Виктор Новиков отмечает 75-летие

Сегодня Виктору Абрамовичу Новикову – художественному руководителю Театра имени Веры Комиссаржевской – исполнилось 75 лет. Он – ровесник театра, которым руководит после смерти Рубена Агамирзяна вот уже 27 лет. А в эпоху Агамирзяна Новиков был легендарным завлитом, которому удавалось многое, в том числе «литовать» запрещенные пьесы и находить талантливых молодых драматургов (именно ему принадлежит открытие молодого Григория Горина).

Виктор Новиков

Сегодня Виктору Абрамовичу Новикову – художественному руководителю Театра имени Веры Комиссаржевской – исполнилось 75 лет. Он – ровесник театра, которым руководит после смерти Рубена Агамирзяна вот уже 27 лет. А в эпоху Агамирзяна Новиков был легендарным завлитом, которому удавалось многое, в том числе «литовать» запрещенные пьесы и находить талантливых молодых драматургов (именно ему принадлежит открытие молодого Григория Горина).

Виктор Новиков — человек энциклопедических знаний в области литературы и искусства, человек, продолжающий строить театр-дом, человек, чье слово и дело всегда идут вместе. Подлинный представитель ленинградской-петербургской интеллигенции, умный, тонкий, мудрый, понимающий и принимающий. Человек, чьей дружбой бесконечно дорожат Михаил Барышников, Александр Калягин, Михаил Швыдкой, Дев Додин, Юрий Темирканов, Владимир Гусев, Елена Алексеева, Семен Альтов, Михаил Жванецкий, Валерий Гаркалин, Давид Смелянский и Анатолий Смелянский, Эдуард Кочергин, Николай Буров, Темур Чхеидзе.

Виктор Новиков

Лев Додин назвал его «одним из немногих носителей ленинградской, санкт-петербургской культурной традиции», «крупным художественным и общественным деятелем русского театра», Михаил Швыдкой – «однолюбом» и «последним пылко влюбленным..» в театр, Юрий Темирканов – первым другом, Эдуард Кочергин – человеком с «природным абсолютным слухом», Николай Буров – «борцом за права петербургского театра», Анатолий Смелянский – «гением места», Елена Алексеева – «парнем из горячего цеха».

Творческий путь Виктора Новикова четко рассекается на два этапа: 1968-1991 годы он служил завлитом, был правой рукой Рубена Агамирзяна, а после его смерти стал художественным руководителем театра. Это новиковское «сверхчувствование» помогало ему «угадывать» молодых драматургов, находить из «большого сора» те пьесы, которые нужны были театру в данное время. Не случайно лучшие драматурги 1970—1980-х годов отдавали свои пьесы, в первую очередь, ему. Доверяли и художественному чутью молодого завлита, и его умению пробудить фантазию режиссера. За четверть века Новиков сумел поднять престиж любимой профессии.

Виктор Новиков

«В театр я попал случайно — из Ленконцерта. Пришел на время – хотел поступать в аспирантуру, – а остался на всю жизнь… В ту пору Виктор Якобсон, который был завлитом у Агамирзяна, уходил ректором в театральный институт. Место освобождалось. Меня пригласили побеседовать: Рубен Сергеевич и директор театра Михаил Сергеевич Янковский задавали мне какие-то вопросы, но я плохо тогда понимал, как существует театр. Однако меня попросили написать отзывы на пьесы, составить приблизительный репертуар. И взяли на год. А потом — засосало. Я очень полюбил и спектакли, и театр, и людей театра, и дальше была уже особая жизнь…», — рассказал Виктор Новиков.

Виктор Новиков

После смерти Агамирзяна — в переломное для России время, в 1991 году — коллектив театра выбрал нового лидера из «своих» – Виктора Новикова. В истории театра – первый случай, когда худруком стал театровед. В лихие 1990-е надо было выживать. Надо было удержать на плаву корабль. Сохранить атмосферу театра-дома. Пришлось вырабатывать свои приемы общения с труппой. Если у режиссера конфликт с актером гасился в процессе репетиций, то у нового худрука-театроведа был другой инструмент – открытые письма к труппе, которые вывешивались и вывешиваются за кулисами. Поводы всегда разнообразные, – от лирико-юбилейных до трагических. Со временем сложилась летопись жизни.

Виктор Новиков

«При Новикове театр, много лет бывший монорежиссерским, стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований. На постановку сюда приглашались Юлиан Панич, Михаил Козаков, Вениамин Смехов. Чрезвычайно плодотворными стали годы сотрудничества с Владиславом Пази, чьи постановки превратили «театр в Пассаже» в один из самых популярных в городе. Но не только аншлаг был целью худрука. «Опыт, сын ошибок трудных» подсказывает ему, сколь важно сочетать традицию и новации», — рассказала театральный критик, журналист, писатель, директор издательства «Балтийские сезоны» Елена Алексеева.

Именно в период его руководства Виктора Новикова театру был присвоен статус «академический». «Мы по-прежнему все считаем, что театр – это дом, в котором мы живем и проводим большую часть своей жизни: есть семья, а театр — это очень важная составляющая в нашей короткой жизни. И актеры, работающие в театре, это чувствуют и понимают, ценят свой дом и свой театр», — уверен он.

Виктор Новиков

По его словам, в Театре Комиссаржевской никогда не забывают, что это – не только Блокадный театр. В нем работала Вера Комиссаржевская, был Передвижной театр, французские и итальянские труппы, до войны — Театр Радлова. «Мы не забываем, что здесь были Агамирзян, Сулимов, Сушкевич, работали выдающиеся актеры… У нас в Малом фойе есть стена памяти, где размещены фотографии актеров, которые здесь работали. Думаю, что через какое-то время будут также вспоминать и сегодняшнюю труппу театра. Когда в театр приходят актеры, важно, чтобы они шли сюда с радостью. У нас есть определенная атмосфера, свое понимание нравственности, которое, я думаю, не отличается от подлинной. А дальше – редчайший случай удачного спектакля – как и во всех театрах. Хочется верить, что в нашем интеллигентном городе еще сохранились люди, которые помнят, как это было, не совершают подлостей по отношению к ближнему, есть некий петербургский стиль, отношения, которые сложились и тянутся десятилетиями, и никогда не было стремления у одного театра уничтожить другой…Все дружили, общались – у актеров это еще остается, слава Богу», — рассказал Виктор Новиков.

Виктор Новиков

Премьер-министр России Дмитрий Медведев уже поздравил Виктора Новикова с 75-летием, отметив его тонкий художественный вкус и редкий талант. Поздравительная телеграмма опубликована сегодня на сайте правительства.

Виктор Новиков

23 марта 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.