Выставки года от героев «Авангарда»

Какие выставки поражали воображение посетителей в 2015-м? Герои «Авангарда» — художники, искусствоведы, культурологи — нашли свои достойные экспозиции.

review001

1. Hioshi

— Самая интересная, захватывающая и интригующая выставка проходит в России в виде экспозиции курса рубли к доллару у обменников валют, никто не остался равнодушным. Но из всех событий культурной жизни я в восторге от выставки Dismaland известного художника Banksy. Не смогу написать о ней что-нибудь новое, наверняка все встречали статьи и фотографии в Сети. Меня лично поразило настроение инсталляций и самого объекта в целом. Но если отметить что-либо одно, то я просто в восторге от инсталляции со сказочной принцессой в разбившейся карете, окруженной папарацци. Такой образ навсегда остается перед глазами. Еще я хотел бы поблагодарить Музей стрит-арта за музыкальные фестивали и «Эрарту» за экспозиции Филиппа Трейси и Шарли Ле Мандю — такие люди вдохновляют и мотивируют. Приятно осознавать, что не только тебе одному нравятся такие вещи.

Об уличном художнике. Анонимный художник, работающий под псевдонимом Hioshi, известен в Петербурге своими инсталляциями. Среди работ — «отдыхающие самолеты» In Wild на Пулковском шоссе, Fragile by Hioshi на Маловой Садовой (скульптура человеческих ног, между ними в петле болтался младенец с российским флагом), «политизированный семейный ужин» TV dinner на улице Коммуны. Последние арт-объекты Hioshi посвящены мухам, которые так похожи на людей.

review002

— Несмотря на непростое экономическое положение, сокращение бюджетов и прочие глобальные неприятности, в Петербурге в 2015 году были реализованы немало успешных выставочных проектов. Так, выставка одной картины «Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой» в Эрмитаже стала ценным явлением в культурной жизни. Работы знаменитой мексиканской художницы — не частый гость не только в российских, но даже во многих европейских музеях. Несомненно, важным событием было открытие в Главном штабе фотовыставки американского журналиста Стива Маккарри, получившего широкую известность благодаря портрету афганской девушки с зелеными глазами. Портрет был признан самой узнаваемой обложкой за всю историю журнала National Geographic. Одной из главных экспозиций года, исходя из критериев «культурная значимость», «познавательность», «масштаб», можно смело считать анатомическую выставку «Тело человека» в выставочном пространстве «Конюшенная, 2». Проект наделал немало шуму, агрессивные религиозные активисты, как всегда, «не дремали». Но выставка все-таки состоялась и оказалась великолепно выстроенной экспозицией, насчитывающей порядка 500 экспонатов. На базе коллекции организаторы планируют создать постоянный анатомический музей.

О культурологе. Илья Дворников окончил РГПУ имени Герцена. Член арт-проекта Helix group, обладатель правительственной премии за вклад в развитие культуры и искусства Петербурга. Выступает куратором выставочных проектов в России и за рубежом. Увлекается новейшими течениями современного искусства в области независимого кино и видеоарта. Ведет кураторскую деятельность в малом зале «Манежа». Одним из последних его проектов является фестиваль современного искусства «Манифест «Пульс».

review003

— Самым большим впечатлением за последнее время для меня стала выставка «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» в Музее современного искусства «Гараж». Это чистое вдохновение! Даже не передать словами, что я почувствовала, как много нового родилось во мне. Искренне восхищаюсь этой художницей. Мне очень близко ее понимание реальности, символичный язык, невероятное умение переработать боль в визуальную форму. В Петербурге мне сильно запомнилась выставка Сергея Денисова «Девочка в костюме розы на ходулях», прошедшая в Музее сновидений Фрейда. Очень тонкая, хрупкая и глубокая. Сейчас мне близки такие вещи.

О художнике. Выпускницу СПбГХПА имени Штиглица и «Института ПРО АРТЕ» Татьяну Ахметгалиеву называют одним из самых перспективных молодых авторов. В разные годы она участвовала в Московской международной биеннале современного искусства. Победитель конкурса «Новояз» Эрмитажа, номинант премии Кандинского, лауреат премии Курехина. Ее работы находятся в постоянной коллекции Музея современного искусства (Москва), EMMA (Эспoo), Pori Art Museum (Финляндия), Kiasma Museum (Финляндия) и других.

review004

— В Центре искусства и музыки библиотеки Маяковского часто проходят выставки, представляющие разные направления петербургского авангарда. Так, в 2015 году состоялась знаковая выставка «Стенопись». Под сводами бывшей Голландской церкви живопись и скульптура художников Дмитрия Маркуля, Владимира Устинского, Владимира Гарде, Юрия Нашивочникова, Сергея Ларионова, Светланы Московской подчеркнули монументальность и тишину выставочного зала. Лаконичная, абстрактная живопись, длинные полотна-фотографии визуально очерчивали организацию и графику храмовых стен. Все работы исходили из одного источника идей — системы обучения, разработанной Юрием Нашивочниковым на основе творчества Казимира Малевича и Осипа Сидлина. Основной интерес проекта был в исследовании того, как в рамках одной системы обучения и творческой дисциплины художники смогли найти индивидуальный путь к творчеству и не потерять общих визуальных элементов.

Об искусствоведе. Японовед, переводчик, руководитель «ОСТ ИНСАЙТ» — петербургского проекта о восточном образе мышления и культуре. Марина Сабурова является куратором выставок и участником перформансов. Автор мультимедиа и арт-проектов. Создает художественные и образовательные проекты с живописцами, музыкантами и специалистами в сфере восточной культуры. Вела радиопрограмму на петербургском молодежном радио RagionK. Сегодня живет в Париже.

review005

 5. Глюкля 

— Выставка года — это, конечно, Венецианская биеналле. А у нас — выставка Луиз Буржуа в московском «Гараже». Еще за пределами России, в Мюнхене, была великолепная выставка культового гей-художника, который тоже положил начало великой традиции борьбы со спадом. Если говорить о Петербурге, то здесь могу выделить экспозицию группы «Что делать», которая прошла в галерее «Люда».

О мастере перформансов. Активист арт-сцены и феминистского движения с начала 90-х. В творчестве Наталья Першина-Якиманская (Глюкля) сочетает перформанс, инсталляции, видео и прямой контакт. Вместе с Ольгой Егоровой (Цаплей) основала «Фабрику найденных одежд», которая на пике проекта стала едва ли не главной российской женской группой в современном искусстве. В 2015 году Глюкля представила Петербург на Венецианской биеннале.

21 января 2016.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.

ПроТоАрт

«ПроТоАрт» — Город будущего по Мондриану

С 21 по 22 июля в Манеже на Исаакиевской площади появится город будущего, созданный по фантазиям Мондриана. Посетить его не составит труда — достаточно прийти на выставку «ПроТоАрт». В зданиях и на площадях арт-города посетители увидят современную живопись, скульптуру, музыку, видеоарт, механические объекты, инсталляции, посвященные феномену композиции в искусстве и в жизни.
«ПроТоАрт» — это еще и серия концертов, и перфоманс, и театральное действие, и масштабный арт-объект, в создании которого принимают участие зрители. Организаторы предлагают новый формат зрелищного мероприятия, который примерно можно обозначить как иммерсивный фестиваль.

балет

Санкт-Петербург принял балетный «Оскар» (фото)

Вот уже 25 лет на лучших театральных площадках мира проходит гала-концерт артистов балета «Звезды 21 века» — как назвал его Олег Виноградов, «своеобразный балетный «Оскар»», самое престижное событие в мире балета. Организовывают его Соломон и Надя Тенсер. Соломон Тенсер — генеральный продюсер антрепризы Stars of the 21-st Sentury, а Надя Веселова-Тенсер — арт-директор антрепризы. Именно благодаря этой паре в прошлом году в Санкт-Петербурге состоялось чествование народного артиста СССР, лауреата государственных премий Олега Виноградова, более 20 лет руководившего балетом Мариинского (ранее Кировского) театра, которому в прошлом году исполнилось 80 лет. Теперь балетмейстер представлял гала-концерт звезд балета как его арт-директор.

Федор Достоевский

День Достоевского, или Добродетель на кону

День Достоевского в Петербурге — праздник уникальный. Это не просто карнавал, фестиваль музеев и театральных акций: город раскрывается как необычайное место силы. Петербург Достоевского, навсегда ставший частью пространства северной столицы, и притягателен, и весел, но и мрачен, а порой даже пугающ. Праздник традиционно отмечается в первую июльскую субботу. В этом году он проходит уже в девятый раз. В связи с Чемпионатом мира по футболу его перенесли из Кузнечного переулка, где находится Музей Достоевского, на остров Новая Голландия.