«Встречи в России» начались психоделическим «Демоном» из Киргизии

В «Балтийском доме» проходит ХХ фестиваль «Встречи в России», который объединяет русскоязычные театры по всему миру. Одновременно с началом фестиваля в Санкт-Петербурге состоялся второй съезд Ассоциации деятелей русских театров зарубежья. На съезде были приняты 35 новых членов ассоциации, среди них — театральные деятели из Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Испании, Нидерландов, Норвегии, США и Турции. Сейчас в состав организации входят 84 руководителя русских театров ближнего и дальнего зарубежья из 30 стран.

Демон, Встречи в России

«Фестиваль за эти годы набирает обороты, потому что вопрос сохранения русской культуры и русского языка становится все острее и важнее. Количество русскоязычных театров в мире увеличивается, поэтому сегодня русскоязычный театр стал форпостом русской культуры. Очень приятно, что на каждом фестивале появляются новые участники. Например, на днях мы приняли в ассоциацию театр из Коста-Рики. Так что география нашего фестиваля велика. Наше дело — правое, счет 2:0 в нашу пользу», — напомнил на пресс-конференции в день открытия Сергей Шуб, директор театра-фестиваля «Балтийский дом».

Именно под девизом «2:0 в нашу пользу!» проходят нынешние «Встречи в России», потому что, во-первых, фестиваль отмечает 20-летие, а во-вторых, как сообщил Сергей Шуб, Санкт-Петербург — не только культурная столица, но и футбольная. «И там, и там не всегда и не все нам удается, но главное — есть желание и драйв», — подчеркнул он.

За 20 лет фестиваля в его программе отметились 72 театральных коллектива из 24 стран мира, они показали 233 спектакля. В этом году основу фестивальной программы составила русская классическая литература — произведения Михаила Лермонтова, Александра Пушкина, Николая Гоголя, Николая Гумилева, Леонида Андреева, Даниила Хармса, Михаила Булгакова, Евгения Шварца. Надо сказать, что русские классики всегда были самыми популярными у театров зарубежья за все время существования фестиваля, среди них — Чехов, Пушкин, Гоголь, Толстой и Грибоедов.

съезд театральных деятелей зарубежья

«Этот фестиваль дает нам понять, что мы не брошены, что за нами Россия. Наш «Балтийский дом» — это место притяжения для русских театров зарубежья. В рамках «Встреч в России» проводятся школы молодых актеров, семинары и другие программы. Результатом этой работы становятся совместные постановки зарубежных артистов со знаковыми петербургскими и московскими режиссерами», — отметил генеральный директор Государственного академического русского драматического театра имени Грибоедова (Тбилиси, Грузия) Николай Свентицкий.

Демон, Встречи в России

Одной из таких постановок стал спектакль открытия «Встреч в России». Право начать юбилейную программу 2018 года выпало в этом году Государственному национальному русскому театру драмы имени Чингиза Айтматова (Бишкек, Киргизия). Артисты представили этническую саундраму «Демон» по мотивам сочинений Михаила Лермонтова в постановке московского режиссера Владимира Панкова.

Он известен как художественный руководитель студии SounDrama, режиссер, музыкант, актер театра и кино. Панков осуществил более 22 постановок. Среди его наград — премии «Дебют-2003», «Чайка», премия газеты «Московский Комсомолец», а также «Золотая маска» 2015 года в номинации «Лучший режиссер мюзикла».

Единственный русский театр в Киргизии, открывший «Встречи в России», последние пять лет активно приглашает к сотрудничеству российских режиссеров и художников. Но справедливости ради надо сказать, что с 1986 по 1994 год Русским театром драмы имени Айтматова руководил известный петербургский режиссер Владислав Пази. Культурные традиции, заложенные им, бережно сохраняются и по сей день.

Демон, Встречи в России

Киргизский «Демон» — лишнее тому доказательство. Он органично сплел в себе не только произведения и стихи русского поэта, но и этническую музыку и танцы киргизского народа. Сценическое действие разворачивается под речитатив сказителя и звуки национальных инструментов. В постановке поначалу все кажется «неудобным», начиная с декораций — почти все пространство сцены занимает куча щебня — и заканчивая пронзительным светом, направленным в зал. В сочетании со стихами Лермонтова на киргизском языке в устах Манасчы картина приобретает психоделическое звучание.

В спектакле все необычно: Печорин — он же Демон (Марат Амираев), Тамара (Качкынбек каза Айнура) — жительница киргизских гор, а не кавказских, невероятно красивый седовласый Максим Максимович (Андрей Петухов), ангел со сломаным крылом (Елена Пуртова). Все эти образы и персонажи складываются в сложную мозаику, в центре которой — история любви. Но не только…

Демон, Встречи в России

Этот спектакль еще и о прощении, о сохранении традиций, о переплетении культур разных народов, живущих рядом. Он богат и многослоен, его герои превращаются и перерождаются, приходя к своей Голгофе, с которой все начинается и на которой все заканчивается.

Премьера «Демона» в Киргизии состоялась еще в октябре 2016 года. Он был показан на XIII Международном театральном фестивале имени Чехова в Москве (2017 год) и VII Международном форуме театрального искусства TEART в Минске (2017 год). В ноябре прошлого года спектакль был включен в лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска» как один из заметных спектаклей сезона. Это произошло впервые в истории киргизского театра.

Демон, Встречи в России

Спектакль невероятно тепло принят петербургской публикой: зрители долго не отпускали актеров со сцены. В завершение вечера диплом участника ХХ фестиваля «Встречи в России» бишкекскому театру вручила народная артистка России Татьяна Пилецкая.

Демон, Встречи в России

10 апреля 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фото спектакля: Виктор Рехемяе, с сайта театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.