Женственность под мужским именем

В галерее «Течение» творческого пространства «Артмуза» (13-я линия Васильевского острова, 70, 3 этаж) продолжается персональная выставка художника-сюрреалиста Лео Штайнберг. Псевдоним, вероятно, отсылает к фигуре выдающегося американского критика и историка искусства, уроженца СССР Льва Штейнберга. Однако выставка «Стыд: эстетика женственности» представляет работы молодой художницы, уже прославившейся своим активным и незаурядным творчеством.

Лео Штайнберг

Эксцентричная девушка родилась 21 октября 1985 года в городе Спасск-Дальний, на Дальнем Востоке, в семье известного российского художника Сергея Горбача. Он считается одним из лучших графиков страны, мастером пейзажей Приморского края и тайги, обладающим особым даром к тонким деталям. Горбач также работает в сфере книжной графики, в частности он оформлял книги о целебных растениях. Его искусство, помимо России, известно также в Южной Корее и в Китае.

Лео Штайнберг

Неудивительно, что в такой семье молодой художнице не только была дана академическая база знаний, но и привит интерес к множеству граней изобразительного творчества и поиску вдохновения в самых неожиданных сферах жизни.

Лео Штайнберг

Лео Штайнберг училась в художественной студии города Уссурийска, затем проходила интенсивный курс обучения в детской художественной школе (ДХШ), а высшее образование получала в Дальневосточном Федеральном университете на факультете изобразительного искусства.

Лео Штайнберг

Художница приобрела популярность в жанре сюрреализма, но по жизни она является знатоком и ценителем как классического искусства, так и многочисленных направлений декоративно-прикладной деятельности. Она успешно работает как дизайнер, мастер росписи по стеклу и текстилю, аквагример и автор художественных открыток, много участвует в благотворительных акциях.

Лео Штайнберг

В выставках и конкурсах Лео Штайнберг принимает участие с шести лет. В детстве она, помимо выставок в родном Приморском крае, в основном посвященных взгляду детей на природу, участвовала также во Всероссийском конкурсе «Лесной пожар — враг природы», экологическом конкурсе «Защита природы» (Япония), Международной выставке-конкурсе «Дети русского севера и Аляски в защиту природы» (Россия, США).

Лео Штайнберг

Позднее Лео выставляла свои работы на Международной студенческой выставке (Россия-Китай), Международном конкурсе керамики в Швейцарии, Международном конкурсе в рамках Российской недели искусств в Москве, на Чешской неделе искусств в Праге, на Фестивале Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге, на Итальянской неделе искусств во Флоренции, Международном конкурсе портретов в Дании, Международном биеннале в Китае.

Лео Штайнберг

В Санкт-Петербурге также прошли две ее персональные экспозиции — выставка одной картины «Тайна гранатового девятириптиха» и «Женщины. Духи леса. Ведьмы» (2016 год, галерея «Мастер»).

Лео Штайнберг

Сегодняшняя выставка также посвящена женскому образу и имеет некие признаки шабаша, язычества, демонизма, хотя выполнена в очень ярких и насыщенных цветах. Здесь представлены 20 живописных работ, выполненных акрилом на холсте.

Лео Штайнберг

Гранат для Лео Штайнберг является чем-то вроде тотема, ему посвящены несколько графических листов и знаменитый девятириптих. Представлен он и на этой экспозиции, наряду с другими фруктами и растениями, вкрапленными в провокационные женские портреты. Они не то высмеивают, не то возводят в абсолют эротичность, ставшую элементом рекламы и маркетинга.

Лео Штайнберг

Сама художница позиционирует свои работы как воспевание любви и радости бытия, природных удовольствий, свободы и раскованности вместо стеснения и самокопания. Вместе с тем ее героини все еще не могут преодолеть барьеры стыдливости — картина «Спелые груши», триптих «Ананасы. Арбузы. Папайя» передают плотскую красоту героинь через дерзкие краски и двусмысленный символизм фруктов, но не показывают ее в полной откровенности, между сознанием естественной красоты и законами общества идет внутренний конфликт.

Лео Штайнберг

Есть и такие глубокие темы, как болезненность и драматичность любви (в образе кактуса), мягкость, спрятанная под броней (плод «Сердце дракона», или питайя), павлиньи перья, подразумевающие самолюбование, но не высмеивающие его.

Лео Штайнберг

В эпоху становящегося все более агрессивным феминизма и его ответвлений в виде бодипозитива и гонений на флирт, ухаживания и прочие, всегда считавшиеся нормальными гендерные роли, такая выставка уже выглядит весьма вызывающей. Автор размышляет о половой идентичности как о социальном и культурном феномене.

Лео Штайнберг

Она заявляет: «Чрезмерная сексуальность стала нормой. К женскому телу относятся как к товару и рекламной продукции. Сокровенную возможность родить вывернули и превратили в показуху и модное явление. Этим явлениям противостоит приравнивание к мужчинам и тотальная ненависть к женственности. Женщины перестали быть собой, спрятали сексуальность, превратились в заложников».

Лео Штайнберг

Лео Штейнберг стремится показать женский образ не как продукт потребления и не как жертву, а как сосредоточение природной первозданной красоты. Она придает своим героиням индивидуальность не через одежду, как мы привыкли воспринимать окружающих, а через их телесные особенности, которые только украшает легкий и даже игривый налет стыдливости.

Лео Штайнберг

Посыл этих работ заключается в том, что быть собой — это высшее удовольствие, в отличие от того, чтобы служить чьим-то удовольствиям или мутным идеологическим принципам. То и другое одинаково чуждо и враждебно природе.

Лео Штайнберг

Выставку «Стыд: эстетика женственности» можно посетить до 2 марта. Вход — свободный.

Лео Штайнберг

20 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.