Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Радуга

И как выяснилось, романтичностью и мягкостью тут не пахнет. Все достаточно жестко и социально. Сентиментальность, если и присутствует, то, скорее, в каких-то деталях. Самый «мягкий» спектакль представила зрителям Ирина Брук, дочь знаменитого британского режиссера Питера Брука. Когда-то она выступала как актриса, но некоторое время назад пошла по стопам отца. Причем унаследовала его любовь к экспериментам, гротесковым и цирковым моментам, которыми он «грешил» в молодости, прежде чем прийти к «пустому пространству».

Ирина Брук

На сцене Национального театра Ниццы Ирина поставила шекспировскую «Бурю», только увела действие с пустынного дикого острова в итальянский ресторан, где властвует шеф-повар Просперо.

Буря

Ресторан – та же империя, в которой кипят не только бульоны и подливы, но и настоящие страсти, присутствует конфликт отцов и детей, а подлинность чувств проходит нешуточные испытания. За легким стилем, который избрала Ирина Брук, на самом деле стоят немалые смыслы: она, как и Феллини, умеет запрятать серьезные темы в яркие упаковки, придавая грусти и боли комичные краски.

Буря

При этом на вопрос, делит ли она режиссуру на мужскую и женскую, Ирина ответила, что чувствует себя с актерами и техниками матерью. Но с другой стороны, считает, что процесс работы – очень мужской. Она совсем не ощущает себя женщиной, не может режиссировать в платье – только в брюках.

Буря

Между тем, в том, как она присматривает за людьми, как общается – стоит именно женское начало. Питер Брук на протяжении шести лет с того момента, как существует «Буря» в постановке его дочери, смотрит всякий раз спектакль с новыми изменениями, но до сих пор так до конца и не признал, что это Шекспир.

Буря

Дочери знаменитых отцов – отдельная тема, которую открыл для зрителей фестиваль «Радуга». Молодой режиссер из Вильнюса – Габриэле Туминайте, которой всего 33 года, – также пошла по стопам своего отца Римаса Туминаса, возглавляющего московский театр Вахтангова.

Горемыка и добродетель

Габриэле, в отличие от Ирины Брук, которая оживляет классику современным звучанием, взялась за новую драму – поставила спектакль по роману литовской писательницы Паулины Пуките, живущей в Лондоне. Вскрыта больная для Литвы тема – эмигрантов, ищущих лучшую долю на чужбине. Спектакль «Горемыка и добродетель» – о несчастных и отвергнутых, об изгоях, не нашедших себя за пределами родной страны.

Горемыка и добродетель

«Многие из Литвы уезжают в Лондон, считают, что там им будет лучше, – рассказала Габриэле. – Я многих таких людей знаю: это и ближайшие родственники, и друзья. Но беда в том, что в странах Евросоюза нас не принимают за европейцев, для них мы остаемся русскими. И эту самоидентификацию очень трудно провести литовцам. Мы сочувствуем нашим героям, мы хотим своим спектаклем создать некий гимн всем уехавшим горемыкам, разочаровавшимся, исстрадавшимся, часто потерявшим человеческое достоинство, опустившимся на самое дно. Мы и стыдимся этих изгоев, и понимаем. Они – это мы и есть».

Габриэле – очень женственна, но ее ироничность и умение посмеяться над ситуацией отнюдь не женские, и в этом талант, который существует без оглядок на гендерную принадлежность. Габриэле успешно сочетает режиссерскую профессию с обязанностями жены и матери, растит маленькую дочь, которую водит в «строгую» школу. Считает, что работа дает ей много как матери: «Мне важно воспитать человека, с которым я смогу разговаривать».

Отец

Современная драма волнует и еще одну дочь известного режиссера Лембита Петерсона из Таллина – Марию Петерсон. Мария мало того, что она поставила очень сложную психологическую и мистическую пьесу Флориана Зеллера, но и заняла в этом спектакле своего отца.

Отец

Лембит Петерсон играет отца, страдающего деменцией – реальность путается с фантазиями и видениями. Опять звучит тема Лондона – туда, кажется, собирается дочь с новым мужем. А может и не собирается – но так видится отцу, или в подсознании сама героиня пытается найти свое счастье за пределами дома, где очень нелегко сосуществовать рядом с потерявшим рассудок отцом.

Отец

Тема близка многим. Старость, которая мешает детям. И никто тут не виноват. Такова жизнь. Режиссер решает тему довольно жестко, в расстановке диалогов и построении мизансцен – поистине мужское видение, четкое и беспристрастное.

Молодая драма на «Радуге» опять-таки была представлена именно женщиной-режиссером. Елизавета Бондарь поставила на сцене Ярославского театра имени Волкова пьесу Натальи Милантьевой «Пилорама плюс».

Пилорама

Тема – любовь, дремучая и страстная, беспощадная и отчаянная. Плотник Саша влюблен в свою бывшую одноклассницу Катю, она замужем, да еще и совсем из другого мира – она музыкант. Как совместить всепоглощающее чувство с нормой и этикой – загадка.

Пилорама

Зрители и создатели спектакля разгадывают ее каждый по-своему: разыгранный сюжет лишь напоминает о том, что существуют на свете такие больные отношения, и многие в своей жизни проходят их, оставаясь в чем-то им благодарными – за чувственность и за предупреждение об опасности.

Пилорама

Известная актриса Юлия Пересильд неожиданно для самой себя и коллег взялась за режиссуру. В своем родном городе Пскове, в Театре драмы имени Пушкина она решила осуществить давнюю мечту – поставить спектакль по рассказу Чехова «Каштанка», только на современный лад. В спектакле Пересильд Каштанка – это не собака, а… девушка. Из провинции она попадает в блистающий мир столицы, начинает выступать как актриса, но вдруг воспоминание о прежней жизни с жестоким хозяином снова возвращает ее в подворотню, к прежнему укладу и старым друзьям. Наверное, идея этого спектакля в том, что у каждого свое понимание счастья.

Каштанка

«Я совсем не позиционирую себя как режиссер, не думаю, что это какой-то мой новый путь в профессии, – рассказала Юлия. – Но это очень интересный опыт и для меня, и для молодых актеров псковской драмы. Они потрясающе талантливы, в спектакле им надо уметь многое: петь, пластично двигаться, быть убедительными в драматической игре. У них все получилось! Правда здесь, на «Радуге», они немного снизили уровень игры, может быть, сказался успех в Москве, на фестивале «Черешневый лес». Немного больше звездности почувствовали, чем надо. Но это даже и хорошо, теперь они лучше поймут, что уровень надо держать всегда, не позволяя себе расслабляться».

Каштанка

Вот такая женская режиссерская «Радуга» получилась – интересная, острая, неожиданная по своим идеям и воплощению.

ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

18 июня 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фото: Наталья Кореновская.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).