Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Радуга

И как выяснилось, романтичностью и мягкостью тут не пахнет. Все достаточно жестко и социально. Сентиментальность, если и присутствует, то, скорее, в каких-то деталях. Самый «мягкий» спектакль представила зрителям Ирина Брук, дочь знаменитого британского режиссера Питера Брука. Когда-то она выступала как актриса, но некоторое время назад пошла по стопам отца. Причем унаследовала его любовь к экспериментам, гротесковым и цирковым моментам, которыми он «грешил» в молодости, прежде чем прийти к «пустому пространству».

Ирина Брук

На сцене Национального театра Ниццы Ирина поставила шекспировскую «Бурю», только увела действие с пустынного дикого острова в итальянский ресторан, где властвует шеф-повар Просперо.

Буря

Ресторан – та же империя, в которой кипят не только бульоны и подливы, но и настоящие страсти, присутствует конфликт отцов и детей, а подлинность чувств проходит нешуточные испытания. За легким стилем, который избрала Ирина Брук, на самом деле стоят немалые смыслы: она, как и Феллини, умеет запрятать серьезные темы в яркие упаковки, придавая грусти и боли комичные краски.

Буря

При этом на вопрос, делит ли она режиссуру на мужскую и женскую, Ирина ответила, что чувствует себя с актерами и техниками матерью. Но с другой стороны, считает, что процесс работы – очень мужской. Она совсем не ощущает себя женщиной, не может режиссировать в платье – только в брюках.

Буря

Между тем, в том, как она присматривает за людьми, как общается – стоит именно женское начало. Питер Брук на протяжении шести лет с того момента, как существует «Буря» в постановке его дочери, смотрит всякий раз спектакль с новыми изменениями, но до сих пор так до конца и не признал, что это Шекспир.

Буря

Дочери знаменитых отцов – отдельная тема, которую открыл для зрителей фестиваль «Радуга». Молодой режиссер из Вильнюса – Габриэле Туминайте, которой всего 33 года, – также пошла по стопам своего отца Римаса Туминаса, возглавляющего московский театр Вахтангова.

Горемыка и добродетель

Габриэле, в отличие от Ирины Брук, которая оживляет классику современным звучанием, взялась за новую драму – поставила спектакль по роману литовской писательницы Паулины Пуките, живущей в Лондоне. Вскрыта больная для Литвы тема – эмигрантов, ищущих лучшую долю на чужбине. Спектакль «Горемыка и добродетель» – о несчастных и отвергнутых, об изгоях, не нашедших себя за пределами родной страны.

Горемыка и добродетель

«Многие из Литвы уезжают в Лондон, считают, что там им будет лучше, – рассказала Габриэле. – Я многих таких людей знаю: это и ближайшие родственники, и друзья. Но беда в том, что в странах Евросоюза нас не принимают за европейцев, для них мы остаемся русскими. И эту самоидентификацию очень трудно провести литовцам. Мы сочувствуем нашим героям, мы хотим своим спектаклем создать некий гимн всем уехавшим горемыкам, разочаровавшимся, исстрадавшимся, часто потерявшим человеческое достоинство, опустившимся на самое дно. Мы и стыдимся этих изгоев, и понимаем. Они – это мы и есть».

Габриэле – очень женственна, но ее ироничность и умение посмеяться над ситуацией отнюдь не женские, и в этом талант, который существует без оглядок на гендерную принадлежность. Габриэле успешно сочетает режиссерскую профессию с обязанностями жены и матери, растит маленькую дочь, которую водит в «строгую» школу. Считает, что работа дает ей много как матери: «Мне важно воспитать человека, с которым я смогу разговаривать».

Отец

Современная драма волнует и еще одну дочь известного режиссера Лембита Петерсона из Таллина – Марию Петерсон. Мария мало того, что она поставила очень сложную психологическую и мистическую пьесу Флориана Зеллера, но и заняла в этом спектакле своего отца.

Отец

Лембит Петерсон играет отца, страдающего деменцией – реальность путается с фантазиями и видениями. Опять звучит тема Лондона – туда, кажется, собирается дочь с новым мужем. А может и не собирается – но так видится отцу, или в подсознании сама героиня пытается найти свое счастье за пределами дома, где очень нелегко сосуществовать рядом с потерявшим рассудок отцом.

Отец

Тема близка многим. Старость, которая мешает детям. И никто тут не виноват. Такова жизнь. Режиссер решает тему довольно жестко, в расстановке диалогов и построении мизансцен – поистине мужское видение, четкое и беспристрастное.

Молодая драма на «Радуге» опять-таки была представлена именно женщиной-режиссером. Елизавета Бондарь поставила на сцене Ярославского театра имени Волкова пьесу Натальи Милантьевой «Пилорама плюс».

Пилорама

Тема – любовь, дремучая и страстная, беспощадная и отчаянная. Плотник Саша влюблен в свою бывшую одноклассницу Катю, она замужем, да еще и совсем из другого мира – она музыкант. Как совместить всепоглощающее чувство с нормой и этикой – загадка.

Пилорама

Зрители и создатели спектакля разгадывают ее каждый по-своему: разыгранный сюжет лишь напоминает о том, что существуют на свете такие больные отношения, и многие в своей жизни проходят их, оставаясь в чем-то им благодарными – за чувственность и за предупреждение об опасности.

Пилорама

Известная актриса Юлия Пересильд неожиданно для самой себя и коллег взялась за режиссуру. В своем родном городе Пскове, в Театре драмы имени Пушкина она решила осуществить давнюю мечту – поставить спектакль по рассказу Чехова «Каштанка», только на современный лад. В спектакле Пересильд Каштанка – это не собака, а… девушка. Из провинции она попадает в блистающий мир столицы, начинает выступать как актриса, но вдруг воспоминание о прежней жизни с жестоким хозяином снова возвращает ее в подворотню, к прежнему укладу и старым друзьям. Наверное, идея этого спектакля в том, что у каждого свое понимание счастья.

Каштанка

«Я совсем не позиционирую себя как режиссер, не думаю, что это какой-то мой новый путь в профессии, – рассказала Юлия. – Но это очень интересный опыт и для меня, и для молодых актеров псковской драмы. Они потрясающе талантливы, в спектакле им надо уметь многое: петь, пластично двигаться, быть убедительными в драматической игре. У них все получилось! Правда здесь, на «Радуге», они немного снизили уровень игры, может быть, сказался успех в Москве, на фестивале «Черешневый лес». Немного больше звездности почувствовали, чем надо. Но это даже и хорошо, теперь они лучше поймут, что уровень надо держать всегда, не позволяя себе расслабляться».

Каштанка

Вот такая женская режиссерская «Радуга» получилась – интересная, острая, неожиданная по своим идеям и воплощению.

ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

18 июня 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фото: Наталья Кореновская.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

МКФ

Культурный форум подвел итоги

Санкт-Петербург с 15 по 17 ноября в седьмой раз принимал центральное событие культурной жизни России. За прошедшие годы Международный культурный форум (МКФ) стал признанной во всем мире площадкой для открытого диалога звезд драматического театра, оперы и балета, выдающихся режиссеров и музыкантов, представителей академического сообщества из разных стран. Его основной темой стала «Культура как стратегический потенциал страны». В мероприятиях форума приняли участие 35 тысяч человек, среди которых были представители 101 иностранного государства.

Михайловский замок

«Культурный марафон» впервые пройдет в России

«Культурный марафон» впервые пройдет в России 24-25 ноября. В ходе Международного культурного форума в Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция, посвященная анонсированию этого федерального проекта. Его проведение предполагает два дня свободного доступа к выставкам, экскурсиям и интерактивным занятиям в четырех городах — Москве (Третьяковская галерея), Санкт-Петербурге (Русский музей), Калининграде (Музей мирового океана) и Туле (Государственный музей оружия). Организатором акции является благотворительный фонд «Система» при поддержке Министерства культуры РФ.

Jazz across bording

Jazz Across Borders стер границы 15 стран

Представители более чем 15 стран собрались на форум-фесте Jazz Across Borders (JAB) в Северной столице России. Этот фестиваль проходит в рамках Международного культурного форума, который в седьмой раз проходит в Санкт-Петербурге. Программа JAB включает панельные дискуссии, выставку российской и зарубежной джазовой индустрии, мастер-классы, концерты в клубах Санкт-Петербурга и шоукейсы. Грандиозным финалом двухдневного джазового марафона станет гала-концерт звездных музыкантов в Мариинском театре 17 ноября.

Вадим Эйленкриг

Вадим Эйленкриг: Еще сыграем на Марсе

В Санкт-Петербурге стартовал Международный культурный форум (МКФ), и одним из самых ярких событий его программы станет джазовый фестиваль, который начнется 16 ноября. Под эгидой МКФ форум-фест Jazz Across Borders (JAB) проводится второй раз, его руководитель известный российский музыкант Игорь Бутман. На этой площадке встретятся молодые музыканты, живые легенды и профессионалы музыкальной индустрии со всего мира. Участник форум-феста, трубач-виртуоз Вадим Эйленкриг рассказал «Петербургскому авангарду» о джазовой части МКФ.

Константин Райкин

Константин Райкин: Очень хочется высказаться, и очень опасно

На Новой сцене Александринского театра в рамках Международного культурного форума состоялась встреча с руководителем театра «Сатирикон», народным артистом России Константином Райкиным. Корреспондент «Росбалта» выбрал лучшие цитаты из монолога и ответов артиста на вопросы аудитории — о творческом пути, ролях, отношении к зрителям и тени отца.

Главный штаб, МКФ

В Петербурге — Международный культурный форум

В Северной столице утром 15 ноября официально открылся VII Международный культурный форум. На торжестве в Главном Штабе собрались важные гости, организаторы и участники МКФ. В пятницу, 16 ноября (19:00), праздник по случаю начала работы форума пройдет в Мариинском театре. Телеграмма, в которой участников форума поприветствовал президент РФ Владимир Путин, опубликована на сайте Кремля.