Война и Мирон

В понедельник, 14 августа, как обычно, началась рабочая неделя. В этот же день на YouTube вышел рэп-поединок Оксимирона и Гнойного, состоявшийся в Санкт-Петербурге. У видео сейчас 15 миллионов просмотров, и это далеко не предел, как показывает статистика предыдущих выпусков Versus.

Оксимирон, Гнойный

Впрочем, этот баттл все же особенный: из культового явления он стремительно перерос в культурный феномен. Его обсуждают практически все — не только фанаты и люди в рэп-тусовке — от Авдотьи Смирновой до Михаила Ходорковского, медиа вертят и рассматривают сюжет «Оксимирон-Гнойный» со всех сторон… От суммы, которую заработал организатор, до списка всех отсылок Оксимирона. Многие — «чисто за хайп». Да, так сейчас говорят. Битва вошла в привычные светские беседы, потеснив обсуждения новых эпизодов сериалов и причитания о погоде.

Пять лет назад крупный специалист по духу времени — журналист Юрий Сапрыкин — сказал, что «медиа пока еще не всегда осознают, что конкурируют не только с себе подобными, а вообще со всеми вещами, на которые человек может потратить внимание и время: с фейсбуком, сериалами».

«Битва идет за все свободное время человека — это самый ограниченный ресурс. Проблема не в том, кто научится лучше снимать видеоролики, и получатся ли они лучше, чем у конкурента, а в том, каким образом заставить аудиторию обращать внимание именно на себя», — заявил он.

Александр «Ресторатор» Тимарцев, придумавший Versus, заставил огромную аудиторию русского рэпа регулярно тратить минимум час своего свободного времени на просмотр баттлов. Новая музыка и новый спорт страстно сплелись: после такого пылкого зачатия и родился Versus.

Не последнюю роль в популяризации баттлов сыграл Оксимирон — как правило, выпуски именно с его участием бьют рекорды по просмотрам. Оксимирон проиграл бой впервые, а новость о его поражении просочилась в СМИ (результаты нельзя обнародовать до выкладывания видео). Самое время хотя бы бегло изучить анатомию схваток.

Баттлы Versus проходят с 2013 года. В каждом — два участника, три раунда, пять судей и много зрителей, как в серьезном большом спорте. Два участника заранее готовятся, сочиняют едкий текст и поочередно читают (без бумажки, без запинки и без музыки), глядя сопернику в лицо. В финале судьи выносят вердикт.

Билеты на это действо не продаются, попасть на поединок могут только друзья и друзья друзей. Это если в общих чертах; есть и другие лиги, другие форматы.

На арене участники долго и с удовольствием занимаются художественным оскорблением, обильно посыпая друг друга панчами — удачными рифмованными остротами. Неполиткорректность и явный переход на личности здесь не моветон, а вполне по законам жанра и вообще по всем правилам игры.

Кажется, Оксимирон, который так любит литературные отсылки (все верно: как себя назовешь, так и поплывешь), повел себя вполне как литературный герой: Чацкий, ей-богу. Декорации только другие: клуб-бар, внутри толкутся любители рэп-склок — зрители и судьи. Главное — не результат, а жест. В этой системе координат Оксимирон, конечно, выиграл, проигрывая. Но в реальности, конечно, Гнойный заткнул его: далече грянут его панчи.

Вот есть трек «Не силясь преуспеть за скоротечной модой» Васи Васина и Noize MC. В нем рэперы разговаривают по-разному: один на языке XIX века, другой — вроде бы на языке XXI века. Блестяще образованный Оксимирон, Фандорин русского рэпа, столкнулся с уличным злодеем: без счастливого конца получился роман. Дискурсами не совпали ребята.

Оксимирон, Гнойный

Замечательному поэту Ивану Пинженину довелось судить рэперские баталии. Вот что он думает об эпохальной битве и шуме вокруг нее:

Меня самого не было на баттле. Когда появились слухи о победе Гнойного, я был удивлен. Я судил первые баттлы Окси, и было видно, как с каждым разом растет его мастерство и как искусно он его оттачивает.

Посмотрев баттл, я разделил мнение судей. Гнойный победил. Но это совершенно ничего не значит. Он баттл-рэпер, спортсмен: панчи ради хайпа, рифмы ради рифм. Он не творец. Ни истории, ни культуры. Эта победа не принесет ему ожидаемой славы или принесет, но на время, пока разговоры не надоедят. А для Мирона, как мне кажется, это было что-то вроде отрезвляющей пощечины. Чтобы перегруппироваться, сверить координаты и идти вперед.

Иван Пинежин

Иван Пинженин, поэт, судья Versus.

Если кто-то спросит, как с этим жить дальше, то вот ответ: лучше всего надеть очки nobrow и видеть мир, где стерлись границы между высоким и низким. При такой культурной парадигме удовольствие от просмотра Versus сопоставимо с удовольствием от прослушивания академической музыки. И пусть расцветет сто Гнойных!

 

 

17 августа 2017.
Текст: Артем Мельник. Фото: кадры из видеоролика с записью рэп-баттла на канале Versusbattleru в YouTube.
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.