«Журнал наблюдений» человеческой трагедии

Премию в области современного искусства имени Сергея Курехина по итогам 2017 года на днях получил московский художник Сергей Кищенко. Его работа называлась «Журнал наблюдений». Совершенно уникальный проект, который можно было увидеть осенью прошлого года в здании Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Вавилова (ВИР), в сельскохозяйственной библиотеке, что на Исаакиевской площади.

Сергей Кищенко

Выставка была организована при поддержке Фонда содействия современного искусства RuArts. Сегодня визуальную часть проекта лауреата премии можно увидеть в Центре Курехина на Лиговском проспекте, 73.

Сергей Кищенко

Интересна история создания этого проекта. Многими нитями он связан с драматической судьбой выдающегося академика, 16 лет возглавлявшего Всесоюзный институт растениеводства, Николая Ивановича Вавилова, умершего в 1943 году в Саратовской тюрьме от голода. Этот человек, мечтавший накормить человечество, проводил бесчисленные и успешные исследования, связанные с генетикой семян, их морозоустойчивостью, всхожестью и условиями хранения, объездил с научными целями весь мир, побывал, кажется, везде, кроме Антарктиды. Это был блестящий ученый, писавший статьи на нескольких иностранных языках. Он создал уникальный генетический банк семян. Его фундаментальные открытия определили развитие современной агробиологии. Вавилов свято верил в то, что делал: «Я действительно глубоко верю в науку, в ней цель и жизнь. И мне не жалко отдать жизнь ради хоть самого малого в науке».

Николай Вавилов

В своем проекте автор Сергей Кищенко представил фотографии, на которых крупным планом сняты колосья в поле, графические, зеркальным образом созданные композиции изломанных стеблей, словно искореженные людские судьбы. Выразителен мозаичный портрет Вавилова в профиль и анфас, составленный из фотографий, на которых зафиксированы моменты выступлений ученого на научных конференциях, съездах, его экспедиции.

Сергей Кищенко

Ученый был арестован в 1940 году на основании сфабрикованных обвинений. В экспозиции приковывают внимание связанные толстой проволокой металлические коробки, самые что ни на есть реальные, в которых хранилась генетическая коллекция в блокаду. Их связывали по несколько штук негнущимися от холода руками изможденные голодом сотрудники института, чтобы спасти семена от грызунов. Крысы научились сбрасывать коробки с полок, сдвигать крышки и поедали этот бесценный генетический материал. Сотрудники умирали от голода, но не тронули ни одного зернышка…

Сергей Кищенко

Огромную фотографию смальтовой мозаики, созданной 1976 году, сделанной Кищенко в генетическом банке семян в поселке Ботаника Краснодарского края, нельзя считать лишь атрибутом эстетики. Сама мозаика, иконографично рассказывающая о жизни о открытиях Николая Вавилова — памятник тем, кто ни на один день не отступил от своего дела, выстоял в самое сложное время войны и сталинских репрессий.

Сергей Кищенко

«В 2014 году меня пригласили участвовать в международной выставке, которая была посвящена освобождению Австрии от фашизма, — рассказал Сергей Кищенко. — Она состоялась в январе 2015 года в городе Гратц. И я, готовясь к ней, обнаружил, что неподалеку от этого города, во время Второй мировой войны находился Институт генетики растений СС. Читая про этот институт, я выяснил, что в 1943 году немецкие ученые предприняли экспедицию на оккупированные территории бывшего Советского Союза, привезли семенной материал и тут же стали с ним работать. Материал составлял часть коллекции Всесоюзного института растениеводства. Эсесовцы побывали на нескольких экспериментальных станциях, их интересовали морозоустойчивые сорта — была цель накормить армию, а потом и население на будущих захваченных восточных территориях. Эта история меня поразила. Ведь все это происходило во время блокады. В это же самое время Николай Вавилов умер в тюрьме…

Сергей Кищенко

Я тогда впервые задумался о том, что эти семена невероятным образом связаны с судьбами многих людей как с одной, так и с другой из противоборствующих сторон. И я пришел сюда, в ВИР. Вначале попал в гербарий культурных растений, один из старейших гербариев в мире, — он содержит порядка 360 тысяч единиц хранения, — потом познакомился с генетической коллекцией… Так началась моя работа. Коллеги из ВИР сначала, возможно, меня восприняли с некоторым удивлением, но благодаря их открытости и азарту исследователей наше сотрудничество быстро стало плодотворным и творческим».

Первым пластическим выражением переживания художника стала серия «Хлеб насущный» — зрители увидели диптихи, левая часть которых — гипердокументальная фотография гербариев, переживших блокаду, правая часть — гравюра, выполненная в авторской технике. Кищенко здесь как бы создает пепельный слепок человеческой трагедии.

Сергей Кищенко

Художник не остановился только на визуальности. После успешной выставки в 2015 году в Гратце он познакомился с художницами Анитой Фукс и Ресой Пернтхаллер, представляющих австрийскую арт-группу REZANITA, которая работает с биологической темой. Художники продолжили проект в виде арт-реконструкции событий 1943 года. Сергей Кищенко и REZANITA арендовали поле неподалеку от замка Ланах — места, где находился Институт генетики растений СС. Выращивая культуры с апреля по август на поле своими руками, арт-бригада пыталась пережить на своем опыте историю более чем 60-летней давности.

Сергей Кищенко

Результатом стал лэнд-артпроект «Поле коммуникаций» (Field of Communication). Поле, выращенное художниками, было предъявлено как произведение искусства. В 2016 году проект «Журнал наблюдений» привлек новых исследователей с обеих сторон — российской и австрийской. Художники стали сотрудничать с учеными и первым опытом в этом сотрудничестве стал эксперимент «Перемещение». Для художников перемещение взросших в одном месте растений в разные климатические зоны стало метафорой человеческой жизни. Ученые изучали воздействие смены климата, а, по сути, стресса, который переживали растения.

О героизме неприметных, скромных людей — проект «Журнал наблюдений». Он не кричит об их подвиге громко, но побуждает взяться за литературу, посмотреть фильмы, испытать гордость за удивительных ученых, преданных науке, презреть тех, кто уничтожал их, завидуя таланту и вдохновению.

Сергей Кищенко

ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

2 мая 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фото: Наталья Чайка
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!