Текст: Егор Королев, фотографии предоставлены театрами.

Пять народных артистов, которых надо видеть

На петербургской сцене служат несколько десятков народных артистов, но не все они массово известны. На знаменитостей зрители ходят порой не догадываясь, что быть «народным» — это не только сниматься в раскрученных фильмах и раздавать интервью. Иногда это звание не несет славы своему обладателю. Однако народный артист на сцене — это всегда потрясение в театре, возможность вернуться в театр и остаться там в своих мыслях. Журналист Егор Королев предлагает обратить внимание на тех «народных», о которых широкий зритель не знает, а должен знать.

1

Я готов повторить за некоторыми критиками и зрителями, что труппа Театра Европы — это лучшая труппа страны. В ней сложно выделить ведущих артистов, поскольку в театре Льва Додина любой актер в любом эпизоде не проигрывает своим маститым коллегам. Потому что есть на кого равняться и есть та самая масть. Для меня в первую очередь у Игоря Иванова. Его профессор Серебряков в «Дяде Ване» стал хрестоматийным — другого Серебрякова я никогда не смогу представить, только Иванов. Бравый, сошедший со страниц русской классики дворянин, которому подвластен и вертлявый Лебядкин в «Бесах», и благородный Дон Армадо в «Бесплодных усилиях любви». У Иванова нет главных ролей («Исчезновение» почему-то давно не показывают на камерной сцене), но каждое его появление на сцене МДТ тянет на главную роль. Спектакль «Коварство и любовь» стал популярным благодаря Ксении Раппопорт (которая недавно получила звание «народной»), Даниле Козловскому и Елизавете Боярской, но там надо наблюдать за Ивановым. Даже когда у его героя нет текста и партию ведут другие актеры, Иванов так реагирует на происходящее (пластикой, лицом), что это отдельный спектакль — не оторваться.

Bonus. Игоря Иванова смотрите в спектаклях МДТ: «Бесы», «Дядя Ваня», «Король Лир», «Долгое путешествие в ночь», «Бесплодные усилия любви», «Жизнь и судьба», «Коварство и любовь».

2

В родном МДТ у Петра Семака давно не было новых ролей, в этом году ушел из репертуара великий спектакль «Братья и сестры», где он играл главную роль. И в нынешнем сезоне актер официально перешел в Александринский театр, где у него уже две главных роли, и Валерий Фокин, видимо, на этом не остановится. Семака теперь можно увидеть на двух сценах: в Александринке — в спектаклях «Маскарад. Воспоминания будущего» и «Третий выбор», а в МДТ он по-прежнему радует нас красивым и добрым доктором Астровым в «Дяде Ване», одиноким и несчастным королем Лиром, страшным Ставрогиным в «Бесах», гордым Леонтом в «Зимней сказке», влюбленным Вершининым в «Трех сестрах». Стоит обязательно посмотреть в МДТ и «Долгое путешествие в ночь» — спектакль для четырех народных артистов: к Петру Семаку и Игорю Иванову там присоединяются их замечательные партнеры Татьяна Шестакова и Сергей Курышев. Поклонники Семака все-таки надеются, что в МДТ для него появятся новые роли, а пока протаптывают тропинку в Александринку. Семак из тех артистов, за которым зритель идет по пятам.

Bonus. Петра Семака можно увидеть в постановках Александринского театра «Маскарад. Воспоминания будущего» и «Третий выбор», а также в спектаклях МДТ «Бесы», «Зимняя сказка», «Дядя Ваня», «Король Лир», «Долгое путешествие в ночь», «Молли Суини», «Чевенгур», «Три сестры».

3

Дарование Валерия Дьяченко из петербургского ТЮЗа я сравниваю с дарованием Иннокентия Смоктуновского. Они оба, на мой взгляд, слишком независимые и слишком Мастера, чтобы их можно было чем-то ограничить и утихомирить. Это просто сумасшедшая энергия! Дьяченко играет по правилам, выполняет все режиссерские задумки, но заметно, что он выше этого. Ему не нужны декорации, прыжки и беготня по сцене и залу. Такому актеру хватит и одного метра авансцены — он уже будет владеть залом. Я сравниваю его со Смоктуновским, потому что оба они докапываются в своих образах до страшных глубин, один шаг — и уже сумасшествие. Они истеричны до правдоподобия, их герои — настоящие, вышедшие со страниц классической литературы. Они не всегда могут задеть зрителя за живое, чтобы тот узнал себя, поскольку доводят свои образы до космического уровня, без оглядки на живых людей (это и есть парадоксальный недостаток их мастерства). Мы не узнаем себя в Поприщине Дьяченко или в Гамлете Смоктуновского, но лучших Поприщина и Гамлета никогда не увидим. Недаром оба сыграли Иудушку Салтыкова-Щедрина.

Bonus. Валерий Дьяченко играет в спектаклях ТЮЗа: «Записки Аксентия Ивановича Поприщина», «Иудушка из Головлева», «Старосветские помещики», «Человек в футляре», «Бедные люди», «Подросток», «Король Лир», «Денискины рассказы», «Маленькие трагедии», «Конек-Горбунок», «Щелкунчик мастера Дроссельмейера».

4

Я в одновременном восторге от ее роли Геббельса в фильме Сокурова «Молох» и роли ослика Иа в спектакле Праудина. Ирина Соколова может играть и Геббельса, и ослика. Ее можно увидеть в нескольких театрах. Официально актриса служит на Экспериментальной сцене под руководством Праудина в «Балтийском доме». Там надо видеть ее добрую Крестную в «До свидания, Золушка!», злого ослика в «Доме на пуховой опушке». А в ее родном ТЮЗе обязательно посмотрите «Старосветские помещики» — Ирина Леонидовна играет в паре с Дьяченко. То, что на сцене сразу два народных артиста, видно и слышно на первой минуте. Они так хорошо шамкают, так трепетно трясутся над колосками и тряпочками, что хочется тоже иметь таких старичков-знакомых. Чтобы зайти к ним на часок и остаться на неделю. Чтобы они полюбили тебя, накормили и уложили бы спать на мягкие подушки.

Bonus. Ирина Соколова задействована в постановках «Балтийского дома»: «Дядя Ваня. Работа актера над ролью», «Фальшивый купон», «Царь Pjotr», «До свидания, Золушка!», «Дом на пуховой опушке», «Два старомодных коктейля для двух старомодных чудаков». Также играет в спектаклях ТЮЗа «Вино из одуванчиков, или Замри!», «Старосветские помещики» и в спектаклях БДТ «Время женщин», «Квартет».

5

Более полувека Николай Мартон служит в Александринском театре. Не боится новых режиссеров, их формальных и не всегда, на мой взгляд, удачных поисков. Если вы до сих пор не видели Мартона на сцене, то я бы посоветовал начать с его моноспектакля «Монологи», ближайший из которых пройдет 31 октября. Это диалоги десяти персонажей, которых не сыграл в свое время актер. И теперь у него есть возможность попробовать себя в роли и Хлестакова, и Агафьи Тихоновны. От Николая Мартона не оторваться! От мрачного Барона он моментально переходит к дерзкому Шейлоку. Двери царской ложи открываются — и темный зал Александринки превращается в роскошный сундук Барона. Мартон за один час доказывает глупость всех разговоров об амплуа, легко переходя от трагедии к сатире. Актеру недавно исполнился 81 год — в это не веришь. В наших силах сохранить ту энергию и силу, которыми заражает Николай Мартон.

Bonus. Николай Мартон участвует в спектаклях Александринского театра: «Монологи», «Маскарад. Воспоминания будущего», «Третий выбор», «Счастье», «Ксения. История любви».