Виктор Новиков отмечает 75-летие

Сегодня Виктору Абрамовичу Новикову – художественному руководителю Театра имени Веры Комиссаржевской – исполнилось 75 лет. Он – ровесник театра, которым руководит после смерти Рубена Агамирзяна вот уже 27 лет. А в эпоху Агамирзяна Новиков был легендарным завлитом, которому удавалось многое, в том числе «литовать» запрещенные пьесы и находить талантливых молодых драматургов (именно ему принадлежит открытие молодого Григория Горина).

Виктор Новиков

Сегодня Виктору Абрамовичу Новикову – художественному руководителю Театра имени Веры Комиссаржевской – исполнилось 75 лет. Он – ровесник театра, которым руководит после смерти Рубена Агамирзяна вот уже 27 лет. А в эпоху Агамирзяна Новиков был легендарным завлитом, которому удавалось многое, в том числе «литовать» запрещенные пьесы и находить талантливых молодых драматургов (именно ему принадлежит открытие молодого Григория Горина).

Виктор Новиков — человек энциклопедических знаний в области литературы и искусства, человек, продолжающий строить театр-дом, человек, чье слово и дело всегда идут вместе. Подлинный представитель ленинградской-петербургской интеллигенции, умный, тонкий, мудрый, понимающий и принимающий. Человек, чьей дружбой бесконечно дорожат Михаил Барышников, Александр Калягин, Михаил Швыдкой, Дев Додин, Юрий Темирканов, Владимир Гусев, Елена Алексеева, Семен Альтов, Михаил Жванецкий, Валерий Гаркалин, Давид Смелянский и Анатолий Смелянский, Эдуард Кочергин, Николай Буров, Темур Чхеидзе.

Виктор Новиков

Лев Додин назвал его «одним из немногих носителей ленинградской, санкт-петербургской культурной традиции», «крупным художественным и общественным деятелем русского театра», Михаил Швыдкой – «однолюбом» и «последним пылко влюбленным..» в театр, Юрий Темирканов – первым другом, Эдуард Кочергин – человеком с «природным абсолютным слухом», Николай Буров – «борцом за права петербургского театра», Анатолий Смелянский – «гением места», Елена Алексеева – «парнем из горячего цеха».

Творческий путь Виктора Новикова четко рассекается на два этапа: 1968-1991 годы он служил завлитом, был правой рукой Рубена Агамирзяна, а после его смерти стал художественным руководителем театра. Это новиковское «сверхчувствование» помогало ему «угадывать» молодых драматургов, находить из «большого сора» те пьесы, которые нужны были театру в данное время. Не случайно лучшие драматурги 1970—1980-х годов отдавали свои пьесы, в первую очередь, ему. Доверяли и художественному чутью молодого завлита, и его умению пробудить фантазию режиссера. За четверть века Новиков сумел поднять престиж любимой профессии.

Виктор Новиков

«В театр я попал случайно — из Ленконцерта. Пришел на время – хотел поступать в аспирантуру, – а остался на всю жизнь… В ту пору Виктор Якобсон, который был завлитом у Агамирзяна, уходил ректором в театральный институт. Место освобождалось. Меня пригласили побеседовать: Рубен Сергеевич и директор театра Михаил Сергеевич Янковский задавали мне какие-то вопросы, но я плохо тогда понимал, как существует театр. Однако меня попросили написать отзывы на пьесы, составить приблизительный репертуар. И взяли на год. А потом — засосало. Я очень полюбил и спектакли, и театр, и людей театра, и дальше была уже особая жизнь…», — рассказал Виктор Новиков.

Виктор Новиков

После смерти Агамирзяна — в переломное для России время, в 1991 году — коллектив театра выбрал нового лидера из «своих» – Виктора Новикова. В истории театра – первый случай, когда худруком стал театровед. В лихие 1990-е надо было выживать. Надо было удержать на плаву корабль. Сохранить атмосферу театра-дома. Пришлось вырабатывать свои приемы общения с труппой. Если у режиссера конфликт с актером гасился в процессе репетиций, то у нового худрука-театроведа был другой инструмент – открытые письма к труппе, которые вывешивались и вывешиваются за кулисами. Поводы всегда разнообразные, – от лирико-юбилейных до трагических. Со временем сложилась летопись жизни.

Виктор Новиков

«При Новикове театр, много лет бывший монорежиссерским, стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований. На постановку сюда приглашались Юлиан Панич, Михаил Козаков, Вениамин Смехов. Чрезвычайно плодотворными стали годы сотрудничества с Владиславом Пази, чьи постановки превратили «театр в Пассаже» в один из самых популярных в городе. Но не только аншлаг был целью худрука. «Опыт, сын ошибок трудных» подсказывает ему, сколь важно сочетать традицию и новации», — рассказала театральный критик, журналист, писатель, директор издательства «Балтийские сезоны» Елена Алексеева.

Именно в период его руководства Виктора Новикова театру был присвоен статус «академический». «Мы по-прежнему все считаем, что театр – это дом, в котором мы живем и проводим большую часть своей жизни: есть семья, а театр — это очень важная составляющая в нашей короткой жизни. И актеры, работающие в театре, это чувствуют и понимают, ценят свой дом и свой театр», — уверен он.

Виктор Новиков

По его словам, в Театре Комиссаржевской никогда не забывают, что это – не только Блокадный театр. В нем работала Вера Комиссаржевская, был Передвижной театр, французские и итальянские труппы, до войны — Театр Радлова. «Мы не забываем, что здесь были Агамирзян, Сулимов, Сушкевич, работали выдающиеся актеры… У нас в Малом фойе есть стена памяти, где размещены фотографии актеров, которые здесь работали. Думаю, что через какое-то время будут также вспоминать и сегодняшнюю труппу театра. Когда в театр приходят актеры, важно, чтобы они шли сюда с радостью. У нас есть определенная атмосфера, свое понимание нравственности, которое, я думаю, не отличается от подлинной. А дальше – редчайший случай удачного спектакля – как и во всех театрах. Хочется верить, что в нашем интеллигентном городе еще сохранились люди, которые помнят, как это было, не совершают подлостей по отношению к ближнему, есть некий петербургский стиль, отношения, которые сложились и тянутся десятилетиями, и никогда не было стремления у одного театра уничтожить другой…Все дружили, общались – у актеров это еще остается, слава Богу», — рассказал Виктор Новиков.

Виктор Новиков

Премьер-министр России Дмитрий Медведев уже поздравил Виктора Новикова с 75-летием, отметив его тонкий художественный вкус и редкий талант. Поздравительная телеграмма опубликована сегодня на сайте правительства.

Виктор Новиков

23 марта 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.