WHERETOEAT: послевкусие бала

Присуждение в «Астории» уже национальной ресторанной премии WHERETOEAT 2016 (она впервые вручена и в Москве) лишь на время примирило поклонников разных кулинарных талантов и их обителей — да и примирило ли? Обсуждение итогов премии — не просто желание посмаковать детали, вспомнив, какие знаменитости и в каких нарядах были на церемонии, какое вино лилось и чем оно закусывалось. Это еще и тихая осенне-зимняя необходимость проанализировать новые тренды и тенденции.

Ресторан Il Lago dei Cigni

Всегда свежая избитая тема

Четвертая по счету и самая блестящая по форме ресторанная церемония России в этом году стала и самой неоднозначной. C одной стороны, столь трепетного соблюдения дресс-кода и столь изысканного фуршета (спасибо организаторcкому дару Ирины Тиусониной и шефскому гению Сержа Фери) не знали ни «Золотое перо», ни даже столичная «Тэффи». Московский успех премии тоже добавил веселья гостям петербургской гастроночи, где даже форс-мажорные хохмы — вроде срочного переодевания самого яркого московского питерца Саши Цыпкина из джинсов в костюм — казались гениальной домашней заготовкой. С другой стороны, итоги, интрига вокруг которых всю осень подогревалась в соцсетях экспертами и гурманами, оказались не столь предсказуемыми. Два года искусной борьбы с антисанкциями и сложившийся за это время образ новой петербургской кухни — современно-нордической по форме и патриотичной по содержанию — настраивали, как и в прошлом году, на победу одного из ресторанов «гастробарного» формата, в то время как в поварской номинации мог выиграть и более классический шеф.

Но все пошло не так: первую десятку ресторанов возглавил серебряный призер прошлого года, изысканный и дорогой итальянец Il Lago dei Cigni, а вместо классического мэтра-победителя на сцену взбежал неформатный Дмитрий Блинов — один из главных создателей той самой новой кухни и отец-основатель прошлогоднего победителя в ресторанной номинации Duo Gastrobar.

Итальянская оккупация первой ресторанной тройки (несмотря на все антисанкции) вообще удивительна: на втором месте незаменимая Probka Арама Мнацаканова, на третьем — стабильно прекрасный Percorso. Кстати, Ассоциация консьержей Les Clefs d’Or тоже выбрала «итальянца» — GooseGoose. То есть сыра (читай — пармезана) нет, а они не только держатся, но и побеждают! Главный же хит этого года, блиновский Tartarbar (ему прочили победу многие) оказался лишь четвертым. А четвертый в прошлом году «Кококо» — пятым. Оставшиеся пять мест распределились так: шестое — forever популярный Duo Gastrobar, седьмое — по-московски яркий «Блок», восьмое – гастрономический бриллиант Эдика Мурадяна «EM», замыкают десятку «Белка» с авторской кухней Александра Бельковича и трендовый Hamlet + Jacks. Многие ждали более высокого места почти идеальной «Морошки для Пушкина», оказавшейся только 16-й. Закономерно вхождение в топ-50 «Рубинштейна», ставшего, несмотря на дебютные сложности с кухней, самым популярным местом встречи в городе.

Премия WHERETOEAT

Мы — то, что мы (хотим) есть

В целом по итогам последних двух лет вполне можно составить «дорожную карту» развития петербургского общепита. И пусть уличная еда не является объектом интереса самой серьезной ресторанной премии, не вспомнить о ней было бы несправедливо. Тем более что и в этом сегменте пищевой цепочки, бесконечно удлинившейся за счет «трендовых» локальных фастфудов (в отдельных местах, вроде Сенной площади, их больше, чем прохожих), наметились перемены. И не только в разнообразии интерьеров «для бургеров и бюргеров», которые становятся все эпатажнее. Растет именно качество кухни отдельных заведений, находящихся где-то на границе между фастфудом (иногда с доставкой на дом добротной полуготовой еды), дайнером и гастропабом. Качественную пасту предлагает сетевой по форме, но очень качественный any.pasta.pizza.bar. По-прежнему неплох City Grill — одно из первых чад в союзе фастфуда и стейкхауса. Недавно это пестрое семейство приросло симпатичной «Мясорубкой» на Литейном с гигантскими «честными» бургерами и американским по формату Дикman’s Deli Дмитрия Ятъ-Дикмана на Аптекарском с совершенно пострясающими пастрами.

И все равно главное достижение кризисных лет — формат гастрономических баров-ресторанов в стиле, который условно можно назвать «новым петербургским нордиком». Список велик — от демократичных по ценам, но безупречных по исполнению блиновских Duo и Tartarbar, модного Hamlet + Jacks (10) Евгения Викентьева и Ко, стильного Gräs’а (11) Антона Абрезова и концептуального Erarta Café (15) Артема Гребенщикова — до элитарной «Морошки для Пушкина» с кухней Романа Палкина.

Еще один не новый, но вновь ставший популярным формат — ностальгические рестораны «советской» кухни, где современные технологии и весьма китчевый интерьер сочетаются с кухней на базе известных советских рецептов. Когда-то начало моде положила хрестоматийная «Мари Vanna», сегодня на новой волне «квасного патриотизма» тему продолжает не один десяток ресторанов (самый свежий по времени — «Коммуналка» Стаса Михайлова). Из самых оригинальных и цельных по «советской» концепции можно назвать «Центральный», за которым маячит мощная тень Леонида Гарбара, а наиболее авторским и острым по форме (что приближает его к первой группе) — успешный «Кококо» Матильды Шнуровой. Последний, кстати, получил приз «Выбор СМИ Петербурга» — решение, относящееся скорее к авторской кухне Игоря Гришечкина, нежели к далекому от совершенства обслуживанию.

Премия WHERETOEAT

Большое видится на расстоянии

Наконец, незыблемая со времен Очакова и первого покорения Крыма группа заведений — «премиальные» рестораны, в которых ели ананасы и жевали рябчиков, а сейчас вкушают устриц и трюфели. Они по-прежнему страшно далеки от народа, но именно их высокий пример позволяет не опускать планку качества даже во времена тяжелых продуктовых испытаний. Результаты роскошных итальянцев первой тройки на протяжении двух последних лет — лучшее тому подтверждение. И формальное отступление с прошлогодних позиций некоторых из них, особенно с зарубежной кухней (La Marée, Tsé Fung, Buddha Bar) — явление объяснимое и связанное как с появлением большого количества новых качественных (и при этом более доступных) заведений, так и с общей ресторанной конъюнктурой, ориентированной на локальность. К сожалению, группу ресторанных грандов покинул закрывшийся miX Spb Алена Дюкасса — именно на его месте успешно работает «Кококо». Переформатирован в еще одну Ferm’y — к счастью, собственной талантливой командой во главе с Игорем Пращенко и Зиннятом Акбашевым — утонченный Le Boat.

Но и в «премиальном» сегменте есть добрые вести: в этом году город получил новый французский эксклюзив — «Трюфельный дом Бруно» (36) от гастрономического гранда Клемана Брюно. Его ресторан Chez Bruno в Лорге давно и прочно является трюфельной меккой юга Франции. Петербургская публика теперь уже способна оценить изысканный вкус дорогого французского продукта в дорогом французском интерьере.

Впервые не обойден вниманием «питейный» формат: специальный приз от журнала Where St. Petersburg достался любимому многими маленькому Bolshoybar на П.С. Лучшим сомелье 2016 года во второй раз стал Дмитрий Фролов («Мансарда»). В личных номинациях вообще обошлось без неожиданностей. За персональный вклад в развитие ресторанной культуры Петербурга награжден Арам Мнацаканов. «Ресторанный обозреватель года» во второй раз достался Критику Борису — жаль только, что другие участники номинации остались неизвестными, как и повара шорт-листа «Лучший шеф». Жаль. Объявление фамилий лучшей шефской пятерки (как и шорт-листа сомелье) в предыдущие годы не только добавляло интриги самой церемонии, но и стимулировало участников. Да и широкой публике нелишне знать своих героев в лицо. Возможно, перемены объясняются стремлением сделать официальную часть более динамичной, но все же не хотелось бы, чтобы вручение наград напоминало короткую паузу между pre- и after- party. Впрочем, легкое бурчание по поводу промахов WHERETOEAT 2016 — это всего лишь ловля блох после шампуня. Как говорил Черчилль, демократия — наихудшая форма правления, если не считать все остальные. А главная петербургская премия — не просто лучше остальных российских. Она просто лучшая. Так что, почему бы и не поворчать?

29 ноября 2016.
Текст: Тамара Иванова-Исаева, фото: illago.ru, Тамара Иванова-Исаева
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: , .

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.