Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что... ничего не понимаешь.

Русский музей

В конце декабря прошлого года Русский музей и Городской театр одарили публику спектаклем «Белые ночи» по повести Федора Михайловича Достоевского. Таким образом Центр мультимедиа Русского музея продолжил уникальный театрально-музейный проект, который уже вполне оформился и даже получил название «ДраММатика», что означает соединение драмы, музея и мультимедиа. Ранее в Западном павильоне (Кордегардии) Инженерного замка уже проходили театральные спектакли — например, «Шинель» по Гоголю в октябре 2017 года.

Русский музей, Шинель

Заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светлана Бирюкова тогда же сформулировала в общих чертах концепцию проекта — в пространстве Западного павильона возможны только те постановки, которые связаны с этим местом, с образом Санкт-Петербурга и представителями мира искусства. А Достоевский, как известно, в Инженерном замке обучался военной топографии, выйдя из него в чине инженера-подпоручика. Кстати, отсюда такая топографическая точность при описании города в его произведениях. Так что и «Белые ночи», и Достоевский, и Добужинский, создавший иллюстрации к «Белым ночам», вполне органично соединились в «ДраММатике» Центра мультимедиа Русского музея.

Белые ночи, Городской театр

В ту пору, когда «Белые ночи» были опубликованы (1848 год), писатель был вполне молодым человеком — 27 лет. Каторга еще не сделала из него того мыслителя и писателя, которому сейчас поклоняется весь мир. Тем не менее, «Белые ночи» — «сентиментальный роман», в котором уже есть и надрыв, и неразделенная любовь, и одиночество, и «слезы в одиночку, и речи в уголку вдвоем». Это же Достоевский! Как же иначе?

Белые ночи, Городской театр

Представьте себе: все выше перечисленное может быть легким, смешным, комичным и милым, как горести маленьких детей. Повествование превращается в акварель, написанную легкой кистью по мокрой бумаге, мрачный и сырой Петербург вдруг становится живым и легкомысленным. А боль разбитого сердца и душевных терзаний выплеснулись в иллюстрации Мстислава Добужинского, отражаемые в окнах Кордегардии, и финальные слезы главного героя.

Белые ночи, Городской театр

Зритель открывает для себя молодого и современного Достоевского, портрет которого красуется на футболке главного героя «Белых ночей» — Мечтателя (актер Иван Чепура). А он так же молод, как те, кто сидит в зрительном зале, и чувства его вполне понятны и почти осязаемы. Во всяком случае — многим знакомы. Поэтому и диалог с аудиторией у актеров Городского театра складывается без затруднений.

Городской театр, Белые ночи

Это прочтение Достоевского кажется невероятным и неожиданным. Создателям постановки удалось открыть и показать свежесть юности со всей ее наивностью и жаждой чувств. В словах и действиях героев найден новый смысл и мотивы, которые, казалось бы, были очевидны — не понятно только, почему раньше этого ускользало из виду.

актеры Городского театра

Интонация и поведение Мечтателя — современны, как и его костюм. Хотя надо сказать, что этот персонаж актуален для любого времени: почти два века назад он часами придумывал себе жизнь, сидя в своей каморке. Сейчас таких мечтателей полным полно перед мониторами компьютеров, планшетов и прочих гаджетов. Глядя на счастливые фотографии обитателей соцсетей, они тоже думают, что где-то у кого-то проходит прекрасная и увлекательная жизнь, окутанная парами вейпа…

актеры Городского театра

Мечтатель хочет перемен, он готов к ним, поэтому и влюбляется в случайно встреченную Настеньку (актриса Екатерина Черепанова), «посаженную на булавку» Бабушкой (Анна Христич). Стоит отметить, что этот женский дуэт в спектакле особенно комичен и ярок. Образ Бабушки — почти карикатура, почти штамп, но умело скроенный и поставленный в нужном месте.

Настенька, естественно, тоже любит и мучается из-за благороднейшего молодого человека — Жильца (Владимир Петров), снимавшего мезонин в доме Бабушки. Мечтатель терзаем Настенькой, Жилец — занят поисками хлеба насущного, а Бабушка — размышлениями о пристойности книг и современных нравах, которые, судя по всему, ей не чужды. Начавшись практически с фарса, к финалу действо взрослеет и мрачнеет, смолкает смех, наворачиваются слезы.

Городской театр, Белые ночи

Да, без драмы Достоевский был бы невозможен. Но драма ли это? Все счастливы, за исключением Мечтателя. Хотя, может быть, и он счастлив своей жертвенностью и страданием? Если с блаженством и благодарностью вспоминает несколько встреч с Настенькой даже через пятнадцать лет…

«Для актеров Городского театра это был учебный дипломный спектакль, выпущенный весной 2016 года. Режиссер постановки Борис Наумович Голубицкий предложил «Белые ночи» Достоевского, и это предложение нашло отклик у студентов курса профессора Сергея Дмитриевича Черкасского, из которых потом сложилась труппа Городского театра. На мой взгляд, вся история «Белых ночей» — очень легкая, и это хорошо, что спектакль решен в такой почти бунинской стилистике. Как мне кажется, там прекрасно сплетена поэзия с реальностью, найден очень интересный способ существования. И он вполне родной для Достоевского. Нет ощущения, что язык постановки спорит с писателем. Если бы спектакль шел вразрез с автором, то он не состоялся бы», — рассказала художественный руководитель театра Наталья Лапина.

Городской театр, Белые ночи

Она отметила, что в Западном павильоне Инженерного замка — волшебная атмосфера, хотя эта театральная площадка еще не вполне обжита. «Наполнение этого пространства мы восприняли как нашу новую задачу. Надеюсь, что спектаклем «Белые ночи» мы начали создавать его историю. Возможно, наш театр сделает уникальный проект — специально для этого места», — сообщила Наталья Лапина, добавив, что уже обсуждает эти планы с руководителем Центра мультимедиа Русского музея Светланой Бирюковой.

Городской театр, Белые ночи

Скорее всего, проект будет камерным, потому что создатели и идейные вдохновители «ДраММатики» избегают модной сейчас зрелищности, выдвигая на первый план классическую литературу и драму. «Средства мультимедиа в последнее время стали настолько часто и много использоваться во всех сферах искусства, что подчас убивают смысл какого бы то ни было культурного явления. Надеюсь, что мы найдем новые спектакли, имеющие в своей основе истинно петербургский дух, а наши возможности мультимедиа обеспечат им ненавязчивый фон», — подчеркнула Светлана Бирюкова.

Городской театр, Белые ночи

11 января 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой Русского музея.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Motorpsycho

Бент Сэтер: Motorpsycho любят специфические люди

Культовая норвежская группа Motorpsycho выступила на Новой сцене Александринского театра. Впервые российские поклонники вживую услышали своих кумиров — четырехкратных обладателей норвежской Grammy. Концерт Motorpsycho прошел 18 мая в Санкт-Петербурге на фестивале SKIF, который посвящен памяти легендарного музыканта Сергея Курехина.

Андрей Шишкин

Андрей Шишкин: Стремлюсь к тому, чтобы в театре всегда был дирижер мирового уровня

В рамках больших гастролей в Санкт-Петербурге с оперой «Сатьяграха» Филипа Гласса выступил Екатеринбургский театр оперы и балета. Эта опера, обращающаяся к такой великой фигуре, как Махатма Ганди, идет на санскрите, а написана одним из величайших композиторов ХХ века. Безусловно, она стала событием в культурной жизни России.

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».