В Русском музее состоялась первая премьера

Пока современные театры заняты поисками новых форм, граничащими подчас с безумием, в Западном павильоне Михайловского замка уже сделана неожиданная и приятная находка. В Центре мультимедиа Русского музея 5 октября была представлена премьера кукольного спектакля с элементами мультимедиа по повести «Шинель» Николая Гоголя. Эта постановка стала удачным сочетанием эксперимента и технологий, которые столь дороги многим продвинутым ценителям современного искусства, с глубоко человечным и мудрым высказыванием классика о «социальном равенстве и неотъемлемых правах личности в любом ее состоянии и звании». Никому не ведомо, думал ли Гоголь именно так, но литературоведы берут на себя смелость запаковывать шедевры в такие научные формулы.

Николай Гоголь

Погружение в мистический мир гоголевского Санкт-Петербурга начинается еще с лестницы — каменные ступени, освещенные фонариками из той эпохи, возносят по спирали вверх, заставляя зрителя гадать, что там дальше, за поворотом. А дальше — подготовка к действу, «пикник на обочине», совсем не страшный и даже захватывающий. Перед спектаклем те, кому удалось на него попасть, смогли побывать в комнате, где размещена часть сюрпризов техно-игрового маршрута, посвященного Павлу I. Например, волшебная книга, на страницах которой вдруг возникает история путешествия императора по Европе, или удивительное зеркало, благодаря которому можно примерить старинный наряд, не снимая своего. И вдруг приходит понимание, что так хозяин места — самый романтичный российский правитель и большой любитель театра — встречает гостей и предлагает насладиться представлением. Пусть даже его и нет здесь, но эти стены все помнят и не дают забыть тем, кто в них находится.

Русский музей, Шинель

«Тематика всех спектаклей, которые здесь планируется ставить, на наш взгляд, должна быть связана и с местом, и с представителями мира искусства. Гоголь, например, неподалеку преподавал в женском институте — на противоположной от Михайловского замка стороне Фонтанки (дом 36, Екатерининский институт — для девочек из незнатных и небогатых дворянских семей, ныне — одно из зданий Публичной библиотеки). Кстати в Третьем отделении неподалеку (здание на набережной Мойки, 58, не сохранилось) он тоже служил, правда недолго. Поэтому мы в любом случае будем искать связь с местом, с какими-то исключительно петербургскими явлениями и постараемся поддерживать традиционное для нашего города культурное наполнение», — рассказала заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светлана Бирюкова.

Русский музей, Шинель

Небольшой зал погружен в полумрак, вместо декораций — два окна и выход на балкон между ними. В окнах отражается ненастоящий город со снегом, похожим на перья птицы, а в просвете балкона — тень замка. Оттуда появятся странные существа в масках — то ли те самые птицы, давшие перья всем безымянным писарям Российской Империи, то ли злые сослуживцы Акакия Акакиевича Башмачкина в зловещих венецианских масках Чумного Доктора, то ли многочисленные химеры, появлявшиеся на некоторых фасадах петербургских зданий по странной прихоти их строителей, а может быть — духи мистического Санкт-Петербурга, которые забавляются с людьми так же, как нелюбящие Башмачкина чиновники. Аллюзии и ассоциации здесь бесконечны. Зритель погружается в таинственную атмосферу Северной Венеции с ее туманами и наводнениями, ангелами и демонами, зловещими призраками с пудовыми кулаками, срывающими шинель с несчастного титулярного советника.

Русский музей, Шинель

И вот уже складывается впечатление, что именно эти две странные огромные птицы, забавляясь, создают и сам город, и Акакия Акакиевича в нем, и портного Петровича, которого Гоголь (а он ведь тоже похож на птицу) частенько величает «чортом», и всю мучительную интригу с шинелью…

«Шинель» — одна из петербургских повестей, увидевшая свет в третьем томе собрания сочинений Гоголя, отпечатанного в конце 1842 года. Именно в то время Николай Васильевич становится крайне религиозным человеком. Поэтому некоторые исследователи его творчества склонны трактовать повесть как притчу об искушении и смирении. Башмачкин был одержим стремлением обладать желанным предметом, и это погубило его, превратив в незнающего покоя призрака.

Русский музей, Шинель

«Комнату, в которой представлен спектакль, мы с самого начала отвели для этих целей. Мы постарались заполнить ее техникой как можно деликатнее — оснащение еще не совсем завершено. Мы твердо решили, что начнем осваивать это пространство со знакового спектакля. Когда мы его готовили вместе с молодыми актерами, особенно жаркие споры разгорелись из-за… перьев. Ребята, занятые в постановке — Мария Бабанова, Михаил Ремизов, Марина Симонова, Даниил Рабинович — выпускники Российского государственного института сценических искусств (Бывшая театральная академия на Моховой). Они очень консервативны, и это хорошо, потому что сейчас традиционная профессиональная школа утрачивается. Я приложила немыслимые усилия, чтобы объяснить им глубочайший символизм пера, великого жезла чиновника, которым он управляем миром, творит, по его мнению, великие дела. А на самом деле летящие перышки — вещь зряшная, пустая… Но они отказались от этой значимой детали. И в один прекрасный день мы вышли на балкон, чтобы подготовить его к спектаклю, а там лежит огромное черное вороново перо! Это был какой-то невероятный подарок, после которого перо, главный инструмент Акакия Акакиевича, вернулось в спектакль», — рассказала Светлана Бирюкова.

Русский музей, Шинель

И действительно: перья в спектакле постоянно сопровождают ангелоподобного Башмачкина, то проплывая в окнах, то трепеща вокруг него. И кажется, что кто-то неведомый переписывает его судьбу, а может быть — у героя, похожего на дитя в его длиннополой шинели, уже прорастают ангельские крылья. По взмаху пера возникает заснеженный Санкт-Петербург, снежные перья заметают улицы, и незримый росчерк легкого перышка легко решает судьбы, казня и милуя маленьких людей…

Образ маленького человека, воплощенный в небольшой кукле с удивленными глазами, в маленьком мирке, помещенном в небольшом здании, стоящем отдельно от замка — это еще одна ассоциация, на которую наводят зрителя талантливые молодые артисты. Им удалось уйти от попсовости, которой грешат современные кинематографисты, замахнувшиеся на «Вечера на хуторе близ Диканьки» в стиле голливудского триллера. Пьеса, представленная в Западном павильоне (Кордегардии) Михайловского замка — быть может, наивная, но талантливая, живая, наполненная глубочайшим смыслом и звучанием верной тональности.

Русский музей, Шинель

По словам начальника службы «Виртуальный Русский музей» Марии Гладких, спектакль создан на основе дипломной работы выпускников РГИСИ (мастерская заслуженной артистки России Ирины Ласкари). Сейчас они работают по разным кукольным театрам города. «У нас получился прекрасный творческий тандем. Ребята пришли со своим материалом к Светлане Владимировне Бирюковой. При помощи средств мультимедиа эта постановка была адаптирована для показа в нашем помещении», — отметила она.

В свою очередь Светлана Бирюкова добавила, что назвала бы постановку «театральным осваиванием музейного зала»: «Хочется поднять театральную культуру в музеях на достойный уровень, потому что это не должно быть ни в коем случае не зрелищно, ни в коем случае не шоу-бизнес, ни в коем случае не досуговое мероприятие! Это должна быть глубокая и всегда современная литература, опера, драма. И мы только начали наш непростой путь».

Русский музей, Шинель

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

16 октября 2017.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены службой «Виртуальный Русский музей».
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.