Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».

выставка Виталия Тюленева

Многослойность и экстравагантность его полотен, смелое, хотя и бережное обращение с красками, воздушность фона и призрачная прорисовка образов, мир, в котором русскую деревню населяют фантастические существа, рядом пролегают земные, подземные и небесные миры, и в то же время постоянные отсылки к правде современности, — все это время от времени напоминает об изобразительном мире Сальвадора Дали. Увы, Тюленеву не досталось такой мировой известности, как эпатажному испанцу, и все же его работы по сей день хранятся в собраниях России, Германии, Китая, Великобритании, Франции, США, Италии.

выставка Виталия Тюленева

Его отличительная черта — скромность, замкнутость живописного мира, связанная, быть может, с влиянием северной природы родного Ленинграда и Карельского перешейка, с уроками наставников — последователей «сурового стиля», и с идеологией советской эпохи, в которую он искренне верил. Его экстравагантность никогда не была бравурной и показной, она отражала именно внутренний мир. Конечно, идеологические и культурные ограничения этого времени тоже наложили свой отпечаток на творческий путь Тюленева.

Поэтому советским Сальвадором Дали ему не суждено было стать, зато он всегда был самим собой.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев родился 28 февраля 1937 года в Ленинграде. В годы войны он попал в эвакуацию в Тобольск. Именно в эти тяжелые годы проявились его задатки художника, первые его рисунки были поддержкой, которую мать присылала отцу на фронт.

Когда наступило мирное время, в 1949 году родители отдали Виталия учиться в Среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (ИнЖСА). В этом же институте он с 1956 по 1962 годы учился под руководством Евсея Моисеенко, а после его окончания — в творческой мастерской Академии художеств СССР, у профессора Виктора Орешникова.

выставка Виталия Тюленева

Дипломной работой Тюленева была классическая жанровая композиция «Первая борозда». И в ранних работах видно влияние учителя и времени, когда был популярен «суровый стиль» — бледные, монохромные краски, лаконичные сюжеты, строгие образы. Но выучившись академическим канонам, впоследствии он от них отдалился.

Его захватило новое течение, романтика бунтарей-«шестидесятников», не страшащихся новых стилевых тенденций. Как и товарищей по времени и духу, его вдохновляли путешествия, экспедиции, альпинизм.

выставка Виталия Тюленева

Тогда же Тюленев и стал создавать собственную систему, основой которой были метафоры, преувеличения, иносказания, аллегории. Его живопись перерастала в «изобразительные стихи», «умозрение в красках». В то же время он не уходил от реальности со всеми ее сложностями и противоречиями. И никогда не забывал о глубоких лирических образах родины, матери, детства, природы. Через иллюзорный мир он осмысливал вечные ценности человеческого бытия.

выставка Виталия Тюленева

Благодаря влечению к фантазиям и грезам, ирреальности, чудесам, Тюленев стал истинно неординарным мастером. Его отличали многоплановые композиции, ассоциативные и разнородные мотивы, наслоение пространств и времен, странные образы, исходящие из личных воспоминаний, — рыбы и утки в его картинах плавали в небе, людей он заставлял гулять по радуге, а петухов — плясать на коровах.

выставка Виталия Тюленева

Тем не менее, Тюленев не был «белой вороной», он имел единомышленников и поклонников. С 1963 года он регулярно участвовал в выставках как городского и всесоюзного, так и зарубежного масштаба.

С 1964 по 1966 год он стал членом Ленинградского отделения Союза художников, а затем педагогом графического факультета в своем родном вузе.

выставка Виталия Тюленева

И все же его стиль был ошеломляющим новшеством для советского зрителя. В 1972 году Тюленев присоединился к группе «Одиннадцать», участвовал в экспозиции в выставочном зале Союза художников на Охте, вместе с товарищами — Германом Егошиным, Борисом Шамановым, Завеном Аршакуни и другими самородками своего времени. Выставка не только собрала аншлаг, но и вызвала бурную полемику, отразила слом былых догматических правил, расширение творческих диапазонов, путей к самовыражению.

выставка Виталия Тюленева

В карьере Тюленева взлеты сменялись падениями, в том числе увольнением из Академии художеств в 1972 году. В 1974 году он вступил в партию, с искренней верой в идеалы социализма. Он много писал на историко-революционную тему, как с торжественными, так и с лирическими нотками.

С 1982 по по 1986 мастер работал председателем секции живописи ЛОСХ, неоднократно избирался членом правления Союза художников, делегатом съездов художников СССР и РСФСР.

выставка Виталия Тюленева

По-настоящему тяжелым испытанием для души и творчества художника стала перестройка — после этого он погрузился в драматический и публицистический жанр, проникнутый отчаянием, а позже стал еще больше замыкаться в мире грез и мифов. Роспись деревянной часовни на Карельском перешейке, «иконографическая программа» из образов православных святых, а также портретных изображений и пейзажей родной природы, давали художнику облегчение в непростой период. Он продолжал через грезы искать истину.

выставка Виталия Тюленева

В 1996 году Тюленев был награжден серебряной медалью Российской Академии художеств. 25 августа 1997 года мастер скончался в Ленинграде.

Сегодняшняя выставка приурочена к 80-летию со дня рождения мастера и представляет избранное из его творческого наследия.

выставка Виталия Тюленева

Работы Тюленева хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее политической истории России в Санкт-Петербурге, Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Вологодской областной картинной галерее, Музее изобразительных искусств республики Калерия (Петрозаводск), Владимиро-Суздальском музее-заповеднике во Владимире, Государственном художественном музее Алтайского края в Барнауле.

Выставку «Во сне и наяву» можно посетить до 25 февраля.

14 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Уланбек Баялиев

Уланбек Баялиев: «Зимняя сказка» Шекспира примеряет маску комедии

«Зимняя сказка» — предпоследняя пьеса, написанная Уильямом Шекспиром и уже не для «Глобуса». По некоторым источникам, пьесу сыграли при дворе короля за пять лет до смерти драматурга. Пьеса грустна, хотя жанр ее — трагикомедия, а название по-детски волшебное и безоблачное. На самом деле все полно предгрозового настроения и ощущения близкого конца — жизнь автора на излете, пора подводить итоги.

Конюшенная площадь

Театр ЦЕХЪ: мастерская футуризма среди памятников прошлого

Один из самых авангардных театров Санкт-Петербурга ЦЕХЪ расположен в потаенном уголке ядра культурной жизни и общественной активности города — на Конюшенной площади, в одном из скрытых корпусов большого нарядного здания. Неформальный храм нимфы субкультур и андеграунда обставлен по-молодежному аскетично и неприхотливо. Ведь в пору юности людям не нужны элегантные интерьеры, мягкие кресла, изысканное меню и избыток деталей. Для бунтарских порывов все это не более чем рамки и условности. Это естественное явление, но если бунт происходит ради самого бунта, он приводит лишь к разрушениям.