Вечная весна Open Look

В Санкт-Петербурге завершился ХХ юбилейный фестиваль современного танца Open Look, проходивший с 14 по 19 августа. Он открылся спектаклем «Лес» учащихся четвертого курса школы-студии МХАТ, Мастерской Дмитрия Брусникина. К сожалению, начать нужно с печальной ноты: 9 августа скоропостижно скончался их мастер. Когда пришло это трагическое известие, встал вопрос о приезде молодых артистов на фестиваль.

Спектакль "Лес"

По словам директора фестиваля Вадима Каспарова, организаторы с пониманием отнеслись бы к любому решению ребят: «И мы очень благодарны им за то, что они все же приехали». Как сказал режиссер спектакля Дмитрий Мелкин, когда возник вопрос, играть или не играть: «Дмитрий Владимирович Брусникин сказал бы, что, конечно, играть. Мы тоже решили, что лучше играть, быть вместе, чем плакать по-отдельности».

Ребята приехали в Санкт-Петербург сразу после прощания с Мастером, и свой спектакль они посвятили его памяти. В представлении заняты 14 из 24 учеников осиротевшего (как назвал их Дмитрий Мелкин) курса. А ведь совсем недавно они в полном составе вместе с Дмитрием Брусникиным приезжали на фестиваль к Григорию Козлову со спектаклем «Транссиб», решенным в стиле документального театра вербатим, а потом весело «зажигали» вместе с учителем. Сейчас ребята все выглядели поникшими и растерянными. Но спектакль отыграли ярко и вдохновенно, продемонстрировав великолепную пластическую подготовку, показав, что они настоящие артисты и им подвластно все, все стили и все жанры.

Спектакль "Лес"

Спектакль «Лес» — это своеобразный пластический театр, сопровождаемый фольклорным вокалом и аккомпанементом непривычных звуков (саунд-дизайн — Нияз Карим). «Главная пружина — книга Владимира Бибихина «Лес». А дальше «Физика» Аристотеля. В нашем эстетическом погружении это было очень важно, — рассказал о спектакле Дмитрий Мелкин. — Мы работаем с нашей культурной памятью, которую храним о лесе, о себе — «лесных». Сейчас мы вступаем в сферу нового мифологического сознания, и подобные погружения очень интересуют как художников, так и зрителей».

Спектакль "Лес"

Вся эстетика и символика спектакля переносит нас в языческие времена обожествления природы и искренности человеческих отношений. Здесь «мужское» и «женское» не противоборствуют, а дополняют друг друга. Спектакль-перфоманс вызывает неизбежную аллюзию на балет «Весна священная» Стравинского. И очень символично, что вслед за ним был показан балет корейской труппы «Рассуждения о «Весне священной». Образ розы» на музыку Ра Есон в хореографии Ан Сынсу.

Весна Священная

Спектакль предварило обращение Вадима Каспарова и председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константина Сухенко. Зрители почтили память Дмитрия Брусникина минутой молчания.

Из аннотации к балету публика узнала, что музыка, сопровождающая танец, представляет некое переложение партитуры Стравинского на корейские народные инструменты, однако мало кому удалось найти хоть одну похожую ноту. Это, скорее, оммаж Стравинскому. К тому же, по словам автора хореографии Ан Сынсу, «здесь нет даже и намека на музыку Стравинского». Перед петербургской премьерой он рассказал журналистам, что просто вдохновлялся балетом «Весна священная», который увидел во время обучения в Америке в 2009 году и «заболел» им.

Весна Священная

«Мой спектакль посвящен древним корейским ритуалам встречи весны, а партитуру написала моя соотечественница Ра Есон. Мы с композитором создали свою версию «Весны священной». Основу музыки составляет национальная корейская мелодика, в первую очередь — барабанные ритмы, с периодически вступающими народными корейскими инструментами», — пояснил хореограф.

Ритуальность происходящего на сцене подчеркивали расположенные тут же традиционные барабаны ogo — так их название написали участники труппы. Что касается хореографии, то движения артистов были достаточно однообразны. Это, в основном, вращения сутеню и пируэты, батманы, крупные размашистые движения руками. У мужчин еще прыжки — сиссоны. Но при этой, может быть, ограниченности набора движений, балет смотрится с неослабевающим интересом. Групповой танец сменяется соло, затем превращается в дуэт, один дуэт перерастает в другой, к которому опять присоединяются все артисты. И так, кажется, без конца.

Весна Священная

Танец просто пропитан мощнейшей энергетикой. Как тут не вспомнить танец избранницы в балете Стравинского! В кульминационный момент начинают звучать барабаны ogo на сцене. И рисунок танца преображается в некое шаманство или, быть может, медитацию. Поражает выучка артистов, у некоторых (особенно у женщин) явно видна классическая подготовка. Во всяком случае, хореограф часто использует движения классического балета.

В анонсе организаторы привели высказывание западного критика, увидевшего здесь смесь корейского танца в верхней части тела и современного европейского танца в нижней. Но подготовленному зрителю подвижность корпуса и красивые движения рук артистов говорят о русской школе балета, ведь именно это является ее отличительной чертой. А вот в паре женских соло можно было увидеть движения национального корейского танца — порой казалось, что в руках танцовщиц не хватает вееров. Свободная пластика contemporary dance, изящество классического балета, орнаментальная красота корейского танца и даже энергия хип-хопа, — полное смешение стилей подарили корейские танцовщики, сделав это изящно, непринужденно и абсолютно органично.

Open Look

Самым знаменитым участником фестиваля была израильская танцевальная компания Vertgo со спектаклем, созданным в 2011 году «Рождение Феникса» — работа основательницы компании Ноа Вертхейм на музыку Ран Баньо. Сценограф Мошик Иосифов поместил артистов в пространство геодезического бамбукового купола, расположенного под открытым небом. В Санкт-Петербурге это был парадный двор Юсуповского дворца. Зрители разместились вокруг. В спектакле заняты пять танцовщиков. Израильская компания еще раз доказала, что в области contemporary dance Израиль «впереди планеты всей».

Open Look

Уже двадцать лет Наталья и Вадим Каспаровы с успехом продвигают современный танец на петербургскую сцену. Что вызывает огромное уважение, так как сложность задачи не требует подтверждений. Ведь город на Неве известен своей приверженностью к классике и даже балет в стиле модерн вызывает здесь определенное отторжение. Судя по переполненным залам, организаторам Open Look удается решать свои задачи с успехом.

Open Look

Как-то Вадим Каспаров, смеясь, рассказывал, что фестиваль возник из простого желания проводить больше времени дома вместе: «Я решил, что вместо того, чтобы жена ездила смотреть современный танец за границу, уж лучше пусть они к нам». А ведь кроме концертной программы, фестиваль — это еще открытые уроки различных современных техник, курс лекций и многое другое. Возникший на голом энтузиазме, Open Look занял достойное место на фестивальной карте страны.

Open Look

ИРИНА СОРИНА

22 августа 2018.
Текст: Ирина Сорина. Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля.
Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Послание к человеку

«Послание к Человеку» объявило триумфаторов

XXVIII международный фестиваль «Послание к Человеку» подвел итоги. На торжественной церемонии награждения присутствовали Фанни Ардан, Кристиан Бергер, Джем Коэн, Йорн Доннер, Сара Штерн, Алексей Учитель, Виктор Косаковский, Михаил Гусман, другие члены жюри, призеры, почетные гости фестиваля из более чем 20 стран. В качестве гостей, членов жюри, участников в юбилейном киносмотре приняли участие более 100 гостей из 22 стран мира.

фестиваль EarlyMusic

Абсолютная гармония EarlyMusic

C 27 сентября по 12 октября в Санкт-Петербурге будет проходить двадцать первый Международный фестиваль EarlyMusic. Ему оказывает поддержку Комитета по культуре Северной столицы. На самых престижных концертных площадках города будут представлены пять концертов, премьера барочного балета в трех новеллах и первый опыт освоения русского театра XVII века — постановка школьной драмы Симеона Полоцкого «Комедия о Навуходоносоре».

фестиваль в Эдинбурге

Триумф петербургского ТЮЗа в Эдинбурге

В Эдинбург (Шотландия) на знаменитый театральный фестиваль Fringe петербургский Театр юных зрителей привез премьеру прошлого сезона — спектакль «Контракт» — по остросоциальной пьесе английского драматурга Майка Бартлетта. Интересно, что Эдинбург — это родина драматурга. Каждый август в этот шотландский город съезжаются тысячи театров со всего мира…

Послание к человеку

«Послание к человеку» в диалоге с Северными странами

XXVIII Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку» пройдет в Санкт-Петербурге с 15 по 22 сентября 2018 года. В эти же дни на берегах Невы откроется традиционная «Неделя Северных стран». Оба фестиваля решили вступить в диалог: в «Послание к человеку» включены показы документальных фильмов из Швеции, Исландии, Дании, Норвегии. Финляндия представила аж два фильма.

Этномеханика

Музыкальные эксперименты со всего мира

Новая сцена Александринского театра (набережная Фонтанки, 49) в субботу, 15 сентября, примет фестиваль «Этномеханика», который в девятый раз откроет для петербургской публики новые имена. Он представит кладезь оригинальности, экспериментов и звуков, собранных из разных уголков мира. Здесь отлично сочетаются турецкая народная музыка и сёрф, панк и фолк, медитативная музыка и рок, кумбия и техно, африканские ритмы и рейв, языческие пения и транс, арабские мотивы и электро, ритмические движения обрядового танца и современной дискотеки. «Петербургский авангард» знакомит читателей с коллективами, которые примут участие в фестивале.

Петроджаз-танец

«Петроджаз-танец»: Общение в движении

В Санкт-Петербурге с 15 по 30 сентября будет проходить третий международный фестиваль социального танца «Петроджаз-танец». Как сообщают организаторы, принять участие в нем может каждый желающий независимо от возраста и мастерства, потому что: во-первых, на фестивале будут проходить мастер-классы, а во-вторых — танцы созданы для общения.