Вечная весна Open Look

В Санкт-Петербурге завершился ХХ юбилейный фестиваль современного танца Open Look, проходивший с 14 по 19 августа. Он открылся спектаклем «Лес» учащихся четвертого курса школы-студии МХАТ, Мастерской Дмитрия Брусникина. К сожалению, начать нужно с печальной ноты: 9 августа скоропостижно скончался их мастер. Когда пришло это трагическое известие, встал вопрос о приезде молодых артистов на фестиваль.

Спектакль "Лес"

По словам директора фестиваля Вадима Каспарова, организаторы с пониманием отнеслись бы к любому решению ребят: «И мы очень благодарны им за то, что они все же приехали». Как сказал режиссер спектакля Дмитрий Мелкин, когда возник вопрос, играть или не играть: «Дмитрий Владимирович Брусникин сказал бы, что, конечно, играть. Мы тоже решили, что лучше играть, быть вместе, чем плакать по-отдельности».

Ребята приехали в Санкт-Петербург сразу после прощания с Мастером, и свой спектакль они посвятили его памяти. В представлении заняты 14 из 24 учеников осиротевшего (как назвал их Дмитрий Мелкин) курса. А ведь совсем недавно они в полном составе вместе с Дмитрием Брусникиным приезжали на фестиваль к Григорию Козлову со спектаклем «Транссиб», решенным в стиле документального театра вербатим, а потом весело «зажигали» вместе с учителем. Сейчас ребята все выглядели поникшими и растерянными. Но спектакль отыграли ярко и вдохновенно, продемонстрировав великолепную пластическую подготовку, показав, что они настоящие артисты и им подвластно все, все стили и все жанры.

Спектакль "Лес"

Спектакль «Лес» — это своеобразный пластический театр, сопровождаемый фольклорным вокалом и аккомпанементом непривычных звуков (саунд-дизайн — Нияз Карим). «Главная пружина — книга Владимира Бибихина «Лес». А дальше «Физика» Аристотеля. В нашем эстетическом погружении это было очень важно, — рассказал о спектакле Дмитрий Мелкин. — Мы работаем с нашей культурной памятью, которую храним о лесе, о себе — «лесных». Сейчас мы вступаем в сферу нового мифологического сознания, и подобные погружения очень интересуют как художников, так и зрителей».

Спектакль "Лес"

Вся эстетика и символика спектакля переносит нас в языческие времена обожествления природы и искренности человеческих отношений. Здесь «мужское» и «женское» не противоборствуют, а дополняют друг друга. Спектакль-перфоманс вызывает неизбежную аллюзию на балет «Весна священная» Стравинского. И очень символично, что вслед за ним был показан балет корейской труппы «Рассуждения о «Весне священной». Образ розы» на музыку Ра Есон в хореографии Ан Сынсу.

Весна Священная

Спектакль предварило обращение Вадима Каспарова и председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константина Сухенко. Зрители почтили память Дмитрия Брусникина минутой молчания.

Из аннотации к балету публика узнала, что музыка, сопровождающая танец, представляет некое переложение партитуры Стравинского на корейские народные инструменты, однако мало кому удалось найти хоть одну похожую ноту. Это, скорее, оммаж Стравинскому. К тому же, по словам автора хореографии Ан Сынсу, «здесь нет даже и намека на музыку Стравинского». Перед петербургской премьерой он рассказал журналистам, что просто вдохновлялся балетом «Весна священная», который увидел во время обучения в Америке в 2009 году и «заболел» им.

Весна Священная

«Мой спектакль посвящен древним корейским ритуалам встречи весны, а партитуру написала моя соотечественница Ра Есон. Мы с композитором создали свою версию «Весны священной». Основу музыки составляет национальная корейская мелодика, в первую очередь — барабанные ритмы, с периодически вступающими народными корейскими инструментами», — пояснил хореограф.

Ритуальность происходящего на сцене подчеркивали расположенные тут же традиционные барабаны ogo — так их название написали участники труппы. Что касается хореографии, то движения артистов были достаточно однообразны. Это, в основном, вращения сутеню и пируэты, батманы, крупные размашистые движения руками. У мужчин еще прыжки — сиссоны. Но при этой, может быть, ограниченности набора движений, балет смотрится с неослабевающим интересом. Групповой танец сменяется соло, затем превращается в дуэт, один дуэт перерастает в другой, к которому опять присоединяются все артисты. И так, кажется, без конца.

Весна Священная

Танец просто пропитан мощнейшей энергетикой. Как тут не вспомнить танец избранницы в балете Стравинского! В кульминационный момент начинают звучать барабаны ogo на сцене. И рисунок танца преображается в некое шаманство или, быть может, медитацию. Поражает выучка артистов, у некоторых (особенно у женщин) явно видна классическая подготовка. Во всяком случае, хореограф часто использует движения классического балета.

В анонсе организаторы привели высказывание западного критика, увидевшего здесь смесь корейского танца в верхней части тела и современного европейского танца в нижней. Но подготовленному зрителю подвижность корпуса и красивые движения рук артистов говорят о русской школе балета, ведь именно это является ее отличительной чертой. А вот в паре женских соло можно было увидеть движения национального корейского танца — порой казалось, что в руках танцовщиц не хватает вееров. Свободная пластика contemporary dance, изящество классического балета, орнаментальная красота корейского танца и даже энергия хип-хопа, — полное смешение стилей подарили корейские танцовщики, сделав это изящно, непринужденно и абсолютно органично.

Open Look

Самым знаменитым участником фестиваля была израильская танцевальная компания Vertgo со спектаклем, созданным в 2011 году «Рождение Феникса» — работа основательницы компании Ноа Вертхейм на музыку Ран Баньо. Сценограф Мошик Иосифов поместил артистов в пространство геодезического бамбукового купола, расположенного под открытым небом. В Санкт-Петербурге это был парадный двор Юсуповского дворца. Зрители разместились вокруг. В спектакле заняты пять танцовщиков. Израильская компания еще раз доказала, что в области contemporary dance Израиль «впереди планеты всей».

Open Look

Уже двадцать лет Наталья и Вадим Каспаровы с успехом продвигают современный танец на петербургскую сцену. Что вызывает огромное уважение, так как сложность задачи не требует подтверждений. Ведь город на Неве известен своей приверженностью к классике и даже балет в стиле модерн вызывает здесь определенное отторжение. Судя по переполненным залам, организаторам Open Look удается решать свои задачи с успехом.

Open Look

Как-то Вадим Каспаров, смеясь, рассказывал, что фестиваль возник из простого желания проводить больше времени дома вместе: «Я решил, что вместо того, чтобы жена ездила смотреть современный танец за границу, уж лучше пусть они к нам». А ведь кроме концертной программы, фестиваль — это еще открытые уроки различных современных техник, курс лекций и многое другое. Возникший на голом энтузиазме, Open Look занял достойное место на фестивальной карте страны.

Open Look

ИРИНА СОРИНА

22 августа 2018.
Текст: Ирина Сорина. Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля.
Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Карамарх, фото с сайта музея

#Керамарх#Музей#Санкт-Петербург

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям текст о музее «Керамарх». Это — первый в России Музей архитектурной художественной керамики, который открылся менее года назад — в октябре 2018 года. Экспозиция музея представляет историю развития декоративной керамики в архитектуре и убранстве интерьера XVIII — начала ХХ века. В основу легли две коллекции: фонд архитектурных деталей Государственного музея истории Санкт-Петербурга и собрание Константина Лихолата, автора идеи и директора музея «Керамарх». Всего более 300 экспонатов, большая часть из которых были отреставрированы компанией «Паллада». Среди экспонатов — работы архитекторов А. П. Брюллова, Ф. И. Лидваля, А. И. Штакеншнейдера, У. Ульберга, а также известного художника-керамиста П. К. Ваулина. Некоторые уникальные предметы керамического искусства были спасены из разрушающихся старинных особняков, некоторые остались от уже утраченных и снесенных в советское время церквей; есть экспонаты, которые не выставлялись более 30 лет.

выставка Союз молодежи в Русском музее

«Союз молодежи» в Русском музее

До конца лета в Корпусе Бенуа Русского музея можно увидеть выставку «Союз молодежи». Она посвящена творческому пути петербургского общества художников-авангардистов. Это первая попытка представить обобщающий показ работ этой яркой группы. Организаторы постарались отойти от монографического или тематического однообразия и придать мероприятию атмосферу реальных выставок «Союза» 1910–1914 года.

Фестиваль Музыки мира, Музей музыки

«Музыки мира»: придворный оупен-эйр

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства в четвертый раз проводит Петербургский международный этнический фестиваль «Музыки мира». С 10 по 11 августа 2019 года у Шереметевского дворца – Музея музыки на набережной Фонтанки, 34, в уникальной усадьбе XVIII века в самом центре Петербурга, на парадном дворе, в саду и в концертных залах соберутся лучшие этно-рок-, этно-джазовые и этно-электронные группы, переводящие традиционную музыку регионов России и сопредельных стран на современный музыкальный язык. Представляем участников.

театр "Суббота"

Начало «Субботы»

У порога «Субботы» на Звенигородской улице, 30, развернулась сцена под открытым небом: самый настоящий петербургский двор, провинциальный и столичный одновременно. Но уже здесь начинается тот самый «душевный заповедник», о котором говорил основатель театра Юрий Смирнов-Несвицкий. В новом сезоне заповедник «Субботы» вышел далеко за ее границы — у него появилось новое пространство и флигель, в котором будет жить микродраматический театр. Об этом рассказали художник театра Мария Смирнова-Несвицкая, главный режиссер театра Андрей Сидельников и директор Андрей Лобанов.

Экофестиваль в Курортном районе

Парк «Дубки» зовет на экофестиваль

В Курортном районе развернется Большой фестиваль экологии. В субботу, 3 августа, парк «Дубки» примет мероприятие, посвященное осознанному потреблению и здоровому образу жизни на планете земля, которая стала единственным домом для человечества во Вселенной. В красивейшем парке развернутся концерты, лекции экологов, выставки, эко-маркет, спектакли и киносеансы. В спортивную программу вошли заплывы по сапсерфингу, плоггинг, пешие и велосипедные забеги, йога под открытым небом.

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.