Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь
Знакомство с Бондарь у зрителей произошло на фестивале «Радуга», на котором был показан спектакль «Пилорама плюс», поставленный ею в Ярославском театре драмы имени Волкова. Война, недавняя, на которой побывал главный герой – в Чечне – не оставляет его в покое и в мирной жизни, забыть о войне невозможно, память хранит слишком многое…

писатель Евгений Водолазкин, предоставлено ТЮЗом

Вот и сейчас Елизавета выбрала тему войны, взяв за основу повесть Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Герои – немцы Ральф и Ханс, которые воевали во Второй Мировой, побывав на незнакомой им территории – России. Ханс погиб очень скоро, а Ральф перешагнул третьей тысячелетие, и вновь попал в Россию уже стариком.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

Елизавета Бондарь молода — ей всего 32. О себе Лиза говорит, что работает на контрасте с тем, что делала прежде. Она закончила музыкальное отделение ГИТИСа. Ставила оперы, мюзиклы. Елизавета успела побывать главным режиссером Северского музыкального театра. Там, в Северске, познакомилась с театральным критиком и фестивальным демиургом Олегом Лоевским. С того времени Лизу целиком захватил драматический театр. Она стала участником нескольких лабораторий Лоевского, ходила на «Любимовку», делала там читки. И все больше уверялась в том, что «полезные ископаемые в классической опере исчерпаны», невозможно больше ставить «Марфу» в привычном классическом прочтении. Напротив, в современной драме существует широкое поле деятельности, и есть возможность общаться с живыми драматургами.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

«Особенно это увлекательно для человека, которого учили копаться в партитурах Пуччини. Опера для меня в период моего взросления была важнейшим переходом в новую жизнь. Я вышла из неблагополучных 1990-х, росла уличной московской девчонкой, и поставила задачу изменить свою жизнь. Парадоксальное попадание в оперу меня во многом воспитало. Сегодня, имея этот качественный багаж, я работаю с драматическим текстом и пытаюсь больше внимания уделять текстуальности и фразировкам. Мне очень важно, как звучит слово. Посвящаю много времени музыкальным репетициям с текстом. Что это значит? Например, есть поэтический материал, который уже структурирован ритмически. А есть прозаический – он тоже структурирован особым образом, но в нем надо покопаться, выстроить ритм каждого предложения, высказывания каждого героя. Евгений Водолазкин закончил класс классической гитары, и ему как музыкально образованному человеку важно, чтобы была соблюдена пунктуация в тексте. Ведь текст – это тоже музыка. Дальше ты можешь придать интонацию текстурную, связанную с характером персонажа, тембральную или историю с контрапунктом. Или вообще деконструировать этот текст. Мне это безумно интересно. Ты поневоле сам становишься музыкантом слова», — говорит Лиза.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

Работа с интонациями – важнейшая часть метода режиссерской работы Лизы Бондарь. Она вспоминает, что когда еще в школьные годы занималась театром, то была сильно захвачена спектаклями Петра Наумовича Фоменко, и именно потому, что это один из редких режиссеров, который работает с интонациями. Необычно, музыкально звучали у него «Записки сумасшедшего», «Одна счастливая деревня», «Война и мир». Фоменко всех героев и все происходящее превращает в оркестр. И это становится языком театральным, актерским.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

Почему Елизавета Бондарь взялась за прозаическое произведение Евгения Водолазкина «Близкие друзья»? По ее мнению, над прозой особенно увлекательно работать, интересно придумывать композицию пьесы. Тем более, что в повести мало прямой речи – рассказано все в основном авторским языком. И безусловно, Лизу привлекла тема – войны, дружбы, памяти. Лиза очень надеялась, что Евгений сам напишет пьесу, но он отказался, так как считает, что театральный язык – совершенно особый. При этом писатель признателен за то, что его повесть решили поставить в театре. Драматургом выступила Юлия Поспелова — весьма многообещающий молодой автор, ее пьеса «Леха» успешно идет в МХТ. По своим эстетическим запросам Юлия тяготеет к импрессионизму. Ее пьеса «Говорит Москва» — своего рода белый стих. Водолазкина Юлия тоже поначалу переложила на белый стих. Но это не подошло. В процессе создания пьесы драматург и режиссер много спорили, в итоге нашли общий язык.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

На вопрос, есть ли специфика работы с тюзовскими актерами, Лиза ответила, что никаких клише не надо было разбивать. Она встретила в глубоких, интересных актерах ТЮЗа желание сделать серьезный драматический спектакль. Пространство камерной сцены напоминает бункер, его можно назвать комнатой воспоминаний. Перед глазами зрителей «крутится кинолента» жизни героев. Художником выступает Сергей Илларионов. Музыку специально написал к этому спектаклю молодой композитор Николай Попов. Это его первый опыт в драматическом театре — как раз тот случай, когда новый человек может принести свой необычный опыт. Николай пишет электроакустическую музыку, которая прекрасно соотносится с этим пространством: она ассоциативна, в ней нет лейтмотивной структуры, это как провалы и вспышки в памяти. Водолазкин пишет в своей повести: «Мы есть то, что уносим с собой на тот свет». Это сформулированная мысль. И эта мысль обязательно касается памяти. Что же человек хранит в памяти перед смертью?

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

В конструкции пьесы главными событиями становятся война и путешествие героев уже в нынешнюю Россию. Главный герой Ральф — пожилой немец — не может вернуться в детство. Его мучают воспоминания о войне. И спасительным выходом становится деменция, когда он перестает помнить войну. И вот тогда он попадает в детство. Герой наконец обретает спокойствие. В спектакле заняты два поколения артистов — молодых и пожилых — это Иван Стрюк, Константин Федин, Анна Слынько, Николай Иванов, Ксения Мусатенко, Надежда Шумилова, Борис Ивушин. Молодые – это война. Пожилые – это мир, и ситуация, когда они приезжают в середине 2000-х в Россию и попадают в больницу. Рядом с ними оказываются наши российские пенсионеры. Живут те и другие по-разному. Два персонажа Валентина Кузьминична и Эрнестина – как два полюса.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

«Но корежит психику война одинаково, — уверена Лиза. — Недаром старые люди до сих пор говорят: главное, чтобы не было войны. Война не просто оставляет отпечаток в памяти, она может изменить кардинально все. У нас будет пацифистский спектакль».

Когда Лиза Бондарь разговаривала с Евгением Водолазкиным еще до написания пьесы, он в то время точно не формулировал, о чем его повесть. Когда пьеса уже была написана, то наконец поделился с режиссером: он писал про любовь, про этапы любви Ральфа и Эрнестины, а через этих персонажей и про себя и свою жену.

Лиза Бондарь поставила спектакль о памяти. Вот такая история.

ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

6 марта 2019.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии Надежды Бакиной предоставлены пресс-службой ТЮЗа.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.