Текст: Константин Ильин, фото: Ольга Кирсанова, Ольга Урванцева, Сергей Арепин, Федя Крабик, Андрей Андреев.

О Международном фестивале современного искусства «Арт-механика», в рамках которого раздают премию Сергея Курехина, знают в разных странах. Между тем в Петербурге есть еще один проект, который также основан на революционных идеях, сформулированных Курехиным, — фестиваль «Неформатная электроника». Он существует пятый год и постепенно расширяет границы. Очередной фестиваль электронной музыки состоялся в апреле сразу на двух сценах клуба «Море», что позволило за одну ночь отыграть 15 артистам и коллективам. Чем интересна «Неформатная электроника» и почему мероприятия подобного рода стоит посещать, «Петербургскому авангарду» рассказал основатель фестиваля, кандидат философских наук Константин Ильин.

1

Фестивали вроде «Неформатной электроники» живут в постмодернистском поле, где, невзирая на банальность, маргинальность и даже непристойность, все обращается в субъект культуризации. «Неформатная» музеефицирует новое электронное искусство, к примеру, помещая измазанное сажей тельце бьющегося в электроакустическом бешенстве Тараса Волощука (Toxi-X) в рамки культурного мероприятия в клубном пространстве. Это как выставить писсуар Марселя Дюшана в музее. Фестиваль эстетизирует отчаянные крики Perfume Jill Jarry и телесноориентированную электронику Леонида Тараканова (UpStructure), объясняя попутно, что без последовательности выступления электро-реггей Ras Orchestra сразу за «Шумами России» вся эстетика рушится.

2

Первая «Неформатная электроника» состоялась в 2011 году в петербургском клубе Fish Fabrique Nouvell. Своим появлением фестиваль прервал многолетнее «молчание электроники» в городе на Неве. С закрытием клубов «Мама», «Спартак», Red Club и журналов Art Electronics и D.P.M. самобытная электронная культура города оказалась на грани исчезновения. Центр современного искусства имени Сергея Курехина стал проводить фестиваль «Арт-механика», но он носил больше международный статус. Типично питерского организованного аутентичного электрофеста, где местные молодые композиторы моли бы продемонстрировать свое творчество, не было.

3

«Неформатная электроника» стала своеобразным преемником неформатно-электронных проектов Петербурга «нулевых» годов. А в своей эклектичности она следует традициям петербургского композитора-авангардиста Сергея Курехина. Не зря полное наименование «Неформатной электроники» звучит как «Фестиваль электронной, электроакустической и авангардной музыки». Эксперимент в различных формах характерен для всех этих направлений.

4

Фестиваль продолжает прогрессировать, на нем выступают именитые электронщики. Так, в этом году благодаря сотрудничеству с конвенцией Colisium на «Неформатной электронике» представили свое творчество брейкбитовые Digital Digital из Эстонии и московский ви-ди-джей Антон Маскелиаде. Показательно, что за три часа до своего сета на «Электронике» Антон на торжественной церемонии вручения премии Сергея Курехина в Петербурге получил главный приз в номинации «Электро-механика».

5

В рамках «Неформатной» заявили о себе «шумовики» Toxi-X и Geenimuntelun, ныне звезда петербургского авангарда Perfume Jill Jarry, транс-электронщики «Рыбы-Бабочки», приверженцы берлинской электронной школы 2Fingers. Фестиваль 2015 года открыл постиндустриальный проект «Океан», а также этно-театрально-электронный проект «пасТишь». Кроме того, ярко выступил нью-инструментал дуэт Hunter Winds и дуэт The Story of My Modular, представивший классическую проберлинскую программу. Новые имена — это и цель, и традиция фестиваля.