Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь
Знакомство с Бондарь у зрителей произошло на фестивале «Радуга», на котором был показан спектакль «Пилорама плюс», поставленный ею в Ярославском театре драмы имени Волкова. Война, недавняя, на которой побывал главный герой – в Чечне – не оставляет его в покое и в мирной жизни, забыть о войне невозможно, память хранит слишком многое…

писатель Евгений Водолазкин, предоставлено ТЮЗом

Вот и сейчас Елизавета выбрала тему войны, взяв за основу повесть Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Герои – немцы Ральф и Ханс, которые воевали во Второй Мировой, побывав на незнакомой им территории – России. Ханс погиб очень скоро, а Ральф перешагнул третьей тысячелетие, и вновь попал в Россию уже стариком.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

Елизавета Бондарь молода — ей всего 32. О себе Лиза говорит, что работает на контрасте с тем, что делала прежде. Она закончила музыкальное отделение ГИТИСа. Ставила оперы, мюзиклы. Елизавета успела побывать главным режиссером Северского музыкального театра. Там, в Северске, познакомилась с театральным критиком и фестивальным демиургом Олегом Лоевским. С того времени Лизу целиком захватил драматический театр. Она стала участником нескольких лабораторий Лоевского, ходила на «Любимовку», делала там читки. И все больше уверялась в том, что «полезные ископаемые в классической опере исчерпаны», невозможно больше ставить «Марфу» в привычном классическом прочтении. Напротив, в современной драме существует широкое поле деятельности, и есть возможность общаться с живыми драматургами.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

«Особенно это увлекательно для человека, которого учили копаться в партитурах Пуччини. Опера для меня в период моего взросления была важнейшим переходом в новую жизнь. Я вышла из неблагополучных 1990-х, росла уличной московской девчонкой, и поставила задачу изменить свою жизнь. Парадоксальное попадание в оперу меня во многом воспитало. Сегодня, имея этот качественный багаж, я работаю с драматическим текстом и пытаюсь больше внимания уделять текстуальности и фразировкам. Мне очень важно, как звучит слово. Посвящаю много времени музыкальным репетициям с текстом. Что это значит? Например, есть поэтический материал, который уже структурирован ритмически. А есть прозаический – он тоже структурирован особым образом, но в нем надо покопаться, выстроить ритм каждого предложения, высказывания каждого героя. Евгений Водолазкин закончил класс классической гитары, и ему как музыкально образованному человеку важно, чтобы была соблюдена пунктуация в тексте. Ведь текст – это тоже музыка. Дальше ты можешь придать интонацию текстурную, связанную с характером персонажа, тембральную или историю с контрапунктом. Или вообще деконструировать этот текст. Мне это безумно интересно. Ты поневоле сам становишься музыкантом слова», — говорит Лиза.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

Работа с интонациями – важнейшая часть метода режиссерской работы Лизы Бондарь. Она вспоминает, что когда еще в школьные годы занималась театром, то была сильно захвачена спектаклями Петра Наумовича Фоменко, и именно потому, что это один из редких режиссеров, который работает с интонациями. Необычно, музыкально звучали у него «Записки сумасшедшего», «Одна счастливая деревня», «Война и мир». Фоменко всех героев и все происходящее превращает в оркестр. И это становится языком театральным, актерским.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

Почему Елизавета Бондарь взялась за прозаическое произведение Евгения Водолазкина «Близкие друзья»? По ее мнению, над прозой особенно увлекательно работать, интересно придумывать композицию пьесы. Тем более, что в повести мало прямой речи – рассказано все в основном авторским языком. И безусловно, Лизу привлекла тема – войны, дружбы, памяти. Лиза очень надеялась, что Евгений сам напишет пьесу, но он отказался, так как считает, что театральный язык – совершенно особый. При этом писатель признателен за то, что его повесть решили поставить в театре. Драматургом выступила Юлия Поспелова — весьма многообещающий молодой автор, ее пьеса «Леха» успешно идет в МХТ. По своим эстетическим запросам Юлия тяготеет к импрессионизму. Ее пьеса «Говорит Москва» — своего рода белый стих. Водолазкина Юлия тоже поначалу переложила на белый стих. Но это не подошло. В процессе создания пьесы драматург и режиссер много спорили, в итоге нашли общий язык.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

На вопрос, есть ли специфика работы с тюзовскими актерами, Лиза ответила, что никаких клише не надо было разбивать. Она встретила в глубоких, интересных актерах ТЮЗа желание сделать серьезный драматический спектакль. Пространство камерной сцены напоминает бункер, его можно назвать комнатой воспоминаний. Перед глазами зрителей «крутится кинолента» жизни героев. Художником выступает Сергей Илларионов. Музыку специально написал к этому спектаклю молодой композитор Николай Попов. Это его первый опыт в драматическом театре — как раз тот случай, когда новый человек может принести свой необычный опыт. Николай пишет электроакустическую музыку, которая прекрасно соотносится с этим пространством: она ассоциативна, в ней нет лейтмотивной структуры, это как провалы и вспышки в памяти. Водолазкин пишет в своей повести: «Мы есть то, что уносим с собой на тот свет». Это сформулированная мысль. И эта мысль обязательно касается памяти. Что же человек хранит в памяти перед смертью?

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

В конструкции пьесы главными событиями становятся война и путешествие героев уже в нынешнюю Россию. Главный герой Ральф — пожилой немец — не может вернуться в детство. Его мучают воспоминания о войне. И спасительным выходом становится деменция, когда он перестает помнить войну. И вот тогда он попадает в детство. Герой наконец обретает спокойствие. В спектакле заняты два поколения артистов — молодых и пожилых — это Иван Стрюк, Константин Федин, Анна Слынько, Николай Иванов, Ксения Мусатенко, Надежда Шумилова, Борис Ивушин. Молодые – это война. Пожилые – это мир, и ситуация, когда они приезжают в середине 2000-х в Россию и попадают в больницу. Рядом с ними оказываются наши российские пенсионеры. Живут те и другие по-разному. Два персонажа Валентина Кузьминична и Эрнестина – как два полюса.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

«Но корежит психику война одинаково, — уверена Лиза. — Недаром старые люди до сих пор говорят: главное, чтобы не было войны. Война не просто оставляет отпечаток в памяти, она может изменить кардинально все. У нас будет пацифистский спектакль».

Когда Лиза Бондарь разговаривала с Евгением Водолазкиным еще до написания пьесы, он в то время точно не формулировал, о чем его повесть. Когда пьеса уже была написана, то наконец поделился с режиссером: он писал про любовь, про этапы любви Ральфа и Эрнестины, а через этих персонажей и про себя и свою жену.

Лиза Бондарь поставила спектакль о памяти. Вот такая история.

ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

6 марта 2019.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии Надежды Бакиной предоставлены пресс-службой ТЮЗа.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.