Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».

выставка Виталия Тюленева

Многослойность и экстравагантность его полотен, смелое, хотя и бережное обращение с красками, воздушность фона и призрачная прорисовка образов, мир, в котором русскую деревню населяют фантастические существа, рядом пролегают земные, подземные и небесные миры, и в то же время постоянные отсылки к правде современности, — все это время от времени напоминает об изобразительном мире Сальвадора Дали. Увы, Тюленеву не досталось такой мировой известности, как эпатажному испанцу, и все же его работы по сей день хранятся в собраниях России, Германии, Китая, Великобритании, Франции, США, Италии.

выставка Виталия Тюленева

Его отличительная черта — скромность, замкнутость живописного мира, связанная, быть может, с влиянием северной природы родного Ленинграда и Карельского перешейка, с уроками наставников — последователей «сурового стиля», и с идеологией советской эпохи, в которую он искренне верил. Его экстравагантность никогда не была бравурной и показной, она отражала именно внутренний мир. Конечно, идеологические и культурные ограничения этого времени тоже наложили свой отпечаток на творческий путь Тюленева.

Поэтому советским Сальвадором Дали ему не суждено было стать, зато он всегда был самим собой.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев родился 28 февраля 1937 года в Ленинграде. В годы войны он попал в эвакуацию в Тобольск. Именно в эти тяжелые годы проявились его задатки художника, первые его рисунки были поддержкой, которую мать присылала отцу на фронт.

Когда наступило мирное время, в 1949 году родители отдали Виталия учиться в Среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (ИнЖСА). В этом же институте он с 1956 по 1962 годы учился под руководством Евсея Моисеенко, а после его окончания — в творческой мастерской Академии художеств СССР, у профессора Виктора Орешникова.

выставка Виталия Тюленева

Дипломной работой Тюленева была классическая жанровая композиция «Первая борозда». И в ранних работах видно влияние учителя и времени, когда был популярен «суровый стиль» — бледные, монохромные краски, лаконичные сюжеты, строгие образы. Но выучившись академическим канонам, впоследствии он от них отдалился.

Его захватило новое течение, романтика бунтарей-«шестидесятников», не страшащихся новых стилевых тенденций. Как и товарищей по времени и духу, его вдохновляли путешествия, экспедиции, альпинизм.

выставка Виталия Тюленева

Тогда же Тюленев и стал создавать собственную систему, основой которой были метафоры, преувеличения, иносказания, аллегории. Его живопись перерастала в «изобразительные стихи», «умозрение в красках». В то же время он не уходил от реальности со всеми ее сложностями и противоречиями. И никогда не забывал о глубоких лирических образах родины, матери, детства, природы. Через иллюзорный мир он осмысливал вечные ценности человеческого бытия.

выставка Виталия Тюленева

Благодаря влечению к фантазиям и грезам, ирреальности, чудесам, Тюленев стал истинно неординарным мастером. Его отличали многоплановые композиции, ассоциативные и разнородные мотивы, наслоение пространств и времен, странные образы, исходящие из личных воспоминаний, — рыбы и утки в его картинах плавали в небе, людей он заставлял гулять по радуге, а петухов — плясать на коровах.

выставка Виталия Тюленева

Тем не менее, Тюленев не был «белой вороной», он имел единомышленников и поклонников. С 1963 года он регулярно участвовал в выставках как городского и всесоюзного, так и зарубежного масштаба.

С 1964 по 1966 год он стал членом Ленинградского отделения Союза художников, а затем педагогом графического факультета в своем родном вузе.

выставка Виталия Тюленева

И все же его стиль был ошеломляющим новшеством для советского зрителя. В 1972 году Тюленев присоединился к группе «Одиннадцать», участвовал в экспозиции в выставочном зале Союза художников на Охте, вместе с товарищами — Германом Егошиным, Борисом Шамановым, Завеном Аршакуни и другими самородками своего времени. Выставка не только собрала аншлаг, но и вызвала бурную полемику, отразила слом былых догматических правил, расширение творческих диапазонов, путей к самовыражению.

выставка Виталия Тюленева

В карьере Тюленева взлеты сменялись падениями, в том числе увольнением из Академии художеств в 1972 году. В 1974 году он вступил в партию, с искренней верой в идеалы социализма. Он много писал на историко-революционную тему, как с торжественными, так и с лирическими нотками.

С 1982 по по 1986 мастер работал председателем секции живописи ЛОСХ, неоднократно избирался членом правления Союза художников, делегатом съездов художников СССР и РСФСР.

выставка Виталия Тюленева

По-настоящему тяжелым испытанием для души и творчества художника стала перестройка — после этого он погрузился в драматический и публицистический жанр, проникнутый отчаянием, а позже стал еще больше замыкаться в мире грез и мифов. Роспись деревянной часовни на Карельском перешейке, «иконографическая программа» из образов православных святых, а также портретных изображений и пейзажей родной природы, давали художнику облегчение в непростой период. Он продолжал через грезы искать истину.

выставка Виталия Тюленева

В 1996 году Тюленев был награжден серебряной медалью Российской Академии художеств. 25 августа 1997 года мастер скончался в Ленинграде.

Сегодняшняя выставка приурочена к 80-летию со дня рождения мастера и представляет избранное из его творческого наследия.

выставка Виталия Тюленева

Работы Тюленева хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее политической истории России в Санкт-Петербурге, Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Вологодской областной картинной галерее, Музее изобразительных искусств республики Калерия (Петрозаводск), Владимиро-Суздальском музее-заповеднике во Владимире, Государственном художественном музее Алтайского края в Барнауле.

Выставку «Во сне и наяву» можно посетить до 25 февраля.

14 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.

Ирина Ярославцева

Ирина Ярославцева: «Музыки мира» будут звучать в Шереметевском квартале

Этнический фестиваль «Музыки мира» пройдет в Шереметевском дворце – Музее музыки 11 и 12 августа уже в третий раз. Художественный руководитель фестиваля Ирина Ярославцева рассказала «Петербургскому авангарду», зачем академическому музею этно-рок и этно-джаз на открытом воздухе, кого хочет слышать широкая публика, и что нужно сделать на фестивале своими руками.

Точка доступа

«Точка доступа»: вопросы и ответы

В воскресенье, 5 августа, в Санкт-Петербурге завершается четвертый фестиваль «Точка доступа» — самый большой в России форум, специализирующийся на нестандартном формате театрального искусства. Подмостками спектаклей становятся городские ландшафты, сады и парки, палуба речного теплохода и даже городские пустыри. Еще с 2015 года «Точка доступа» работает и как продюсерский центр, который не только предоставляет локации для приглашенных режиссеров и актеров, но и создает собственные сценические премьеры.