Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь
Знакомство с Бондарь у зрителей произошло на фестивале «Радуга», на котором был показан спектакль «Пилорама плюс», поставленный ею в Ярославском театре драмы имени Волкова. Война, недавняя, на которой побывал главный герой – в Чечне – не оставляет его в покое и в мирной жизни, забыть о войне невозможно, память хранит слишком многое…

писатель Евгений Водолазкин, предоставлено ТЮЗом

Вот и сейчас Елизавета выбрала тему войны, взяв за основу повесть Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Герои – немцы Ральф и Ханс, которые воевали во Второй Мировой, побывав на незнакомой им территории – России. Ханс погиб очень скоро, а Ральф перешагнул третьей тысячелетие, и вновь попал в Россию уже стариком.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

Елизавета Бондарь молода — ей всего 32. О себе Лиза говорит, что работает на контрасте с тем, что делала прежде. Она закончила музыкальное отделение ГИТИСа. Ставила оперы, мюзиклы. Елизавета успела побывать главным режиссером Северского музыкального театра. Там, в Северске, познакомилась с театральным критиком и фестивальным демиургом Олегом Лоевским. С того времени Лизу целиком захватил драматический театр. Она стала участником нескольких лабораторий Лоевского, ходила на «Любимовку», делала там читки. И все больше уверялась в том, что «полезные ископаемые в классической опере исчерпаны», невозможно больше ставить «Марфу» в привычном классическом прочтении. Напротив, в современной драме существует широкое поле деятельности, и есть возможность общаться с живыми драматургами.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

«Особенно это увлекательно для человека, которого учили копаться в партитурах Пуччини. Опера для меня в период моего взросления была важнейшим переходом в новую жизнь. Я вышла из неблагополучных 1990-х, росла уличной московской девчонкой, и поставила задачу изменить свою жизнь. Парадоксальное попадание в оперу меня во многом воспитало. Сегодня, имея этот качественный багаж, я работаю с драматическим текстом и пытаюсь больше внимания уделять текстуальности и фразировкам. Мне очень важно, как звучит слово. Посвящаю много времени музыкальным репетициям с текстом. Что это значит? Например, есть поэтический материал, который уже структурирован ритмически. А есть прозаический – он тоже структурирован особым образом, но в нем надо покопаться, выстроить ритм каждого предложения, высказывания каждого героя. Евгений Водолазкин закончил класс классической гитары, и ему как музыкально образованному человеку важно, чтобы была соблюдена пунктуация в тексте. Ведь текст – это тоже музыка. Дальше ты можешь придать интонацию текстурную, связанную с характером персонажа, тембральную или историю с контрапунктом. Или вообще деконструировать этот текст. Мне это безумно интересно. Ты поневоле сам становишься музыкантом слова», — говорит Лиза.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

Работа с интонациями – важнейшая часть метода режиссерской работы Лизы Бондарь. Она вспоминает, что когда еще в школьные годы занималась театром, то была сильно захвачена спектаклями Петра Наумовича Фоменко, и именно потому, что это один из редких режиссеров, который работает с интонациями. Необычно, музыкально звучали у него «Записки сумасшедшего», «Одна счастливая деревня», «Война и мир». Фоменко всех героев и все происходящее превращает в оркестр. И это становится языком театральным, актерским.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

Почему Елизавета Бондарь взялась за прозаическое произведение Евгения Водолазкина «Близкие друзья»? По ее мнению, над прозой особенно увлекательно работать, интересно придумывать композицию пьесы. Тем более, что в повести мало прямой речи – рассказано все в основном авторским языком. И безусловно, Лизу привлекла тема – войны, дружбы, памяти. Лиза очень надеялась, что Евгений сам напишет пьесу, но он отказался, так как считает, что театральный язык – совершенно особый. При этом писатель признателен за то, что его повесть решили поставить в театре. Драматургом выступила Юлия Поспелова — весьма многообещающий молодой автор, ее пьеса «Леха» успешно идет в МХТ. По своим эстетическим запросам Юлия тяготеет к импрессионизму. Ее пьеса «Говорит Москва» — своего рода белый стих. Водолазкина Юлия тоже поначалу переложила на белый стих. Но это не подошло. В процессе создания пьесы драматург и режиссер много спорили, в итоге нашли общий язык.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

На вопрос, есть ли специфика работы с тюзовскими актерами, Лиза ответила, что никаких клише не надо было разбивать. Она встретила в глубоких, интересных актерах ТЮЗа желание сделать серьезный драматический спектакль. Пространство камерной сцены напоминает бункер, его можно назвать комнатой воспоминаний. Перед глазами зрителей «крутится кинолента» жизни героев. Художником выступает Сергей Илларионов. Музыку специально написал к этому спектаклю молодой композитор Николай Попов. Это его первый опыт в драматическом театре — как раз тот случай, когда новый человек может принести свой необычный опыт. Николай пишет электроакустическую музыку, которая прекрасно соотносится с этим пространством: она ассоциативна, в ней нет лейтмотивной структуры, это как провалы и вспышки в памяти. Водолазкин пишет в своей повести: «Мы есть то, что уносим с собой на тот свет». Это сформулированная мысль. И эта мысль обязательно касается памяти. Что же человек хранит в памяти перед смертью?

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

В конструкции пьесы главными событиями становятся война и путешествие героев уже в нынешнюю Россию. Главный герой Ральф — пожилой немец — не может вернуться в детство. Его мучают воспоминания о войне. И спасительным выходом становится деменция, когда он перестает помнить войну. И вот тогда он попадает в детство. Герой наконец обретает спокойствие. В спектакле заняты два поколения артистов — молодых и пожилых — это Иван Стрюк, Константин Федин, Анна Слынько, Николай Иванов, Ксения Мусатенко, Надежда Шумилова, Борис Ивушин. Молодые – это война. Пожилые – это мир, и ситуация, когда они приезжают в середине 2000-х в Россию и попадают в больницу. Рядом с ними оказываются наши российские пенсионеры. Живут те и другие по-разному. Два персонажа Валентина Кузьминична и Эрнестина – как два полюса.

ТЮЗ, репетиция "Близких друзей"

«Но корежит психику война одинаково, — уверена Лиза. — Недаром старые люди до сих пор говорят: главное, чтобы не было войны. Война не просто оставляет отпечаток в памяти, она может изменить кардинально все. У нас будет пацифистский спектакль».

Когда Лиза Бондарь разговаривала с Евгением Водолазкиным еще до написания пьесы, он в то время точно не формулировал, о чем его повесть. Когда пьеса уже была написана, то наконец поделился с режиссером: он писал про любовь, про этапы любви Ральфа и Эрнестины, а через этих персонажей и про себя и свою жену.

Лиза Бондарь поставила спектакль о памяти. Вот такая история.

ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

6 марта 2019.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии Надежды Бакиной предоставлены пресс-службой ТЮЗа.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Дмитрий Пимонов

Дмитрий Пимонов: Фантазию творца ограничить невозможно

Дмитрий Пимонов — разносторонне одаренный человек и талантливый хореограф, начавший свой творческий путь со Школы-студии Ленинградского мюзик-холла. Он танцевал в Городском театре Лахти (Финляндия), сотрудничал с Компанией неоклассического танца Каталонии (Испания), с Академией танца Фернанды Каноссы (Португалия), Балетной труппой казино и телевидения острова Мадейра, работал в Театре танца «Эри» (Финляндия). В 2010 году он окончил Академию Русского балета имени Вагановой по специальности хореограф. Дипломной работой Дмитрия Пимонова стала музыкально-хореографическая сюита по мотивам сказки Гофмана «Шелкунчик и Мышиный король» — совместный спектакль Академии Вагановой и Нового японского филармонического оркестра в Suntory Hall (Токио).

Юрий Мамин

Юрий Мамин: Деньги на фильм мне дали питерские бандиты

В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин. Из России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин. Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.