Текст: Эмилия Небоженко.

Концерты года от героев «Авангарда»

Продолжая подводить итоги года, мы попросили героев наших интервью, работающих в музыкальной сфере, вспомнить самые яркие концерты 2015 года. Их выбор различен — как различны и направления их творчества. Но тем интереснее.

— Одним из самых запоминающихся концертов для меня стало исполнение оркестром «Таврический» под управлением Джузеппе Саббатини «Реквиема» Верди в Смольном соборе. С одной стороны, «Реквием» несет огромный пласт оперных традиций Верди, с другой — это ораториальный жанр, месса, в которой заложена важнейшая философия человечества. Исключительным стал факт, что дирижировал Джузеппе Саббатини, который в прошлом исполнял произведение как тенор с лучшими дирижерами мира. Еще одно яркое воспоминание — совместный концерт 25 сентября оркестра «Таврический» с Данилой Козловским на Дворцовой площади (в рамках открытия XXV кинофестиваля «Послание к человеку»). Дворцовая вызывает особые, «другие» ощущения, это не концертная площадка, где все зрители пребывают в одной атмосфере, а площадь, насыщенная своей историей, своим дыханием. И когда сюда приходит огромное количество людей, по-другому осознаешь себя как артист: весьма маленьким, но невероятно объемным, чтобы иметь возможность донести со сцены то, что хочешь. Вообще хотя Петербург, казалось бы, перенасыщенный город, в том числе концертными событиями, на мой взгляд, ему не хватает мероприятий с синтезом жанров (живописи, театра, видеоинсталляций, музыки) и с глубокой идеей.

О дирижере. Михаил Голиков является не только художественным руководителем и дирижером оркестра «Таврический», но также руководит симфоническим оркестром студентов Петербургской консерватории и сотрудничает с оркестром Петербургской государственной филармонии. Организатор фестиваля «Студенческая неделя классической музыки». Народный артист Республики Кабардино-Балкария.

— Мне очень понравилось выступление King Crimson в Утрехте. Команда давала один из первых концертов в Европе за последние 13 лет, да еще и в обновленном составе. Теперь King Crimson состоит из трех барабанщиков (один из них исполнял еще меллотроновые партии), басиста-стикиста, флейтиста-саксофониста и двух гитаристов, один из которых — поющий. Сказать, что это было потрясающе, — ничего не сказать. Другой концерт — Steven Wilson, который прошел в апреле в Хельсинки. Это было выступление в поддержку нового альбома Hand. Cannot. Erase. Периодически возникало ощущение, что попадаешь в новые неизведанные миры. Ian Anderson выступал 19 сентября в Петербурге. По-моему, это один из лучших концертов «одноногого флейтиста», может быть, за счет широкого использования разных технических ухищрений (например, несколько вокалистов пели в записи и проецировались на экран). Кроме того, хороши были концерты Pain of Salvation и Adrian Belew Power Trio в Петербурге. Шведские лидеры прог-метала «нулевых» годов сыграли больше половины своего лучшего альбома Remedy Lane, а выступление теперь уже бывшего фронтмена King Crimson было просто очень крутым!

О музыканте. Иван Розмаинский известен как композитор, клавишник и лидер прог-рок-группы Roz Vitalis. Со своим коллективом выступает в России и Европе. Петербургская группа имеет определенный успех за границей. За почти пятнадцатилетнюю историю Roz Vitalis выпустила девять студийных альбомов и несколько концертных.

— Большинство концертов этого года организовал я сам, а на другие ходить не успеваю, посему моя точка зрения предвзята и необъективна. Начнем. Концерт московской группы «Вторые брюки» в «Ионотеке». Совершенно невменяемое рок-шоу с чумовым басистом и прочими запредельными ужасами. Shortparis в магазине «Продукты 24 часа» — безумное мероприятие, проведенное не в клубе и не на площадке, а в маленьком магазине. Музыканты за прилавками, огромная очередь из поклонников у входа. Позиционировалось как протест обществу потребления, но вышло нечто сюрреальное. Творческий вечер Вовы Веселкина («АукцЫон») в «Ионотеке». Столько интересного об обитателях рок-клуба я еще не слышал. Грязь, боль, любовь и театральный пафос. Все было очень нецензурно и странно. Именно как надо, но не бывает. Red Samara Automobile Club — октябрь, «Ионотека». Толпа народа, живой отбойник у сцены в виде бармена Вити массой в 200 кг. Месиво, мрак и чудеса. «Буерак» в клубе MOD, тоже в октябре. Ребята собрали полный зал в понедельник — даже бармены удивились. Фестиваль «Танцы низкого качества» в клубе «Грибоедов». Это была, наверное, самая веселая тусовка года. Очень пьяная и сумасшедшая. Я даже не услышал ни одной группы, но хорошо провел время с артистами. На фестивале «Ионосфера» в «Зале ожидания» было рекордное количество звезд, полный аншлаг, очень пьяный Максим Тесли из группы «Щенки» и многое другое. Все это сделало вечер незабываемым.

О продюсере. Александр Ионов — музыкант, арт-директор клуба «Ионотека». Учредитель фестиваля независимой музыки «Ионосфера» и других музыкальных проектов, сборных концертов, вечеринок, премий в сфере андеграунда. Его называют патриархом российского шугейза. Любит эпатаж и свободу творчества.

— Этот концертный год запомнился мне мюзиклами Mamma Mia!, We will rock you и The Phantom of the Opera. Все они проходили в Лондоне. Очень высокий уровень подготовки, свет, звук — все отработано до мельчайших деталей. Меня поразила игра артистов. Они работают и вживаются в роли в полную силу. Например, главная героиня The Phantom of the Opera в начале спектакля, по сюжету, только пробует петь. Актриса делает это так, будто действительно не умеет петь, и ты этому веришь. А в конце героиня просто преображается. Невероятные артисты и атмосфера театров, залы забиты битком! Публика на этих взрослых постановках самая разнообразная: от бабушек и дедушек до детей, при этом все остаются довольны.

О певице. Олеся Матакова прославилась как финалистка украинского телешоу «Х-фактор», участница российских проектов «Голос» и «Главная сцена». Сегодня она сотрудничает с труппой петербургского театра «Мюзик-Холл», пробует себя в европейских шоу.

— Для меня событиями года были привозы Джейсона Кана, Брайана Юбэнкса, Буркхарда Байнса, Стефана Тута на форум «Музыка настоящего». Он прошел в Петербурге в июне — на базе Галереи экспериментального звука (ГЭЗ-21). А в ноябре в Кемерово состоялся очень значимый фестиваль «Тезисы». Там выступили, например, трио Fire от одного из самых именитых современных импровизаторов Матса Густафссона.

О музыканте. Композитор Илья Белоруков занимается преимущественно импровизационной музыкой. Один из основателей петербургского лейбла Intonema, который издает современную импровизационную и экспериментальную музыку. Участник групп Wozzeck, «Бензольные мертвецы», «Марс-96», The Tune и других. Также курирует фестиваль «Тени звука».