Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что... ничего не понимаешь.

Русский музей

В конце декабря прошлого года Русский музей и Городской театр одарили публику спектаклем «Белые ночи» по повести Федора Михайловича Достоевского. Таким образом Центр мультимедиа Русского музея продолжил уникальный театрально-музейный проект, который уже вполне оформился и даже получил название «ДраММатика», что означает соединение драмы, музея и мультимедиа. Ранее в Западном павильоне (Кордегардии) Инженерного замка уже проходили театральные спектакли — например, «Шинель» по Гоголю в октябре 2017 года.

Русский музей, Шинель

Заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светлана Бирюкова тогда же сформулировала в общих чертах концепцию проекта — в пространстве Западного павильона возможны только те постановки, которые связаны с этим местом, с образом Санкт-Петербурга и представителями мира искусства. А Достоевский, как известно, в Инженерном замке обучался военной топографии, выйдя из него в чине инженера-подпоручика. Кстати, отсюда такая топографическая точность при описании города в его произведениях. Так что и «Белые ночи», и Достоевский, и Добужинский, создавший иллюстрации к «Белым ночам», вполне органично соединились в «ДраММатике» Центра мультимедиа Русского музея.

Белые ночи, Городской театр

В ту пору, когда «Белые ночи» были опубликованы (1848 год), писатель был вполне молодым человеком — 27 лет. Каторга еще не сделала из него того мыслителя и писателя, которому сейчас поклоняется весь мир. Тем не менее, «Белые ночи» — «сентиментальный роман», в котором уже есть и надрыв, и неразделенная любовь, и одиночество, и «слезы в одиночку, и речи в уголку вдвоем». Это же Достоевский! Как же иначе?

Белые ночи, Городской театр

Представьте себе: все выше перечисленное может быть легким, смешным, комичным и милым, как горести маленьких детей. Повествование превращается в акварель, написанную легкой кистью по мокрой бумаге, мрачный и сырой Петербург вдруг становится живым и легкомысленным. А боль разбитого сердца и душевных терзаний выплеснулись в иллюстрации Мстислава Добужинского, отражаемые в окнах Кордегардии, и финальные слезы главного героя.

Белые ночи, Городской театр

Зритель открывает для себя молодого и современного Достоевского, портрет которого красуется на футболке главного героя «Белых ночей» — Мечтателя (актер Иван Чепура). А он так же молод, как те, кто сидит в зрительном зале, и чувства его вполне понятны и почти осязаемы. Во всяком случае — многим знакомы. Поэтому и диалог с аудиторией у актеров Городского театра складывается без затруднений.

Городской театр, Белые ночи

Это прочтение Достоевского кажется невероятным и неожиданным. Создателям постановки удалось открыть и показать свежесть юности со всей ее наивностью и жаждой чувств. В словах и действиях героев найден новый смысл и мотивы, которые, казалось бы, были очевидны — не понятно только, почему раньше этого ускользало из виду.

актеры Городского театра

Интонация и поведение Мечтателя — современны, как и его костюм. Хотя надо сказать, что этот персонаж актуален для любого времени: почти два века назад он часами придумывал себе жизнь, сидя в своей каморке. Сейчас таких мечтателей полным полно перед мониторами компьютеров, планшетов и прочих гаджетов. Глядя на счастливые фотографии обитателей соцсетей, они тоже думают, что где-то у кого-то проходит прекрасная и увлекательная жизнь, окутанная парами вейпа…

актеры Городского театра

Мечтатель хочет перемен, он готов к ним, поэтому и влюбляется в случайно встреченную Настеньку (актриса Екатерина Черепанова), «посаженную на булавку» Бабушкой (Анна Христич). Стоит отметить, что этот женский дуэт в спектакле особенно комичен и ярок. Образ Бабушки — почти карикатура, почти штамп, но умело скроенный и поставленный в нужном месте.

Настенька, естественно, тоже любит и мучается из-за благороднейшего молодого человека — Жильца (Владимир Петров), снимавшего мезонин в доме Бабушки. Мечтатель терзаем Настенькой, Жилец — занят поисками хлеба насущного, а Бабушка — размышлениями о пристойности книг и современных нравах, которые, судя по всему, ей не чужды. Начавшись практически с фарса, к финалу действо взрослеет и мрачнеет, смолкает смех, наворачиваются слезы.

Городской театр, Белые ночи

Да, без драмы Достоевский был бы невозможен. Но драма ли это? Все счастливы, за исключением Мечтателя. Хотя, может быть, и он счастлив своей жертвенностью и страданием? Если с блаженством и благодарностью вспоминает несколько встреч с Настенькой даже через пятнадцать лет…

«Для актеров Городского театра это был учебный дипломный спектакль, выпущенный весной 2016 года. Режиссер постановки Борис Наумович Голубицкий предложил «Белые ночи» Достоевского, и это предложение нашло отклик у студентов курса профессора Сергея Дмитриевича Черкасского, из которых потом сложилась труппа Городского театра. На мой взгляд, вся история «Белых ночей» — очень легкая, и это хорошо, что спектакль решен в такой почти бунинской стилистике. Как мне кажется, там прекрасно сплетена поэзия с реальностью, найден очень интересный способ существования. И он вполне родной для Достоевского. Нет ощущения, что язык постановки спорит с писателем. Если бы спектакль шел вразрез с автором, то он не состоялся бы», — рассказала художественный руководитель театра Наталья Лапина.

Городской театр, Белые ночи

Она отметила, что в Западном павильоне Инженерного замка — волшебная атмосфера, хотя эта театральная площадка еще не вполне обжита. «Наполнение этого пространства мы восприняли как нашу новую задачу. Надеюсь, что спектаклем «Белые ночи» мы начали создавать его историю. Возможно, наш театр сделает уникальный проект — специально для этого места», — сообщила Наталья Лапина, добавив, что уже обсуждает эти планы с руководителем Центра мультимедиа Русского музея Светланой Бирюковой.

Городской театр, Белые ночи

Скорее всего, проект будет камерным, потому что создатели и идейные вдохновители «ДраММатики» избегают модной сейчас зрелищности, выдвигая на первый план классическую литературу и драму. «Средства мультимедиа в последнее время стали настолько часто и много использоваться во всех сферах искусства, что подчас убивают смысл какого бы то ни было культурного явления. Надеюсь, что мы найдем новые спектакли, имеющие в своей основе истинно петербургский дух, а наши возможности мультимедиа обеспечат им ненавязчивый фон», — подчеркнула Светлана Бирюкова.

Городской театр, Белые ночи

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

11 января 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой Русского музея.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!