Вечная весна Open Look

В Санкт-Петербурге завершился ХХ юбилейный фестиваль современного танца Open Look, проходивший с 14 по 19 августа. Он открылся спектаклем «Лес» учащихся четвертого курса школы-студии МХАТ, Мастерской Дмитрия Брусникина. К сожалению, начать нужно с печальной ноты: 9 августа скоропостижно скончался их мастер. Когда пришло это трагическое известие, встал вопрос о приезде молодых артистов на фестиваль.

Спектакль "Лес"

По словам директора фестиваля Вадима Каспарова, организаторы с пониманием отнеслись бы к любому решению ребят: «И мы очень благодарны им за то, что они все же приехали». Как сказал режиссер спектакля Дмитрий Мелкин, когда возник вопрос, играть или не играть: «Дмитрий Владимирович Брусникин сказал бы, что, конечно, играть. Мы тоже решили, что лучше играть, быть вместе, чем плакать по-отдельности».

Ребята приехали в Санкт-Петербург сразу после прощания с Мастером, и свой спектакль они посвятили его памяти. В представлении заняты 14 из 24 учеников осиротевшего (как назвал их Дмитрий Мелкин) курса. А ведь совсем недавно они в полном составе вместе с Дмитрием Брусникиным приезжали на фестиваль к Григорию Козлову со спектаклем «Транссиб», решенным в стиле документального театра вербатим, а потом весело «зажигали» вместе с учителем. Сейчас ребята все выглядели поникшими и растерянными. Но спектакль отыграли ярко и вдохновенно, продемонстрировав великолепную пластическую подготовку, показав, что они настоящие артисты и им подвластно все, все стили и все жанры.

Спектакль "Лес"

Спектакль «Лес» — это своеобразный пластический театр, сопровождаемый фольклорным вокалом и аккомпанементом непривычных звуков (саунд-дизайн — Нияз Карим). «Главная пружина — книга Владимира Бибихина «Лес». А дальше «Физика» Аристотеля. В нашем эстетическом погружении это было очень важно, — рассказал о спектакле Дмитрий Мелкин. — Мы работаем с нашей культурной памятью, которую храним о лесе, о себе — «лесных». Сейчас мы вступаем в сферу нового мифологического сознания, и подобные погружения очень интересуют как художников, так и зрителей».

Спектакль "Лес"

Вся эстетика и символика спектакля переносит нас в языческие времена обожествления природы и искренности человеческих отношений. Здесь «мужское» и «женское» не противоборствуют, а дополняют друг друга. Спектакль-перфоманс вызывает неизбежную аллюзию на балет «Весна священная» Стравинского. И очень символично, что вслед за ним был показан балет корейской труппы «Рассуждения о «Весне священной». Образ розы» на музыку Ра Есон в хореографии Ан Сынсу.

Весна Священная

Спектакль предварило обращение Вадима Каспарова и председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константина Сухенко. Зрители почтили память Дмитрия Брусникина минутой молчания.

Из аннотации к балету публика узнала, что музыка, сопровождающая танец, представляет некое переложение партитуры Стравинского на корейские народные инструменты, однако мало кому удалось найти хоть одну похожую ноту. Это, скорее, оммаж Стравинскому. К тому же, по словам автора хореографии Ан Сынсу, «здесь нет даже и намека на музыку Стравинского». Перед петербургской премьерой он рассказал журналистам, что просто вдохновлялся балетом «Весна священная», который увидел во время обучения в Америке в 2009 году и «заболел» им.

Весна Священная

«Мой спектакль посвящен древним корейским ритуалам встречи весны, а партитуру написала моя соотечественница Ра Есон. Мы с композитором создали свою версию «Весны священной». Основу музыки составляет национальная корейская мелодика, в первую очередь — барабанные ритмы, с периодически вступающими народными корейскими инструментами», — пояснил хореограф.

Ритуальность происходящего на сцене подчеркивали расположенные тут же традиционные барабаны ogo — так их название написали участники труппы. Что касается хореографии, то движения артистов были достаточно однообразны. Это, в основном, вращения сутеню и пируэты, батманы, крупные размашистые движения руками. У мужчин еще прыжки — сиссоны. Но при этой, может быть, ограниченности набора движений, балет смотрится с неослабевающим интересом. Групповой танец сменяется соло, затем превращается в дуэт, один дуэт перерастает в другой, к которому опять присоединяются все артисты. И так, кажется, без конца.

Весна Священная

Танец просто пропитан мощнейшей энергетикой. Как тут не вспомнить танец избранницы в балете Стравинского! В кульминационный момент начинают звучать барабаны ogo на сцене. И рисунок танца преображается в некое шаманство или, быть может, медитацию. Поражает выучка артистов, у некоторых (особенно у женщин) явно видна классическая подготовка. Во всяком случае, хореограф часто использует движения классического балета.

В анонсе организаторы привели высказывание западного критика, увидевшего здесь смесь корейского танца в верхней части тела и современного европейского танца в нижней. Но подготовленному зрителю подвижность корпуса и красивые движения рук артистов говорят о русской школе балета, ведь именно это является ее отличительной чертой. А вот в паре женских соло можно было увидеть движения национального корейского танца — порой казалось, что в руках танцовщиц не хватает вееров. Свободная пластика contemporary dance, изящество классического балета, орнаментальная красота корейского танца и даже энергия хип-хопа, — полное смешение стилей подарили корейские танцовщики, сделав это изящно, непринужденно и абсолютно органично.

Open Look

Самым знаменитым участником фестиваля была израильская танцевальная компания Vertgo со спектаклем, созданным в 2011 году «Рождение Феникса» — работа основательницы компании Ноа Вертхейм на музыку Ран Баньо. Сценограф Мошик Иосифов поместил артистов в пространство геодезического бамбукового купола, расположенного под открытым небом. В Санкт-Петербурге это был парадный двор Юсуповского дворца. Зрители разместились вокруг. В спектакле заняты пять танцовщиков. Израильская компания еще раз доказала, что в области contemporary dance Израиль «впереди планеты всей».

Open Look

Уже двадцать лет Наталья и Вадим Каспаровы с успехом продвигают современный танец на петербургскую сцену. Что вызывает огромное уважение, так как сложность задачи не требует подтверждений. Ведь город на Неве известен своей приверженностью к классике и даже балет в стиле модерн вызывает здесь определенное отторжение. Судя по переполненным залам, организаторам Open Look удается решать свои задачи с успехом.

Open Look

Как-то Вадим Каспаров, смеясь, рассказывал, что фестиваль возник из простого желания проводить больше времени дома вместе: «Я решил, что вместо того, чтобы жена ездила смотреть современный танец за границу, уж лучше пусть они к нам». А ведь кроме концертной программы, фестиваль — это еще открытые уроки различных современных техник, курс лекций и многое другое. Возникший на голом энтузиазме, Open Look занял достойное место на фестивальной карте страны.

Open Look

ИРИНА СОРИНА

22 августа 2018.
Текст: Ирина Сорина. Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля.
Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.