Текст: Софья Мохова, фото: Сергей Арепин, The Reykjavík Grapevine. 14 января 2015

В шестой раз в Петербурге вручили премию Сергея Курехина. Члены жюри отметили самые значимые проекты в области современного искусства, реализованные в 2014 году. Как обычно, не обошлось без сюрпризов. Не раз победителем называлась работа, которая официально не входила в шорт-лист премии. А Гран-при поделили между собой два художника — исландец Рагнар Кьяртанссон и россиянин Федор Павлов-Андреевич.

1

Впервые о Татьяне Ахметгалиевой заговорили после инсталляции «Стадия куколки», выставленной на «Винзаводе» в 2009 году. Эта работа позволила девушке из Сибири попасть в шорт-лист премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года». С тех пор Ахметгалиева создала несколько инсталляций, которые были показаны в галереях и музеях Москвы, Петербурга, Хельсинки, Турку, Милана.

Еще в Кемерово Татьяна ходила в художественную школу, окончила местное училище. Переехав в Петербург, училась в художественно-промышленной академии имени Штиглица. С того времени и началось увлечение художницы текстилем. В инсталляциях она использует комбинированную технику шитья, вязания и вышивки. Образы оказываются в буквальном смысле сотканы автором, яркие нити отсылают к разнообразным связям — настоящего с прошлым, матери с ребенком, одного члена социума с другим.

Проект «Аллергия на пыль», представленный в Русском музее и галерее Марины Гисич, поднимает тему непрекращающихся информационных потоков. «Он связан с информационными войнами, которые происходят сейчас. Мы в них включены, хотим того или нет. Это выливается на нас с экранов. И в результате в семье могут быть конфликты, поскольку ее члены поддерживают разные точки зрения, навязанные медиа», — пояснила художница. Добавим, что сейчас в Петербурге проходит выставка плакатов Ахметгалиевой, созданных ко Дню космонавтики для Музея сновидений Зигмунда Фрейда.

2

Антон Маскелиаде (псевдоним москвича Антона Сергеева) относится к музыкантам, которых необходимо не только слышать, но и видеть. Во время выступлений он совершает экспрессивные движения руками и таким образом контролирует не только звуки, но и сопровождающий их видеоряд. Никакого мошенничества — чистые новые технологии под названием Leap Motion. Впрочем, это не мешает поклонникам называть музыканта «волшебником жестов».

В 2012 году молодой человек оказался единственным россиянином, выбранным для участия в международной музыкальной программе OneBeat. Уже тогда он привлек внимание иностранных критиков и промоутеров. В 2013 году Маскелиаде выпустил EP «Золото мое», а весной 2014 года — дебютный сольный альбом Subtract the Silence of Myself. Маскелиаде все чаще попадает в подборки разных изданий как лучший современный музыкант — от британского The Guardian до отечественной «Афиши». «Прорывным» для Антона стало видео, снятое в обычной российской электричке.

Критики пишут, что Маскелиаде «играет на стыке IDM, индитроники и поп-музыки». Сам артист называет свою музыку «эфемерной»: во время выступлений большую роль отводит импровизациям. Все эти хитрые движения рук вряд ли можно повторить, поэтому каждое исполнение является уникальным. Этим летом россиянин выступит на фестивале Pohoda в Словакии, компания у него будет неплохая — Бьорк, Die Antwoord и Franz Ferdinand.

3

Команда «Про.Движение» профессионально занимается созданием объектов городского дизайна. С 2010 года группа единомышленников начала делать скульптуры из металла и дерева в рамках фестивалей. Авторы совмещают архитектуру, дизайн и уличное искусство.

В прошлом году «Про.Движение» номинировалась на премию Курехина с кураторским проектом «Русский космизм». Не выиграли. Но именно тогда появился заказ на объект для фестиваля ART OVRAG 2014. Руководитель команды, архитектор Петр Виноградов нарисовал эскиз будущей елки как раз во время прошлогоднего вручения курехинской премии. В итоге получилась 17-метровая конструкция, спроектированная по принципу Останкинской башни: под землей — пять кубометров бетона, над землей — 2,5 тонны металла. «Про.Елка» установлена в центре города Выкса Нижегородской области. Виноградов отмечает, что в большинстве люди относятся к подобному искусству в общественных местах поверхностно: «Кому нравится — молчат, а кому не нравится — ругают». На этот раз металлическая скульптура «прижилась» — под ней даже отмечали Новый год.

«С самого первого фестиваля в 2010 году мы шли к подобным знаковым большим объектам и наконец-то это осуществили. Сейчас хотим делать кинетические скульптуры в духе Жана Тэнгли. Думаю, на курехинскую музыку как раз хорошо ляжет. Может, попробуем одну из них и в Петербург привезти», — делится планами Виноградов.

4

Жизнь Владислава Мамышева-Монро оборвалась в марте 2013 года. К июню 2014 кураторы Мазин и Туркина собрали первую ретроспективную выставку художника. Посетители Нового музея в Петербурге смогли увидеть как известные серии работ мастера («Жизнь замечательных Монро», «Любовь Орлова», «Русские вопросы», «Starz», «Члены политбюро»), так и произведения из частных коллекций, ранние рисунки, коллажи, детские фотографии и дневники. Выставка стала исследованием жизни одного из самых парадоксальных российских художников.

Туркина и Мазин познакомились с Мамышевым-Монро в 1989 году. Они пригласили его в качестве перформансиста на первую в СССР феминистскую выставку «Женщина в искусстве». Художник пришел в своем любимом образе голливудской дивы Мэрилин Монро и декламировал параграф про аборты из советского медицинского справочника. Тогда и зародилась во многом скандальная слава мастера перевоплощения. Затем он примерил на себя десятки образов известных людей (Алла Пугачева, Гитлер, Наполеон, Владимир Путин). Однако в ретроспективной выставке кураторы стремились показать разнообразие творчества Мамышева-Монро, который был вовсе не пародистом, а концептуальным художником, не чуждым политических высказываний.

5

Исландец Рагнар Кьяртанссон специализируется на музыкальных перформансах и инсталляциях. В 2011 году он получил премию Малькольма Макларена за перформанс «Блаженство» (12-часовое повторение одной из заключительных сцен оперы Моцарта «Женитьба Фигаро»). При этом Рагнар сам исполняет роль вокалиста в проектах — недаром раньше художник был солистом группы Trabant.

Многочасовой перформанс Sorrow conquers happiness был впервые поставлен исландцем еще в 2006 году. Через восемь лет он повторил его в рамках биеннале современного искусства «Манифеста 10». Только в этот раз иностранцу пришлось семь часов напевать одну и ту же фразу не по-английски, а по-русски. Аккомпанировали художнику музыканты из Synergy Orchestrа. В качестве площадки для перформанса был выбран Картинный зал Витебского вокзала Петербурга. В результате музыка привлекла множество слушателей. Некоторые из которых, по признаниям очевидцев, впадали в медитативное состояние по прошествии часа. «Люди даже пропускали поезда, чтобы подольше послушать», — отметила Анастасия Курехина, объявляя обладателя Гран-при.