Текст и фото: Софья Мохова.

Пять «разочарований» после фестиваля «ВКонтакте»

В Петербурге прошел первый фестиваль «ВКонтакте». В Парке 300-летия была создана офлайн-модель социальной сети — с сообществами, играми, аудио, знаменитостями и блогерами. Корреспондент «Авангарда» выяснял, получилось ли у организаторов оторвать горожан от экранов компьютеров и порадовать их в «реале».

1

Нехватки в летних фестивалях в наше время не наблюдается. Каждую неделю в каком-нибудь парке проходит очередной тематический праздник. Столичные «Пикник «Афиши» и «Субботник» ценят в первую очередь за музыкальное наполнение, питерский Geek Picnic полюбился поклонникам занимательных технологий, с фестивалем красок, где участники обсыпаются цветной пудрой, тоже все понятно. Но фестиваль «ВКонтакте», кажется, решил вобрать в себя все доступные человеку активности и развлечения.

Чтобы понять, что вообще происходит, требовалась пара часов блужданий по огромной площади парка. В одном месте дают мастер-класс по тайскому боксу, в другом — предлагают поиграть в настольные игры, в третьем — делают прически и маникюр. С пляжа тем временем слышится музыка, где-то встречается с поклонниками телезвезда Алена Водонаева, а люди массово фотографируются у огромного смайла «Ничоси». Голова идет кругом! Некоторые посетители упрекнули фестиваль в отсутствии внятной концепции. Хотя, кажется, идея состояла в том, чтобы «все и сразу». Но попытки побывать всюду были обречены на провал. Либо сиди и смотри мастер-класс ресторанного повара, либо слушай музыку, либо стой в очереди в квеструм или планетарий. Очереди, кстати, были, но благодаря большому количеству площадок в них все-таки можно было дождаться своего часа.

2

От события ожидали офлайн-воплощения знаменитых пабликов. По факту таковых было немного. Собственные площадки имелись у юмористических сообществ «Подслушано», «Пирожки», «Палата №6». Особой популярностью пользовался стенд паблика «Березка», где можно было «выпить за любовь» с картонным Игорем Николаевым.

Но фестиваль обошелся без МDK, насчитывающего более 6 млн подписчиков, или «Лентача», у которого тоже немало поклонников. Возможно, сами руководители сообществ не видели необходимости в таком пиаре. В итоге эта часть фестиваля оставила чувство незаконченности.

3

Возможно, вы живете счастливой жизнь и не знаете, кто такие Plushevaya Ksusha, Катя Клэп, Иван Рудской (он же EeOneGuy) и Стас Давыдов («This is Хорошо»). Но ваша младшая сестра наверняка следит за их видеоблогами. У этих ребят миллионы просмотров на YouTube и поклонников не меньше, чем у поп-звезд. Организаторы фестиваля явно сплоховали, предоставив для встречи с видеоблогерами лишь небольшой лекторий. Толпы тинейджеров осаждали палатку, поднимая телефоны над головами, чтобы заснять кумира хотя бы издалека. «Мы за ним все утро бегали», — пожаловалась девочка подруге. «Вот он!» — в восторге закричала другая. Встреча посвящалась теме «Истории успеха». Собственно, все истории сводились к одному. «Однажды я решил снять это видео и выложить его в Интернет». Но благодарные подростки визжали от радости, потому что сам EeOneGuy крикнул им: «Привет, Олимпийский!». А другой блогер рассказал, как на самом деле боится фанатов-школьников, которые шпионят за ним и пытаются выяснить, где он живет. В общем, это отдельный мир, но у него немало сторонников, и фестиваль «ВКонтакте» им явно запомнился.

Гораздо скромнее и спокойнее прошли тематические встречи «для взрослых». Хотя они были содержательнее и интереснее. Например, обсуждение «новых медиа» с участием редакторов СМИ и пабликов. Или лекция историка Льва Лурье о «12 отличительных особенностях Петербурга». Запомнилась встреча с писателем Дмитрием Глуховским. «Не надо принуждать читателя идти в книжный магазин и платить деньги, если у него нет возможности, — заявил автор бестселлера «Метро 2033». — Надо дать ему возможность прочесть то, что ты пишешь, в той среде, где он находится. То есть в социальной сети. Возможно, книга будущего должна распространяться именно так. Поэтому мне кажется, что люди от Лукьяненко до Акунина и Веллера, которые паникуют по поводу пиратства, немного не понимают особенностей современного чтения».

4

Разумеется, фестиваль не может обойтись без лотков с едой и какими-нибудь безделушками. Около 40 кафе и ресторанов открыли свои точки в парке, но выбор показался посетителям недостаточным. Очереди были длинными, а цены, разумеется, выше, чем обычно. До московских, к счастью, им еще далеко.

Действительное сожаление вызывали лишь горы мусора, скапливающиеся на газонах к вечеру. Урн явно не хватало. В секции «Маркет» также было около 40 торговых точек — от одежды до средств по уходу за бородой. Правда, на разглядывание всего этого почти не осталось времени. Порадовало то, что собственно рекламы «ВКонтакте» было немного. Зато другие коммерческие бренды так и лезли в глаза.

5

В парке были три музыкальных сцены: «массовая» с группами «Каста», Serebro, «Би-2» и Елкой, танцевальная c диджеями от Radio record и «хипстерская» с СБПЧ, Васей Обломовым и Дельфином. В целом набор для ценителей музыки не самый впечатляющий. Сложно представить, что какой-нибудь меломан купил билет на фестиваль именно ради лайн-апа. Организаторы в принципе ориентировались на некого среднестатистического петербуржца и не ставили перед собой задачи кого-то удивить. Да и звук порой оставлял желать лучшего.

Как оказалось, гостям «ВКонтакте» были нужны даже не «Каста» c Noize MC, а белорусский рэпер Макс Корж. Именно его люди хотели услышать, под него запрыгали даже продавцы в ларьках с едой. Именно выступление Коржа с дымомашиной и фонтанами блесток для многих стало самым ярким впечатлением после фестиваля. Не пытайтесь понять, просто примите как данность.