В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

фильмы Хироси Тэсигахара

Хироси Тэсигахара родился в 1927 году в семье Софу Тэсигахары – знаменитого мастера цветочной аранжировки, основателя собственной школы икэбаны Согэцу. В 1953 году Тэсигахара снял свой первый документальный фильм. Это была короткометражная лента о великом японском художнике Хокусае.

После работы над фильмом «Хокусай» Тэсигахара укрепляется в желании посвятить свою жизнь кинематографу. Первый полнометражный игровой фильм Тэсигахары «Западня» (1962) повествует о серии загадочных убийств в шахтерском городке на острове Кюсю.

Иногда в картинах Тэсигахары есть прямые цитаты из фильмов Камэи. Сентиментальные нотки, свойственные фильмам старшего поколения кинематографистов, Тэсигахара отвергал и видел мир более сложным, объемным, трагичным.

Хироси Тэсигахара

Важным этапом в карьере режиссера стала его поездка за границу. Посетив в 1959 году Америку и европейские страны, Тэсигахара впервые воочию увидел произведения искусства, с детства вдохновлявшие его воображение, и даже лично познакомился со своим кумиром – Сальвадором Дали.

Тэсигахара долго и плодотворно сотрудничал с известным японским писателем Кобо Абэ (1924-1993). Именно этот литератор был автором сценариев наиболее известных полнометражных игровых картин режиссера. Фильмы «Западня» (1962), «Женщина в песках» (1964), «Чужое лицо» (1966), «Сожженная карта» (1968) стали результатом их творческого тандема.

В последние годы жизни Тэсигахара занимался не только кинематографом, икэбаной и гончарным делом, но и каллиграфией, поставил несколько пьес для театра Но, работал в опере. В 1992 году он стал обладателем Медали почета с пурпурной лентой, присуждаемой японским правительством деятелям культуры за заслуги и достижения в области науки и искусства.

Расписание показов:

16 февраля (19:00) – «Западня», 1962 год.

…На взгорье расположилось небольшое деревенское кладбище. Из-за могильных плит осторожно выглядывает человек в белоснежном костюме. Он наблюдает за тем, как работают двое шахтеров и непрестанно делает фотографии. Через некоторое время одного из этих шахтеров приглашают поработать «на особых условиях», снабдив его специальной картой местности. На новом месте работы, куда герой фильма приезжает с маленьким сыном, очень скоро выясняется, что шахта закрыта, жители поселка куда-то исчезли, и их дома стоят пустыми. Лишь на краю поселка одинокая женщина приторговывает сластями и детскими игрушками. Герой недоумевает, в чем дело, а человек в белом продолжает следить за ним…

Это — первый игровой фильм Хироси Тэсигахары и первая картина, снятая по сценарию японского писателя-авангардиста Кобо Абэ. С этой ленты началось долгое и плодотворное сотрудничество. Небольшой рассказ о череде загадочных убийств, произошедших в шахтерском городке на острове Кюсю, был написан Абэ для телевизионного фильма «Чистилище» (1960 год, режиссер Акио Умэдзу, телевизионная компания Кюсю Асахи). Фильм получил несколько призов и даже участвовал в конкурсе международного фестиваля телевизионных фильмов в Монте-Карло, однако вскоре был забыт, оказавшись в тени полнометражного дебюта Тэсигахары.

Сам режиссер относит свой фильм к жанру «документальной фантастики». Хроника, реалистические декорации и зарисовки шахтерского быта становятся частью сюрреалистического мира, населенного призраками. Кроме того, в фильме прослеживаются параллели с реальными событиями, которые в 1960 году привлекли всеобщее внимание к шахтерам острова Кюсю. Во время масштабной забастовки на шахтах Мицуи-Миикэ один из лидеров профсоюза был убит местными якудза, по общему мнению, подосланными хозяевами шахт.

В фильме Тэсигахара личность злодея в белом так и остается не раскрытой. Возможно, это наемный убийца. А может быть, это собирательный образ повсюду подстерегающей современного человека угрозы, скрывающейся под маской благообразия, добропорядочности и достатка.

17 февраля (21:00) – «Женщина в песках», 1963 год.

…Школьный учитель, увлекающийся энтомологией, приезжает из Токио в глухую провинцию у моря, чтобы разыскать в здешних песках редкую породу жука из семейства жужелиц (Cincidela japana). Гостиниц поблизости нет, и герой принимает совет местных жителей остановиться на ночлег в доме одинокой вдовы. По веревочной лестнице мужчина спускается в глубокую яму, где расположился дом хозяйки. Это — ветхое сооружение без электричества, отопления и воды, в котором все зарастает плесенью, а на голову постоянно сыплется песок. Герой шокирован такими условиями, но вынужден терпеть тяготы походной жизни. Утром обнаруживается, что веревочная лестница, по которой мужчина спускался вниз, исчезла – теперь он в западне.

фильмы Хироси Тэсигахара

Энтомолог-любитель стал легкой добычей для местных жителей. Песок засыпает их дома, и чтобы деревня не погибла, нужна рабочая сила. Сначала герой сопротивляется, пытается бежать. Он не может понять, почему жители просто не покинут это гиблое место. Но как ни парадоксально, вскоре он сам начинает втягиваться в новую жизнь. К концу фильма уже не понятно, выберет он свободу или по собственному желанию проведет остаток жизни в песочной яме, в объятиях темной деревенской женщины.

Фильм Тэсигахара – философское размышление на тему человека и общества, свободы личности, прогресса. Его главные герои – мужчина, женщина и песок. Этот самый известный фильм режиссера был номинирован на премию «Оскар» и получил специальный приз Каннского фестиваля. В основу легло одноименное произведение Кобо Абэ. Главную роль исполнил актер Эйдзи Окада, получивший всемирную известность благодаря фильму Алена Рене «Хиросима, любовь моя» (1959).

18 февраля (21:00) – «Чужое лицо», 1966 год.

…Во время осмотра нового завода инженер Окуяма получил серьезные ожоги и фактически лишился лица. Свои увечья он скрывает под многослойными бинтами, которых не снимает даже дома. Несчастный случай сделал героя мнительным. В глазах жены он видит страх и отвращение. От его постоянных нападок и резких высказываний страдают окружающие.

На приеме у врача Окуяма узнает, что современные технологии позволяют сконструировать специальную маску, которая будет в точности имитировать цвет и текстуру человеческой кожи. Единственное условие врача – не прерывать общение, регулярно давать отчет о своей новой жизни. Врач хочет знать, насколько новое лицо изменит характер героя, его привычки, манеру держаться. Предупредив коллег и начальство, что его отсутствие на работе будет продолжительным, герой поселяется на съемной квартире и полностью обновляет свой гардероб. Главная цель этого маскарада – отомстить жене, соблазнив ее под видом незнакомца.

фильмы Хироси Тэсигахара

Параллельно разворачивается другая история – о молодой девушке, изувеченной в результате атомной бомбардировки городе Нагасаки. Девушка живет с братом и часто навещает пациентов психиатрической лечебницы для бывших военных. С больными ей легче смириться со своей собственной травмой, чем в окружении здоровых людей. Возможность романтической любви кажется ей навсегда потерянной, и девушка решается на отчаянный поступок.

Это третий фильм режиссера Тэсигахары, над которым он работал в тесном сотрудничестве с писателем Кобо Абэ. Картина создавалась как размышление о личности и обществе, о человеческом одиночестве и жестокости. По словам самого Тэсигахары, он стремился снять фильм «без дешевой сентиментальности и ложного гуманизма», свойственных современному кинематографу.

19 февраля (19:00) – «Летние солдаты», 1972 год.

…Идет война во Вьетнаме. На острове Окинава, в южной части японского архипелага, находятся многочисленные военные базы США. Остров стал основным перевалочным пунктом между США и зоной конфликта, что сделало Японию если не участником, то невольным пособником в войне, вызывавшей протесты во всем мире. Массовым явлением в те годы стало дезертирство американских солдат.

Бежал с военной базы и молодой человек по имени Джим, мечтающий о карьере музыканта и потрясенный увиденным во Вьетнаме. Скрыться ему помогает проститутка по имени Рэйко. В Токио специальная некоммерческая организация направляет его на попечение японской семьи, однако жить в чужом доме всегда нелегко, особенно без знания языка. Многочисленные благодетели Джима рады почувствовать себя «борцами за справедливость», но не проявляют к нему человеческого участия. Джим отправляется автостопом в Киото – старую столицу Японии, но и там он оказывается совершенно одинок. Только благотворительные организации продолжают настойчиво предлагать ему свои услуги. Джим возвращается на Окинаву, чтобы бороться за свои убеждения открыто.

Название фильма было навеяно знаменитым высказыванием американского писателя и философа Томаса Пейна. Во время Войны за независимость (1776-1783) он создал цикл агитационных памфлетов «Американский кризис», вдохновлявших американских солдат на борьбу с Великобританией. Один из памфлетов гласил: «Настали времена испытаний для человеческих душ. Боец летней кампании (summer soldier) и патриот ясной погоды (sunshine patriot) в критические моменты будет уклоняться от службы своему отечеству. Но те, кто упорно стоит за свою страну, достойны любви и благодарности каждого мужчины и каждой женщины». В фильме Тэсигахары «летними солдатами» оказываются не только американские дезертиры, но и их японские покровители.

20 февраля (19:00) – «Рикю», 1989 год.

…Первое обращение режиссера Тэсигахары к историческому жанру в кино стало размышлением об отношениях художника и власти. Картина повествует о жизни Сэн-но Рикю (1522-1591) – великого мастера чайной церемонии, гончарного дела, искусства икэбаны. Именно усилиями Рикю эстетика «скромной простоты» стала основопологающей для большинства традиционных искусств Японии. В современной Японии существует три школы чайной церемонии (Омотэсэнкэ, Урасэнкэ, Мусякодзисэнкэ) – и все они берут свое начало от имени и учения Сэн-но Рикю.

Благодаря своему таланту и уму, Рикю снискал расположение многих властителей средневековой Японии. Среди его учеников был Ода Нобунага (1534-1582) – один из первых объединителей страны, раздробленной в XV-XVI веках на множество враждующих между собой мелких княжеств. Это было время больших возможностей для сильных и прагматичных людей. После гибели Ода бразды правления перешли к его вассалу Тоётоми Хидэёси (1537-1598).

Низкого происхождения (то ли из беднейших самураев, то ли из крестьян), неказистой внешности, за что в народе его прозвали обезьяной, жестокий и мстительный, прозорливый и хитрый, он стал одним из величайших правителей Японии. Своим врагам он отрезал уши и носы, а врагами могли стать и самые близкие. Хидэёси не обладал ни вкусом, ни изысканными манерами, но горячо желал быть окруженным аристократами и слыть покровителем искусства.

Талант Рикю восхищал и одновременно пугал амбициозного и преисполненного психологическими комплексами правителя. С завистью и подозрением относились к Рикю другие приближенные тирана. Даже ученики Рикю были им недовольны и обвиняли в лицемерии, но сам он до конца пытался остаться верным своему дару и своей совести.

Сценарий для фильма был создан на основе романа Яэко Ногами «Хидэёси и Рикю» (1964). Образ гордого и независимого художника навеян также исследованием ученого, теоретика и эссеиста Киётэру Ханада «Люди японского Ренессанса» (1974).

Красочные костюмы фильма были созданы Эми Вада – обладательницей премии Оскар за свою работу в фильме Акиры Куросавы «Ран» (1985).

21 февраля (19:00) – «Басара – княжна Го», 1992 год.

Этот фильм продолжает тему отношений художника и власти, поднятую в исторической драме «Рикю» о великом чайном мастере Сэн-но Рикю и феодальном правителе Тоётоми Хидэёси. Главный герой фильма – ученик Рикю – Фурута Орибэ. Как и его учитель, Орибэ был близок ко двору. На его глазах росла приемная дочь правителя – княжна Го. Несмотря на то, что Го достигла возраста невесты, она одевалась как мальчишка и мастерски стреляла из лука. А все потому, что у Хидэёси не было наследников, и девочку воспитывали как будущего самурая.

После смерти Рикю для устрашения народа его отрубленную голову выставили в центре Киото на всеобщее обозрение, как это обычно делали с казненными преступниками. Зная, сколько страданий это приносит родственникам Рикю, княжна Го принимает решение выкрасть голову учителя. Помогает ей в этом слуга Орибэ по имени Усу. Он относит голову Рикю к его дочери Огин, но зрелище потрясает ее настолько, что на глазах Усу она совершает самоубийство. Теперь Усу вынужден бежать из Киото.

Ещё при жизни Тоётоми Хидэёси у него появился сильный противник – Токугава Иэясу, ставка которого находилась на востоке страны, в Эдо (будущий Токио). В 1600 году, в решающей битве при Сэкигахаре, Западная коалиция преемников Хидэёси терпит поражение. Муж княжны Го сослан в ссылку на остров Якусима, погибли в этой войне и двое сыновей Орибэ. Несмотря на это, Орибэ вынужден стать наставником нового правителя, ведь Иэясу тоже ценит чайную церемонию.

Спустя годы судьба вновь сталкивает Орибэ, его бывшего слугу Усу и княжну Го, которая к этому времени приняла христианство, широко распространившееся в Японии со второй половины XVI века. Токугава Иэясу видит в иноземной религии серьезную угрозу своему правлению, что ставит Орибэ в трудное положение, так как в его круг входит много христиан. Как некогда его учитель Рикю, Орибэ получает приказ совершить ритуальное самоубийство харакири, однако он выбирает сопротивление.

15 февраля 2018.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.