Текст: Софья Мохова.

Фильмы года от героев «Авангарда»

Начиная Год кино, отметим фильмы 2015-го, которые обязательно надо посмотреть. Их рекомендуют герои «Авангарда» — профессионалы, связанные с киносферой: режиссеры, продюсеры, критики, композиторы. Вспоминая лучшее из созданного в прошлом году, они назвали абсолютно разные картины — в нашей подборке найдется кино на любой вкус.

— Из зарубежных фильмов можно выделить «Дипан» Жака Одиара, который получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Картина посвящена не новой уже проблеме беженцев, но подача темы захватывает. Талант художника заключается в том, чтобы предчувствовать, предугадывать темы, которые будут волновать людей, а затем рассказывать их современным языком, в современной форме и динамике. Этим и отличаются работы Жака Одиара. Конечно, нельзя не вспомнить «Страну ОЗ», мягкий и легкий фильм Василия Сигарева. Раньше он всегда снимал страшные сказки, но в этот раз снял сказку веселую и новогоднюю. Там, правда, содержится ненормативная лексика, но она не мешает сказочным персонажам, не делает фильм вульгарным или пошлым. Она просто способствует тому, что персонажи говорят так, как бы они говорили в действительности. Я рассматриваю фильм именно с точки зрения режиссерской подачи, и могу сказать, что он очень интересен в плане драматургии. У Василия Сигарева самодостаточный язык, своя тема, поэтому его новогодняя история получилась несколько жесткой, но зато таких у нас еще не было.

О композиторе и продюсере. Андрей Сигле давно совмещает создание музыки для фильмов с выпуском авторского кино. В 2004 году основал студию Proline Film, которая занимается поддержкой отечественного кинематографа, сотрудничает с такими режиссерами, как Александр Сокуров и Константин Лопушанский. В последнее время часто работает с режиссером Ириной Евтеевой — их совместный фильм «Арвентур» в 2015 году получил специальный приз жюри на Московском международном фестивале.

— В качестве лучших хочется особенно выделить пять фильмов: «Безумный Макс: дорога ярости», «Звездные войны: Пробуждение силы», «Стрингер», «Экс-машина» и «Шпионский мост». Были и другие, например, «Лобстер», «Любовь 3D» или «Новейший завет», но они в мой топ не попадают из-за разных маленьких недостатков драматургии, монтажа и тому подобного. Первое место для меня делят «Безумный Макс» и «Звездные войны». Интересно, что оба фильма являются созданными спустя много лет продолжениями культовых классических трилогий. И оба оказались на высоте, вернув на большой экран настоящий драйв. Они напомнили, что кино, вопреки утверждениям отдельных критиков и кинематографистов, живо и здорово. Именно жанровое кино в наше время предлагает осмысление глобальных процессов как в обществе и политике, так и в душах поколений. Диктатура дикарей в «Безумном Максе». Ностальгия по распавшейся империи в новых «Звездных войнах». Отказ от морали как способ обойти неработающие социальные лифты в «Стрингере». Вновь актуальная холодная война в «Шпионском мосту». И, конечно, передовая научная фантастика, поднимающая вопрос о роли пола в структуре разума, — «Экс-машина».

О продюсере. Сооснователь и генеральный директор кинокомпании HHG, а также известный киноблогер. Владислав Пастернак занимается продвижением независимых проектов — игровых, документальных и короткометражных. В этом году фильм «Цензор», спродюсированный Владиславом Пастернаком и Николаем Бункиным, победил в конкурсе российских проектов и был отобран для участия в международном питчинге в рамках Венецианского кинорынка.

— Увы, многое в этом году я посмотреть не успел. Но могу выделит три, на мой взгляд, лучших фильма. Первый — «Безумный Макс» Джорджа Миллера. Более вдохновенного и кинематографичного исследования хтонического хаоса в этом столетии, пожалуй, на экранах еще не было. Не считая «Трудно быть богом», конечно. Но эти картины вообще похожи. Второй — «Страшные сказки» Маттео Гарроне. Возвращение жанра фэнтези из англосаксонской в латинскую традицию. Где, как выяснилось, ему ничуть не менее уютно. И где, что еще важнее, он работает куда честнее. И, наконец, «Переправа» Джона Ву. За фасадом историко-костюмного фильма-катастрофы, до верха наполненного китайской сентиментальщиной, — изумительное по изобретательности режиссерской мысли эссе о монтаже. Умное, спокойное, даже фундаментальное кино. И без малейшей тени интеллектуального кокетства.

О киноведе. Алексей Гусев пишет о кино с 1997 года, с тех пор опубликовал рецензии во всех значимых профильных изданиях. С 2012 года является членом ФИПРЕССИ. Ведет киноведческую мастерскую в СПбГУКиТ, читает популярные публичные лекции об истории кинематографа. Кроме того, сам имеет опыт в качестве режиссера театра и кино.

— Событием года я бы назвала мультфильм Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса», который вошел в шорт-лист премии «Оскар». Он уже собрал около 50 наград, среди них и Гран-при фестиваля «Мультивидение», и победа на французском фестивале короткого метра в Анси. Я посмотрела все работы, представленные в шорт-листе номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм», и мне кажется, что у Бронзита самые высокие шансы на победу. Другая его работа «Уборная история — любовная история» была номинирована на премию «Оскар» в 2009 году, но не победила. Надеюсь, что в этот раз Бронзит получит статуэтку. Потому что мультфильм действительно замечательный. Крепкая история, хорошая российская анимация. Фильм не только о космосе, но и о дружбе, о том, как тяжело терять близкого человека и какой выход из этой ситуации найти. Эта история трогает сердца людей в разных странах.

О художнике. С открытия театра авангардного костюма L.E.M, выступавшего на городских площадях и оперных театрах, начинала творческий путь Светлана Петрова. Создала международный фестиваль анимационных искусств «Мультивидение». Придумала проецировать мультфильмы на разведенных мостах Петербурга. Стала основателем масштабного арт-форума graFFFest, синтезирующего уличное и цифровое искусство.

— Не могу вспомнить какие-то знаковые игровые картины 2015 года. Но недавно я был в жюри кинофестиваля «Северный характер», гран-при которого выиграл документальный фильм «Атлантида Русского Севера». Это кино поднимает вопрос, который в принципе не затрагивался уже лет 20-30. В нем рассказывается об уникальных местах Севера России, об его культуре и архитектуре. Интересно, что обычно в «Северном характере» главные призы получали европейцы — шведы, норвежцы, датчане. Но в этот раз фильм российского производства был очевидным лидером, я тоже голосовал за него. Это тем более удивительно, что кино снято режиссером-дебютантом — для Софьи Горленко это первая большая самостоятельная работа. Также хотел бы выделить фильм, который показывали на закрытии кинофестиваля «Послание к человеку». Это последняя работа Александра Сокурова «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией». Удивительные фильм, который представляет собой смешение направлений и жанров. Он и игровой, и документальный, и экспериментальный.

О режиссере. Николай Макаров работал на «Леннаучфильме», «Ленфильме», центральных телеканалах. Автор более 60 кинофильмов, телефильмов и цикловых телепрограмм. Член Союза кинематографистов РФ и Гильдии кинорежиссеров РФ, участник и призер многих международных фестивалей.