Виктор Новиков отмечает 75-летие

Сегодня Виктору Абрамовичу Новикову – художественному руководителю Театра имени Веры Комиссаржевской – исполнилось 75 лет. Он – ровесник театра, которым руководит после смерти Рубена Агамирзяна вот уже 27 лет. А в эпоху Агамирзяна Новиков был легендарным завлитом, которому удавалось многое, в том числе «литовать» запрещенные пьесы и находить талантливых молодых драматургов (именно ему принадлежит открытие молодого Григория Горина).

Виктор Новиков

Сегодня Виктору Абрамовичу Новикову – художественному руководителю Театра имени Веры Комиссаржевской – исполнилось 75 лет. Он – ровесник театра, которым руководит после смерти Рубена Агамирзяна вот уже 27 лет. А в эпоху Агамирзяна Новиков был легендарным завлитом, которому удавалось многое, в том числе «литовать» запрещенные пьесы и находить талантливых молодых драматургов (именно ему принадлежит открытие молодого Григория Горина).

Виктор Новиков — человек энциклопедических знаний в области литературы и искусства, человек, продолжающий строить театр-дом, человек, чье слово и дело всегда идут вместе. Подлинный представитель ленинградской-петербургской интеллигенции, умный, тонкий, мудрый, понимающий и принимающий. Человек, чьей дружбой бесконечно дорожат Михаил Барышников, Александр Калягин, Михаил Швыдкой, Дев Додин, Юрий Темирканов, Владимир Гусев, Елена Алексеева, Семен Альтов, Михаил Жванецкий, Валерий Гаркалин, Давид Смелянский и Анатолий Смелянский, Эдуард Кочергин, Николай Буров, Темур Чхеидзе.

Виктор Новиков

Лев Додин назвал его «одним из немногих носителей ленинградской, санкт-петербургской культурной традиции», «крупным художественным и общественным деятелем русского театра», Михаил Швыдкой – «однолюбом» и «последним пылко влюбленным..» в театр, Юрий Темирканов – первым другом, Эдуард Кочергин – человеком с «природным абсолютным слухом», Николай Буров – «борцом за права петербургского театра», Анатолий Смелянский – «гением места», Елена Алексеева – «парнем из горячего цеха».

Творческий путь Виктора Новикова четко рассекается на два этапа: 1968-1991 годы он служил завлитом, был правой рукой Рубена Агамирзяна, а после его смерти стал художественным руководителем театра. Это новиковское «сверхчувствование» помогало ему «угадывать» молодых драматургов, находить из «большого сора» те пьесы, которые нужны были театру в данное время. Не случайно лучшие драматурги 1970—1980-х годов отдавали свои пьесы, в первую очередь, ему. Доверяли и художественному чутью молодого завлита, и его умению пробудить фантазию режиссера. За четверть века Новиков сумел поднять престиж любимой профессии.

Виктор Новиков

«В театр я попал случайно — из Ленконцерта. Пришел на время – хотел поступать в аспирантуру, – а остался на всю жизнь… В ту пору Виктор Якобсон, который был завлитом у Агамирзяна, уходил ректором в театральный институт. Место освобождалось. Меня пригласили побеседовать: Рубен Сергеевич и директор театра Михаил Сергеевич Янковский задавали мне какие-то вопросы, но я плохо тогда понимал, как существует театр. Однако меня попросили написать отзывы на пьесы, составить приблизительный репертуар. И взяли на год. А потом — засосало. Я очень полюбил и спектакли, и театр, и людей театра, и дальше была уже особая жизнь…», — рассказал Виктор Новиков.

Виктор Новиков

После смерти Агамирзяна — в переломное для России время, в 1991 году — коллектив театра выбрал нового лидера из «своих» – Виктора Новикова. В истории театра – первый случай, когда худруком стал театровед. В лихие 1990-е надо было выживать. Надо было удержать на плаву корабль. Сохранить атмосферу театра-дома. Пришлось вырабатывать свои приемы общения с труппой. Если у режиссера конфликт с актером гасился в процессе репетиций, то у нового худрука-театроведа был другой инструмент – открытые письма к труппе, которые вывешивались и вывешиваются за кулисами. Поводы всегда разнообразные, – от лирико-юбилейных до трагических. Со временем сложилась летопись жизни.

Виктор Новиков

«При Новикове театр, много лет бывший монорежиссерским, стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований. На постановку сюда приглашались Юлиан Панич, Михаил Козаков, Вениамин Смехов. Чрезвычайно плодотворными стали годы сотрудничества с Владиславом Пази, чьи постановки превратили «театр в Пассаже» в один из самых популярных в городе. Но не только аншлаг был целью худрука. «Опыт, сын ошибок трудных» подсказывает ему, сколь важно сочетать традицию и новации», — рассказала театральный критик, журналист, писатель, директор издательства «Балтийские сезоны» Елена Алексеева.

Именно в период его руководства Виктора Новикова театру был присвоен статус «академический». «Мы по-прежнему все считаем, что театр – это дом, в котором мы живем и проводим большую часть своей жизни: есть семья, а театр — это очень важная составляющая в нашей короткой жизни. И актеры, работающие в театре, это чувствуют и понимают, ценят свой дом и свой театр», — уверен он.

Виктор Новиков

По его словам, в Театре Комиссаржевской никогда не забывают, что это – не только Блокадный театр. В нем работала Вера Комиссаржевская, был Передвижной театр, французские и итальянские труппы, до войны — Театр Радлова. «Мы не забываем, что здесь были Агамирзян, Сулимов, Сушкевич, работали выдающиеся актеры… У нас в Малом фойе есть стена памяти, где размещены фотографии актеров, которые здесь работали. Думаю, что через какое-то время будут также вспоминать и сегодняшнюю труппу театра. Когда в театр приходят актеры, важно, чтобы они шли сюда с радостью. У нас есть определенная атмосфера, свое понимание нравственности, которое, я думаю, не отличается от подлинной. А дальше – редчайший случай удачного спектакля – как и во всех театрах. Хочется верить, что в нашем интеллигентном городе еще сохранились люди, которые помнят, как это было, не совершают подлостей по отношению к ближнему, есть некий петербургский стиль, отношения, которые сложились и тянутся десятилетиями, и никогда не было стремления у одного театра уничтожить другой…Все дружили, общались – у актеров это еще остается, слава Богу», — рассказал Виктор Новиков.

Виктор Новиков

Премьер-министр России Дмитрий Медведев уже поздравил Виктора Новикова с 75-летием, отметив его тонкий художественный вкус и редкий талант. Поздравительная телеграмма опубликована сегодня на сайте правительства.

Виктор Новиков

23 марта 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.