Вернутся ли вампиры?

В Театре музыкальной комедии завершился вампирский марафон. Зрелищный мюзикл «Бал вампиров» проходил с 25 мая по 2 июля с аншлагами, которым не помешал даже Чемпионат мира по футболу 2018 года. Правда в день игры сборной России с испанцами 1 июля некоторые буйные зрители пытались выразить бурную радость от победы прямо во время спектакля, но их крики потонули в овациях поклонников легендарного мюзикла Романа Полански.

Бал вампиров

В чем секрет долголетия этого спектакля, который более 20 лет с успехом идет на сценах лучших театров почти во всех странах мира, сложно сказать. Возможно, сами герои делятся своим мифическим бессмертием: произведение приобретает свойства своих героев. Вполне вероятно, что причина в красоте, элегантности и обаянии главных злодеев, у которых была вечность, чтобы разбогатеть и обзавестись прекрасно обставленным замком, оставаясь при этом вечно молодыми. Ну и, наконец, публика не может остаться равнодушной, наблюдая чувственность взаимоотношений вампиров и их жертв, влекомых гипнотическим взглядом демонических созданий.

На сцену Театра музыкальной комедии (Итальянская улица, 13) «Бал вампиров» возвращается уже второй раз. Премьера мюзикла состоялась 3 сентября 2011 года. В последующие три года артисты дали более 280 спектаклей, которые смогли посмотреть 220 тысяч зрителей. Постановка награждена тремя «Золотыми масками», «Золотым софитом», премией «Музыкальное сердце театра», премией правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры за 2011 год. Но зрителям этого оказалось мало, и в 2016 году мюзикл вернулся на сцену театра: показы в течение сорока дней шли с аншлагами. Затем спектакль на девять месяцев переехал на сцену МДМ в Москву.

Бал вампиров

И вот в сезоне 2017-2018 годов «Бал вампиров» снова вернулся на родную сцену. Сюжет его в общем до смешного прост, что отличает практически все гениальные произведения, о выдающейся судьбе которых авторы на стадии замысла обычно и не помышляют. Профессор Абронсиус в сопровождении молодого коллеги Альфреда отправляется в Трансильванию, где как известно, живут все знаменитые вампиры.

Бал вампиров

 

Там они попадают в трактир, принадлежащий еврею Шагалу, прямо на веселую вечеринку к местным жителям, воспевающим чеснок — главную защиту от кровопийц. Прелестная дочь трактирщика Сара (в исполнении красавицы Веры Свешниковой) влюбляется в Альфреда, что не помешает ей соблазниться приглашением графа фон Кролока. Этот главный вампир проникает к ней в комнату и зовет на бал в свой роскошный замок. Апартаменты, ванна и пышное платье прилагаются.

Бал вампиров

На бале и состоится роковой поцелуй в шею, от которого Сару попытаются спасти профессор Абронсиус и Альфред. Но в мюзикле зло побеждает добро, и даже в финале армия вампиров поет о том, что: «Не закончится эта смертельная гонка — Весь мир принадлежит убийцам и подонкам!».

Бал вампиров

Альфреду суждено избежать рокового поцелуя с сыном графа — Гербертом, который, как выясняется, предпочитает красивых и юных мужчин. Их совместный танец — одна из самых смешных сцен мюзикла. Но Сара все-таки обратит Альфреда, укусив за шею.

В общем, прелестница пошла по стопам своего отца, ставшего, по его словам, «еврейским вампиром». Ему даже крест не страшен, о чем он и заявил хорошенькой служанке прежде, чем укусить ее и сделать своей спутницей.

Бал вампиров

Действие разворачивается на фоне невероятных декораций, созданных венгерским художником Кентауром. Прозрачный занавес, на который транслируется видео с изображением непередаваемо мистических ландшафтов, огромной луны или метели, готичные склепы и своды замка, башня и библиотека, зеркала, отражающие только людей, — все это выше любой зрительской фантазии. Невозможно поверить, что пространство сцены может преображаться настолько радикально и неожиданно.

Бал вампиров

Готичные костюмы главных героев, их грим, прически, пластика породили множество подражателей среди поклонников мюзикла. Одного этого было бы достаточно, чтобы обеспечить успех постановке. Но ведь там еще узнаваемая музыка в исполнении оркестра под управлением дирижера Алексея Нефедова. Автор партитуры — Джим Стейнман, который взял за основную тему свою же рок-балладу Total Eclipse of the Heart. Многие помнят ее в исполнении Бонни Тайлер.

Бал вампиров

Исполнение вокальных партий главных героев — выше всяких похвал, как и безудержные танцы вампиров. Это заслуга постановщика Конелиуса Балтуса (Голландия) и хореографа Денниса Каллахана (США). Повествование и диалоги насыщены юмором и глубоким смыслом (русский текст — Сусанна Цирюк). Мюзикл получился удивительно гармоничным и изысканным, став эталонной постановкой.

Спектакль оказался самым дорогим (1,5 млн евро) и успешным за всю историю петербургского Театра музыкальной комедии. И это — тот редкий случай, когда затраты вполне оправдали себя: зрители — в восторге, они готовы смотреть мюзикл снова и снова, награждая артистов овациями. После «Бала вампиров» мучает только одно: вернутся ли они и когда.

Бал вампиров

В этом спектакле публика находит выход своей жажде зрелищ и безнаказанности порока. Поэтому вампиры всегда будут желанными гостями на петербургской сцене, особенно — в высокохудожественном исполнении артистов Театра музкомедии. Там они зловещие, но не страшные, красивые и отталкивающие, харизматичные и карикатурные одновременно. Перспектива попасть к этим кровопийцам на бал вызывает, скорее, трепет и предвкушение, чем ужас и страх. Потому что, как говорит прелестная вампирша Сара Шагал, «очень вредно не ездить на бал, когда этого заслуживаешь!».

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

Бал вампиров

Официальный сайт мюзикла «Бал вампиров». В ролях спектакля 1 июля были заняты: Граф фон Кролок — Федор Осипов, Сара — Вера Свешникова, Альфред — Александр Казьмин, Профессор Абронсиус — Андрей Матвеев, Шагал — Александр Суханов, Герберг — Ростислав Колпаков, Магда — Агата Вавилова, Куколь — Сергей Сорокин, Ребекка — Дарья Кожина, Соло ночного кошмара — Андрей Сунцов, Сергей Денисов.

2 июля 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фото: с официального сайта мюзикла.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).