В Санкт-Петербурге прошел День памяти Пушкина

Мероприятия в память о Пушкине традиционно проходят 10 февраля, в день, когда поэт погиб. Естественно, что основные события развернулись во Всероссийском музее Александра Сергеевича Пушкина, в его квартире на набережной Мойке, 12. Но начались памятные мероприятия в Царском Селе, где прошла торжественная церемония возложения цветов к памятнику поэта в Лицейском саду. Затем на Мойке, 12, состоялось собрание с участием хранителей квартиры поэта и городской администрации. Стихи поэта прозвучали в исполнении народной артистки России Светланы Крючковой, народного артиста России Ивана Краско, заслуженного артиста РСФСР и народного артиста России Сергея Новожилова и заслуженного артиста России Алексея Емельянова.

Александр Пушкин

Открывая памятное собрание, директор музея Сергей Некрасов сказал: «Прошли десятилетия и уже столетия, но всегда в этот день, здесь, у окон его последней квартиры, собираются люди, для которых Пушкин является не только великим поэтом, но и очень близким человеком. Удивительное словосочетание «мой Пушкин», оно во многом оправдано, потому что ведь каждый открывает своего Пушкина».

Ровно 181 год назад перестало биться сердце величайшего человека и поэта. В 14:45 собравшиеся почтили память Пушкина минутой молчания. В этот же день в музее открылись сразу две выставки: «Искусство силуэта «Театр теней» К. Севастьянова» и «…»Сквозь магический кристалл». Графика и пастели Леонида Строганова».

Первая выставка посвящена 90-летию со дня рождения Константина Севастьянова (1928–1989), который долгие годы работал во Всесоюзном музее Пушкина. Хранитель фонда оригинальной графики и миниатюры Елена Пролет рассказала как дочь художника принесла для выставки памятные материалы: «Для нас было открытием увидеть Константина Егоровича в образе Моцарта, потому что он, учившийся в Академии художеств на театрального художника, примерил на себя эту роль. На одной из фотографий мы увидели его в образе станционного смотрителя. Он примерил и на себя эту роль, когда помогал делать музей в Выре. Этой выставкой музей сохраняет свои лучшие традиции, потому что без традиций, без уважения, культуры не бывает».

На выставке молодого петербургского художника Леонида Строганова представлены станковая графика, книжные иллюстрации, экслибрисы, выполненные за последние 18 лет. По словам куратора Аллы Рабинянц, «эта выставка, названная пушкинской строкой, всецело отвечает духу поэта».

По давней традиции Мемориальный музей-квартира Пушкина и Основная литературно-монографическая экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество» были открыты для посетителей бесплатно. В этот день по квартире Пушкина посетители прошли тем маршрутом, каким шли современники поэта в январе 1837 года.

Медиацентр Всероссийского музея Пушкина (Усадьба Державина на набережной Фонтанки, 118) также подготовил специальную программу «Пока в России Пушкин длится…», в рамках который представлены мультимедиа ресурс «Пушкин и его герои на киноэкране», виртуальные туры по Мемориальному музею-квартире Пушкина и Мемориальному музею-Лицею, книжная выставка и документальные фильмы «Пушкин в Петербурге», «…мой адрес: на Мойке, близ Конюшенного мосту…».

Завершились памятные мероприятия театрализованной постановкой «Приношение поэту» в исполнении студентов-выпускников Театрального института имени Бориса Щукина (Москва).

В преддверии Дня памяти поэта в Музее-лицее прошли два литературных вечера с участием школьников. На первом вечере «России сердце не забудет…», который состоялся 5 февраля, школьники 5-7-х классов из поселка Шушары прочли стихотворения русских писателей, посвященные Пушкину, а также стихи собственного сочинения. 9 февраля учащиеся школы №530 представили литературно-музыкальную композицию «Четыре зимы А.С. Пушкина», которая помогла всем участникам встречи пережить важные события в жизни поэта.

вебинар в Президентской библиотеке

В День памяти поэта, 10 февраля, в Президентской библиотеке состоялась конференция-вебинар, посвященная творчеству поэта. В режиме видео-конферец-связи в ней приняли участие пушкиноведы и библиотекари из Уфы, Иркутска, Ульяновска, Грозного, Омска, Барнаула, Кишинёва (Молдова) и других городов. Вел встречу старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, ученый секретарь Пушкинской комиссии РАН Алексей Балакин.

Директор Всероссийского музея Пушкина Сергей Некрасов представил в Президентской библиотеке диск «Путешествия поэтов». Он будет доступен для посетителей всех центров музея в регионах, его материалы можно использовать на интерактивных занятиях, в конкурсах и викторинах.

О новых проектах в регионах Российской Федерации рассказала участникам семинара Ирина Розина, заведующая Медиацентром Всероссийского музея Пушкина. Прежде всего это проекты, реализованные в тесном партнерстве с библиотеками и региональными центрами музея: выставки на основе оцифрованных материалов из фондов, веб-лекторий ведущих сотрудников музея, цикл семинаров и стажировок, медиафестиваль «Я числюсь по России», реализуемый совместно с Центральной библиотечной системой Ульяновска литературно-просветительский проект «Пушкин в Симбирском крае», куда поэт приезжал 185 лет назад.

Интересны также интернет-проекты «Пушкин без границ» (представленный Псковской областной универсальной научной библиотекой), «Первые переводы А. С. Пушкина на чеченский язык» (Национальная библиотека Чеченской Республики им. А. А. Айдамирова), «Сохранение наследия А. С. Пушкина на Молдавской земле» (Российский центр науки и культуры в Кишиневе).

Журналист и писатель Елена Швецова передала Президентской библиотеке свою книгу «Бес арапский – бессарабский» о кишиневском периоде творчества поэта. Елена Шевцова шесть лет работала в кишиневских СМИ и именно тогда «заболела» пушкинской темой. Книга о поэте собиралась много лет – и в скором времени будет оцифрована и войдет в фонд Президентской библиотеки.

В Музее Анны Ахматовой весь февраль проходит под знаком Пушкина. Так, 10 февраля состоялась музейная мастерская «Пушкин-ретро». Состоялся непринужденный разговор о Пушкине в атмосфере квартиры, где жила Ахматова, – разговор о традициях, которые существовали в петербургских семьях в 1960-1970-е годы прошлого века, о любви к стихам и книгам.

На следующий день, 11 февраля, прошла обзорная экскурсия по саду Фонтанного дома «Наши тени навсегда». «Он победил и время, и пространство», – говорила Ахматова о Пушкине. Сама Ахматова, по словам Корнея Чуковского, – «бережливая наследница всех драгоценнейших богатств русской словесной культуры». И «на каждой ее странице незримо присутствует Пушкин». Экскурсия была посвящена этой незримой связи двух поэтов.

День Пушкина

В конце февраля состоится запланирован проект «Пушкин в анимации». Существует множество экранизаций, сделанных по мотивам произведений из школьной программы, включая пушкинские. Гораздо реже героем становится сам автор. Вместе с Мариной Павловой, учителем московской гимназии № 1514, автором статей по анимации, специалистом по работе с анимационными фильмами участники проекта смогут посмотреть и обсудить мультфильмы о Пушкине. Вход — свободный.

11 февраля 2018.

Рубрика: Литература Музеи / кино Театры / музыка. Тэги: , , .

выставка Анатолия Прошкина

Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

Полина Осетинская

Голос из зала: о Полине Осетинской

Все было замечательно в тот вечер. Играла Полина Осетинская, сольный концерт, два отделения. Концертный зал Мариинского театра. Бах, Бетховен. И Брамс, те его сочинения, которые мы уже слышали ровно месяц назад на печальном и трогательном вечере памяти нашего общего друга Павла Егорова. Исполнительница любит романтическую музыку, либо, вероятно, обладает даром сделать романтическим то, что у нее изначально вызывает душевный отклик.

Лео Штайнберг

Женственность под мужским именем

В галерее «Течение» творческого пространства «Артмуза» (13-я линия Васильевского острова, 70, 3 этаж) продолжается персональная выставка художника-сюрреалиста Лео Штайнберг. Псевдоним, вероятно, отсылает к фигуре выдающегося американского критика и историка искусства, уроженца СССР Льва Штейнберга. Однако выставка «Стыд: эстетика женственности» представляет работы молодой художницы, уже прославившейся своим активным и незаурядным творчеством.

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.