Вечная весна Open Look

В Санкт-Петербурге завершился ХХ юбилейный фестиваль современного танца Open Look, проходивший с 14 по 19 августа. Он открылся спектаклем «Лес» учащихся четвертого курса школы-студии МХАТ, Мастерской Дмитрия Брусникина. К сожалению, начать нужно с печальной ноты: 9 августа скоропостижно скончался их мастер. Когда пришло это трагическое известие, встал вопрос о приезде молодых артистов на фестиваль.

Спектакль "Лес"

По словам директора фестиваля Вадима Каспарова, организаторы с пониманием отнеслись бы к любому решению ребят: «И мы очень благодарны им за то, что они все же приехали». Как сказал режиссер спектакля Дмитрий Мелкин, когда возник вопрос, играть или не играть: «Дмитрий Владимирович Брусникин сказал бы, что, конечно, играть. Мы тоже решили, что лучше играть, быть вместе, чем плакать по-отдельности».

Ребята приехали в Санкт-Петербург сразу после прощания с Мастером, и свой спектакль они посвятили его памяти. В представлении заняты 14 из 24 учеников осиротевшего (как назвал их Дмитрий Мелкин) курса. А ведь совсем недавно они в полном составе вместе с Дмитрием Брусникиным приезжали на фестиваль к Григорию Козлову со спектаклем «Транссиб», решенным в стиле документального театра вербатим, а потом весело «зажигали» вместе с учителем. Сейчас ребята все выглядели поникшими и растерянными. Но спектакль отыграли ярко и вдохновенно, продемонстрировав великолепную пластическую подготовку, показав, что они настоящие артисты и им подвластно все, все стили и все жанры.

Спектакль "Лес"

Спектакль «Лес» — это своеобразный пластический театр, сопровождаемый фольклорным вокалом и аккомпанементом непривычных звуков (саунд-дизайн — Нияз Карим). «Главная пружина — книга Владимира Бибихина «Лес». А дальше «Физика» Аристотеля. В нашем эстетическом погружении это было очень важно, — рассказал о спектакле Дмитрий Мелкин. — Мы работаем с нашей культурной памятью, которую храним о лесе, о себе — «лесных». Сейчас мы вступаем в сферу нового мифологического сознания, и подобные погружения очень интересуют как художников, так и зрителей».

Спектакль "Лес"

Вся эстетика и символика спектакля переносит нас в языческие времена обожествления природы и искренности человеческих отношений. Здесь «мужское» и «женское» не противоборствуют, а дополняют друг друга. Спектакль-перфоманс вызывает неизбежную аллюзию на балет «Весна священная» Стравинского. И очень символично, что вслед за ним был показан балет корейской труппы «Рассуждения о «Весне священной». Образ розы» на музыку Ра Есон в хореографии Ан Сынсу.

Весна Священная

Спектакль предварило обращение Вадима Каспарова и председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константина Сухенко. Зрители почтили память Дмитрия Брусникина минутой молчания.

Из аннотации к балету публика узнала, что музыка, сопровождающая танец, представляет некое переложение партитуры Стравинского на корейские народные инструменты, однако мало кому удалось найти хоть одну похожую ноту. Это, скорее, оммаж Стравинскому. К тому же, по словам автора хореографии Ан Сынсу, «здесь нет даже и намека на музыку Стравинского». Перед петербургской премьерой он рассказал журналистам, что просто вдохновлялся балетом «Весна священная», который увидел во время обучения в Америке в 2009 году и «заболел» им.

Весна Священная

«Мой спектакль посвящен древним корейским ритуалам встречи весны, а партитуру написала моя соотечественница Ра Есон. Мы с композитором создали свою версию «Весны священной». Основу музыки составляет национальная корейская мелодика, в первую очередь — барабанные ритмы, с периодически вступающими народными корейскими инструментами», — пояснил хореограф.

Ритуальность происходящего на сцене подчеркивали расположенные тут же традиционные барабаны ogo — так их название написали участники труппы. Что касается хореографии, то движения артистов были достаточно однообразны. Это, в основном, вращения сутеню и пируэты, батманы, крупные размашистые движения руками. У мужчин еще прыжки — сиссоны. Но при этой, может быть, ограниченности набора движений, балет смотрится с неослабевающим интересом. Групповой танец сменяется соло, затем превращается в дуэт, один дуэт перерастает в другой, к которому опять присоединяются все артисты. И так, кажется, без конца.

Весна Священная

Танец просто пропитан мощнейшей энергетикой. Как тут не вспомнить танец избранницы в балете Стравинского! В кульминационный момент начинают звучать барабаны ogo на сцене. И рисунок танца преображается в некое шаманство или, быть может, медитацию. Поражает выучка артистов, у некоторых (особенно у женщин) явно видна классическая подготовка. Во всяком случае, хореограф часто использует движения классического балета.

В анонсе организаторы привели высказывание западного критика, увидевшего здесь смесь корейского танца в верхней части тела и современного европейского танца в нижней. Но подготовленному зрителю подвижность корпуса и красивые движения рук артистов говорят о русской школе балета, ведь именно это является ее отличительной чертой. А вот в паре женских соло можно было увидеть движения национального корейского танца — порой казалось, что в руках танцовщиц не хватает вееров. Свободная пластика contemporary dance, изящество классического балета, орнаментальная красота корейского танца и даже энергия хип-хопа, — полное смешение стилей подарили корейские танцовщики, сделав это изящно, непринужденно и абсолютно органично.

Open Look

Самым знаменитым участником фестиваля была израильская танцевальная компания Vertgo со спектаклем, созданным в 2011 году «Рождение Феникса» — работа основательницы компании Ноа Вертхейм на музыку Ран Баньо. Сценограф Мошик Иосифов поместил артистов в пространство геодезического бамбукового купола, расположенного под открытым небом. В Санкт-Петербурге это был парадный двор Юсуповского дворца. Зрители разместились вокруг. В спектакле заняты пять танцовщиков. Израильская компания еще раз доказала, что в области contemporary dance Израиль «впереди планеты всей».

Open Look

Уже двадцать лет Наталья и Вадим Каспаровы с успехом продвигают современный танец на петербургскую сцену. Что вызывает огромное уважение, так как сложность задачи не требует подтверждений. Ведь город на Неве известен своей приверженностью к классике и даже балет в стиле модерн вызывает здесь определенное отторжение. Судя по переполненным залам, организаторам Open Look удается решать свои задачи с успехом.

Open Look

Как-то Вадим Каспаров, смеясь, рассказывал, что фестиваль возник из простого желания проводить больше времени дома вместе: «Я решил, что вместо того, чтобы жена ездила смотреть современный танец за границу, уж лучше пусть они к нам». А ведь кроме концертной программы, фестиваль — это еще открытые уроки различных современных техник, курс лекций и многое другое. Возникший на голом энтузиазме, Open Look занял достойное место на фестивальной карте страны.

Open Look

ИРИНА СОРИНА

22 августа 2018.
Текст: Ирина Сорина. Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля.
Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергею Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.