Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».

выставка Виталия Тюленева

Многослойность и экстравагантность его полотен, смелое, хотя и бережное обращение с красками, воздушность фона и призрачная прорисовка образов, мир, в котором русскую деревню населяют фантастические существа, рядом пролегают земные, подземные и небесные миры, и в то же время постоянные отсылки к правде современности, — все это время от времени напоминает об изобразительном мире Сальвадора Дали. Увы, Тюленеву не досталось такой мировой известности, как эпатажному испанцу, и все же его работы по сей день хранятся в собраниях России, Германии, Китая, Великобритании, Франции, США, Италии.

выставка Виталия Тюленева

Его отличительная черта — скромность, замкнутость живописного мира, связанная, быть может, с влиянием северной природы родного Ленинграда и Карельского перешейка, с уроками наставников — последователей «сурового стиля», и с идеологией советской эпохи, в которую он искренне верил. Его экстравагантность никогда не была бравурной и показной, она отражала именно внутренний мир. Конечно, идеологические и культурные ограничения этого времени тоже наложили свой отпечаток на творческий путь Тюленева.

Поэтому советским Сальвадором Дали ему не суждено было стать, зато он всегда был самим собой.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев родился 28 февраля 1937 года в Ленинграде. В годы войны он попал в эвакуацию в Тобольск. Именно в эти тяжелые годы проявились его задатки художника, первые его рисунки были поддержкой, которую мать присылала отцу на фронт.

Когда наступило мирное время, в 1949 году родители отдали Виталия учиться в Среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (ИнЖСА). В этом же институте он с 1956 по 1962 годы учился под руководством Евсея Моисеенко, а после его окончания — в творческой мастерской Академии художеств СССР, у профессора Виктора Орешникова.

выставка Виталия Тюленева

Дипломной работой Тюленева была классическая жанровая композиция «Первая борозда». И в ранних работах видно влияние учителя и времени, когда был популярен «суровый стиль» — бледные, монохромные краски, лаконичные сюжеты, строгие образы. Но выучившись академическим канонам, впоследствии он от них отдалился.

Его захватило новое течение, романтика бунтарей-«шестидесятников», не страшащихся новых стилевых тенденций. Как и товарищей по времени и духу, его вдохновляли путешествия, экспедиции, альпинизм.

выставка Виталия Тюленева

Тогда же Тюленев и стал создавать собственную систему, основой которой были метафоры, преувеличения, иносказания, аллегории. Его живопись перерастала в «изобразительные стихи», «умозрение в красках». В то же время он не уходил от реальности со всеми ее сложностями и противоречиями. И никогда не забывал о глубоких лирических образах родины, матери, детства, природы. Через иллюзорный мир он осмысливал вечные ценности человеческого бытия.

выставка Виталия Тюленева

Благодаря влечению к фантазиям и грезам, ирреальности, чудесам, Тюленев стал истинно неординарным мастером. Его отличали многоплановые композиции, ассоциативные и разнородные мотивы, наслоение пространств и времен, странные образы, исходящие из личных воспоминаний, — рыбы и утки в его картинах плавали в небе, людей он заставлял гулять по радуге, а петухов — плясать на коровах.

выставка Виталия Тюленева

Тем не менее, Тюленев не был «белой вороной», он имел единомышленников и поклонников. С 1963 года он регулярно участвовал в выставках как городского и всесоюзного, так и зарубежного масштаба.

С 1964 по 1966 год он стал членом Ленинградского отделения Союза художников, а затем педагогом графического факультета в своем родном вузе.

выставка Виталия Тюленева

И все же его стиль был ошеломляющим новшеством для советского зрителя. В 1972 году Тюленев присоединился к группе «Одиннадцать», участвовал в экспозиции в выставочном зале Союза художников на Охте, вместе с товарищами — Германом Егошиным, Борисом Шамановым, Завеном Аршакуни и другими самородками своего времени. Выставка не только собрала аншлаг, но и вызвала бурную полемику, отразила слом былых догматических правил, расширение творческих диапазонов, путей к самовыражению.

выставка Виталия Тюленева

В карьере Тюленева взлеты сменялись падениями, в том числе увольнением из Академии художеств в 1972 году. В 1974 году он вступил в партию, с искренней верой в идеалы социализма. Он много писал на историко-революционную тему, как с торжественными, так и с лирическими нотками.

С 1982 по по 1986 мастер работал председателем секции живописи ЛОСХ, неоднократно избирался членом правления Союза художников, делегатом съездов художников СССР и РСФСР.

выставка Виталия Тюленева

По-настоящему тяжелым испытанием для души и творчества художника стала перестройка — после этого он погрузился в драматический и публицистический жанр, проникнутый отчаянием, а позже стал еще больше замыкаться в мире грез и мифов. Роспись деревянной часовни на Карельском перешейке, «иконографическая программа» из образов православных святых, а также портретных изображений и пейзажей родной природы, давали художнику облегчение в непростой период. Он продолжал через грезы искать истину.

выставка Виталия Тюленева

В 1996 году Тюленев был награжден серебряной медалью Российской Академии художеств. 25 августа 1997 года мастер скончался в Ленинграде.

Сегодняшняя выставка приурочена к 80-летию со дня рождения мастера и представляет избранное из его творческого наследия.

выставка Виталия Тюленева

Работы Тюленева хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее политической истории России в Санкт-Петербурге, Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Вологодской областной картинной галерее, Музее изобразительных искусств республики Калерия (Петрозаводск), Владимиро-Суздальском музее-заповеднике во Владимире, Государственном художественном музее Алтайского края в Барнауле.

Выставку «Во сне и наяву» можно посетить до 25 февраля.

14 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.