Текст: Егор Королев.

Три документальных фильма в прокате, которые нельзя пропустить

Документальные ленты в нашем прокате — большая редкость. Перед стартом нового киносезона в Петербурге показывают сразу три документальных фильма, на которые журналист Егор Королев советует обратить внимание. Широкого проката у этих картин нет: в городе по одной копии. Но когда прокатчики считают, что массовому зрителю такое кино не нужно — это знак, что такое кино смотреть надо.

1

Трейлер не обещает серьезного разговора. Идешь на «визуальную сенсацию» о жизни бразильского фотографа Себастьяно Сальгадо, а видишь — жестокий фильм о геноциде и непрекращающейся войне. Кадры Себастьяно Сальгадо не спеша меняются на экране, но в итоге получается сумасшедшее путешествие по всей планете. Вендерсу повезло с героем — фильм не только о фотографе: фильм о человеке, который посадил миллионы деревьев, прожил всю жизнь с одной женщиной, вырастил сыновей, познал мир во всем его красивом и безобразном многообразии, разочаровался в нем, но не сложил руки и сделал то, о чем многие только говорят или пишут.

Мир больше и интереснее, чем мы думаем. Если Сальгадо смог увидеть в наши дни сотворение этого мира, то кто мешает нам последовать его опасному и заманчивому примеру?

2

Никто и не сомневается, что природа русского Севера впечатляет и завораживает. И мало кто сомневается, что люди там не задерживаются — холодно и бедно. Но благодаря фильму «Атлантида Русского Севера» к этим прописным истинам добавляется еще одна: есть люди, которые там задерживаются, держатся за эти просторы крепкими руками, не оторвешь. Софья Горленко сняла фильм о людях, которым завидуешь — они плюнули на город, цивилизацию, государство, успех и остались там. Переехали. Атланты, на чьих плечах тяжелое здание, которое им никто не помогает поддерживать. Они, кстати, нуждаются в этой поддержке (иногда фильм становится криком о помощи), но, кажется, поддержки не будет. И они справятся сами. Атланты все-таки.

Герои картины любят свою Россию и не стыдятся этой любви. Фильм этот — как окно туда, где мы не были, в нем нет чернухи или ура-патриотизма. Он просто честно рассказывают о людях, хороших и плохих, неравнодушных и равнодушных.

3

Если вы когда-нибудь мечтали побывать в кругосветном путешествии, то это можно сделать за просмотром фильма Леонида Круглова. Картина рассказывает не только о капитане самого большого парусника в мире — барка «Седов», на котором режиссер обогнул весь земной шар, но и об экспедиции Крузенштерна и Лисянского. «Седов» за 13 месяцев 2012-2013 годов повторил легендарный маршрут первой русской кругосветки (1803-1806).

Фильму не хватает героев, режиссер упускает возможность дать слово курсантам, линия свадьбы на паруснике раскрыта слишком лаконично, композиция иногда хромает. Но эти недостатки скрадываются «картинкой» — благодаря 3D мы можем увидеть настоящий океанский шторм. Режиссер заводит зрителя за собой на высокие мачты «Седова». Мы там не побываем, силенок не хватит. А 3D-очки придуманы в том числе ради этой мачты — высотой с двадцатиэтажный дом.