«Вольное слово в остывшей золе»

В «Артмузе» до 5 марта можно посетить выставку Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок». Название вполне соответствует содержанию, но вот порядок имен, конечно, надо бы поменять. Потому что ядром экспозиции стала реакция скульптора Павла Белана на сибирский панк-рок в целом, и на творчество «Гражданской обороны» в особенности.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Начиная с середины 1980-х на Советский Союз обрушилась мощная «сибирская волна», частью которой стали Янка Дягилева, «Инструкция по выживанию», «Черный Лукич» и, конечно, Егор Летов с «Обороной» и проектом «Коммунизм». Это далеко не полный список — только самые яркие представители направления.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Нарочно избегающие эзопова языка, сочетающие непривычно откровенные и яростные социально-политические высказывания с грязным гаражным звуком, они вызывали у слушателей ощущение беспросветной тоски и злость на несправедливое устройство мира. Пожалуй, наивысшей точки развития сиб-панк достиг к концу 1980-х — началу 1990-х годов прошлого века. Дальше резонанс пошел на убыль, если не считать проектов Летова.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Этому феномену отечественной культуры и посветил свои работы скульптор Павел Белан, закончивший московскую Академию художеств. Летом этого года посетили Музея Анны Ахматовой в Фонтанной доме уже могли видеть его работы «Металлический дом», «Последний фильм», «Книги красная и белая».

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Обе выставки вдохновлены поэзией, пусть в первом случае она является уже классической, а во втором еще только движется к официальному признанию. Пока что, как мы помним, министр культуры относит поклонников «Гражданской обороны» к маргиналам.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Но роднит эти выставки не только поэтический импульс, лежавший в их основе. Ключевой для обеих экспозиций является тема умирания и возрождения.

Павел Белан, выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

«Каждый человек в определенном возрасте неизбежно понимает, что прожил уже точно больше, чем ему осталось. И тогда возникает вопрос: куда все возвращается? У Летова очень интересный подход к смерти. Его песня «Прыг-скок» — это глубочайшее произведение о переходном, пограничном состоянии», — рассказал Павел.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Сам же Егор Летов представлен на выставке виртуально. Играет его музыка. Но голоса не слышно. Можно подойти к его коллажам. Но это копии. Нет ощущения, что он куда-то вышел и вот-вот вернется.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Пожалуй, отсутствие подлинников — это именно то, что мешало полному погружению в летовский мир. Возможно, так и было задумано, ведь перед нами выставка вдохновленная Летовым, произрастающая из него, но все-таки обособленная, с собственным дыханием и звучанием.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Важно, что выставка была организована при содействии жены Егора – Натальи Чумаковой. Это придает событию особый статус.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

«Когда Егора спрашивали про то, как он относится к своим последователям, он всегда отвечал, что хотел бы видеть ими тех, кто по-своему – оригинально и не похоже ни на кого – делает свое дело, — рассказала корреспонденту «Петербургского авангарда» Наталья. — Поэтому я очень рада, что его творчество вдохновило замечательного скульптора Павла Белана на его работу, и что ему удалось в полной мере донести свои идеи до зрителей».

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

На открытие пришла на удивление разнообразная публика — приличного вида дамы, фиксирующие объекты на «мыльницы», матери с детьми, девушки и юноши богемного вида, неизбежные молодые ребята в футболках «Гражданская оборона».

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Последних, кстати, было совсем немного. Они ходили за Константином Рябиновым, сооснователем группы и соратником Летова. Засматривались на него так, что сразу становилось понятно, что именно он является для них здесь самым главным экспонатом.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

«Эта выставка — еще одно видение сибирского панка, я бы даже сказал, сибирской поэзии. Еще один интересный ракурс этого явления. Здесь есть копии коллажей, которые сделаны мной и Игорем Федоровичем, — рассказал Константин Рябинов. — Для группы “Гражданская оборона” художественное оформление альбомов было неотъемлемой частью музыки. Мы уделяли этому очень пристальное внимание. У Игоря Федоровича это получалось очень ловко — он всегда попадал в точку».

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Конечно, объекты выставки — это не трехмерные иллюстрации к песням Летова. Это нечто большее. Они продолжают его мысли, но делают это бережно, с почтением. Поражает разнообразие техники и материалов. Здесь и обожженное дерево, и картон, и полиэтилен, и воск, и папье-маше, и ржавый металл. Кажется, что работал не один художник, а целая бригада. На стенах можно увидеть фотографии участников сибирского андеграунда. Распечатаны они на обычной бумаге.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Во многих случаях глаз легко находит пиксели — свидетельство изначально плохих цифровых копий, найденных на просторах интернета. Но это не раздражает и не вызывает недоумения — есть в этом что-то от ранних записей «Обороны», сделанных в домашних условиях на бобинный магнитофон. В этой простоте есть своя прелесть и метафора.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Константин Рябинов посмотрел фотографии с особым вниманием, отметив, что есть среди них и такие, каких он никогда до этого не видел.

В заголовке материала использована строчка из песни Летова, которая может стать ключом для понимания главных объектов экспозиции. Она вспоминается без всяких усилий, сама по себе, когда ты оказываешься в выставочном пространстве.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Да и сам художник упомянул ее в разговоре: «Образ золы – это ответ на вопрос откуда человек приходит. Он отдает свою энергию – жизнь, поэзию, и возвращается обратно, но его идеи переходят следующим поколениям. И так эта цепочка движется».

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

ДМИТРИЙ  ГЛЕБОВ

28 февраля 2019.
Текст: Дмитрий Глебов. Фото: Анна Глебова
Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: , .

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.

шоу "Торук. Первый полет"

Торук — спаситель Древа жизни на Пандоре

Тех, кому довелось побывать на любом шоу канадского Cirque Du Soleil, можно считать счастливчиками — этот цирк всегда делает красочные представления, которыми невозможно не восхищаться. Теперь в сотрудничестве с Джэймсом Кэмероном, подарившим миру «Аватар», цирк сделал спектакль-приквел к картине.