Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».

выставка Виталия Тюленева

Многослойность и экстравагантность его полотен, смелое, хотя и бережное обращение с красками, воздушность фона и призрачная прорисовка образов, мир, в котором русскую деревню населяют фантастические существа, рядом пролегают земные, подземные и небесные миры, и в то же время постоянные отсылки к правде современности, — все это время от времени напоминает об изобразительном мире Сальвадора Дали. Увы, Тюленеву не досталось такой мировой известности, как эпатажному испанцу, и все же его работы по сей день хранятся в собраниях России, Германии, Китая, Великобритании, Франции, США, Италии.

выставка Виталия Тюленева

Его отличительная черта — скромность, замкнутость живописного мира, связанная, быть может, с влиянием северной природы родного Ленинграда и Карельского перешейка, с уроками наставников — последователей «сурового стиля», и с идеологией советской эпохи, в которую он искренне верил. Его экстравагантность никогда не была бравурной и показной, она отражала именно внутренний мир. Конечно, идеологические и культурные ограничения этого времени тоже наложили свой отпечаток на творческий путь Тюленева.

Поэтому советским Сальвадором Дали ему не суждено было стать, зато он всегда был самим собой.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев родился 28 февраля 1937 года в Ленинграде. В годы войны он попал в эвакуацию в Тобольск. Именно в эти тяжелые годы проявились его задатки художника, первые его рисунки были поддержкой, которую мать присылала отцу на фронт.

Когда наступило мирное время, в 1949 году родители отдали Виталия учиться в Среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (ИнЖСА). В этом же институте он с 1956 по 1962 годы учился под руководством Евсея Моисеенко, а после его окончания — в творческой мастерской Академии художеств СССР, у профессора Виктора Орешникова.

выставка Виталия Тюленева

Дипломной работой Тюленева была классическая жанровая композиция «Первая борозда». И в ранних работах видно влияние учителя и времени, когда был популярен «суровый стиль» — бледные, монохромные краски, лаконичные сюжеты, строгие образы. Но выучившись академическим канонам, впоследствии он от них отдалился.

Его захватило новое течение, романтика бунтарей-«шестидесятников», не страшащихся новых стилевых тенденций. Как и товарищей по времени и духу, его вдохновляли путешествия, экспедиции, альпинизм.

выставка Виталия Тюленева

Тогда же Тюленев и стал создавать собственную систему, основой которой были метафоры, преувеличения, иносказания, аллегории. Его живопись перерастала в «изобразительные стихи», «умозрение в красках». В то же время он не уходил от реальности со всеми ее сложностями и противоречиями. И никогда не забывал о глубоких лирических образах родины, матери, детства, природы. Через иллюзорный мир он осмысливал вечные ценности человеческого бытия.

выставка Виталия Тюленева

Благодаря влечению к фантазиям и грезам, ирреальности, чудесам, Тюленев стал истинно неординарным мастером. Его отличали многоплановые композиции, ассоциативные и разнородные мотивы, наслоение пространств и времен, странные образы, исходящие из личных воспоминаний, — рыбы и утки в его картинах плавали в небе, людей он заставлял гулять по радуге, а петухов — плясать на коровах.

выставка Виталия Тюленева

Тем не менее, Тюленев не был «белой вороной», он имел единомышленников и поклонников. С 1963 года он регулярно участвовал в выставках как городского и всесоюзного, так и зарубежного масштаба.

С 1964 по 1966 год он стал членом Ленинградского отделения Союза художников, а затем педагогом графического факультета в своем родном вузе.

выставка Виталия Тюленева

И все же его стиль был ошеломляющим новшеством для советского зрителя. В 1972 году Тюленев присоединился к группе «Одиннадцать», участвовал в экспозиции в выставочном зале Союза художников на Охте, вместе с товарищами — Германом Егошиным, Борисом Шамановым, Завеном Аршакуни и другими самородками своего времени. Выставка не только собрала аншлаг, но и вызвала бурную полемику, отразила слом былых догматических правил, расширение творческих диапазонов, путей к самовыражению.

выставка Виталия Тюленева

В карьере Тюленева взлеты сменялись падениями, в том числе увольнением из Академии художеств в 1972 году. В 1974 году он вступил в партию, с искренней верой в идеалы социализма. Он много писал на историко-революционную тему, как с торжественными, так и с лирическими нотками.

С 1982 по по 1986 мастер работал председателем секции живописи ЛОСХ, неоднократно избирался членом правления Союза художников, делегатом съездов художников СССР и РСФСР.

выставка Виталия Тюленева

По-настоящему тяжелым испытанием для души и творчества художника стала перестройка — после этого он погрузился в драматический и публицистический жанр, проникнутый отчаянием, а позже стал еще больше замыкаться в мире грез и мифов. Роспись деревянной часовни на Карельском перешейке, «иконографическая программа» из образов православных святых, а также портретных изображений и пейзажей родной природы, давали художнику облегчение в непростой период. Он продолжал через грезы искать истину.

выставка Виталия Тюленева

В 1996 году Тюленев был награжден серебряной медалью Российской Академии художеств. 25 августа 1997 года мастер скончался в Ленинграде.

Сегодняшняя выставка приурочена к 80-летию со дня рождения мастера и представляет избранное из его творческого наследия.

выставка Виталия Тюленева

Работы Тюленева хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее политической истории России в Санкт-Петербурге, Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Вологодской областной картинной галерее, Музее изобразительных искусств республики Калерия (Петрозаводск), Владимиро-Суздальском музее-заповеднике во Владимире, Государственном художественном музее Алтайского края в Барнауле.

Выставку «Во сне и наяву» можно посетить до 25 февраля.

14 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.