Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Радуга

И как выяснилось, романтичностью и мягкостью тут не пахнет. Все достаточно жестко и социально. Сентиментальность, если и присутствует, то, скорее, в каких-то деталях. Самый «мягкий» спектакль представила зрителям Ирина Брук, дочь знаменитого британского режиссера Питера Брука. Когда-то она выступала как актриса, но некоторое время назад пошла по стопам отца. Причем унаследовала его любовь к экспериментам, гротесковым и цирковым моментам, которыми он «грешил» в молодости, прежде чем прийти к «пустому пространству».

Ирина Брук

На сцене Национального театра Ниццы Ирина поставила шекспировскую «Бурю», только увела действие с пустынного дикого острова в итальянский ресторан, где властвует шеф-повар Просперо.

Буря

Ресторан – та же империя, в которой кипят не только бульоны и подливы, но и настоящие страсти, присутствует конфликт отцов и детей, а подлинность чувств проходит нешуточные испытания. За легким стилем, который избрала Ирина Брук, на самом деле стоят немалые смыслы: она, как и Феллини, умеет запрятать серьезные темы в яркие упаковки, придавая грусти и боли комичные краски.

Буря

При этом на вопрос, делит ли она режиссуру на мужскую и женскую, Ирина ответила, что чувствует себя с актерами и техниками матерью. Но с другой стороны, считает, что процесс работы – очень мужской. Она совсем не ощущает себя женщиной, не может режиссировать в платье – только в брюках.

Буря

Между тем, в том, как она присматривает за людьми, как общается – стоит именно женское начало. Питер Брук на протяжении шести лет с того момента, как существует «Буря» в постановке его дочери, смотрит всякий раз спектакль с новыми изменениями, но до сих пор так до конца и не признал, что это Шекспир.

Буря

Дочери знаменитых отцов – отдельная тема, которую открыл для зрителей фестиваль «Радуга». Молодой режиссер из Вильнюса – Габриэле Туминайте, которой всего 33 года, – также пошла по стопам своего отца Римаса Туминаса, возглавляющего московский театр Вахтангова.

Горемыка и добродетель

Габриэле, в отличие от Ирины Брук, которая оживляет классику современным звучанием, взялась за новую драму – поставила спектакль по роману литовской писательницы Паулины Пуките, живущей в Лондоне. Вскрыта больная для Литвы тема – эмигрантов, ищущих лучшую долю на чужбине. Спектакль «Горемыка и добродетель» – о несчастных и отвергнутых, об изгоях, не нашедших себя за пределами родной страны.

Горемыка и добродетель

«Многие из Литвы уезжают в Лондон, считают, что там им будет лучше, – рассказала Габриэле. – Я многих таких людей знаю: это и ближайшие родственники, и друзья. Но беда в том, что в странах Евросоюза нас не принимают за европейцев, для них мы остаемся русскими. И эту самоидентификацию очень трудно провести литовцам. Мы сочувствуем нашим героям, мы хотим своим спектаклем создать некий гимн всем уехавшим горемыкам, разочаровавшимся, исстрадавшимся, часто потерявшим человеческое достоинство, опустившимся на самое дно. Мы и стыдимся этих изгоев, и понимаем. Они – это мы и есть».

Габриэле – очень женственна, но ее ироничность и умение посмеяться над ситуацией отнюдь не женские, и в этом талант, который существует без оглядок на гендерную принадлежность. Габриэле успешно сочетает режиссерскую профессию с обязанностями жены и матери, растит маленькую дочь, которую водит в «строгую» школу. Считает, что работа дает ей много как матери: «Мне важно воспитать человека, с которым я смогу разговаривать».

Отец

Современная драма волнует и еще одну дочь известного режиссера Лембита Петерсона из Таллина – Марию Петерсон. Мария мало того, что она поставила очень сложную психологическую и мистическую пьесу Флориана Зеллера, но и заняла в этом спектакле своего отца.

Отец

Лембит Петерсон играет отца, страдающего деменцией – реальность путается с фантазиями и видениями. Опять звучит тема Лондона – туда, кажется, собирается дочь с новым мужем. А может и не собирается – но так видится отцу, или в подсознании сама героиня пытается найти свое счастье за пределами дома, где очень нелегко сосуществовать рядом с потерявшим рассудок отцом.

Отец

Тема близка многим. Старость, которая мешает детям. И никто тут не виноват. Такова жизнь. Режиссер решает тему довольно жестко, в расстановке диалогов и построении мизансцен – поистине мужское видение, четкое и беспристрастное.

Молодая драма на «Радуге» опять-таки была представлена именно женщиной-режиссером. Елизавета Бондарь поставила на сцене Ярославского театра имени Волкова пьесу Натальи Милантьевой «Пилорама плюс».

Пилорама

Тема – любовь, дремучая и страстная, беспощадная и отчаянная. Плотник Саша влюблен в свою бывшую одноклассницу Катю, она замужем, да еще и совсем из другого мира – она музыкант. Как совместить всепоглощающее чувство с нормой и этикой – загадка.

Пилорама

Зрители и создатели спектакля разгадывают ее каждый по-своему: разыгранный сюжет лишь напоминает о том, что существуют на свете такие больные отношения, и многие в своей жизни проходят их, оставаясь в чем-то им благодарными – за чувственность и за предупреждение об опасности.

Пилорама

Известная актриса Юлия Пересильд неожиданно для самой себя и коллег взялась за режиссуру. В своем родном городе Пскове, в Театре драмы имени Пушкина она решила осуществить давнюю мечту – поставить спектакль по рассказу Чехова «Каштанка», только на современный лад. В спектакле Пересильд Каштанка – это не собака, а… девушка. Из провинции она попадает в блистающий мир столицы, начинает выступать как актриса, но вдруг воспоминание о прежней жизни с жестоким хозяином снова возвращает ее в подворотню, к прежнему укладу и старым друзьям. Наверное, идея этого спектакля в том, что у каждого свое понимание счастья.

Каштанка

«Я совсем не позиционирую себя как режиссер, не думаю, что это какой-то мой новый путь в профессии, – рассказала Юлия. – Но это очень интересный опыт и для меня, и для молодых актеров псковской драмы. Они потрясающе талантливы, в спектакле им надо уметь многое: петь, пластично двигаться, быть убедительными в драматической игре. У них все получилось! Правда здесь, на «Радуге», они немного снизили уровень игры, может быть, сказался успех в Москве, на фестивале «Черешневый лес». Немного больше звездности почувствовали, чем надо. Но это даже и хорошо, теперь они лучше поймут, что уровень надо держать всегда, не позволяя себе расслабляться».

Каштанка

Вот такая женская режиссерская «Радуга» получилась – интересная, острая, неожиданная по своим идеям и воплощению.

ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

18 июня 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фото: Наталья Кореновская.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

фестиваль EarlyMusic

Абсолютная гармония EarlyMusic

C 27 сентября по 12 октября в Санкт-Петербурге будет проходить двадцать первый Международный фестиваль EarlyMusic. Ему оказывает поддержку Комитета по культуре Северной столицы. На самых престижных концертных площадках города будут представлены пять концертов, премьера барочного балета в трех новеллах и первый опыт освоения русского театра XVII века — постановка школьной драмы Симеона Полоцкого «Комедия о Навуходоносоре».

Послание к человеку

«Послание к человеку» в диалоге с Северными странами

XXVIII Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку» пройдет в Санкт-Петербурге с 15 по 22 сентября 2018 года. В эти же дни на берегах Невы откроется традиционная «Неделя Северных стран». Оба фестиваля решили вступить в диалог: в «Послание к человеку» включены показы документальных фильмов из Швеции, Исландии, Дании, Норвегии. Финляндия представила аж два фильма.

Этномеханика

Музыкальные эксперименты со всего мира

Новая сцена Александринского театра (набережная Фонтанки, 49) в субботу, 15 сентября, примет фестиваль «Этномеханика», который в девятый раз откроет для петербургской публики новые имена. Он представит кладезь оригинальности, экспериментов и звуков, собранных из разных уголков мира. Здесь отлично сочетаются турецкая народная музыка и сёрф, панк и фолк, медитативная музыка и рок, кумбия и техно, африканские ритмы и рейв, языческие пения и транс, арабские мотивы и электро, ритмические движения обрядового танца и современной дискотеки. «Петербургский авангард» знакомит читателей с коллективами, которые примут участие в фестивале.

Петроджаз-танец

«Петроджаз-танец»: Общение в движении

В Санкт-Петербурге с 15 по 30 сентября будет проходить третий международный фестиваль социального танца «Петроджаз-танец». Как сообщают организаторы, принять участие в нем может каждый желающий независимо от возраста и мастерства, потому что: во-первых, на фестивале будут проходить мастер-классы, а во-вторых — танцы созданы для общения.

Мигель, Безликие

«Безликие» ушли, но обещали вернуться

О продлении иммерсивного шоу «Безликие» в Санкт-Петербурге объявил один из продюсеров проекта Мигель (Сергей Шестеперов). В обновленном формате спектакль появится в октябре этого года: его дополнят более 100 новых сцен. Кроме того, создатели проекта в качестве благодарности зрителям за особую поддержку объявили о сохранении специальной цены на билеты, которые уже поступили в продажу.

Радуга, ТЮЗ

ТЮЗ имени Брянцева открыл сезон

С 1 сентября ТЮЗ имени Брянцева открыл новый 97-й театральный сезон в родных стенах. На самом деле, сезон в театре начался значительно раньше — гастролями в Китае в рамках XX фестиваля «Родители-дети». В середине августа в городах Тяньцзинь, Ляочэн и Цзинань юным зрителям Поднебесной петербургские артисты показали один из самых популярных детских спектаклей ТЮЗа «Про Иванушку-дурачка» по пьесе Михаила Бартенева.