Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Радуга

И как выяснилось, романтичностью и мягкостью тут не пахнет. Все достаточно жестко и социально. Сентиментальность, если и присутствует, то, скорее, в каких-то деталях. Самый «мягкий» спектакль представила зрителям Ирина Брук, дочь знаменитого британского режиссера Питера Брука. Когда-то она выступала как актриса, но некоторое время назад пошла по стопам отца. Причем унаследовала его любовь к экспериментам, гротесковым и цирковым моментам, которыми он «грешил» в молодости, прежде чем прийти к «пустому пространству».

Ирина Брук

На сцене Национального театра Ниццы Ирина поставила шекспировскую «Бурю», только увела действие с пустынного дикого острова в итальянский ресторан, где властвует шеф-повар Просперо.

Буря

Ресторан – та же империя, в которой кипят не только бульоны и подливы, но и настоящие страсти, присутствует конфликт отцов и детей, а подлинность чувств проходит нешуточные испытания. За легким стилем, который избрала Ирина Брук, на самом деле стоят немалые смыслы: она, как и Феллини, умеет запрятать серьезные темы в яркие упаковки, придавая грусти и боли комичные краски.

Буря

При этом на вопрос, делит ли она режиссуру на мужскую и женскую, Ирина ответила, что чувствует себя с актерами и техниками матерью. Но с другой стороны, считает, что процесс работы – очень мужской. Она совсем не ощущает себя женщиной, не может режиссировать в платье – только в брюках.

Буря

Между тем, в том, как она присматривает за людьми, как общается – стоит именно женское начало. Питер Брук на протяжении шести лет с того момента, как существует «Буря» в постановке его дочери, смотрит всякий раз спектакль с новыми изменениями, но до сих пор так до конца и не признал, что это Шекспир.

Буря

Дочери знаменитых отцов – отдельная тема, которую открыл для зрителей фестиваль «Радуга». Молодой режиссер из Вильнюса – Габриэле Туминайте, которой всего 33 года, – также пошла по стопам своего отца Римаса Туминаса, возглавляющего московский театр Вахтангова.

Горемыка и добродетель

Габриэле, в отличие от Ирины Брук, которая оживляет классику современным звучанием, взялась за новую драму – поставила спектакль по роману литовской писательницы Паулины Пуките, живущей в Лондоне. Вскрыта больная для Литвы тема – эмигрантов, ищущих лучшую долю на чужбине. Спектакль «Горемыка и добродетель» – о несчастных и отвергнутых, об изгоях, не нашедших себя за пределами родной страны.

Горемыка и добродетель

«Многие из Литвы уезжают в Лондон, считают, что там им будет лучше, – рассказала Габриэле. – Я многих таких людей знаю: это и ближайшие родственники, и друзья. Но беда в том, что в странах Евросоюза нас не принимают за европейцев, для них мы остаемся русскими. И эту самоидентификацию очень трудно провести литовцам. Мы сочувствуем нашим героям, мы хотим своим спектаклем создать некий гимн всем уехавшим горемыкам, разочаровавшимся, исстрадавшимся, часто потерявшим человеческое достоинство, опустившимся на самое дно. Мы и стыдимся этих изгоев, и понимаем. Они – это мы и есть».

Габриэле – очень женственна, но ее ироничность и умение посмеяться над ситуацией отнюдь не женские, и в этом талант, который существует без оглядок на гендерную принадлежность. Габриэле успешно сочетает режиссерскую профессию с обязанностями жены и матери, растит маленькую дочь, которую водит в «строгую» школу. Считает, что работа дает ей много как матери: «Мне важно воспитать человека, с которым я смогу разговаривать».

Отец

Современная драма волнует и еще одну дочь известного режиссера Лембита Петерсона из Таллина – Марию Петерсон. Мария мало того, что она поставила очень сложную психологическую и мистическую пьесу Флориана Зеллера, но и заняла в этом спектакле своего отца.

Отец

Лембит Петерсон играет отца, страдающего деменцией – реальность путается с фантазиями и видениями. Опять звучит тема Лондона – туда, кажется, собирается дочь с новым мужем. А может и не собирается – но так видится отцу, или в подсознании сама героиня пытается найти свое счастье за пределами дома, где очень нелегко сосуществовать рядом с потерявшим рассудок отцом.

Отец

Тема близка многим. Старость, которая мешает детям. И никто тут не виноват. Такова жизнь. Режиссер решает тему довольно жестко, в расстановке диалогов и построении мизансцен – поистине мужское видение, четкое и беспристрастное.

Молодая драма на «Радуге» опять-таки была представлена именно женщиной-режиссером. Елизавета Бондарь поставила на сцене Ярославского театра имени Волкова пьесу Натальи Милантьевой «Пилорама плюс».

Пилорама

Тема – любовь, дремучая и страстная, беспощадная и отчаянная. Плотник Саша влюблен в свою бывшую одноклассницу Катю, она замужем, да еще и совсем из другого мира – она музыкант. Как совместить всепоглощающее чувство с нормой и этикой – загадка.

Пилорама

Зрители и создатели спектакля разгадывают ее каждый по-своему: разыгранный сюжет лишь напоминает о том, что существуют на свете такие больные отношения, и многие в своей жизни проходят их, оставаясь в чем-то им благодарными – за чувственность и за предупреждение об опасности.

Пилорама

Известная актриса Юлия Пересильд неожиданно для самой себя и коллег взялась за режиссуру. В своем родном городе Пскове, в Театре драмы имени Пушкина она решила осуществить давнюю мечту – поставить спектакль по рассказу Чехова «Каштанка», только на современный лад. В спектакле Пересильд Каштанка – это не собака, а… девушка. Из провинции она попадает в блистающий мир столицы, начинает выступать как актриса, но вдруг воспоминание о прежней жизни с жестоким хозяином снова возвращает ее в подворотню, к прежнему укладу и старым друзьям. Наверное, идея этого спектакля в том, что у каждого свое понимание счастья.

Каштанка

«Я совсем не позиционирую себя как режиссер, не думаю, что это какой-то мой новый путь в профессии, – рассказала Юлия. – Но это очень интересный опыт и для меня, и для молодых актеров псковской драмы. Они потрясающе талантливы, в спектакле им надо уметь многое: петь, пластично двигаться, быть убедительными в драматической игре. У них все получилось! Правда здесь, на «Радуге», они немного снизили уровень игры, может быть, сказался успех в Москве, на фестивале «Черешневый лес». Немного больше звездности почувствовали, чем надо. Но это даже и хорошо, теперь они лучше поймут, что уровень надо держать всегда, не позволяя себе расслабляться».

Каштанка

Вот такая женская режиссерская «Радуга» получилась – интересная, острая, неожиданная по своим идеям и воплощению.

ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

18 июня 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фото: Наталья Кореновская.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.

ПроТоАрт

«ПроТоАрт» — Город будущего по Мондриану

С 21 по 22 июля в Манеже на Исаакиевской площади появится город будущего, созданный по фантазиям Мондриана. Посетить его не составит труда — достаточно прийти на выставку «ПроТоАрт». В зданиях и на площадях арт-города посетители увидят современную живопись, скульптуру, музыку, видеоарт, механические объекты, инсталляции, посвященные феномену композиции в искусстве и в жизни.
«ПроТоАрт» — это еще и серия концертов, и перфоманс, и театральное действие, и масштабный арт-объект, в создании которого принимают участие зрители. Организаторы предлагают новый формат зрелищного мероприятия, который примерно можно обозначить как иммерсивный фестиваль.

балет

Санкт-Петербург принял балетный «Оскар» (фото)

Вот уже 25 лет на лучших театральных площадках мира проходит гала-концерт артистов балета «Звезды 21 века» — как назвал его Олег Виноградов, «своеобразный балетный «Оскар»», самое престижное событие в мире балета. Организовывают его Соломон и Надя Тенсер. Соломон Тенсер — генеральный продюсер антрепризы Stars of the 21-st Sentury, а Надя Веселова-Тенсер — арт-директор антрепризы. Именно благодаря этой паре в прошлом году в Санкт-Петербурге состоялось чествование народного артиста СССР, лауреата государственных премий Олега Виноградова, более 20 лет руководившего балетом Мариинского (ранее Кировского) театра, которому в прошлом году исполнилось 80 лет. Теперь балетмейстер представлял гала-концерт звезд балета как его арт-директор.

Федор Достоевский

День Достоевского, или Добродетель на кону

День Достоевского в Петербурге — праздник уникальный. Это не просто карнавал, фестиваль музеев и театральных акций: город раскрывается как необычайное место силы. Петербург Достоевского, навсегда ставший частью пространства северной столицы, и притягателен, и весел, но и мрачен, а порой даже пугающ. Праздник традиционно отмечается в первую июльскую субботу. В этом году он проходит уже в девятый раз. В связи с Чемпионатом мира по футболу его перенесли из Кузнечного переулка, где находится Музей Достоевского, на остров Новая Голландия.