Вторсырье и ремейки в «Свином рыле»

Новые экспозиции в галерее «Свиное рыло» в разной степени посвящены вторискусству — созданию художественных объектов из повторно используемых материалов. Только одна из них — выставка Андрея Сикорского — демонстрирует творения из материального вторсырья, а на выставке Кирилла Миллера мы видим переработанные на новый лад идеи из давно ушедшей эпохи. Такая аналогия дает простор для размышления: если предметы, над которыми колдует Сикорский, однозначно являются отходами производства, сломанными либо устаревшими, и уже никак не могут служить по своему функциональному назначению, то можно ли сказать такое об идеях старой русской живописи и отраженной в ней культуре и морали, которые Миллер обыгрывает с таким черным и хлестким юмором?

Свиное рыло

Впрочем, других выставок под крышей «Свиного рыла» и быть не может, сюда приходят не толковать о серьезном, а защищаться от него путем грубого и приземленного юмора. Поэтому через суровость арт-объектов Андрея Сикорского в духе стимпанка тоже прорывается провокационная сатира, только нет однозначного ответа, кому она адресована.

Андрей Сикорский

Вообще использование отработанных продуктов производства и быта, которые мы видим на выставке Сикорского «Бабы, черепа, коты и битумный лак» — обрезки металла, ржавые гвозди, старая сковорода, строительная каска, банка из-под консервов, мятая канистра, череп из окурков, потрепанная кукла Барби, похожая на символ быстротечности молодости и красоты, — становится все более популярным в мировом «модном искусстве».

Андрей Сикорский

Желая привлечь больше внимания к своему творчеству как элементу гражданской позиции и общественной активности, художники связывают его с острыми и актуальными вопросами загрязнения экологической среды отслужившими или надоевшими вещами из вредных материалов.

Андрей Сикорский

Часто они оформляют свои инсталляции в жестком стиле, например создавая киберскульптуры из автомобильных шин, пластиковых бутылок, болтов. Угловатые, резкие очертания и статичность этих работы словно призваны показать их чужеродность в живой природе, принадлежность к иной, недружелюбной сфере.

Андрей Сикорский

Может быть, смысл такого искусства, странного и отталкивающего для зрительского восприятия, в том, чтобы общество понимало: все эти предметы предназначены только для своей непосредственной функции и на отведенный им срок годности, после чего должны утилизироваться. Тогда и не будет таких мрачных и зловещих арт-объектов и искусство вновь станет просветленным и окрыляющим, как живая природа. Но это лишь теория.

Андрей Сикорский

Объекты Сикорского профессор и арт-критик Вячеслав Корнев характеризует так: «Это не «клево», не «няшно», это реальная, без кавычек, жесть!».

Андрей Сикорский

И в самом деле, они выглядят обратной, темной стороной того стиля, в котором делается милый ландшафтный и интерьерный самодельный декор, часто публикуемый в журналах по домоводству, — изобретательные домохозяйки и дачники любят что-то переделывать и перекрашивать, а главное, ничего не выбрасывать, и порой создают очаровательные вазы, клумбы, скульптуры, мостики, морские ракушки. Иногда это творчество отдает и полным китчем, вроде цветочных оградок из старых покрышек или изрезанных пластиковых бутылочек.

Андрей Сикорский

Но никогда мы не видим подобное на авангардных выставках — почему-то там не приветствуется легкомысленный позитив будничности, символы бесхитростной радости, мрачному и нарочито серьезному отдается явное предпочтение.

Андрей Сикорский

Кроме инсталляций, Сикорский показывает также свои живописные работы на холсте, дереве и даже жести — серия цветных «Обнаженных» и гротескных женских лиц, напоминающих легендарных «Авиньонских девиц» Пикассо, сумрачные безлюдные пейзажи, жизнеописания котов и кошек, которые выглядят самыми трогательными и душевными из всей экспозиции, но написаны в такой же монохромной, тяжелой и вязкой палитре.

Андрей Сикорский

Об экспозиции Кирилла Миллера «Русский музей» судить сложнее, ведь мало кому хочется признать вторсырьем идеи великих живописцев — Репина, Брюллова, Перова, Федотова, Верещагина. Эти идеи и произведения пережили уже не одно столетие, а имена мастеров стали уникальными знаками отличия русской культуры, что вряд ли можно будет сказать о большинстве бунтарей-авангардистов, всегда ставящих эпатаж выше творчества.

Кирилл Миллер

Однако работы Миллера, как ни странно, не вызывают такой мысли, хотя этот художник относится именно к прослойке альтернативной культуры, которая во многом черпала вдохновение в идеях перестройки. Заметно, что он знает русскую академическую живопись и относится к ней с уважением, то хулиганство, какое он себе позволил, не выглядит злым. Хотя многих, несомненно, шокируют красные стринги на младенце из «Последнего дня Помпеи», бюстгальтер, надетый на одного из пишущих письмо запорожцев и весьма смелые намеки и отсылки к политике в пародии на картину «Неравный брак».

Кирилл Миллер

Но художник явно не относится к оригиналам как к мертвечине, он не перекраивает их на новый лад, не намекает на их ненужность, а лишь использует проверенные композиции, играет с цветом и освещением и соединяет злободневные обывательские темы со знанием культуры. Заметно, что зритель при взгляде на эти абсурдистские цирковые зрелища, с одной эмоцией на все — застывшей, бессмысленной ухмылкой, все-таки в первую очередь вспомнит оригинал, а уже потом будет разгадывать новую трактовку. Поэтому экспозицию Миллера можно рассматривать даже как непринужденный и юмористический экскурс в отечественное искусство.

Кирилл Миллер

А картина «Бурлаки», перенесшая героев с Волги на Неву, проникнута ноткой теплоты и ностальгии по ленинградской художественной интеллигенции прошлого, которое уже непонятно современной молодежи. И Миллер, вероятно, это понимает, изобразив своих товарищей по цеху тянущими за собой облик и дух старого Ленинграда.

Кирилл Миллер

Но если поставить рядом эти две экспозиции, как собственно, и сделали в «Свином рыле», снова приходит на ум невеселая мысль о дефиците новых идей и способов воплощения, а также обеднении старых. Игра с мусором по-своему интересна и занимательна, но все же по эмоциональности не сравнится с импрессионизмом, а по технической выразительности — с гравюрой и офортом. Поэтому лучше всего к таким жанрам относиться просто и с юмором, не ища в них какие-то шифры для «посвященных».

Кирилл Миллер

 

9 апреля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.