«Вольное слово в остывшей золе»

В «Артмузе» до 5 марта можно посетить выставку Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок». Название вполне соответствует содержанию, но вот порядок имен, конечно, надо бы поменять. Потому что ядром экспозиции стала реакция скульптора Павла Белана на сибирский панк-рок в целом, и на творчество «Гражданской обороны» в особенности.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Начиная с середины 1980-х на Советский Союз обрушилась мощная «сибирская волна», частью которой стали Янка Дягилева, «Инструкция по выживанию», «Черный Лукич» и, конечно, Егор Летов с «Обороной» и проектом «Коммунизм». Это далеко не полный список — только самые яркие представители направления.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Нарочно избегающие эзопова языка, сочетающие непривычно откровенные и яростные социально-политические высказывания с грязным гаражным звуком, они вызывали у слушателей ощущение беспросветной тоски и злость на несправедливое устройство мира. Пожалуй, наивысшей точки развития сиб-панк достиг к концу 1980-х — началу 1990-х годов прошлого века. Дальше резонанс пошел на убыль, если не считать проектов Летова.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Этому феномену отечественной культуры и посветил свои работы скульптор Павел Белан, закончивший московскую Академию художеств. Летом этого года посетили Музея Анны Ахматовой в Фонтанной доме уже могли видеть его работы «Металлический дом», «Последний фильм», «Книги красная и белая».

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Обе выставки вдохновлены поэзией, пусть в первом случае она является уже классической, а во втором еще только движется к официальному признанию. Пока что, как мы помним, министр культуры относит поклонников «Гражданской обороны» к маргиналам.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Но роднит эти выставки не только поэтический импульс, лежавший в их основе. Ключевой для обеих экспозиций является тема умирания и возрождения.

Павел Белан, выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

«Каждый человек в определенном возрасте неизбежно понимает, что прожил уже точно больше, чем ему осталось. И тогда возникает вопрос: куда все возвращается? У Летова очень интересный подход к смерти. Его песня «Прыг-скок» — это глубочайшее произведение о переходном, пограничном состоянии», — рассказал Павел.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Сам же Егор Летов представлен на выставке виртуально. Играет его музыка. Но голоса не слышно. Можно подойти к его коллажам. Но это копии. Нет ощущения, что он куда-то вышел и вот-вот вернется.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Пожалуй, отсутствие подлинников — это именно то, что мешало полному погружению в летовский мир. Возможно, так и было задумано, ведь перед нами выставка вдохновленная Летовым, произрастающая из него, но все-таки обособленная, с собственным дыханием и звучанием.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Важно, что выставка была организована при содействии жены Егора – Натальи Чумаковой. Это придает событию особый статус.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

«Когда Егора спрашивали про то, как он относится к своим последователям, он всегда отвечал, что хотел бы видеть ими тех, кто по-своему – оригинально и не похоже ни на кого – делает свое дело, — рассказала корреспонденту «Петербургского авангарда» Наталья. — Поэтому я очень рада, что его творчество вдохновило замечательного скульптора Павла Белана на его работу, и что ему удалось в полной мере донести свои идеи до зрителей».

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

На открытие пришла на удивление разнообразная публика — приличного вида дамы, фиксирующие объекты на «мыльницы», матери с детьми, девушки и юноши богемного вида, неизбежные молодые ребята в футболках «Гражданская оборона».

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Последних, кстати, было совсем немного. Они ходили за Константином Рябиновым, сооснователем группы и соратником Летова. Засматривались на него так, что сразу становилось понятно, что именно он является для них здесь самым главным экспонатом.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

«Эта выставка — еще одно видение сибирского панка, я бы даже сказал, сибирской поэзии. Еще один интересный ракурс этого явления. Здесь есть копии коллажей, которые сделаны мной и Игорем Федоровичем, — рассказал Константин Рябинов. — Для группы “Гражданская оборона” художественное оформление альбомов было неотъемлемой частью музыки. Мы уделяли этому очень пристальное внимание. У Игоря Федоровича это получалось очень ловко — он всегда попадал в точку».

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Конечно, объекты выставки — это не трехмерные иллюстрации к песням Летова. Это нечто большее. Они продолжают его мысли, но делают это бережно, с почтением. Поражает разнообразие техники и материалов. Здесь и обожженное дерево, и картон, и полиэтилен, и воск, и папье-маше, и ржавый металл. Кажется, что работал не один художник, а целая бригада. На стенах можно увидеть фотографии участников сибирского андеграунда. Распечатаны они на обычной бумаге.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Во многих случаях глаз легко находит пиксели — свидетельство изначально плохих цифровых копий, найденных на просторах интернета. Но это не раздражает и не вызывает недоумения — есть в этом что-то от ранних записей «Обороны», сделанных в домашних условиях на бобинный магнитофон. В этой простоте есть своя прелесть и метафора.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Константин Рябинов посмотрел фотографии с особым вниманием, отметив, что есть среди них и такие, каких он никогда до этого не видел.

В заголовке материала использована строчка из песни Летова, которая может стать ключом для понимания главных объектов экспозиции. Она вспоминается без всяких усилий, сама по себе, когда ты оказываешься в выставочном пространстве.

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

Да и сам художник упомянул ее в разговоре: «Образ золы – это ответ на вопрос откуда человек приходит. Он отдает свою энергию – жизнь, поэзию, и возвращается обратно, но его идеи переходят следующим поколениям. И так эта цепочка движется».

выставка Егора Летова и Павла Белана «Прыг-Скок»

ДМИТРИЙ  ГЛЕБОВ

28 февраля 2019.
Текст: Дмитрий Глебов. Фото: Анна Глебова
Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: , .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.