Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

Театр Особняк

Больше всего это похоже на некий манок для тех, кого увлекает напряженная атмосфера и осмысление бытия, рождения и смерти через фольклор, необычные религии, абсурдные и гротескные образы. Коварную приставку «лирический» они в таком случае легкомысленно не замечают и чаще всего обманываются в своих надеждах увидеть нечто новое в любимом жанре. Скорее всего, от хоррора они не увидят ничего.

Театр Особняк

Именно так вышло в экспериментальной премьере камерного театра «Особняк» (Каменноостровский проспект, 55) — «Комната Герды». Это — постановка Театральной лаборатории Яны Туминой, заявленная именно как лирический хоррор, рассчитанный на взрослую аудиторию.

Правда, первым показам новой пьесы с мистическим антуражем помогла сама природа — 7 и 8 февраля заснеженное пространство Петроградской стороны, где находится театр, и метели на фоне мрачного неба, прекрасно соответствовали духу сказки Андерсена, живописной и тревожной. Но можно ли это сказать о самой постановке, которая была призвана не просто пересказать сюжет, а трактовать его неким иным, неожиданным и смелым образом?

Вначале стоит поведать о самом театре «Особняк», одном из немногих сохранившихся театров-студий новой волны конца 1980-х годов, на тот момент рождавшихся в изобилии. Он сохранил не только свое существование, но и лицо, — его основой были не взаимоотношения «команда-лидер», а актерский коллектив и приглашенные режиссеры.

Ярким началом его истории были постановки Игоря Ларина со смелой трактовкой классики — «Сон о вишневом саде» (1989), «Омрачение» по мотивам романа «Преступление и наказание» (1990), «Лес» (1995), «Мимические балеты» по мотивам живописи Брейгеля и Босха. Они получили признание на фестивалях в России и за рубежом.

Театр Особняк

С 1996 по 2000 год новый режиссер Владимир Михельсон взял курс на современную драматургию. Его спектакли по пьесам Михаила Угарова «Газета „Русский Инвалидъ“ за 18-е июля…», «Истребитель», «Зеленые щеки апреля» побеждали многократно на фестивалях камерных театров. Постановка «Счастливые дни» Сэмюэла Беккета была удостоена Гран-при фестиваля «Рождественский парад» в Санкт-Петербурге (1999), фестивалей «Камерата» в Челябинске и «Ламбушка» в Петрозаводске.

Начало 2000-х ознаменовано успехами театра на отечественных и зарубежных фестивалях. Главным режиссером с 2001 года стал Алексей Слюсарчук, автор философских спектаклей по произведениям Милорада Павича, Фридриха Ницше, Юна Фоссе. Пьеса Lexicon по Павичу была номинирована на «Золотую маску» в 2003 году.

В «Особняке» регулярно можно увидеть работы других театров, не имеющих постоянной площадки, а также экспериментальные и учебные работы, пьесы различных камерных театров России и Европы. Завсегдатаями этой маленькой сцены являются Театр марионеток «Кукольный Дом», Театральная Мастерская «АСБ», театр Lusores.

Куклы и марионетки, по сути, являются основными героями и в «Комнате Герды», и по самым беглым впечатлениям этот «лирический хоррор» представляет собой обыкновенную адаптацию «Снежной королевы» под кукольный формат для младшей аудитории.

А ведь презентация спектакля обещала многое. Компиляция из текстов Андерсена и поэта-модерниста Райнера Рильке, элементы «театра абсурда и черного юмора», феерия звуков и образов в то время, как на сцене присутствует лишь один человек — актриса Алиса Олейник — в пределах одной комнаты. И главная интрига — выходила ли Герда действительно на поиски Кая или все это происходило лишь в ее воображении? Вернее, какими средствами авторы намереваются это показать?

Театр Особняк

Однако ничего подобного в реальности не просматривается, и если бы об этой интриге не говорилось в рекламе спектакля, ее бы вряд ли кто-то заметил. Да, здесь много забавных и интересных задумок с образами бабушки, принцессы, маленькой разбойницы, старухи-лапландки, и все это Алиса Олейник единолично исполняет с помощью костюмов и ростовых кукол. Видимо, один факт, что на сцене нет больше живых актеров, должен нас убедить, что никого из этих персонажей, а может быть, и Кая, не существовало.

В постановке указан еще один актер — Дмитрий Чупахин, исполняющий роль «Комнаты». Именно он отвечает за те эффекты, которые призваны напугать зрителя, — башмачки, шагающие по вертикальной стене, двигающиеся розы, рука, тянущаяся из стены к Герде. И надо признать, моментами это пугает, благодаря полумраку и напряженной мелодии, вот только никаких намеков на ирреальность происходящего, на то, что Герде лишь чудятся ее приключения, в этом нет. В конце концов, сказка Андерсена и так фантастична, и ее канва, исходящая к жутким северным преданиям о Ледяной деве, могла быть поставлена как хоррор без всяких дополнительных придумок.

Еще один момент, смущавший на протяжении всего спектакля: в зале постоянно раздавался смех. На детской кукольной пьесе это было бы уместно, но в данном случае лишь нагнетало сомнения, что на сцене идет хоррор. Особенно в сочетании с настойчивым вопросом разбойницы к залу: «Страшно?».

Театр Особняк

Конечно, актрису ни в чем нельзя упрекнуть, как и художников, из которых стоит выделить Киру Камалидинову, сценографа и автора кукол. Они справились со своими задачами, и несоответствие ожиданий результату — вопрос к режиссеру или к пиарщикам. Особый скептицизм вызывает вывод в описании пьесы — «зритель свободен в трактовках».

В том-то и коварство, что на экспериментальных и арт-хаусных спектаклях зрители часто не свободны в своих оценках. Во-первых, им не хочется признать, что они не получили желанного, во-вторых, из-за интригующей рекламы и воодушевленных рецензий неловко признавать, что ты один как бы ничего не понял. Но ведь искусство, в том числе и такое, дано нам именно для того, чтобы думать и чувствовать самим, и хотя бы ради этого следует посещать и подобные «эксперименты».

Театр Особняк

17 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.