загрузка
АНКЕТА

Напоследок наш традиционный вопрос: чего не хватает, на ваш взгляд, культуре Петербурга?

— Последнее время у меня появилась возможность путешествовать, нас часто приглашают на разные мероприятия, зарубежные гастроли. Появилась возможность сравнить Петербург с рядом городов, не менее красивых, с не менее богатой культурой. И я хочу сказать, что Петербург не только не уступает, но очень ярко смотрится в списке этих богатейших с точки зрения архитектуры и культурного наследия городов. Я очень люблю Питер. Он — наикрасивейший город. Здесь много творческих открытых людей и своя, особая романтика, которая быстро становится естественной для тебя, становится твоей частью.

Фото: Дмитрий Пряхин

Флажолет, глиссандо, тремоло, пиццикато, слэп

Различные техники и приемы игры
на струнных и др. музыкальных инструментах.
3

месяца — с такого возраста можно начинать слушать музыку Георгия Нефедова.

Андреев В. В.

Петербургская газета, 1898 г.: «...Тогда я бросил всё и всецело посвятил себя балалайке. Она была подвергнута мной многим изменениям и усовершенствованиям... Пришлось мне также с секстетом поехать в качестве концертанта за границу, и там наша игра имела также шумный успех. Теперь я даже могу высказать полную уверенность, что через несколько лет балалайка за границей найдет также большое распространение...»

5 октября 2014 / Петербургский авангард

Георгий Нефедов: Слэп на балалайке или
как играть на струнах души без ограничений

Новый герой «Петербургского авангарда» — музыкант Георгий Нефедов, играющий на балалайке. Его направление — это не традиционное «русское народное» звучание; Георгий выходит далеко за пределы фольклорной музыки и вырабатывает свой узнаваемый стиль. Как ему удается сочетать интерес к народной музыке и многообразие существующих направлений, музыкант рассказал в интервью.

Фото: из личного архива Георгия Нефедова

Как зародилась любовь к народному инструменту?

— На балалайке играю с 9 лет, но если быть до конца честным, изначально это не был полностью мой выбор. Скажем так — я не выступал против родительского предложения. А уже будучи студентом консерватории понял, что это мое и я хочу связать с этим свою жизнь. Как-то мы с товарищем выступали в ресторане, играли для иностранных туристов. И в этот момент я вдруг осознал, что люди слушают меня с интересом, им нравится то, что я делаю, они поймали мой посыл. Вот тогда я решил окончательно и бесповоротно, что хочу выражать себя через музыку.


Если балалайка не джазовый инструмент, это не значит,
что на нем нельзя играть традиционную джазовую музыку

         

Могли бы вы пояснить, в чем заключается ваш главный посыл публике?

— Своей игрой, своей музыкой я хотел бы убрать границы. Речь вот о чем. Все знают, что балалайка — русский народный инструмент. А я на нем играю не только русские народные песни, а любую музыку, которая мне по душе. Например, если балалайка не джазовый инструмент, это не значит, что на нем нельзя играть традиционную джазовую музыку. Моя цель заключается в том, чтобы дать понять — нет никаких границ. Хочется уйти от этих стереотипов.

Однако очень важно нести еще что-то больше. Какое-то зерно, что-то разумное, доброе, вечное. Правду, глубокое понимание, свои переживания, духовные открытия.


Нужно учиться искусству аккомпанемента и искусству молчания

         

Вы на концертах импровизируете или играете заготовки?

— И то и другое. Почему говорят, что импровизация — это синоним свободы? Мне кажется, от того, что ты отбрасываешь все знания и представления о том, как это должно быть. Не выражаешь с помощью инструмента какую-то уже придуманную музыкальную мысль, а говоришь прямо сейчас что-то свое, новое, то, что еще никто никогда не говорил. Или то важное, что нужно повторять снова и снова. Это монолог. Или когда несколько людей вместе импровизируют, это может быть в форме диалога. Люди как бы общаются между собой, выражают свои идеи.

Нужно учиться искусству аккомпанемента и искусству молчания. Очень важно, играя в ансамбле, научиться в нужный момент выдержать паузу, уйти, ничего не играть. Я в процессе обучения понял, что это бывает крайне сложно. Часто хочется сыграть много, быстро, чтобы это было ярко, производило эффект. Но важно и нужно быть внимательным к музыке. Надо слышать, чего сама музыка требует от тебя.

Георгий, расскажите про свой инструмент.

— Это уникальный инструмент. Несмотря на то, что имеет всего три струны и две с половиной октавы диапазона, она обладает большими техническими возможностями. Флажолеты, глиссандо, тремоло, пиццикато, гитарный прием, игра слэпом и другие приемы можно использовать ярко и разнообразно. Я очень привязан к своему инструменту. Ну, это естественно, уже столько лет играю на балалайке, очень ее люблю.

С какими инструментами звук балалайки не сочетается?

— Хм… Может, орган. Не знаю. Надо сказать, что это зависит не только от инструмента, а от того, какую музыку играешь. На самом деле не так важно, какие инструменты звучат вместе, а важно — понимают ли люди, которые играют на этих инструментах, друг друга, насколько они на одной волне. Если людям есть о чем поговорить, есть какие-то общие точки, общее видение, то я думаю, что нет преград. Ведь когда музыкант играет на своем инструменте, он с помощью него разговаривает.

То есть вы с помощью балалайки разговариваете с публикой?

— Я по крайней мере стремлюсь. На самом деле мне кажется, любой музыкант должен к этому стремиться. То есть инструмент — это средство: чтобы влиять, вести людей, дать им почувствовать и пережить какие-то эмоции. Один мой друг, он звукорежиссер, даже говорит о том, что музыка — это оружие. Настолько сильно она может влиять на людей.

Скажите, а музыку сочиняете?

— У меня есть несколько работ — произведения в джазовом направлении, но они до конца еще не сложились. Я пока работаю над ними, совершенствую их.

Балалайка, в некотором роде, — «грустный» инструмент. А вы сами веселый человек?

— Все зависит от внутреннего состояния. Я могу веселиться, грустить, и сумею выразить эти чувства с помощью балалайки. Вообще, если обратиться к этимологии, то само название «балалайка» произошло от слов «балакать» и «балаболить», что означает непринужденный, легкий разговор, болтовню. Это характеризует легкое и веселое звучание инструмента. На Руси без балалайки не обходилось ни одно праздничное гуляние.

Но все поменялось, когда Василия Васильевича Андреева, впоследствии организатора и руководителя первого оркестра русских народных инструментов, посетила идея усовершенствовать этот народный инструмент. Он со своими сподвижниками стал создавать новый репертуар, перекладывал музыку, которая была написана для скрипки, флейты. В общем, Андреев вывел балалайку на уровень профессионального академического инструмента.


Я очень люблю Питер. Здесь своя, особая романтика,
которая быстро становится естественной, становится твоей частью

         

Кто из современных балалаечников вам интересен?

— Мне близки мои коллеги по ансамблю «Квинтет Четырех» — Вова Ковпаев и Андрей Долгов. Мы все балалаечники, но когда решили создать ансамбль, распределились следующим образом: Андрей стал играть на контрабасе, Вова освоил басовую домру.

Расскажите про ансамбль «Квинтет Четырех». Чем он примечателен?

— Он примечателен тем, что мы вчетвером играем на русских народных инструментах, но не ограничиваемся народной музыкой. Наши интересы достаточно широки — от музыки первобытных людей до музыки будущего. Еще у нас есть специальная программа для детей, даже спектакль — «Колобок», где мы сами озвучиваем персонажей.

Можно подробнее про детскую программу? Что она собой представляет?

— Надо сказать, что детям нужно давать больше свободы. У каждого ребенка есть интерес к музыке, ритму, звучанию. И процесс обучения надо строить как раз на этом — музыка должна становиться проявлением свободы. Не учить, а помочь раскрыть себя в музыке. Эти цели разделяют руководители музыкальных проектов, в рамках которых мы даем концерты для детей в возрасте от 3-4 месяцев до 6-7 лет. Помимо джазовых композиций, классической и русской музыки мы играем импровизации на всем известные песни из мультфильмов, рассказываем музыкальные истории от лица героев этих песен и русских сказок.

Бывает, дети подходят и просят попробовать поиграть на инструментах. И мы им разрешаем. Конечно, радостно сознавать, что благодаря тебе у детей появляется интерес к народным инструментам.


Беседовала Сара Газданова