В Русском музее состоялась первая премьера

Пока современные театры заняты поисками новых форм, граничащими подчас с безумием, в Западном павильоне Михайловского замка уже сделана неожиданная и приятная находка. В Центре мультимедиа Русского музея 5 октября была представлена премьера кукольного спектакля с элементами мультимедиа по повести «Шинель» Николая Гоголя. Эта постановка стала удачным сочетанием эксперимента и технологий, которые столь дороги многим продвинутым ценителям современного искусства, с глубоко человечным и мудрым высказыванием классика о «социальном равенстве и неотъемлемых правах личности в любом ее состоянии и звании». Никому не ведомо, думал ли Гоголь именно так, но литературоведы берут на себя смелость запаковывать шедевры в такие научные формулы.

Николай Гоголь

Погружение в мистический мир гоголевского Санкт-Петербурга начинается еще с лестницы — каменные ступени, освещенные фонариками из той эпохи, возносят по спирали вверх, заставляя зрителя гадать, что там дальше, за поворотом. А дальше — подготовка к действу, «пикник на обочине», совсем не страшный и даже захватывающий. Перед спектаклем те, кому удалось на него попасть, смогли побывать в комнате, где размещена часть сюрпризов техно-игрового маршрута, посвященного Павлу I. Например, волшебная книга, на страницах которой вдруг возникает история путешествия императора по Европе, или удивительное зеркало, благодаря которому можно примерить старинный наряд, не снимая своего. И вдруг приходит понимание, что так хозяин места — самый романтичный российский правитель и большой любитель театра — встречает гостей и предлагает насладиться представлением. Пусть даже его и нет здесь, но эти стены все помнят и не дают забыть тем, кто в них находится.

Русский музей, Шинель

«Тематика всех спектаклей, которые здесь планируется ставить, на наш взгляд, должна быть связана и с местом, и с представителями мира искусства. Гоголь, например, неподалеку преподавал в женском институте — на противоположной от Михайловского замка стороне Фонтанки (дом 36, Екатерининский институт — для девочек из незнатных и небогатых дворянских семей, ныне — одно из зданий Публичной библиотеки). Кстати в Третьем отделении неподалеку (здание на набережной Мойки, 58, не сохранилось) он тоже служил, правда недолго. Поэтому мы в любом случае будем искать связь с местом, с какими-то исключительно петербургскими явлениями и постараемся поддерживать традиционное для нашего города культурное наполнение», — рассказала заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светлана Бирюкова.

Русский музей, Шинель

Небольшой зал погружен в полумрак, вместо декораций — два окна и выход на балкон между ними. В окнах отражается ненастоящий город со снегом, похожим на перья птицы, а в просвете балкона — тень замка. Оттуда появятся странные существа в масках — то ли те самые птицы, давшие перья всем безымянным писарям Российской Империи, то ли злые сослуживцы Акакия Акакиевича Башмачкина в зловещих венецианских масках Чумного Доктора, то ли многочисленные химеры, появлявшиеся на некоторых фасадах петербургских зданий по странной прихоти их строителей, а может быть — духи мистического Санкт-Петербурга, которые забавляются с людьми так же, как нелюбящие Башмачкина чиновники. Аллюзии и ассоциации здесь бесконечны. Зритель погружается в таинственную атмосферу Северной Венеции с ее туманами и наводнениями, ангелами и демонами, зловещими призраками с пудовыми кулаками, срывающими шинель с несчастного титулярного советника.

Русский музей, Шинель

И вот уже складывается впечатление, что именно эти две странные огромные птицы, забавляясь, создают и сам город, и Акакия Акакиевича в нем, и портного Петровича, которого Гоголь (а он ведь тоже похож на птицу) частенько величает «чортом», и всю мучительную интригу с шинелью…

«Шинель» — одна из петербургских повестей, увидевшая свет в третьем томе собрания сочинений Гоголя, отпечатанного в конце 1842 года. Именно в то время Николай Васильевич становится крайне религиозным человеком. Поэтому некоторые исследователи его творчества склонны трактовать повесть как притчу об искушении и смирении. Башмачкин был одержим стремлением обладать желанным предметом, и это погубило его, превратив в незнающего покоя призрака.

Русский музей, Шинель

«Комнату, в которой представлен спектакль, мы с самого начала отвели для этих целей. Мы постарались заполнить ее техникой как можно деликатнее — оснащение еще не совсем завершено. Мы твердо решили, что начнем осваивать это пространство со знакового спектакля. Когда мы его готовили вместе с молодыми актерами, особенно жаркие споры разгорелись из-за… перьев. Ребята, занятые в постановке — Мария Бабанова, Михаил Ремизов, Марина Симонова, Даниил Рабинович — выпускники Российского государственного института сценических искусств (Бывшая театральная академия на Моховой). Они очень консервативны, и это хорошо, потому что сейчас традиционная профессиональная школа утрачивается. Я приложила немыслимые усилия, чтобы объяснить им глубочайший символизм пера, великого жезла чиновника, которым он управляем миром, творит, по его мнению, великие дела. А на самом деле летящие перышки — вещь зряшная, пустая… Но они отказались от этой значимой детали. И в один прекрасный день мы вышли на балкон, чтобы подготовить его к спектаклю, а там лежит огромное черное вороново перо! Это был какой-то невероятный подарок, после которого перо, главный инструмент Акакия Акакиевича, вернулось в спектакль», — рассказала Светлана Бирюкова.

Русский музей, Шинель

И действительно: перья в спектакле постоянно сопровождают ангелоподобного Башмачкина, то проплывая в окнах, то трепеща вокруг него. И кажется, что кто-то неведомый переписывает его судьбу, а может быть — у героя, похожего на дитя в его длиннополой шинели, уже прорастают ангельские крылья. По взмаху пера возникает заснеженный Санкт-Петербург, снежные перья заметают улицы, и незримый росчерк легкого перышка легко решает судьбы, казня и милуя маленьких людей…

Образ маленького человека, воплощенный в небольшой кукле с удивленными глазами, в маленьком мирке, помещенном в небольшом здании, стоящем отдельно от замка — это еще одна ассоциация, на которую наводят зрителя талантливые молодые артисты. Им удалось уйти от попсовости, которой грешат современные кинематографисты, замахнувшиеся на «Вечера на хуторе близ Диканьки» в стиле голливудского триллера. Пьеса, представленная в Западном павильоне (Кордегардии) Михайловского замка — быть может, наивная, но талантливая, живая, наполненная глубочайшим смыслом и звучанием верной тональности.

Русский музей, Шинель

По словам начальника службы «Виртуальный Русский музей» Марии Гладких, спектакль создан на основе дипломной работы выпускников РГИСИ (мастерская заслуженной артистки России Ирины Ласкари). Сейчас они работают по разным кукольным театрам города. «У нас получился прекрасный творческий тандем. Ребята пришли со своим материалом к Светлане Владимировне Бирюковой. При помощи средств мультимедиа эта постановка была адаптирована для показа в нашем помещении», — отметила она.

В свою очередь Светлана Бирюкова добавила, что назвала бы постановку «театральным осваиванием музейного зала»: «Хочется поднять театральную культуру в музеях на достойный уровень, потому что это не должно быть ни в коем случае не зрелищно, ни в коем случае не шоу-бизнес, ни в коем случае не досуговое мероприятие! Это должна быть глубокая и всегда современная литература, опера, драма. И мы только начали наш непростой путь».

Русский музей, Шинель

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

16 октября 2017.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены службой «Виртуальный Русский музей».
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.