Виктор Новиков отмечает 75-летие

Сегодня Виктору Абрамовичу Новикову – художественному руководителю Театра имени Веры Комиссаржевской – исполнилось 75 лет. Он – ровесник театра, которым руководит после смерти Рубена Агамирзяна вот уже 27 лет. А в эпоху Агамирзяна Новиков был легендарным завлитом, которому удавалось многое, в том числе «литовать» запрещенные пьесы и находить талантливых молодых драматургов (именно ему принадлежит открытие молодого Григория Горина).

Виктор Новиков

Сегодня Виктору Абрамовичу Новикову – художественному руководителю Театра имени Веры Комиссаржевской – исполнилось 75 лет. Он – ровесник театра, которым руководит после смерти Рубена Агамирзяна вот уже 27 лет. А в эпоху Агамирзяна Новиков был легендарным завлитом, которому удавалось многое, в том числе «литовать» запрещенные пьесы и находить талантливых молодых драматургов (именно ему принадлежит открытие молодого Григория Горина).

Виктор Новиков — человек энциклопедических знаний в области литературы и искусства, человек, продолжающий строить театр-дом, человек, чье слово и дело всегда идут вместе. Подлинный представитель ленинградской-петербургской интеллигенции, умный, тонкий, мудрый, понимающий и принимающий. Человек, чьей дружбой бесконечно дорожат Михаил Барышников, Александр Калягин, Михаил Швыдкой, Дев Додин, Юрий Темирканов, Владимир Гусев, Елена Алексеева, Семен Альтов, Михаил Жванецкий, Валерий Гаркалин, Давид Смелянский и Анатолий Смелянский, Эдуард Кочергин, Николай Буров, Темур Чхеидзе.

Виктор Новиков

Лев Додин назвал его «одним из немногих носителей ленинградской, санкт-петербургской культурной традиции», «крупным художественным и общественным деятелем русского театра», Михаил Швыдкой – «однолюбом» и «последним пылко влюбленным..» в театр, Юрий Темирканов – первым другом, Эдуард Кочергин – человеком с «природным абсолютным слухом», Николай Буров – «борцом за права петербургского театра», Анатолий Смелянский – «гением места», Елена Алексеева – «парнем из горячего цеха».

Творческий путь Виктора Новикова четко рассекается на два этапа: 1968-1991 годы он служил завлитом, был правой рукой Рубена Агамирзяна, а после его смерти стал художественным руководителем театра. Это новиковское «сверхчувствование» помогало ему «угадывать» молодых драматургов, находить из «большого сора» те пьесы, которые нужны были театру в данное время. Не случайно лучшие драматурги 1970—1980-х годов отдавали свои пьесы, в первую очередь, ему. Доверяли и художественному чутью молодого завлита, и его умению пробудить фантазию режиссера. За четверть века Новиков сумел поднять престиж любимой профессии.

Виктор Новиков

«В театр я попал случайно — из Ленконцерта. Пришел на время – хотел поступать в аспирантуру, – а остался на всю жизнь… В ту пору Виктор Якобсон, который был завлитом у Агамирзяна, уходил ректором в театральный институт. Место освобождалось. Меня пригласили побеседовать: Рубен Сергеевич и директор театра Михаил Сергеевич Янковский задавали мне какие-то вопросы, но я плохо тогда понимал, как существует театр. Однако меня попросили написать отзывы на пьесы, составить приблизительный репертуар. И взяли на год. А потом — засосало. Я очень полюбил и спектакли, и театр, и людей театра, и дальше была уже особая жизнь…», — рассказал Виктор Новиков.

Виктор Новиков

После смерти Агамирзяна — в переломное для России время, в 1991 году — коллектив театра выбрал нового лидера из «своих» – Виктора Новикова. В истории театра – первый случай, когда худруком стал театровед. В лихие 1990-е надо было выживать. Надо было удержать на плаву корабль. Сохранить атмосферу театра-дома. Пришлось вырабатывать свои приемы общения с труппой. Если у режиссера конфликт с актером гасился в процессе репетиций, то у нового худрука-театроведа был другой инструмент – открытые письма к труппе, которые вывешивались и вывешиваются за кулисами. Поводы всегда разнообразные, – от лирико-юбилейных до трагических. Со временем сложилась летопись жизни.

Виктор Новиков

«При Новикове театр, много лет бывший монорежиссерским, стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований. На постановку сюда приглашались Юлиан Панич, Михаил Козаков, Вениамин Смехов. Чрезвычайно плодотворными стали годы сотрудничества с Владиславом Пази, чьи постановки превратили «театр в Пассаже» в один из самых популярных в городе. Но не только аншлаг был целью худрука. «Опыт, сын ошибок трудных» подсказывает ему, сколь важно сочетать традицию и новации», — рассказала театральный критик, журналист, писатель, директор издательства «Балтийские сезоны» Елена Алексеева.

Именно в период его руководства Виктора Новикова театру был присвоен статус «академический». «Мы по-прежнему все считаем, что театр – это дом, в котором мы живем и проводим большую часть своей жизни: есть семья, а театр — это очень важная составляющая в нашей короткой жизни. И актеры, работающие в театре, это чувствуют и понимают, ценят свой дом и свой театр», — уверен он.

Виктор Новиков

По его словам, в Театре Комиссаржевской никогда не забывают, что это – не только Блокадный театр. В нем работала Вера Комиссаржевская, был Передвижной театр, французские и итальянские труппы, до войны — Театр Радлова. «Мы не забываем, что здесь были Агамирзян, Сулимов, Сушкевич, работали выдающиеся актеры… У нас в Малом фойе есть стена памяти, где размещены фотографии актеров, которые здесь работали. Думаю, что через какое-то время будут также вспоминать и сегодняшнюю труппу театра. Когда в театр приходят актеры, важно, чтобы они шли сюда с радостью. У нас есть определенная атмосфера, свое понимание нравственности, которое, я думаю, не отличается от подлинной. А дальше – редчайший случай удачного спектакля – как и во всех театрах. Хочется верить, что в нашем интеллигентном городе еще сохранились люди, которые помнят, как это было, не совершают подлостей по отношению к ближнему, есть некий петербургский стиль, отношения, которые сложились и тянутся десятилетиями, и никогда не было стремления у одного театра уничтожить другой…Все дружили, общались – у актеров это еще остается, слава Богу», — рассказал Виктор Новиков.

Виктор Новиков

Премьер-министр России Дмитрий Медведев уже поздравил Виктора Новикова с 75-летием, отметив его тонкий художественный вкус и редкий талант. Поздравительная телеграмма опубликована сегодня на сайте правительства.

Виктор Новиков

23 марта 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.

Максим Леонидов

Максим Леонидов: Я никогда не стремился быть «своим»

В середине декабря 2018 года в рамках Санкт-Петербургского новогоднего книжного салона состоялась презентация книг артиста и музыканта, одного из основателей знаменитого бит-квартета «Секрет» Максима Леонидова, выпущенных в прошлом году издательством «Эксмо». Первая из них – ярко и емко написанная автобиография «Я оглянулся посмотреть», увидевшая свет еще в 2011 году и во второй редакции дополненная. Вторая – поэтический сборник «Все это и есть любовь». В нем собраны стихи и тексты песен, которые вывели автора на первые строчки отечественных хит-парадов. Название одной из них и стало титулом книги.

Театр Алеко

Театр «Алеко» и его этюды в легких тонах

Камерный театр «Алеко», расположенный в зоне непритязательных построек на проспекте Юрия Гагарина, является одним из самых молодых, самых семейных и самых новогодних театров Санкт-Петербурга. Ведь основной его аудиторией являются дети. Причем они не только смотрят постановки и веселятся на новогодних утренниках, но и перенимают сценическое искусство в его стенах. В театре постоянно работает детская студия, а его уютные интерьеры, оформление в теплой палитре и с минимумом декора, зато с непременными атрибутами детства — мягкие игрушки, роспись на стенах, скафандр космонавта в фойе — возвращает в юные и беззаботные годы даже самых серьезных зрителей. Примечательно, что «Алеко» успешно сочетает в своем репертуаре детские и взрослые спектакли, находя баланс между восприятием праздника на разных этапах жизни.