«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Тимур Новиков

Тимур Новиков, художник и основатель петербургской Новой академии изящных искусств, родился в Ленинграде 24 сентября 1958 года. Его творческий путь начался с детства — с кружка рисования в Доме пионеров, с участия в выставке детских рисунков в Нью-Дели, с клуба юных искусствоведов при Государственном Русском музее и Клуба юных любителей искусства в Эрмитаже.

выставка Тимура Новикова

Во второй половине 1970-х годов он стал писать первые картины, и тогда же осуществил первые масштабные проекты. Среди них стоит отметить музыкальную группу «Монстерз», первую квартирную выставку в составе художественного объединения «Летопись», организацию творческих мастерских в бывшей церкви Кирилла и Мефодия.

выставка Тимура Новикова

В 1980 году художник открыл галерею «АССА» в коммунальной квартире, в которой жил. Позже так был назван культовый фильм Сергея Соловьева, в котором Новиков принимал участие в качестве актера и художника. В этой галерее он провел «I Биеннале портретов Тимура Новикова», но в 1987 году она закрылась.

выставка Тимура Новикова

У Тимура Новикова всегда было много соратников среди современных ему музыкантов и художников, — и в группе «Новые художники», в которой участвовали Георгий Гурьянов, Евгений Козлов, Олег Котельников, Иван Сотников и Кирилл Хазанович, и в авангардистском коллективе «Новые композиторы», и в оркестре «Популярная механика» Сергея Курехина, в рок-группе «Кино», с которой он сотрудничал как сценограф концертов.

выставка Тимура Новикова

Фрагмент декораций для «Популярной механики» представлен на экспозиции. Можно здесь увидеть и один из изобретенных «Новыми художниками» музыкальных инструментов — «Утюгон», проект Тимура Новикова и Ивана Сотникова, реконструированный Олегом Котельниковым.

выставка Тимура Новикова

В конце 1980-х годов Новиков отошел от живописи, заинтересовавшись текстильным коллажем с использованием минималистских трафаретов и упрощенной композиции, в которой плоскость делилась на две части и дополнялась неким лаконичным знаком.

выставка Тимура Новикова

На выставке в Центре Курехина представлены типичные для этой техники работы: «Восход» (1989), «Черное солнце» (1988), «Старт» (1999), серия «Олень», «Солнце», «Елка» и «Рыбы» (2000). Новиков указывал на преемственность этого композиционного построения между современностью, пространственными находками Малевича и древнерусской иконописью.

выставка Тимура Новикова

1985 год стал годом основания Академии всяческих искусств, которая после 1989 года стала называться Новая академия изящных искусств. В основе ее «идеологии» было искусство коллажа.

выставка Тимура Новикова

Художник продолжал активно заниматься и другими проектами — открытие Свободного университета, совместно с Сергеем Курехиным и Борисом Юханановым, учреждение журнала «Кабинет», в котором участвовали художники Сергей Бугаев и Ирена Куксенайте, художественный критик и куратор Олеся Туркина и философ Виктор Мазин.

выставка Тимура Новикова

В 1991 году работы Новикова впервые экспонировались в Русском музее — в программной выставке Новой академии «Неокадемизм», в которой были собраны также работы Константина Гончарова, Георгия Гурьянова, Дениса Егельского, Сергея Бугаева.

выставка Тимура Новикова

Все эти мастера, несмотря на тягу к бунтарству, не пренебрегали образами классического изобразительного искусства и балета. После этого Новиков стал использовать фотографии и открытки с репродукциями классических живописных образцов и портретами персонажей балета в своих композициях.

выставка Тимура Новикова

В 1990-е годы Новиков также открыл учебные классы Новой академии в Русском музее и в Михайловском замке, стал инициатором создания Европейского общества классической эстетики с участием филолога-классика, профессора Александра Зайцева, занимался изданием книг, даже создавал инсталляции с политической тематикой.

выставка Тимура Новикова

Даже после тяжелой болезни и наступившей вследствие этого слепоты в 1997 году Новиков не прекратил руководства Новой академией и преподавательской деятельности в СПбГУ и других петербургских институтах. В 1998 году была издана газета «Художественная воля», а также журнал «Сусанинъ».

выставка Тимура Новикова

В 1999 и 2000 году Новиков совместно с писателем Марусей Климовой занимался организацией фестиваля петербургского декаданса «Темные ночи», на котором это подзабытое художественное течение интерпретировалось в согласии с сегодняшними реалиями и культурными установками.

выставка Тимура Новикова

23 мая 2002 года художник скончался. На его счету — огромное количество коллективных и персональных выставок, прошедших в Ленинграде, Москве, в областных музеях Рязани и Твери, а также за рубежом — в США, Германии, Франции, Нидерландах, Финляндии. На выставке представлены два главных этапа творческого пути Новикова: это период «Новых художников» и неоакадемизм. Последняя работа художника «Людвиг II Баварский», которую можно увидеть на данной выставке, является ярким и выразительным отражением этого жанра.

выставка Тимура Новикова

Одна из самых красочных частей экспозиции — серия текстильных панно, декорированных вставками из открыток. Эта серия озаглавлена как «Счастье в садах», и это отчасти легло в основу названия для всей экспозиции. Тимур Новиков, по его собственным словам, больше всего стремился избегать в своем творчестве повествовательности, назидательности и непонятности. И его работы в самом деле выглядят немногословными, мягкими и непретенциозными. В то же время они, без всякого сомнения, определяют облик той сложной и странной эпохи, в которой жил художник.

Посетить выставку «В Садах Тимура» можно будет до 14 октября.

выставка Тимура Новикова

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

21 июня 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!