Война и Мирон

В понедельник, 14 августа, как обычно, началась рабочая неделя. В этот же день на YouTube вышел рэп-поединок Оксимирона и Гнойного, состоявшийся в Санкт-Петербурге. У видео сейчас 15 миллионов просмотров, и это далеко не предел, как показывает статистика предыдущих выпусков Versus.

Оксимирон, Гнойный

Впрочем, этот баттл все же особенный: из культового явления он стремительно перерос в культурный феномен. Его обсуждают практически все — не только фанаты и люди в рэп-тусовке — от Авдотьи Смирновой до Михаила Ходорковского, медиа вертят и рассматривают сюжет «Оксимирон-Гнойный» со всех сторон… От суммы, которую заработал организатор, до списка всех отсылок Оксимирона. Многие — «чисто за хайп». Да, так сейчас говорят. Битва вошла в привычные светские беседы, потеснив обсуждения новых эпизодов сериалов и причитания о погоде.

Пять лет назад крупный специалист по духу времени — журналист Юрий Сапрыкин — сказал, что «медиа пока еще не всегда осознают, что конкурируют не только с себе подобными, а вообще со всеми вещами, на которые человек может потратить внимание и время: с фейсбуком, сериалами».

«Битва идет за все свободное время человека — это самый ограниченный ресурс. Проблема не в том, кто научится лучше снимать видеоролики, и получатся ли они лучше, чем у конкурента, а в том, каким образом заставить аудиторию обращать внимание именно на себя», — заявил он.

Александр «Ресторатор» Тимарцев, придумавший Versus, заставил огромную аудиторию русского рэпа регулярно тратить минимум час своего свободного времени на просмотр баттлов. Новая музыка и новый спорт страстно сплелись: после такого пылкого зачатия и родился Versus.

Не последнюю роль в популяризации баттлов сыграл Оксимирон — как правило, выпуски именно с его участием бьют рекорды по просмотрам. Оксимирон проиграл бой впервые, а новость о его поражении просочилась в СМИ (результаты нельзя обнародовать до выкладывания видео). Самое время хотя бы бегло изучить анатомию схваток.

Баттлы Versus проходят с 2013 года. В каждом — два участника, три раунда, пять судей и много зрителей, как в серьезном большом спорте. Два участника заранее готовятся, сочиняют едкий текст и поочередно читают (без бумажки, без запинки и без музыки), глядя сопернику в лицо. В финале судьи выносят вердикт.

Билеты на это действо не продаются, попасть на поединок могут только друзья и друзья друзей. Это если в общих чертах; есть и другие лиги, другие форматы.

На арене участники долго и с удовольствием занимаются художественным оскорблением, обильно посыпая друг друга панчами — удачными рифмованными остротами. Неполиткорректность и явный переход на личности здесь не моветон, а вполне по законам жанра и вообще по всем правилам игры.

Кажется, Оксимирон, который так любит литературные отсылки (все верно: как себя назовешь, так и поплывешь), повел себя вполне как литературный герой: Чацкий, ей-богу. Декорации только другие: клуб-бар, внутри толкутся любители рэп-склок — зрители и судьи. Главное — не результат, а жест. В этой системе координат Оксимирон, конечно, выиграл, проигрывая. Но в реальности, конечно, Гнойный заткнул его: далече грянут его панчи.

Вот есть трек «Не силясь преуспеть за скоротечной модой» Васи Васина и Noize MC. В нем рэперы разговаривают по-разному: один на языке XIX века, другой — вроде бы на языке XXI века. Блестяще образованный Оксимирон, Фандорин русского рэпа, столкнулся с уличным злодеем: без счастливого конца получился роман. Дискурсами не совпали ребята.

Оксимирон, Гнойный

Замечательному поэту Ивану Пинженину довелось судить рэперские баталии. Вот что он думает об эпохальной битве и шуме вокруг нее:

Меня самого не было на баттле. Когда появились слухи о победе Гнойного, я был удивлен. Я судил первые баттлы Окси, и было видно, как с каждым разом растет его мастерство и как искусно он его оттачивает.

Посмотрев баттл, я разделил мнение судей. Гнойный победил. Но это совершенно ничего не значит. Он баттл-рэпер, спортсмен: панчи ради хайпа, рифмы ради рифм. Он не творец. Ни истории, ни культуры. Эта победа не принесет ему ожидаемой славы или принесет, но на время, пока разговоры не надоедят. А для Мирона, как мне кажется, это было что-то вроде отрезвляющей пощечины. Чтобы перегруппироваться, сверить координаты и идти вперед.

Иван Пинежин

Иван Пинженин, поэт, судья Versus.

Если кто-то спросит, как с этим жить дальше, то вот ответ: лучше всего надеть очки nobrow и видеть мир, где стерлись границы между высоким и низким. При такой культурной парадигме удовольствие от просмотра Versus сопоставимо с удовольствием от прослушивания академической музыки. И пусть расцветет сто Гнойных!

 

 

17 августа 2017.
Текст: Артем Мельник. Фото: кадры из видеоролика с записью рэп-баттла на канале Versusbattleru в YouTube.
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.