«Журнал наблюдений» человеческой трагедии

Премию в области современного искусства имени Сергея Курехина по итогам 2017 года на днях получил московский художник Сергей Кищенко. Его работа называлась «Журнал наблюдений». Совершенно уникальный проект, который можно было увидеть осенью прошлого года в здании Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Вавилова (ВИР), в сельскохозяйственной библиотеке, что на Исаакиевской площади.

Сергей Кищенко

Выставка была организована при поддержке Фонда содействия современного искусства RuArts. Сегодня визуальную часть проекта лауреата премии можно увидеть в Центре Курехина на Лиговском проспекте, 73.

Сергей Кищенко

Интересна история создания этого проекта. Многими нитями он связан с драматической судьбой выдающегося академика, 16 лет возглавлявшего Всесоюзный институт растениеводства, Николая Ивановича Вавилова, умершего в 1943 году в Саратовской тюрьме от голода. Этот человек, мечтавший накормить человечество, проводил бесчисленные и успешные исследования, связанные с генетикой семян, их морозоустойчивостью, всхожестью и условиями хранения, объездил с научными целями весь мир, побывал, кажется, везде, кроме Антарктиды. Это был блестящий ученый, писавший статьи на нескольких иностранных языках. Он создал уникальный генетический банк семян. Его фундаментальные открытия определили развитие современной агробиологии. Вавилов свято верил в то, что делал: «Я действительно глубоко верю в науку, в ней цель и жизнь. И мне не жалко отдать жизнь ради хоть самого малого в науке».

Николай Вавилов

В своем проекте автор Сергей Кищенко представил фотографии, на которых крупным планом сняты колосья в поле, графические, зеркальным образом созданные композиции изломанных стеблей, словно искореженные людские судьбы. Выразителен мозаичный портрет Вавилова в профиль и анфас, составленный из фотографий, на которых зафиксированы моменты выступлений ученого на научных конференциях, съездах, его экспедиции.

Сергей Кищенко

Ученый был арестован в 1940 году на основании сфабрикованных обвинений. В экспозиции приковывают внимание связанные толстой проволокой металлические коробки, самые что ни на есть реальные, в которых хранилась генетическая коллекция в блокаду. Их связывали по несколько штук негнущимися от холода руками изможденные голодом сотрудники института, чтобы спасти семена от грызунов. Крысы научились сбрасывать коробки с полок, сдвигать крышки и поедали этот бесценный генетический материал. Сотрудники умирали от голода, но не тронули ни одного зернышка…

Сергей Кищенко

Огромную фотографию смальтовой мозаики, созданной 1976 году, сделанной Кищенко в генетическом банке семян в поселке Ботаника Краснодарского края, нельзя считать лишь атрибутом эстетики. Сама мозаика, иконографично рассказывающая о жизни о открытиях Николая Вавилова — памятник тем, кто ни на один день не отступил от своего дела, выстоял в самое сложное время войны и сталинских репрессий.

Сергей Кищенко

«В 2014 году меня пригласили участвовать в международной выставке, которая была посвящена освобождению Австрии от фашизма, — рассказал Сергей Кищенко. — Она состоялась в январе 2015 года в городе Гратц. И я, готовясь к ней, обнаружил, что неподалеку от этого города, во время Второй мировой войны находился Институт генетики растений СС. Читая про этот институт, я выяснил, что в 1943 году немецкие ученые предприняли экспедицию на оккупированные территории бывшего Советского Союза, привезли семенной материал и тут же стали с ним работать. Материал составлял часть коллекции Всесоюзного института растениеводства. Эсесовцы побывали на нескольких экспериментальных станциях, их интересовали морозоустойчивые сорта — была цель накормить армию, а потом и население на будущих захваченных восточных территориях. Эта история меня поразила. Ведь все это происходило во время блокады. В это же самое время Николай Вавилов умер в тюрьме…

Сергей Кищенко

Я тогда впервые задумался о том, что эти семена невероятным образом связаны с судьбами многих людей как с одной, так и с другой из противоборствующих сторон. И я пришел сюда, в ВИР. Вначале попал в гербарий культурных растений, один из старейших гербариев в мире, — он содержит порядка 360 тысяч единиц хранения, — потом познакомился с генетической коллекцией… Так началась моя работа. Коллеги из ВИР сначала, возможно, меня восприняли с некоторым удивлением, но благодаря их открытости и азарту исследователей наше сотрудничество быстро стало плодотворным и творческим».

Первым пластическим выражением переживания художника стала серия «Хлеб насущный» — зрители увидели диптихи, левая часть которых — гипердокументальная фотография гербариев, переживших блокаду, правая часть — гравюра, выполненная в авторской технике. Кищенко здесь как бы создает пепельный слепок человеческой трагедии.

Сергей Кищенко

Художник не остановился только на визуальности. После успешной выставки в 2015 году в Гратце он познакомился с художницами Анитой Фукс и Ресой Пернтхаллер, представляющих австрийскую арт-группу REZANITA, которая работает с биологической темой. Художники продолжили проект в виде арт-реконструкции событий 1943 года. Сергей Кищенко и REZANITA арендовали поле неподалеку от замка Ланах — места, где находился Институт генетики растений СС. Выращивая культуры с апреля по август на поле своими руками, арт-бригада пыталась пережить на своем опыте историю более чем 60-летней давности.

Сергей Кищенко

Результатом стал лэнд-артпроект «Поле коммуникаций» (Field of Communication). Поле, выращенное художниками, было предъявлено как произведение искусства. В 2016 году проект «Журнал наблюдений» привлек новых исследователей с обеих сторон — российской и австрийской. Художники стали сотрудничать с учеными и первым опытом в этом сотрудничестве стал эксперимент «Перемещение». Для художников перемещение взросших в одном месте растений в разные климатические зоны стало метафорой человеческой жизни. Ученые изучали воздействие смены климата, а, по сути, стресса, который переживали растения.

О героизме неприметных, скромных людей — проект «Журнал наблюдений». Он не кричит об их подвиге громко, но побуждает взяться за литературу, посмотреть фильмы, испытать гордость за удивительных ученых, преданных науке, презреть тех, кто уничтожал их, завидуя таланту и вдохновению.

Сергей Кищенко

ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

2 мая 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фото: Наталья Чайка
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Юрий Мамин

Юрий Мамин: Деньги на фильм мне дали питерские бандиты

В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин. Из России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин. Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.

Театр Karlsson Haus

Karlsson Haus бесстрашно отпраздновал 13

22 февраля театр Karlsson Haus отметил свой 13-й день рождения в любимой обстановке — уютной и загадочной, как все его спектакли. История этого кукольного и фигуративного театра началась с флигеля на набережной Фонтанки, где появился петербургский домик героя Астрид Линдгрен, и состоялась премьера спектакля «Мой Карлсон». Роль повзрослевшего Малыша в нем сыграл Борис Константинов, который в настоящее время является художественным руководителем Театра кукол Сергея Образцова.