Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что... ничего не понимаешь.

Русский музей

В конце декабря прошлого года Русский музей и Городской театр одарили публику спектаклем «Белые ночи» по повести Федора Михайловича Достоевского. Таким образом Центр мультимедиа Русского музея продолжил уникальный театрально-музейный проект, который уже вполне оформился и даже получил название «ДраММатика», что означает соединение драмы, музея и мультимедиа. Ранее в Западном павильоне (Кордегардии) Инженерного замка уже проходили театральные спектакли — например, «Шинель» по Гоголю в октябре 2017 года.

Русский музей, Шинель

Заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светлана Бирюкова тогда же сформулировала в общих чертах концепцию проекта — в пространстве Западного павильона возможны только те постановки, которые связаны с этим местом, с образом Санкт-Петербурга и представителями мира искусства. А Достоевский, как известно, в Инженерном замке обучался военной топографии, выйдя из него в чине инженера-подпоручика. Кстати, отсюда такая топографическая точность при описании города в его произведениях. Так что и «Белые ночи», и Достоевский, и Добужинский, создавший иллюстрации к «Белым ночам», вполне органично соединились в «ДраММатике» Центра мультимедиа Русского музея.

Белые ночи, Городской театр

В ту пору, когда «Белые ночи» были опубликованы (1848 год), писатель был вполне молодым человеком — 27 лет. Каторга еще не сделала из него того мыслителя и писателя, которому сейчас поклоняется весь мир. Тем не менее, «Белые ночи» — «сентиментальный роман», в котором уже есть и надрыв, и неразделенная любовь, и одиночество, и «слезы в одиночку, и речи в уголку вдвоем». Это же Достоевский! Как же иначе?

Белые ночи, Городской театр

Представьте себе: все выше перечисленное может быть легким, смешным, комичным и милым, как горести маленьких детей. Повествование превращается в акварель, написанную легкой кистью по мокрой бумаге, мрачный и сырой Петербург вдруг становится живым и легкомысленным. А боль разбитого сердца и душевных терзаний выплеснулись в иллюстрации Мстислава Добужинского, отражаемые в окнах Кордегардии, и финальные слезы главного героя.

Белые ночи, Городской театр

Зритель открывает для себя молодого и современного Достоевского, портрет которого красуется на футболке главного героя «Белых ночей» — Мечтателя (актер Иван Чепура). А он так же молод, как те, кто сидит в зрительном зале, и чувства его вполне понятны и почти осязаемы. Во всяком случае — многим знакомы. Поэтому и диалог с аудиторией у актеров Городского театра складывается без затруднений.

Городской театр, Белые ночи

Это прочтение Достоевского кажется невероятным и неожиданным. Создателям постановки удалось открыть и показать свежесть юности со всей ее наивностью и жаждой чувств. В словах и действиях героев найден новый смысл и мотивы, которые, казалось бы, были очевидны — не понятно только, почему раньше этого ускользало из виду.

актеры Городского театра

Интонация и поведение Мечтателя — современны, как и его костюм. Хотя надо сказать, что этот персонаж актуален для любого времени: почти два века назад он часами придумывал себе жизнь, сидя в своей каморке. Сейчас таких мечтателей полным полно перед мониторами компьютеров, планшетов и прочих гаджетов. Глядя на счастливые фотографии обитателей соцсетей, они тоже думают, что где-то у кого-то проходит прекрасная и увлекательная жизнь, окутанная парами вейпа…

актеры Городского театра

Мечтатель хочет перемен, он готов к ним, поэтому и влюбляется в случайно встреченную Настеньку (актриса Екатерина Черепанова), «посаженную на булавку» Бабушкой (Анна Христич). Стоит отметить, что этот женский дуэт в спектакле особенно комичен и ярок. Образ Бабушки — почти карикатура, почти штамп, но умело скроенный и поставленный в нужном месте.

Настенька, естественно, тоже любит и мучается из-за благороднейшего молодого человека — Жильца (Владимир Петров), снимавшего мезонин в доме Бабушки. Мечтатель терзаем Настенькой, Жилец — занят поисками хлеба насущного, а Бабушка — размышлениями о пристойности книг и современных нравах, которые, судя по всему, ей не чужды. Начавшись практически с фарса, к финалу действо взрослеет и мрачнеет, смолкает смех, наворачиваются слезы.

Городской театр, Белые ночи

Да, без драмы Достоевский был бы невозможен. Но драма ли это? Все счастливы, за исключением Мечтателя. Хотя, может быть, и он счастлив своей жертвенностью и страданием? Если с блаженством и благодарностью вспоминает несколько встреч с Настенькой даже через пятнадцать лет…

«Для актеров Городского театра это был учебный дипломный спектакль, выпущенный весной 2016 года. Режиссер постановки Борис Наумович Голубицкий предложил «Белые ночи» Достоевского, и это предложение нашло отклик у студентов курса профессора Сергея Дмитриевича Черкасского, из которых потом сложилась труппа Городского театра. На мой взгляд, вся история «Белых ночей» — очень легкая, и это хорошо, что спектакль решен в такой почти бунинской стилистике. Как мне кажется, там прекрасно сплетена поэзия с реальностью, найден очень интересный способ существования. И он вполне родной для Достоевского. Нет ощущения, что язык постановки спорит с писателем. Если бы спектакль шел вразрез с автором, то он не состоялся бы», — рассказала художественный руководитель театра Наталья Лапина.

Городской театр, Белые ночи

Она отметила, что в Западном павильоне Инженерного замка — волшебная атмосфера, хотя эта театральная площадка еще не вполне обжита. «Наполнение этого пространства мы восприняли как нашу новую задачу. Надеюсь, что спектаклем «Белые ночи» мы начали создавать его историю. Возможно, наш театр сделает уникальный проект — специально для этого места», — сообщила Наталья Лапина, добавив, что уже обсуждает эти планы с руководителем Центра мультимедиа Русского музея Светланой Бирюковой.

Городской театр, Белые ночи

Скорее всего, проект будет камерным, потому что создатели и идейные вдохновители «ДраММатики» избегают модной сейчас зрелищности, выдвигая на первый план классическую литературу и драму. «Средства мультимедиа в последнее время стали настолько часто и много использоваться во всех сферах искусства, что подчас убивают смысл какого бы то ни было культурного явления. Надеюсь, что мы найдем новые спектакли, имеющие в своей основе истинно петербургский дух, а наши возможности мультимедиа обеспечат им ненавязчивый фон», — подчеркнула Светлана Бирюкова.

Городской театр, Белые ночи

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

11 января 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой Русского музея.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

выставка Веры Ильиной

Город, который никогда не был молодым

В выставочном зале Музея печати на набережной реки Мойки до конца августа можно посетить экспозицию графических листов Веры Ильиной. Серия петербургских пейзажей озаглавлена «Красная нить: уходящее прошлое». Вера Ильина родилась в 1962 году и мечтала стать художником еще в детстве. Она закончила Рисовальные классы в Санкт-Петербургской Академии художеств имени Репина. В настоящее время занимается графикой, которой свойственна монохромная палитра, и основными инструментами являются соус, пастель, тушь, уголь, создает каллиграфические листы на базе русских исторических почерков. Но своей любимой техникой художница все же называет масляную живопись.

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.