В петербургских «Пяти вечерах» принимает участие китайский театр

В Северной столице России 6 февраля стартовал четырнадцатый Международный театральный фестиваль «Пять вечеров», посвященный памяти выдающегося драматурга Александра Володина. Актуальность его пьес, живые человеческие взаимоотношения, о которых он говорит, привлекают не только российских режиссеров. Например, пьеса «Пять вечеров» поставлена в Нанкинском городском драматическом театре (Китай) и в Государственном русском театре драмы имени Фазиля Искандера (Абхазия).

Александр Володин

Как сообщила арт-директор фестиваля Марина Дмитриевская, китайская постановка интересна тем, что КНР, несмотря ни на что, остается советской страной, не отказавшейся от идеалов коммунизма. А в пьесе действие разворачивается как раз в послевоенном Ленинграде. Спектакль абхазского театра приобретает особое звучание потому, что для актеров из Сухума война, о которой вспоминают персонажи пьесы, отнюдь не пустой звук.

О теме и программе фестиваля, театрах-участниках и спектаклях, о программе «Первая читка» и предстоящем юбилее Александра Володина на пресс-конференции в ТАСС рассказали директор фестиваля Виктор Рыжаков, арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, куратор проектов Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Наталья Афанасьева, председатель Комитета по культуре Ленинградской области Евгений Чайковский, художественный руководитель Театра на Литейном Сергей Морозов, художественный руководитель Воронежского камерного театра Михаил Бычков, модератор программы «Первая читка» Оксана Кушляева.

Пять вечеров, пресс-конференция

«В 2019 году мы будем праздновать 100-летний юбилей Александра Моисеевича Володина. Потихоньку готовится полное собрание сочинений писателя. Придумав свою судьбу и последовав завету своего любимого Пастернака «не надо заводить архивов», Александр Моисеевич задал комментаторам сложнейшие задачи, и прекрасные питерские литературоведы (по их просьбе не называю имен) трудятся уже год, и, скажем, стихотворное наследие уже собрано и почти все откомментировано», — сообщила Марина Дмитревская.

Она подчеркнула, пьесы Володина не стареют. Все больше театров — во многом благодаря фестивалю — обращаются к володинским текстам, его стихам и запискам. «В разные десятилетия различные тексты Володина становятся актуальными: сейчас, как кажется, снова возвращается время притч и «Каструччи». Время в нашей стране ходит по кругу, но в центре володинского мира — всегда человек и его талант», — отметила Дмитревская.

Пять вечеров, пресс-конференция

Фестиваль 2018 года, предваряющий юбилейный год, носит условное название «Время Володина». В спектаклях программы — 1960-е, время надежд, унылые 1970-е, затхлые 1980-е, кризисные 1990-е. Время Володина — долгое время, внутри которого не обесцениваются только понятия правды и человеческого достоинства.

Марина Дмитревская рассказала, что фестиваль не состоялся бы, если бы не помощь Комитета по культуре Ленинградской области и его главы Евгения Чайковского, Гастрольного отдела Министерства культуры РФ, а также помощь Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Минкультуры.

О том, что за неполные двадцать лет после смерти Александра Володина и публика, а театр так и не научились обходиться без его человеческого присутствия, без его ни на кого не похожего голоса, его мудрой всепроникающей человеческой интонации, рассказал директор фестиваля Виктор Рыжаков.

«Ох, «время летит неумолимой стрелой», меняются политические, социальные, да и театральные декорации… Меняются вкусы и нравы, начальники и тираны, обвинители и запретители, стратеги и кураторы, маркетологи и политтехнологи… Что же остается неизменным, незыблемым, настоящим и всегда и всеми востребованным?! Думаю, на этот, не такой уж и простой вопрос, мы пытаемся ответить сами себе, собирая афишу Володинского фестиваля в Санкт-Петербурге. Ответить и сформулировать для себя так необходимые сегодня простые и важные слова, все снова и снова перечитывая и всматриваясь в эти тонкие немногословные страницы володинских человеческих историй, вслушиваясь в какие-то особенные изящно-изломанные стихотворные рифмы его стихов. Наше погружение в Володина продолжается», — сообщил он.

Пять вечеров, пресс-конференция

Основной площадкой XIV фестиваля традиционно станет Театр на Литейном (Литейный проспект, 51). На его сцене пройдут спектакли «Осенний марафон» Воронежского театра, «Старший сын» Театра на Таганке, «Сергеев и городок», «Пять вечеров» Нанкинского городского драматического театра (Китай), «Пять вечеров» Государственного русского театра драмы имени Искандера (Абхазия), а также программа «Первая читка».

«Фестиваль «Пять вечеров» очень важен для Театра на Литейном. И нам очень приятно, что многие годы наш театр — это основной дом фестиваля. У театра есть давняя внутренняя чувственная связь и с Александром Моисеевичем Володиным — более пятнадцати лет в театре идет спектакль «С любимыми не расставайтесь» в постановке Александра Галибина. А еще многие сотрудники театра — это сотрудники фестиваля. И нас всех объединяет некая романтическая вера, пусть и не всегда имеющая основания, в когда-то торжествующую правду, которая, хоть и потом, но обязательно торжествует — по видению одного из важнейших авторов XX века — Александра Моисеевича Володина», — подчеркнул Александр Морозов, худрук Театра на Литейном.

По его словам, фестиваль для театра — это еще и очень сильная творческая подпитка. В программе «Первая читка» принимают участие артисты труппы, они имеют возможность поработать с режиссерами разных школ и быстро, за несколько репетиций, выдать достойный творческий результат. Благодаря программе в репертуаре театра появился замечательный спектакль «Антарктида». «И, безусловно, для нас важна возможность принимать на своей площадке лучшие российские и зарубежные постановки, которые каждый год в феврале собирает фестиваль», — рассказал Сергей Морозов.

Поддержку фестивалю оказал Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности Минкультуры РФ. «Наша организация появилась в 2014 году и наша основная задача — активизация гастрольной деятельности в стране. Мы не могли обойти своим вниманием также фестивальную деятельность. На протяжении четырех лет мы поддерживаем различные театральные фестивали. С этого года федеральное агентство стало партнером Володинского — мы рады поддержать поездку на фестиваль Московского театра юного зрителя и Театра имени Евгения Вахтангова», — добавила куратор проектов Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Наталья Афанасьева.

В прошлом году Володинский фестиваль раздвинул географические границы: появилась традиция вывозить постановки в Ленобласть. Так, спектакль «С любимыми не расставайтесь» Театра «Июльансамбль» (Москва) прошел на одной из площадок на сцене Дворца культуры «КИНЕФ» в Киришах. В этом году «Пять вечеров» Нанкинского городского драматического театра пройдут 10 февраля на сцене Культурного центра «Фортуна» в городе Отрадное Кировского района. Зрители Ленобласти смогут посмотреть спектакль бесплатно. Актеры будут говорить на китайском языке, а перевод бегущей строкой будет транслироваться на специальном мониторе.

Интересно, что написанная в 1959 году пьеса «Пять вечеров» на сцене Нанкинского театра приобрела супер-современное звучание. Понимая всю сложность «трудностей перевода» авторы спектакля, отойдя от точных временных рамок, решили поставить спектакль как вневременной миф о любви. И время показало, что такая история — история о подлинной любви, вере и человечности — интересна и понятна как для послевоенной России, так и для нынешних жителей супер-технологичной Поднебесной. К счастью, эти ценности никогда не устаревают.

Пять вечеров, пресс-конференция

Подробности — на официальном сайте фестиваля.

7 февраля 2018.
Фотографии Дарьи Пичугиной.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

выставка Анатолия Прошкина

Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

Полина Осетинская

Голос из зала: о Полине Осетинской

Все было замечательно в тот вечер. Играла Полина Осетинская, сольный концерт, два отделения. Концертный зал Мариинского театра. Бах, Бетховен. И Брамс, те его сочинения, которые мы уже слышали ровно месяц назад на печальном и трогательном вечере памяти нашего общего друга Павла Егорова. Исполнительница любит романтическую музыку, либо, вероятно, обладает даром сделать романтическим то, что у нее изначально вызывает душевный отклик.

Лео Штайнберг

Женственность под мужским именем

В галерее «Течение» творческого пространства «Артмуза» (13-я линия Васильевского острова, 70, 3 этаж) продолжается персональная выставка художника-сюрреалиста Лео Штайнберг. Псевдоним, вероятно, отсылает к фигуре выдающегося американского критика и историка искусства, уроженца СССР Льва Штейнберга. Однако выставка «Стыд: эстетика женственности» представляет работы молодой художницы, уже прославившейся своим активным и незаурядным творчеством.

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.