Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

Театр Особняк

Больше всего это похоже на некий манок для тех, кого увлекает напряженная атмосфера и осмысление бытия, рождения и смерти через фольклор, необычные религии, абсурдные и гротескные образы. Коварную приставку «лирический» они в таком случае легкомысленно не замечают и чаще всего обманываются в своих надеждах увидеть нечто новое в любимом жанре. Скорее всего, от хоррора они не увидят ничего.

Театр Особняк

Именно так вышло в экспериментальной премьере камерного театра «Особняк» (Каменноостровский проспект, 55) — «Комната Герды». Это — постановка Театральной лаборатории Яны Туминой, заявленная именно как лирический хоррор, рассчитанный на взрослую аудиторию.

Правда, первым показам новой пьесы с мистическим антуражем помогла сама природа — 7 и 8 февраля заснеженное пространство Петроградской стороны, где находится театр, и метели на фоне мрачного неба, прекрасно соответствовали духу сказки Андерсена, живописной и тревожной. Но можно ли это сказать о самой постановке, которая была призвана не просто пересказать сюжет, а трактовать его неким иным, неожиданным и смелым образом?

Вначале стоит поведать о самом театре «Особняк», одном из немногих сохранившихся театров-студий новой волны конца 1980-х годов, на тот момент рождавшихся в изобилии. Он сохранил не только свое существование, но и лицо, — его основой были не взаимоотношения «команда-лидер», а актерский коллектив и приглашенные режиссеры.

Ярким началом его истории были постановки Игоря Ларина со смелой трактовкой классики — «Сон о вишневом саде» (1989), «Омрачение» по мотивам романа «Преступление и наказание» (1990), «Лес» (1995), «Мимические балеты» по мотивам живописи Брейгеля и Босха. Они получили признание на фестивалях в России и за рубежом.

Театр Особняк

С 1996 по 2000 год новый режиссер Владимир Михельсон взял курс на современную драматургию. Его спектакли по пьесам Михаила Угарова «Газета „Русский Инвалидъ“ за 18-е июля…», «Истребитель», «Зеленые щеки апреля» побеждали многократно на фестивалях камерных театров. Постановка «Счастливые дни» Сэмюэла Беккета была удостоена Гран-при фестиваля «Рождественский парад» в Санкт-Петербурге (1999), фестивалей «Камерата» в Челябинске и «Ламбушка» в Петрозаводске.

Начало 2000-х ознаменовано успехами театра на отечественных и зарубежных фестивалях. Главным режиссером с 2001 года стал Алексей Слюсарчук, автор философских спектаклей по произведениям Милорада Павича, Фридриха Ницше, Юна Фоссе. Пьеса Lexicon по Павичу была номинирована на «Золотую маску» в 2003 году.

В «Особняке» регулярно можно увидеть работы других театров, не имеющих постоянной площадки, а также экспериментальные и учебные работы, пьесы различных камерных театров России и Европы. Завсегдатаями этой маленькой сцены являются Театр марионеток «Кукольный Дом», Театральная Мастерская «АСБ», театр Lusores.

Куклы и марионетки, по сути, являются основными героями и в «Комнате Герды», и по самым беглым впечатлениям этот «лирический хоррор» представляет собой обыкновенную адаптацию «Снежной королевы» под кукольный формат для младшей аудитории.

А ведь презентация спектакля обещала многое. Компиляция из текстов Андерсена и поэта-модерниста Райнера Рильке, элементы «театра абсурда и черного юмора», феерия звуков и образов в то время, как на сцене присутствует лишь один человек — актриса Алиса Олейник — в пределах одной комнаты. И главная интрига — выходила ли Герда действительно на поиски Кая или все это происходило лишь в ее воображении? Вернее, какими средствами авторы намереваются это показать?

Театр Особняк

Однако ничего подобного в реальности не просматривается, и если бы об этой интриге не говорилось в рекламе спектакля, ее бы вряд ли кто-то заметил. Да, здесь много забавных и интересных задумок с образами бабушки, принцессы, маленькой разбойницы, старухи-лапландки, и все это Алиса Олейник единолично исполняет с помощью костюмов и ростовых кукол. Видимо, один факт, что на сцене нет больше живых актеров, должен нас убедить, что никого из этих персонажей, а может быть, и Кая, не существовало.

В постановке указан еще один актер — Дмитрий Чупахин, исполняющий роль «Комнаты». Именно он отвечает за те эффекты, которые призваны напугать зрителя, — башмачки, шагающие по вертикальной стене, двигающиеся розы, рука, тянущаяся из стены к Герде. И надо признать, моментами это пугает, благодаря полумраку и напряженной мелодии, вот только никаких намеков на ирреальность происходящего, на то, что Герде лишь чудятся ее приключения, в этом нет. В конце концов, сказка Андерсена и так фантастична, и ее канва, исходящая к жутким северным преданиям о Ледяной деве, могла быть поставлена как хоррор без всяких дополнительных придумок.

Еще один момент, смущавший на протяжении всего спектакля: в зале постоянно раздавался смех. На детской кукольной пьесе это было бы уместно, но в данном случае лишь нагнетало сомнения, что на сцене идет хоррор. Особенно в сочетании с настойчивым вопросом разбойницы к залу: «Страшно?».

Театр Особняк

Конечно, актрису ни в чем нельзя упрекнуть, как и художников, из которых стоит выделить Киру Камалидинову, сценографа и автора кукол. Они справились со своими задачами, и несоответствие ожиданий результату — вопрос к режиссеру или к пиарщикам. Особый скептицизм вызывает вывод в описании пьесы — «зритель свободен в трактовках».

В том-то и коварство, что на экспериментальных и арт-хаусных спектаклях зрители часто не свободны в своих оценках. Во-первых, им не хочется признать, что они не получили желанного, во-вторых, из-за интригующей рекламы и воодушевленных рецензий неловко признавать, что ты один как бы ничего не понял. Но ведь искусство, в том числе и такое, дано нам именно для того, чтобы думать и чувствовать самим, и хотя бы ради этого следует посещать и подобные «эксперименты».

Театр Особняк

17 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.