«Встречи в России» начались психоделическим «Демоном» из Киргизии

В «Балтийском доме» проходит ХХ фестиваль «Встречи в России», который объединяет русскоязычные театры по всему миру. Одновременно с началом фестиваля в Санкт-Петербурге состоялся второй съезд Ассоциации деятелей русских театров зарубежья. На съезде были приняты 35 новых членов ассоциации, среди них — театральные деятели из Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Испании, Нидерландов, Норвегии, США и Турции. Сейчас в состав организации входят 84 руководителя русских театров ближнего и дальнего зарубежья из 30 стран.

Демон, Встречи в России

«Фестиваль за эти годы набирает обороты, потому что вопрос сохранения русской культуры и русского языка становится все острее и важнее. Количество русскоязычных театров в мире увеличивается, поэтому сегодня русскоязычный театр стал форпостом русской культуры. Очень приятно, что на каждом фестивале появляются новые участники. Например, на днях мы приняли в ассоциацию театр из Коста-Рики. Так что география нашего фестиваля велика. Наше дело — правое, счет 2:0 в нашу пользу», — напомнил на пресс-конференции в день открытия Сергей Шуб, директор театра-фестиваля «Балтийский дом».

Именно под девизом «2:0 в нашу пользу!» проходят нынешние «Встречи в России», потому что, во-первых, фестиваль отмечает 20-летие, а во-вторых, как сообщил Сергей Шуб, Санкт-Петербург — не только культурная столица, но и футбольная. «И там, и там не всегда и не все нам удается, но главное — есть желание и драйв», — подчеркнул он.

За 20 лет фестиваля в его программе отметились 72 театральных коллектива из 24 стран мира, они показали 233 спектакля. В этом году основу фестивальной программы составила русская классическая литература — произведения Михаила Лермонтова, Александра Пушкина, Николая Гоголя, Николая Гумилева, Леонида Андреева, Даниила Хармса, Михаила Булгакова, Евгения Шварца. Надо сказать, что русские классики всегда были самыми популярными у театров зарубежья за все время существования фестиваля, среди них — Чехов, Пушкин, Гоголь, Толстой и Грибоедов.

съезд театральных деятелей зарубежья

«Этот фестиваль дает нам понять, что мы не брошены, что за нами Россия. Наш «Балтийский дом» — это место притяжения для русских театров зарубежья. В рамках «Встреч в России» проводятся школы молодых актеров, семинары и другие программы. Результатом этой работы становятся совместные постановки зарубежных артистов со знаковыми петербургскими и московскими режиссерами», — отметил генеральный директор Государственного академического русского драматического театра имени Грибоедова (Тбилиси, Грузия) Николай Свентицкий.

Демон, Встречи в России

Одной из таких постановок стал спектакль открытия «Встреч в России». Право начать юбилейную программу 2018 года выпало в этом году Государственному национальному русскому театру драмы имени Чингиза Айтматова (Бишкек, Киргизия). Артисты представили этническую саундраму «Демон» по мотивам сочинений Михаила Лермонтова в постановке московского режиссера Владимира Панкова.

Он известен как художественный руководитель студии SounDrama, режиссер, музыкант, актер театра и кино. Панков осуществил более 22 постановок. Среди его наград — премии «Дебют-2003», «Чайка», премия газеты «Московский Комсомолец», а также «Золотая маска» 2015 года в номинации «Лучший режиссер мюзикла».

Единственный русский театр в Киргизии, открывший «Встречи в России», последние пять лет активно приглашает к сотрудничеству российских режиссеров и художников. Но справедливости ради надо сказать, что с 1986 по 1994 год Русским театром драмы имени Айтматова руководил известный петербургский режиссер Владислав Пази. Культурные традиции, заложенные им, бережно сохраняются и по сей день.

Демон, Встречи в России

Киргизский «Демон» — лишнее тому доказательство. Он органично сплел в себе не только произведения и стихи русского поэта, но и этническую музыку и танцы киргизского народа. Сценическое действие разворачивается под речитатив сказителя и звуки национальных инструментов. В постановке поначалу все кажется «неудобным», начиная с декораций — почти все пространство сцены занимает куча щебня — и заканчивая пронзительным светом, направленным в зал. В сочетании со стихами Лермонтова на киргизском языке в устах Манасчы картина приобретает психоделическое звучание.

В спектакле все необычно: Печорин — он же Демон (Марат Амираев), Тамара (Качкынбек каза Айнура) — жительница киргизских гор, а не кавказских, невероятно красивый седовласый Максим Максимович (Андрей Петухов), ангел со сломаным крылом (Елена Пуртова). Все эти образы и персонажи складываются в сложную мозаику, в центре которой — история любви. Но не только…

Демон, Встречи в России

Этот спектакль еще и о прощении, о сохранении традиций, о переплетении культур разных народов, живущих рядом. Он богат и многослоен, его герои превращаются и перерождаются, приходя к своей Голгофе, с которой все начинается и на которой все заканчивается.

Премьера «Демона» в Киргизии состоялась еще в октябре 2016 года. Он был показан на XIII Международном театральном фестивале имени Чехова в Москве (2017 год) и VII Международном форуме театрального искусства TEART в Минске (2017 год). В ноябре прошлого года спектакль был включен в лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска» как один из заметных спектаклей сезона. Это произошло впервые в истории киргизского театра.

Демон, Встречи в России

Спектакль невероятно тепло принят петербургской публикой: зрители долго не отпускали актеров со сцены. В завершение вечера диплом участника ХХ фестиваля «Встречи в России» бишкекскому театру вручила народная артистка России Татьяна Пилецкая.

Демон, Встречи в России

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

10 апреля 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фото спектакля: Виктор Рехемяе, с сайта театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.