Текст: Анастасия Семенович, фото: Илья Смирнов, viktoria-dance.com.

Пять самых ярких лауреатов премии «Золотой софит»

В ТЮЗе вручили высшую театральную премию Петербурга «Золотой софит». Когда на афише спектакля светится золотистая девочка на шаре, он сразу прибавляет в весе. Однако само вручение статусных наград проходило весело и непринужденно, с почти беззлобными шутками над пересудами в «Золотой маске» и с краткими бенефисами народных артистов, которые вряд ли соберутся на одной сцене по другому поводу. Легкая провинциальность и самоирония церемонии в чем-то оправдывали подчас экзотический выбор жюри. Кого и за что наградили — в нашем обзоре.

1

Триумф новой постановки Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь». Неоднозначный опус главного режиссера Театра имени Ленсовета получил статуэтку как лучший спектакль на большой сцене. Юрий Бутусов — за лучшую режиссерскую работу, Анна Ковальчук — за лучшую женскую роль, а Сергей Мигицко, Евгений Филатов и Александр Новиков — за лучший ансамбль (актеры играют женихов Агафьи Тихоновны). Театральный Петербург как будто только начал в полную силу радоваться возвращению Бутусова из Москвы. Народный артист Сергей Мигицко пошутил, что главный режиссер «мягко, очень, очень мягко» отправляет его на роли второго плана, но в каждой шутке есть доля шутки. Критики наконец получили спектакль, в котором чуть ли не главная роль отведена Петербургу и который не просится в категорию «музыкальный театр». Зонгов в «Женитьбе» куда меньше, чем в номинированном, но никак не отмеченном «Кабаре Брехт» Бутусова.

Bonus. С Бутусовым и Театром имени Ленсовета по всем фронтам соперничала постановка Анджея Бубеня «Из жизни марионеток» (БДТ имени Товстоногова, Каменноостровский театр), кое-где — эпатажная Новая сцена Александринки («Земля» Максима Диденко) и Театр на Васильевском с постановкой «Трое на качелях». Приз за лучшую работу художника все-таки забрал Олег Головко за «Марионеток», а Анджей Бубень взял свое за «Детство 45-53: а завтра будет счастье» в «Балтийском доме». Поскольку сам Юрий Бутусов на церемонию не пришел, ощущения глобальной гегемонии Театра Ленсовета не было, скорее повод дважды посмотреть, как красиво Анна Ковальчук выходит на сцену.

2

Категория была озаглавлена довольно сомнительно, но для жюри это, кажется, единственный шанс отметить очень скромные театры вроде Камерного театра Малыщицкого или театра «Особняк». Ведь Чехову наверняка было бы все равно, где Анна Алексахина замечательно сыграет Аркадину — на «казенной» сцене или в «Таком театре», который угодил в «негосударственные». Важно, что спектакль «Костя Треплев. Любовь и смерть» актрисе настолько нравилось репетировать, что хотелось, чтобы премьера не состоялась никогда. Это тот случай, когда премия может указать петербургскому зрителю, что посмотреть за ареалом влияния привычных грандов нашей сцены.

Bonus. Лучшими «негосударственными» режиссерами стали Яна Тумина (спектакль «Барьер» театра «Особняк») и Петр Шерешевский («Конформист» в Камерном театре Малыщицкого). Шерешевский на вручении быть не смог, но факт, что жюри отметило острую и метафоричную антифашистскую постановку, дорогого стоит.

3

Мариинский театр и «Пиковая дама» Алексея Степанюка не оставили шансов конкурентам. Роман Бурденко, выйдя на сцену получить статуэтку за роль Томского, начал с того, что 20 часов летел из Чили и едва успел на церемонию. Остальные награды Мариинки забрал художник Владимир Орлов, но влияние театра чувствовалось как никогда — он унес и специальный приз, и приз за лучший спектакль в оперном театре. Сергей Мигицко, объявивший об этом зрителям, усмехнулся: «Хотел пошутить, но, наверное, не буду».

Bonus. Другая часть категории — номинанты из оперетт и мюзиклов — выглядят неожиданно. Хотя бы потому, что мюзикл «Джекилл и Хайд» идет блоками, как всякий коммерческий проект, а «Лето любви» в том же Театре музкомедии — репертуарный спектакль. Жюри проявило гибкость: за лучшую мужскую роль премию получил Кирилл Гордеев («Джекилл и Хайд»), а лучшим спектаклем жанра стала камерная оперетта «Лето любви». Валентину Кособуцкую отдельно отметили за роль Леди Болочковой в «Голливудской диве». «Софит» будто намекает гендиректору театра Юрию Шварцкопфу, что петербургские ценители не против гибрида репертуарного театра и европейского театра мюзикла, в который Музкомедия превратилась за последние годы.

4

Самые неуловимые лауреаты — люди балета. Жюри предпочло Бориса Эйфмана Театру балета имени Леонида Якобсона. Лучшим спектаклем стал Up&Down, а приз за лучшую мужскую роль присудили Олегу Маркову за роль Отца Николь в той же постановке.

Bonus. В прошлом году Эйфман в открытом письме оргкомитету раскритиковал жюри, негодуя, почему его постановки не номинируют на «Софит». Ярких ответных реплик не последовало, но, кажется, в этом году экспертный совет решил смягчить ситуацию и наградить балетмейстера сполна. Правда, как и Мариинка, Театр балета Эйфмана оказался на гастролях, а статуэтку за лучшую женскую роль все-таки получила Ульяна Лопаткина («Маргарита и Арман»).

5

Лучшим стал Karlsson Haus, уже успевший полюбиться «Золотой маске». Спектакль «Ваня» позиционируется как постановка для взрослых со сказочным сюжетом. Это простецкий сюжет про деда с бабкой и их сына-богатыря, перенесенный в современные реалии. Но «осовременивание» выдалось не таким плоским, как у авторов многочисленных отечественных мультфильмов о богатырях. «Ваня» — про русскую душу, которая сплошь полна парадоксов. Опять экспертный совет премии намекает, что на Фонтанке есть еще один театр, куда стоит ходить. Не оставили без внимания и Большой театр кукол — за сценографию «Репки» наградили художника Марину Завъялову.

Bonus. В финале на экране курил Георгий Товстоногов, а к нему в компанию веселой врезкой вписался Григорий Козлов. Руководителя театра «Мастерская» наградили за вклад в развитие театрального искусства, поздравлял его в том числе Эдуард Кочергин. Распределение не только статуэток, но и номинаций вызвало у критиков много вопросов. Однако награждение Козлова как крепкого отечественного режиссера, кажется, примирило всех.