Вторсырье и ремейки в «Свином рыле»

Новые экспозиции в галерее «Свиное рыло» в разной степени посвящены вторискусству — созданию художественных объектов из повторно используемых материалов. Только одна из них — выставка Андрея Сикорского — демонстрирует творения из материального вторсырья, а на выставке Кирилла Миллера мы видим переработанные на новый лад идеи из давно ушедшей эпохи. Такая аналогия дает простор для размышления: если предметы, над которыми колдует Сикорский, однозначно являются отходами производства, сломанными либо устаревшими, и уже никак не могут служить по своему функциональному назначению, то можно ли сказать такое об идеях старой русской живописи и отраженной в ней культуре и морали, которые Миллер обыгрывает с таким черным и хлестким юмором?

Свиное рыло

Впрочем, других выставок под крышей «Свиного рыла» и быть не может, сюда приходят не толковать о серьезном, а защищаться от него путем грубого и приземленного юмора. Поэтому через суровость арт-объектов Андрея Сикорского в духе стимпанка тоже прорывается провокационная сатира, только нет однозначного ответа, кому она адресована.

Андрей Сикорский

Вообще использование отработанных продуктов производства и быта, которые мы видим на выставке Сикорского «Бабы, черепа, коты и битумный лак» — обрезки металла, ржавые гвозди, старая сковорода, строительная каска, банка из-под консервов, мятая канистра, череп из окурков, потрепанная кукла Барби, похожая на символ быстротечности молодости и красоты, — становится все более популярным в мировом «модном искусстве».

Андрей Сикорский

Желая привлечь больше внимания к своему творчеству как элементу гражданской позиции и общественной активности, художники связывают его с острыми и актуальными вопросами загрязнения экологической среды отслужившими или надоевшими вещами из вредных материалов.

Андрей Сикорский

Часто они оформляют свои инсталляции в жестком стиле, например создавая киберскульптуры из автомобильных шин, пластиковых бутылок, болтов. Угловатые, резкие очертания и статичность этих работы словно призваны показать их чужеродность в живой природе, принадлежность к иной, недружелюбной сфере.

Андрей Сикорский

Может быть, смысл такого искусства, странного и отталкивающего для зрительского восприятия, в том, чтобы общество понимало: все эти предметы предназначены только для своей непосредственной функции и на отведенный им срок годности, после чего должны утилизироваться. Тогда и не будет таких мрачных и зловещих арт-объектов и искусство вновь станет просветленным и окрыляющим, как живая природа. Но это лишь теория.

Андрей Сикорский

Объекты Сикорского профессор и арт-критик Вячеслав Корнев характеризует так: «Это не «клево», не «няшно», это реальная, без кавычек, жесть!».

Андрей Сикорский

И в самом деле, они выглядят обратной, темной стороной того стиля, в котором делается милый ландшафтный и интерьерный самодельный декор, часто публикуемый в журналах по домоводству, — изобретательные домохозяйки и дачники любят что-то переделывать и перекрашивать, а главное, ничего не выбрасывать, и порой создают очаровательные вазы, клумбы, скульптуры, мостики, морские ракушки. Иногда это творчество отдает и полным китчем, вроде цветочных оградок из старых покрышек или изрезанных пластиковых бутылочек.

Андрей Сикорский

Но никогда мы не видим подобное на авангардных выставках — почему-то там не приветствуется легкомысленный позитив будничности, символы бесхитростной радости, мрачному и нарочито серьезному отдается явное предпочтение.

Андрей Сикорский

Кроме инсталляций, Сикорский показывает также свои живописные работы на холсте, дереве и даже жести — серия цветных «Обнаженных» и гротескных женских лиц, напоминающих легендарных «Авиньонских девиц» Пикассо, сумрачные безлюдные пейзажи, жизнеописания котов и кошек, которые выглядят самыми трогательными и душевными из всей экспозиции, но написаны в такой же монохромной, тяжелой и вязкой палитре.

Андрей Сикорский

Об экспозиции Кирилла Миллера «Русский музей» судить сложнее, ведь мало кому хочется признать вторсырьем идеи великих живописцев — Репина, Брюллова, Перова, Федотова, Верещагина. Эти идеи и произведения пережили уже не одно столетие, а имена мастеров стали уникальными знаками отличия русской культуры, что вряд ли можно будет сказать о большинстве бунтарей-авангардистов, всегда ставящих эпатаж выше творчества.

Кирилл Миллер

Однако работы Миллера, как ни странно, не вызывают такой мысли, хотя этот художник относится именно к прослойке альтернативной культуры, которая во многом черпала вдохновение в идеях перестройки. Заметно, что он знает русскую академическую живопись и относится к ней с уважением, то хулиганство, какое он себе позволил, не выглядит злым. Хотя многих, несомненно, шокируют красные стринги на младенце из «Последнего дня Помпеи», бюстгальтер, надетый на одного из пишущих письмо запорожцев и весьма смелые намеки и отсылки к политике в пародии на картину «Неравный брак».

Кирилл Миллер

Но художник явно не относится к оригиналам как к мертвечине, он не перекраивает их на новый лад, не намекает на их ненужность, а лишь использует проверенные композиции, играет с цветом и освещением и соединяет злободневные обывательские темы со знанием культуры. Заметно, что зритель при взгляде на эти абсурдистские цирковые зрелища, с одной эмоцией на все — застывшей, бессмысленной ухмылкой, все-таки в первую очередь вспомнит оригинал, а уже потом будет разгадывать новую трактовку. Поэтому экспозицию Миллера можно рассматривать даже как непринужденный и юмористический экскурс в отечественное искусство.

Кирилл Миллер

А картина «Бурлаки», перенесшая героев с Волги на Неву, проникнута ноткой теплоты и ностальгии по ленинградской художественной интеллигенции прошлого, которое уже непонятно современной молодежи. И Миллер, вероятно, это понимает, изобразив своих товарищей по цеху тянущими за собой облик и дух старого Ленинграда.

Кирилл Миллер

Но если поставить рядом эти две экспозиции, как собственно, и сделали в «Свином рыле», снова приходит на ум невеселая мысль о дефиците новых идей и способов воплощения, а также обеднении старых. Игра с мусором по-своему интересна и занимательна, но все же по эмоциональности не сравнится с импрессионизмом, а по технической выразительности — с гравюрой и офортом. Поэтому лучше всего к таким жанрам относиться просто и с юмором, не ища в них какие-то шифры для «посвященных».

Кирилл Миллер

 

9 апреля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.

Ирина Ярославцева

Ирина Ярославцева: «Музыки мира» будут звучать в Шереметевском квартале

Этнический фестиваль «Музыки мира» пройдет в Шереметевском дворце – Музее музыки 11 и 12 августа уже в третий раз. Художественный руководитель фестиваля Ирина Ярославцева рассказала «Петербургскому авангарду», зачем академическому музею этно-рок и этно-джаз на открытом воздухе, кого хочет слышать широкая публика, и что нужно сделать на фестивале своими руками.