«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Тимур Новиков

Тимур Новиков, художник и основатель петербургской Новой академии изящных искусств, родился в Ленинграде 24 сентября 1958 года. Его творческий путь начался с детства — с кружка рисования в Доме пионеров, с участия в выставке детских рисунков в Нью-Дели, с клуба юных искусствоведов при Государственном Русском музее и Клуба юных любителей искусства в Эрмитаже.

выставка Тимура Новикова

Во второй половине 1970-х годов он стал писать первые картины, и тогда же осуществил первые масштабные проекты. Среди них стоит отметить музыкальную группу «Монстерз», первую квартирную выставку в составе художественного объединения «Летопись», организацию творческих мастерских в бывшей церкви Кирилла и Мефодия.

выставка Тимура Новикова

В 1980 году художник открыл галерею «АССА» в коммунальной квартире, в которой жил. Позже так был назван культовый фильм Сергея Соловьева, в котором Новиков принимал участие в качестве актера и художника. В этой галерее он провел «I Биеннале портретов Тимура Новикова», но в 1987 году она закрылась.

выставка Тимура Новикова

У Тимура Новикова всегда было много соратников среди современных ему музыкантов и художников, — и в группе «Новые художники», в которой участвовали Георгий Гурьянов, Евгений Козлов, Олег Котельников, Иван Сотников и Кирилл Хазанович, и в авангардистском коллективе «Новые композиторы», и в оркестре «Популярная механика» Сергея Курехина, в рок-группе «Кино», с которой он сотрудничал как сценограф концертов.

выставка Тимура Новикова

Фрагмент декораций для «Популярной механики» представлен на экспозиции. Можно здесь увидеть и один из изобретенных «Новыми художниками» музыкальных инструментов — «Утюгон», проект Тимура Новикова и Ивана Сотникова, реконструированный Олегом Котельниковым.

выставка Тимура Новикова

В конце 1980-х годов Новиков отошел от живописи, заинтересовавшись текстильным коллажем с использованием минималистских трафаретов и упрощенной композиции, в которой плоскость делилась на две части и дополнялась неким лаконичным знаком.

выставка Тимура Новикова

На выставке в Центре Курехина представлены типичные для этой техники работы: «Восход» (1989), «Черное солнце» (1988), «Старт» (1999), серия «Олень», «Солнце», «Елка» и «Рыбы» (2000). Новиков указывал на преемственность этого композиционного построения между современностью, пространственными находками Малевича и древнерусской иконописью.

выставка Тимура Новикова

1985 год стал годом основания Академии всяческих искусств, которая после 1989 года стала называться Новая академия изящных искусств. В основе ее «идеологии» было искусство коллажа.

выставка Тимура Новикова

Художник продолжал активно заниматься и другими проектами — открытие Свободного университета, совместно с Сергеем Курехиным и Борисом Юханановым, учреждение журнала «Кабинет», в котором участвовали художники Сергей Бугаев и Ирена Куксенайте, художественный критик и куратор Олеся Туркина и философ Виктор Мазин.

выставка Тимура Новикова

В 1991 году работы Новикова впервые экспонировались в Русском музее — в программной выставке Новой академии «Неокадемизм», в которой были собраны также работы Константина Гончарова, Георгия Гурьянова, Дениса Егельского, Сергея Бугаева.

выставка Тимура Новикова

Все эти мастера, несмотря на тягу к бунтарству, не пренебрегали образами классического изобразительного искусства и балета. После этого Новиков стал использовать фотографии и открытки с репродукциями классических живописных образцов и портретами персонажей балета в своих композициях.

выставка Тимура Новикова

В 1990-е годы Новиков также открыл учебные классы Новой академии в Русском музее и в Михайловском замке, стал инициатором создания Европейского общества классической эстетики с участием филолога-классика, профессора Александра Зайцева, занимался изданием книг, даже создавал инсталляции с политической тематикой.

выставка Тимура Новикова

Даже после тяжелой болезни и наступившей вследствие этого слепоты в 1997 году Новиков не прекратил руководства Новой академией и преподавательской деятельности в СПбГУ и других петербургских институтах. В 1998 году была издана газета «Художественная воля», а также журнал «Сусанинъ».

выставка Тимура Новикова

В 1999 и 2000 году Новиков совместно с писателем Марусей Климовой занимался организацией фестиваля петербургского декаданса «Темные ночи», на котором это подзабытое художественное течение интерпретировалось в согласии с сегодняшними реалиями и культурными установками.

выставка Тимура Новикова

23 мая 2002 года художник скончался. На его счету — огромное количество коллективных и персональных выставок, прошедших в Ленинграде, Москве, в областных музеях Рязани и Твери, а также за рубежом — в США, Германии, Франции, Нидерландах, Финляндии. На выставке представлены два главных этапа творческого пути Новикова: это период «Новых художников» и неоакадемизм. Последняя работа художника «Людвиг II Баварский», которую можно увидеть на данной выставке, является ярким и выразительным отражением этого жанра.

выставка Тимура Новикова

Одна из самых красочных частей экспозиции — серия текстильных панно, декорированных вставками из открыток. Эта серия озаглавлена как «Счастье в садах», и это отчасти легло в основу названия для всей экспозиции. Тимур Новиков, по его собственным словам, больше всего стремился избегать в своем творчестве повествовательности, назидательности и непонятности. И его работы в самом деле выглядят немногословными, мягкими и непретенциозными. В то же время они, без всякого сомнения, определяют облик той сложной и странной эпохи, в которой жил художник.

Посетить выставку «В Садах Тимура» можно будет до 14 октября.

выставка Тимура Новикова

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

21 июня 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.

Осень русского средневековья

Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.