Вторсырье и ремейки в «Свином рыле»

Новые экспозиции в галерее «Свиное рыло» в разной степени посвящены вторискусству — созданию художественных объектов из повторно используемых материалов. Только одна из них — выставка Андрея Сикорского — демонстрирует творения из материального вторсырья, а на выставке Кирилла Миллера мы видим переработанные на новый лад идеи из давно ушедшей эпохи. Такая аналогия дает простор для размышления: если предметы, над которыми колдует Сикорский, однозначно являются отходами производства, сломанными либо устаревшими, и уже никак не могут служить по своему функциональному назначению, то можно ли сказать такое об идеях старой русской живописи и отраженной в ней культуре и морали, которые Миллер обыгрывает с таким черным и хлестким юмором?

Свиное рыло

Впрочем, других выставок под крышей «Свиного рыла» и быть не может, сюда приходят не толковать о серьезном, а защищаться от него путем грубого и приземленного юмора. Поэтому через суровость арт-объектов Андрея Сикорского в духе стимпанка тоже прорывается провокационная сатира, только нет однозначного ответа, кому она адресована.

Андрей Сикорский

Вообще использование отработанных продуктов производства и быта, которые мы видим на выставке Сикорского «Бабы, черепа, коты и битумный лак» — обрезки металла, ржавые гвозди, старая сковорода, строительная каска, банка из-под консервов, мятая канистра, череп из окурков, потрепанная кукла Барби, похожая на символ быстротечности молодости и красоты, — становится все более популярным в мировом «модном искусстве».

Андрей Сикорский

Желая привлечь больше внимания к своему творчеству как элементу гражданской позиции и общественной активности, художники связывают его с острыми и актуальными вопросами загрязнения экологической среды отслужившими или надоевшими вещами из вредных материалов.

Андрей Сикорский

Часто они оформляют свои инсталляции в жестком стиле, например создавая киберскульптуры из автомобильных шин, пластиковых бутылок, болтов. Угловатые, резкие очертания и статичность этих работы словно призваны показать их чужеродность в живой природе, принадлежность к иной, недружелюбной сфере.

Андрей Сикорский

Может быть, смысл такого искусства, странного и отталкивающего для зрительского восприятия, в том, чтобы общество понимало: все эти предметы предназначены только для своей непосредственной функции и на отведенный им срок годности, после чего должны утилизироваться. Тогда и не будет таких мрачных и зловещих арт-объектов и искусство вновь станет просветленным и окрыляющим, как живая природа. Но это лишь теория.

Андрей Сикорский

Объекты Сикорского профессор и арт-критик Вячеслав Корнев характеризует так: «Это не «клево», не «няшно», это реальная, без кавычек, жесть!».

Андрей Сикорский

И в самом деле, они выглядят обратной, темной стороной того стиля, в котором делается милый ландшафтный и интерьерный самодельный декор, часто публикуемый в журналах по домоводству, — изобретательные домохозяйки и дачники любят что-то переделывать и перекрашивать, а главное, ничего не выбрасывать, и порой создают очаровательные вазы, клумбы, скульптуры, мостики, морские ракушки. Иногда это творчество отдает и полным китчем, вроде цветочных оградок из старых покрышек или изрезанных пластиковых бутылочек.

Андрей Сикорский

Но никогда мы не видим подобное на авангардных выставках — почему-то там не приветствуется легкомысленный позитив будничности, символы бесхитростной радости, мрачному и нарочито серьезному отдается явное предпочтение.

Андрей Сикорский

Кроме инсталляций, Сикорский показывает также свои живописные работы на холсте, дереве и даже жести — серия цветных «Обнаженных» и гротескных женских лиц, напоминающих легендарных «Авиньонских девиц» Пикассо, сумрачные безлюдные пейзажи, жизнеописания котов и кошек, которые выглядят самыми трогательными и душевными из всей экспозиции, но написаны в такой же монохромной, тяжелой и вязкой палитре.

Андрей Сикорский

Об экспозиции Кирилла Миллера «Русский музей» судить сложнее, ведь мало кому хочется признать вторсырьем идеи великих живописцев — Репина, Брюллова, Перова, Федотова, Верещагина. Эти идеи и произведения пережили уже не одно столетие, а имена мастеров стали уникальными знаками отличия русской культуры, что вряд ли можно будет сказать о большинстве бунтарей-авангардистов, всегда ставящих эпатаж выше творчества.

Кирилл Миллер

Однако работы Миллера, как ни странно, не вызывают такой мысли, хотя этот художник относится именно к прослойке альтернативной культуры, которая во многом черпала вдохновение в идеях перестройки. Заметно, что он знает русскую академическую живопись и относится к ней с уважением, то хулиганство, какое он себе позволил, не выглядит злым. Хотя многих, несомненно, шокируют красные стринги на младенце из «Последнего дня Помпеи», бюстгальтер, надетый на одного из пишущих письмо запорожцев и весьма смелые намеки и отсылки к политике в пародии на картину «Неравный брак».

Кирилл Миллер

Но художник явно не относится к оригиналам как к мертвечине, он не перекраивает их на новый лад, не намекает на их ненужность, а лишь использует проверенные композиции, играет с цветом и освещением и соединяет злободневные обывательские темы со знанием культуры. Заметно, что зритель при взгляде на эти абсурдистские цирковые зрелища, с одной эмоцией на все — застывшей, бессмысленной ухмылкой, все-таки в первую очередь вспомнит оригинал, а уже потом будет разгадывать новую трактовку. Поэтому экспозицию Миллера можно рассматривать даже как непринужденный и юмористический экскурс в отечественное искусство.

Кирилл Миллер

А картина «Бурлаки», перенесшая героев с Волги на Неву, проникнута ноткой теплоты и ностальгии по ленинградской художественной интеллигенции прошлого, которое уже непонятно современной молодежи. И Миллер, вероятно, это понимает, изобразив своих товарищей по цеху тянущими за собой облик и дух старого Ленинграда.

Кирилл Миллер

Но если поставить рядом эти две экспозиции, как собственно, и сделали в «Свином рыле», снова приходит на ум невеселая мысль о дефиците новых идей и способов воплощения, а также обеднении старых. Игра с мусором по-своему интересна и занимательна, но все же по эмоциональности не сравнится с импрессионизмом, а по технической выразительности — с гравюрой и офортом. Поэтому лучше всего к таким жанрам относиться просто и с юмором, не ища в них какие-то шифры для «посвященных».

Кирилл Миллер

 

9 апреля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.