Война и Мирон

В понедельник, 14 августа, как обычно, началась рабочая неделя. В этот же день на YouTube вышел рэп-поединок Оксимирона и Гнойного, состоявшийся в Санкт-Петербурге. У видео сейчас 15 миллионов просмотров, и это далеко не предел, как показывает статистика предыдущих выпусков Versus.

Оксимирон, Гнойный

Впрочем, этот баттл все же особенный: из культового явления он стремительно перерос в культурный феномен. Его обсуждают практически все — не только фанаты и люди в рэп-тусовке — от Авдотьи Смирновой до Михаила Ходорковского, медиа вертят и рассматривают сюжет «Оксимирон-Гнойный» со всех сторон… От суммы, которую заработал организатор, до списка всех отсылок Оксимирона. Многие — «чисто за хайп». Да, так сейчас говорят. Битва вошла в привычные светские беседы, потеснив обсуждения новых эпизодов сериалов и причитания о погоде.

Пять лет назад крупный специалист по духу времени — журналист Юрий Сапрыкин — сказал, что «медиа пока еще не всегда осознают, что конкурируют не только с себе подобными, а вообще со всеми вещами, на которые человек может потратить внимание и время: с фейсбуком, сериалами».

«Битва идет за все свободное время человека — это самый ограниченный ресурс. Проблема не в том, кто научится лучше снимать видеоролики, и получатся ли они лучше, чем у конкурента, а в том, каким образом заставить аудиторию обращать внимание именно на себя», — заявил он.

Александр «Ресторатор» Тимарцев, придумавший Versus, заставил огромную аудиторию русского рэпа регулярно тратить минимум час своего свободного времени на просмотр баттлов. Новая музыка и новый спорт страстно сплелись: после такого пылкого зачатия и родился Versus.

Не последнюю роль в популяризации баттлов сыграл Оксимирон — как правило, выпуски именно с его участием бьют рекорды по просмотрам. Оксимирон проиграл бой впервые, а новость о его поражении просочилась в СМИ (результаты нельзя обнародовать до выкладывания видео). Самое время хотя бы бегло изучить анатомию схваток.

Баттлы Versus проходят с 2013 года. В каждом — два участника, три раунда, пять судей и много зрителей, как в серьезном большом спорте. Два участника заранее готовятся, сочиняют едкий текст и поочередно читают (без бумажки, без запинки и без музыки), глядя сопернику в лицо. В финале судьи выносят вердикт.

Билеты на это действо не продаются, попасть на поединок могут только друзья и друзья друзей. Это если в общих чертах; есть и другие лиги, другие форматы.

На арене участники долго и с удовольствием занимаются художественным оскорблением, обильно посыпая друг друга панчами — удачными рифмованными остротами. Неполиткорректность и явный переход на личности здесь не моветон, а вполне по законам жанра и вообще по всем правилам игры.

Кажется, Оксимирон, который так любит литературные отсылки (все верно: как себя назовешь, так и поплывешь), повел себя вполне как литературный герой: Чацкий, ей-богу. Декорации только другие: клуб-бар, внутри толкутся любители рэп-склок — зрители и судьи. Главное — не результат, а жест. В этой системе координат Оксимирон, конечно, выиграл, проигрывая. Но в реальности, конечно, Гнойный заткнул его: далече грянут его панчи.

Вот есть трек «Не силясь преуспеть за скоротечной модой» Васи Васина и Noize MC. В нем рэперы разговаривают по-разному: один на языке XIX века, другой — вроде бы на языке XXI века. Блестяще образованный Оксимирон, Фандорин русского рэпа, столкнулся с уличным злодеем: без счастливого конца получился роман. Дискурсами не совпали ребята.

Оксимирон, Гнойный

Замечательному поэту Ивану Пинженину довелось судить рэперские баталии. Вот что он думает об эпохальной битве и шуме вокруг нее:

Меня самого не было на баттле. Когда появились слухи о победе Гнойного, я был удивлен. Я судил первые баттлы Окси, и было видно, как с каждым разом растет его мастерство и как искусно он его оттачивает.

Посмотрев баттл, я разделил мнение судей. Гнойный победил. Но это совершенно ничего не значит. Он баттл-рэпер, спортсмен: панчи ради хайпа, рифмы ради рифм. Он не творец. Ни истории, ни культуры. Эта победа не принесет ему ожидаемой славы или принесет, но на время, пока разговоры не надоедят. А для Мирона, как мне кажется, это было что-то вроде отрезвляющей пощечины. Чтобы перегруппироваться, сверить координаты и идти вперед.

Иван Пинежин

Иван Пинженин, поэт, судья Versus.

Если кто-то спросит, как с этим жить дальше, то вот ответ: лучше всего надеть очки nobrow и видеть мир, где стерлись границы между высоким и низким. При такой культурной парадигме удовольствие от просмотра Versus сопоставимо с удовольствием от прослушивания академической музыки. И пусть расцветет сто Гнойных!

 

 

17 августа 2017.
Текст: Артем Мельник. Фото: кадры из видеоролика с записью рэп-баттла на канале Versusbattleru в YouTube.
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.