного, исламом никогда не интересовался, хотя в силу особенностей специальности приходилось кое-что изучать. Знатоком, короче говоря, себя не считаю. В новостях регулярно мелькают какие-то там сообщения о радикальных исламистах, которые что-то постоянно захватывают. То есть ислам многим обывателям, зрителям, слушателям представляется как агрессивная религия. Я, конечно, читал, что есть совершенно миролюбивые направления, но информация эта была скудная. Узбекистан ярко показал, что ислам — это мир. В Узбекистане тех же самых ваххабитов, как явление, пресекают на корню и считают опасной сектой. В каждую мечеть я, христианин, мог совершенно спокойно войти, меня приглашали, объясняли, конечно, как себя вести, но приглашали обязательно, даже настаивали, чтобы я зашел. И вот я сидел с этими людьми. Они рассказывали, что делает муфтий, что делает имам, все это было очень приятно. Каждый человек, который что-то мне рассказывал об исламе, обязательно акцентировал внимание на том, что он принимает абсолютно любую религию и любую культуру мира. Это очень важно.

В чем отличие Узбекистана от России, в чем он особенный?

— Узбекистан особенен людьми. Открытыми, всегда готовыми вести с тобой диалог, независимо от твоего этнического или религиозного происхождения, всегда готовыми помочь, дать ответ. Это люди, которые никогда не будут раздражаться. Они экспрессивные, эмоциональные, но к тебе будут относиться положительно, потому что в узбекской культуре гость — очень важное явление. Они считают делом чести и своим долгом относиться к человеку, который приехал в их страну, положительно и показать, что их страна доброжелательна и позитивна.

Это проговаривается?

— Это подразумевается. Когда ты задаешь вопросы, то, естественно, проговаривается. Когда ты спрашиваешь, почему вы меня, чужого человека, приглашаете к себе на ужин, тебе отвечают: «Потому что вы гость, а мы любим гостей. Мы с большим удовольствием примем вас у себя дома и расскажем о нашей замечательной стране и нашем замечательном городе».

Прямо так?

— Да (смеется).

И что рассказывают?

— Много чего. Они когда что-то говорят о своем городе или стране, обязательно добавляют слово «самый». Самый дружелюбный город, самая красивая страна, самая вкусная еда, самые добрые люди... И так в каждом городе. Там обычно не встречаешь агрессии, но есть забавная особенность — когда в момент торга тебя пытаются вроде как обмануть, получить выгоду. Сначала напрягало, но потом мне объяснили, что это у них в крови, для них торг — это такая игра. Они очень обижаются, когда ты сразу соглашаешься с первой названной ценой, и не будут с тобой общаться. Поначалу я пасовал, потом мне объяснили, как надо себя вести, и я неожиданно начал так торговаться! Мог фору местным торговцам дать (смеется).


Если вы вегетарианец и хотите поехать в Узбекистан — готовьтесь: есть будет нечего

         

Помимо материальных покупок, за которые пришлось сражаться с местными торговцами, привез ли ты что-нибудь нематериальное из этой поездки?

— Я привез желание вернуться. Прежде чем ехать, я искал информацию об этой стране, информацию для туристов. Так вот, в одном источнике я прочел следующую рекомендацию: в Узбекистан лучше ехать, имея там знакомых. И дальше: знакомыми в Узбекистане обзавестись несложно, они у вас появятся примерно на второй день пребывания. Действительно, так и произошло. Я привез отличные впечатления и воспоминания об этих людях и приглашение на свадьбу, на которую должен приехать уже летом. Если же говорить о сувенирах, то можно привезти посуду, специи, совершенно спокойно — хлеб, очень долго хранится. Единственно плохое, что я привез, — больной желудок, потому что пища очень острая и жирная. Они едят много мяса. Сразу предупреждаю, если вы вегетарианец и хотите поехать в Узбекистан — готовьтесь морально: страна красивая, но есть вам будет нечего. Присутствуют, конечно, какие-то овощные блюда, но их очень мало, основа питания — мясо. Надо сказать, очень хорошего качества.

Откуда возникла идея искать людей из журнала 2010 года?

— Идея пришла в голову моей подруге, с которой мы вместе ездили. Она у себя, пардон, в туалете, обнаружила старый номер журнала «Афиша-Мир». А в нем — маленькие статьи и фотографии каких-то людей, ремесленников из Бухары. Мы провели такой эксперимент: просто взяли страницы из журнала с фотографиями этих людей, подходили к прохожим и спрашивали «вы видели этого человека»? А нам отвечали «ах, да, конечно, идите туда». В том месте нам говорили идти еще куда-то. Так мы нет-нет, да оказывались у тех, кого искали. Они приходили в полный восторг, все у себя показывали, все рассказывали. Это было супер.

Кто был самым колоритным?

— Да все! Например, мы искали одного раввина, который известен тем, что держит огромную голубятню. Хобби у него такое. Поиски практически зашли в тупик. Однако по пути к одному из музеев мы увидели вывеску «синагога» на обычном, как другие по соседству, доме. Нам стало интересно и мы зашли. Неопрятной внешности мужчина брился во дворе перед зеркалом. Мы спросили разрешения пройти, он кивнул. Походили, осмотрелись и уже собрались уходить, как вдруг этот мужчина замечает в руках у моей подруги фото из журнала и удивленно спрашивает: «Откуда это у вас»? Мы отвечаем: «Вот, журнал «Афиша-Мир», в России издается». Это, говорит, мой отец. От такого стечения обстоятельств — он в восторге и изумлении, мы в полном шоке. Часа полтора нам рассказывал, что это за синагога такая и попутно историю евреев в Узбекистане. Показал еврейскую школу в Бухаре, показал синагогу. Подарили мы ему эту фотографию.

Еврейскую школу?

— Оказалось, что в Бухаре очень много евреев. Так еще с советских времен сложилось. Синагог несколько. Единственное, после падения СССР многие из них уехали в Израиль, сейчас примерно процентов пять от всего населения города — это евреи. В принципе, много, но раньше было еще больше.

А много там людей вообще?

— Цифры я не знаю, по ощущениям — немало. Узбеки очень привязаны к своей родине. Стереотип, будто они стремятся куда-то уехать и осесть за границей, не правдив. Наоборот, они очень хотят жить у себя. В принципе, им это удается. Да, многие едут на заработки, но большинство возвращаются домой.

Раввин был единственным героем «Афиши-Мир», которого вам удалось отыскать?

— Был еще кузнец. Мы ходили по всей Бухаре. Зашли на рынок, просто торговцам показывали фотографии, петляли от лавки к лавке и так пришли в кузницу. Человек оказался приятный. Музей содержит свой собственный.

Музей чего?

— Кузнечного дела в Бухаре. Это его собственная инициатива, он вкладывает в него деньги, имеется экспозиция. Как куратор выставок замечу — весьма интересная. Он провел для нас экскурсию, очень профессионально. Даже подарил символические подарки, декоративные изделия. Мы в ответ — страницу из журнала. Он, бедный, чуть не прослезился.

Тот самый разворот журнала «Афиша-Мир»

Как, вообще, тебе удалось попасть в эту удивительную историю? Ты намеренно искал чудо?

— Больше спонтанности! Бывает так, что мы замыкаемся на жизненной повседневности. Нас держит работа, семья, здоровье. Но шанс выпадает всегда, нужно просто поддаться. Как происходит и происходило со мной. И как в этом конкретном случае. Просто позвонили друзья и сказали, что купили мне билет в Узбекистан. Это не Финляндия (знакомая) или Франция (моя любимая)! Узбекистан... Оказалось, удивительная страна, куда хочется приехать еще раз.

Ты так много говоришь о плюсах, о каких-то положительных моментах, а есть у Узбекистана минусы?

— В Узбекистане есть три минуса. Первый — перебои с горячей водой и светом. Они не могут себе позволить закупать ресурсы для бесперебойной подачи энергии у других стран, при этом сами ничего не производят, кроме газа. Есть проблема с интернетом — только мобильный, вероятна связь с первым пунктом. Ну, и самое главное (смеется), в Узбекистане проблема с «народным» алкоголем: все пиво в лучшем случае похоже на наше самое дешевое и плохое. Заводы называть не стану, они и сами знают. А в худшем случае просто вода со вкусом хмеля. Самое вкусное пиво в Узбекистане — «Балтика 7».

Произошедшее — провидение ли, случайность — отразится в твоих работах? Чего от тебя ждать?

— Честно говоря, мне бы хотелось заняться немного не своим делом. Хотелось бы внести ясность и правду. Очень много негативных отзывов об Узбекистане: прохождение таможни, люди, сервис. Ок, сервис и впрямь не на высоте. Понятно, что там не Милан, люди проще, однако, для не слишком придирчивого или, скорее, для неизбалованного туриста эта страна комфортна и интересна. Она абсолютно безопасна. Вообще, безопасность там стоит на первом месте. Это одно из требований их правительства: турист должен быть в безопасности…

А как художник?

— Я, скорее, статью об Узбекистане напишу, чтобы люди, которые подумывают о поездке на восток или юг, могли руководствоваться ей. И расцениваю это как творческую работу. Есть и совсем творческие-творческие идеи. Все-таки наблюдение за востоком и его мотивами оставило глубокое впечатление. Возможно, это будет работа на осторожно-исламскую тему.


Межрелигиозный диалог немножко устарел, надо делать вливания, освежать его новыми работами

         

Что ты вкладываешь в понятие «осторожно-исламская тема»?

— Вопрос религии всегда деликатен. Я сторонник того, чтобы не рубить с плеча и не вступать в конфликт с другими культурами и религиями, а скажем, просто использовать накопленный опыт и культурное наследие любой стороны света или духовного течения как платформу для художественного произведения. Плюс, так как я немножко занимаюсь живописью, а Узбекистан богат на краски, колорит, орнаменты, формы — все это можно использовать и в живописи, и в скульптуре, и даже фотографии.

Ждать чего-нибудь от тебя в ближайшее время?

— Проектов масса. Возникла идея, я ее уже даже записал в блокнотик (смеется), как только появится возможность снять видео-сюжет на тему диалога религий, современного, ультрасовременного. Межрелигиозный диалог немножко устарел, надо делать вливания, освежать его новыми работами. Сроки назвать не решусь, все зависит от поступающих проектов. Вот сейчас был один, мы не попали на него, а следующая возможность продемонстрировать что-то на высоком уровне появится не раньше весны, и все будет зависеть от требуемых тем.

На какие ближайшие выставки пойдешь сам?

— Я обязательно пойду на выставку «Торговля — двигатель прогресса». Там будут показаны явления, образы и элементы торговой индустрии в СССР: торговые автоматы с газировкой, женщины в чепцах, серьезные мужчины-продавцы. Я не приверженец коммунистических идей, но формы эти, эстетику люблю.


Беседовал Егор Калабин