Текст: Антонида Пашинина. Фотографии предоставлены художниками.

С каждым днем в Северной столице появляется все больше работ уличных художников. Какие-то из этих произведений «живут» лишь несколько часов, какие-то — годы. Одни работы связаны с политикой и вызывают массу пересудов, другие — просто радуют глаз и становятся Меккой для фотографов и туристов. «Авангард» расспросил художников о том, почему место искусства не только в музее, но и на улице, зачем стрит-арт культурной столице и какое влияние он оказывает на зрителя.

1

— Современное уличное искусство хорошо сочетается с архитектурой города. Оно показывает, что в России, помимо исторических памятников, много художников. А также привлекает в города сотни тысяч молодых туристов. Когда мы рисовали во Вьетнаме, турагентства даже продавали путешественникам негласный маршрут по созданным нами портретам. Мы в политику не лезем, передаем настроение города, русский дух.

О художнике. Является руководителем арт-группы HoodGraff. Команда создает во дворах и скверах портреты известных людей. Начинала в Витебске, сегодня работает в нескольких городах. Так, в Петербурге в разные годы появлялись изображения Виктора Цоя, Альберта Эйнштейна, Сергея Бодрова и др. Последней работой HoodGraff стал портрет Би Би Кинга, нарисованный в мае в Греческом сквере. Арти удалось добиться частичной легализации граффити в городе на Неве.

2

— Уличное искусство нужно городу, как макияж для женщины, какой бы красивой она ни была. И даже если город в возрасте, макияж ему не повредит. Уличное искусство эфемерно, как хороший make-up, оно украшает. У зрителей повышается уверенность в себе, появляется хорошее настроение.

О художнике. Начала путь с открытия театра авангардного костюма L.E.M, выступавшего на городских площадях и оперных театрах. Создала Международный фестиваль анимационных искусств «Мультивидение». Придумала проецировать мультфильмы на разведенных мостах Петербурга. Стала основателем и идейным вдохновителем масштабного арт-форума graFFFest, популяризирующего стрит-арт и граффити, синтезирующего уличное и цифровое искусство.

3

— Момент творения, созидания вырывает человека из его быта, выносит потребителя из круговорота «работа-дом», дает возможность начать понимать и впитывать мир. Это не просто граффити для туристов, а работы, которые уличные художники создают, когда осознают улицу здесь и сейчас. Свои произведения они выдают в тот момент, в том месте, когда пришло понимание жизни. Уличное искусство помогает «включить» в человеке созидателя, соучастника творческого процесса.

О художнике. Работает на улицах Москвы и Петербурга. Автор проектов «Свободные выставки» (организует экспозиции в неожиданных для горожан местах), «Дом напротив» (размещает информационные таблички с QR-кодами об исторических зданиях). Установил двух дельфинов и пингвина на канале Грибоедова, подарил арт-объект «Торт» «Царю-плотнику», создал трафаретную навигацию по питерским аркам. Популярность получил его арт-проект «Выставка одного города»: на набережной Фонтанки, на домах с облупившейся штукатуркой, Денис повесил золотые рамы.

4

— Уличные художники — это в первую очередь авторы, которые шире смотрят на вещи, и, не требуя ничего взамен, готовы поделиться своим видением с обычными прохожими. Некоторые работы прямо ссылаются на шедевры мировой культуры. Я видел фотографию обстрелянного дома, который кто-то залил желтой краской — получались два силуэта. И отверстия от снарядов располагались так, что в целом здание было похоже на гигантскую репродукцию картины Густава Климта «Поцелуй». Такие примеры напоминают, что бывают ситуации разной степени сложности, в которых просто необходимы некоторые «закладки», говорящие, что не везде так, как у тебя сейчас, что этот мир чуть шире твоего дома, двора, школы, работы. И если ты достаточно развит, то способен видеть прекрасное в самых обычных или неожиданных местах. Мир с запертым в четырех стенах искусством лишен поэзии. Роль искусства не практическая, оно существует не для извлечения пользы, а уличное искусство делает прекрасное ближе и доступнее.

О художнике. Работает инкогнито, использует псевдоним Hioshi. Известен по инсталляции In Wild — «отдыхающие самолеты» (установлена в 2014 году на Пулковском шоссе, напротив ТЦ «Лето»). Ранее поместил на Малой Садовой арт-объект Fragile by Hioshi — скульптуру человеческих ног, между которыми в петле болтался младенец с российским флагом. Также создал робота Seaside Witness: с помощью камеры он сначала «смотрел» на Финский залив, а затем переместился на крышу дома на Мойке, 30. Одна из последних работ — инсталляция TV dinner, показывающая семью за просмотром Первого канала.