«Встречи в России» начались психоделическим «Демоном» из Киргизии

В «Балтийском доме» проходит ХХ фестиваль «Встречи в России», который объединяет русскоязычные театры по всему миру. Одновременно с началом фестиваля в Санкт-Петербурге состоялся второй съезд Ассоциации деятелей русских театров зарубежья. На съезде были приняты 35 новых членов ассоциации, среди них — театральные деятели из Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Испании, Нидерландов, Норвегии, США и Турции. Сейчас в состав организации входят 84 руководителя русских театров ближнего и дальнего зарубежья из 30 стран.

Демон, Встречи в России

«Фестиваль за эти годы набирает обороты, потому что вопрос сохранения русской культуры и русского языка становится все острее и важнее. Количество русскоязычных театров в мире увеличивается, поэтому сегодня русскоязычный театр стал форпостом русской культуры. Очень приятно, что на каждом фестивале появляются новые участники. Например, на днях мы приняли в ассоциацию театр из Коста-Рики. Так что география нашего фестиваля велика. Наше дело — правое, счет 2:0 в нашу пользу», — напомнил на пресс-конференции в день открытия Сергей Шуб, директор театра-фестиваля «Балтийский дом».

Именно под девизом «2:0 в нашу пользу!» проходят нынешние «Встречи в России», потому что, во-первых, фестиваль отмечает 20-летие, а во-вторых, как сообщил Сергей Шуб, Санкт-Петербург — не только культурная столица, но и футбольная. «И там, и там не всегда и не все нам удается, но главное — есть желание и драйв», — подчеркнул он.

За 20 лет фестиваля в его программе отметились 72 театральных коллектива из 24 стран мира, они показали 233 спектакля. В этом году основу фестивальной программы составила русская классическая литература — произведения Михаила Лермонтова, Александра Пушкина, Николая Гоголя, Николая Гумилева, Леонида Андреева, Даниила Хармса, Михаила Булгакова, Евгения Шварца. Надо сказать, что русские классики всегда были самыми популярными у театров зарубежья за все время существования фестиваля, среди них — Чехов, Пушкин, Гоголь, Толстой и Грибоедов.

съезд театральных деятелей зарубежья

«Этот фестиваль дает нам понять, что мы не брошены, что за нами Россия. Наш «Балтийский дом» — это место притяжения для русских театров зарубежья. В рамках «Встреч в России» проводятся школы молодых актеров, семинары и другие программы. Результатом этой работы становятся совместные постановки зарубежных артистов со знаковыми петербургскими и московскими режиссерами», — отметил генеральный директор Государственного академического русского драматического театра имени Грибоедова (Тбилиси, Грузия) Николай Свентицкий.

Демон, Встречи в России

Одной из таких постановок стал спектакль открытия «Встреч в России». Право начать юбилейную программу 2018 года выпало в этом году Государственному национальному русскому театру драмы имени Чингиза Айтматова (Бишкек, Киргизия). Артисты представили этническую саундраму «Демон» по мотивам сочинений Михаила Лермонтова в постановке московского режиссера Владимира Панкова.

Он известен как художественный руководитель студии SounDrama, режиссер, музыкант, актер театра и кино. Панков осуществил более 22 постановок. Среди его наград — премии «Дебют-2003», «Чайка», премия газеты «Московский Комсомолец», а также «Золотая маска» 2015 года в номинации «Лучший режиссер мюзикла».

Единственный русский театр в Киргизии, открывший «Встречи в России», последние пять лет активно приглашает к сотрудничеству российских режиссеров и художников. Но справедливости ради надо сказать, что с 1986 по 1994 год Русским театром драмы имени Айтматова руководил известный петербургский режиссер Владислав Пази. Культурные традиции, заложенные им, бережно сохраняются и по сей день.

Демон, Встречи в России

Киргизский «Демон» — лишнее тому доказательство. Он органично сплел в себе не только произведения и стихи русского поэта, но и этническую музыку и танцы киргизского народа. Сценическое действие разворачивается под речитатив сказителя и звуки национальных инструментов. В постановке поначалу все кажется «неудобным», начиная с декораций — почти все пространство сцены занимает куча щебня — и заканчивая пронзительным светом, направленным в зал. В сочетании со стихами Лермонтова на киргизском языке в устах Манасчы картина приобретает психоделическое звучание.

В спектакле все необычно: Печорин — он же Демон (Марат Амираев), Тамара (Качкынбек каза Айнура) — жительница киргизских гор, а не кавказских, невероятно красивый седовласый Максим Максимович (Андрей Петухов), ангел со сломаным крылом (Елена Пуртова). Все эти образы и персонажи складываются в сложную мозаику, в центре которой — история любви. Но не только…

Демон, Встречи в России

Этот спектакль еще и о прощении, о сохранении традиций, о переплетении культур разных народов, живущих рядом. Он богат и многослоен, его герои превращаются и перерождаются, приходя к своей Голгофе, с которой все начинается и на которой все заканчивается.

Премьера «Демона» в Киргизии состоялась еще в октябре 2016 года. Он был показан на XIII Международном театральном фестивале имени Чехова в Москве (2017 год) и VII Международном форуме театрального искусства TEART в Минске (2017 год). В ноябре прошлого года спектакль был включен в лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска» как один из заметных спектаклей сезона. Это произошло впервые в истории киргизского театра.

Демон, Встречи в России

Спектакль невероятно тепло принят петербургской публикой: зрители долго не отпускали актеров со сцены. В завершение вечера диплом участника ХХ фестиваля «Встречи в России» бишкекскому театру вручила народная артистка России Татьяна Пилецкая.

Демон, Встречи в России

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

10 апреля 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фото спектакля: Виктор Рехемяе, с сайта театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

17 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.

Русский экспрессионизм

Экспрессионизм — лед и пламень русского авангарда

С 20 сентября по 19 ноября в выставочных залах Корпуса Бенуа можно увидеть выставку «Экспрессионизм в русском искусстве». Жанр, охвативший культуру Европы и Америки во всех сферах изобразительного искусства, а также литературы, музыки, театра и кино, коснулся и России, приобретя некий особый колорит. Его становление в русской культуре продолжалось с поздних 1900-х до середины 1930-х. Однако его предтечей можно считать отдельные произведения таких эмоциональных и вдумчивых мастеров, как Ге, Врубель, Серов, Репин, Перов, Добужинский и другие.