В петербургских «Пяти вечерах» принимает участие китайский театр

В Северной столице России 6 февраля стартовал четырнадцатый Международный театральный фестиваль «Пять вечеров», посвященный памяти выдающегося драматурга Александра Володина. Актуальность его пьес, живые человеческие взаимоотношения, о которых он говорит, привлекают не только российских режиссеров. Например, пьеса «Пять вечеров» поставлена в Нанкинском городском драматическом театре (Китай) и в Государственном русском театре драмы имени Фазиля Искандера (Абхазия).

Александр Володин

Как сообщила арт-директор фестиваля Марина Дмитриевская, китайская постановка интересна тем, что КНР, несмотря ни на что, остается советской страной, не отказавшейся от идеалов коммунизма. А в пьесе действие разворачивается как раз в послевоенном Ленинграде. Спектакль абхазского театра приобретает особое звучание потому, что для актеров из Сухума война, о которой вспоминают персонажи пьесы, отнюдь не пустой звук.

О теме и программе фестиваля, театрах-участниках и спектаклях, о программе «Первая читка» и предстоящем юбилее Александра Володина на пресс-конференции в ТАСС рассказали директор фестиваля Виктор Рыжаков, арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, куратор проектов Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Наталья Афанасьева, председатель Комитета по культуре Ленинградской области Евгений Чайковский, художественный руководитель Театра на Литейном Сергей Морозов, художественный руководитель Воронежского камерного театра Михаил Бычков, модератор программы «Первая читка» Оксана Кушляева.

Пять вечеров, пресс-конференция

«В 2019 году мы будем праздновать 100-летний юбилей Александра Моисеевича Володина. Потихоньку готовится полное собрание сочинений писателя. Придумав свою судьбу и последовав завету своего любимого Пастернака «не надо заводить архивов», Александр Моисеевич задал комментаторам сложнейшие задачи, и прекрасные питерские литературоведы (по их просьбе не называю имен) трудятся уже год, и, скажем, стихотворное наследие уже собрано и почти все откомментировано», — сообщила Марина Дмитревская.

Она подчеркнула, пьесы Володина не стареют. Все больше театров — во многом благодаря фестивалю — обращаются к володинским текстам, его стихам и запискам. «В разные десятилетия различные тексты Володина становятся актуальными: сейчас, как кажется, снова возвращается время притч и «Каструччи». Время в нашей стране ходит по кругу, но в центре володинского мира — всегда человек и его талант», — отметила Дмитревская.

Пять вечеров, пресс-конференция

Фестиваль 2018 года, предваряющий юбилейный год, носит условное название «Время Володина». В спектаклях программы — 1960-е, время надежд, унылые 1970-е, затхлые 1980-е, кризисные 1990-е. Время Володина — долгое время, внутри которого не обесцениваются только понятия правды и человеческого достоинства.

Марина Дмитревская рассказала, что фестиваль не состоялся бы, если бы не помощь Комитета по культуре Ленинградской области и его главы Евгения Чайковского, Гастрольного отдела Министерства культуры РФ, а также помощь Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Минкультуры.

О том, что за неполные двадцать лет после смерти Александра Володина и публика, а театр так и не научились обходиться без его человеческого присутствия, без его ни на кого не похожего голоса, его мудрой всепроникающей человеческой интонации, рассказал директор фестиваля Виктор Рыжаков.

«Ох, «время летит неумолимой стрелой», меняются политические, социальные, да и театральные декорации… Меняются вкусы и нравы, начальники и тираны, обвинители и запретители, стратеги и кураторы, маркетологи и политтехнологи… Что же остается неизменным, незыблемым, настоящим и всегда и всеми востребованным?! Думаю, на этот, не такой уж и простой вопрос, мы пытаемся ответить сами себе, собирая афишу Володинского фестиваля в Санкт-Петербурге. Ответить и сформулировать для себя так необходимые сегодня простые и важные слова, все снова и снова перечитывая и всматриваясь в эти тонкие немногословные страницы володинских человеческих историй, вслушиваясь в какие-то особенные изящно-изломанные стихотворные рифмы его стихов. Наше погружение в Володина продолжается», — сообщил он.

Пять вечеров, пресс-конференция

Основной площадкой XIV фестиваля традиционно станет Театр на Литейном (Литейный проспект, 51). На его сцене пройдут спектакли «Осенний марафон» Воронежского театра, «Старший сын» Театра на Таганке, «Сергеев и городок», «Пять вечеров» Нанкинского городского драматического театра (Китай), «Пять вечеров» Государственного русского театра драмы имени Искандера (Абхазия), а также программа «Первая читка».

«Фестиваль «Пять вечеров» очень важен для Театра на Литейном. И нам очень приятно, что многие годы наш театр — это основной дом фестиваля. У театра есть давняя внутренняя чувственная связь и с Александром Моисеевичем Володиным — более пятнадцати лет в театре идет спектакль «С любимыми не расставайтесь» в постановке Александра Галибина. А еще многие сотрудники театра — это сотрудники фестиваля. И нас всех объединяет некая романтическая вера, пусть и не всегда имеющая основания, в когда-то торжествующую правду, которая, хоть и потом, но обязательно торжествует — по видению одного из важнейших авторов XX века — Александра Моисеевича Володина», — подчеркнул Александр Морозов, худрук Театра на Литейном.

По его словам, фестиваль для театра — это еще и очень сильная творческая подпитка. В программе «Первая читка» принимают участие артисты труппы, они имеют возможность поработать с режиссерами разных школ и быстро, за несколько репетиций, выдать достойный творческий результат. Благодаря программе в репертуаре театра появился замечательный спектакль «Антарктида». «И, безусловно, для нас важна возможность принимать на своей площадке лучшие российские и зарубежные постановки, которые каждый год в феврале собирает фестиваль», — рассказал Сергей Морозов.

Поддержку фестивалю оказал Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности Минкультуры РФ. «Наша организация появилась в 2014 году и наша основная задача — активизация гастрольной деятельности в стране. Мы не могли обойти своим вниманием также фестивальную деятельность. На протяжении четырех лет мы поддерживаем различные театральные фестивали. С этого года федеральное агентство стало партнером Володинского — мы рады поддержать поездку на фестиваль Московского театра юного зрителя и Театра имени Евгения Вахтангова», — добавила куратор проектов Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Наталья Афанасьева.

В прошлом году Володинский фестиваль раздвинул географические границы: появилась традиция вывозить постановки в Ленобласть. Так, спектакль «С любимыми не расставайтесь» Театра «Июльансамбль» (Москва) прошел на одной из площадок на сцене Дворца культуры «КИНЕФ» в Киришах. В этом году «Пять вечеров» Нанкинского городского драматического театра пройдут 10 февраля на сцене Культурного центра «Фортуна» в городе Отрадное Кировского района. Зрители Ленобласти смогут посмотреть спектакль бесплатно. Актеры будут говорить на китайском языке, а перевод бегущей строкой будет транслироваться на специальном мониторе.

Интересно, что написанная в 1959 году пьеса «Пять вечеров» на сцене Нанкинского театра приобрела супер-современное звучание. Понимая всю сложность «трудностей перевода» авторы спектакля, отойдя от точных временных рамок, решили поставить спектакль как вневременной миф о любви. И время показало, что такая история — история о подлинной любви, вере и человечности — интересна и понятна как для послевоенной России, так и для нынешних жителей супер-технологичной Поднебесной. К счастью, эти ценности никогда не устаревают.

Пять вечеров, пресс-конференция

Подробности — на официальном сайте фестиваля.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

7 февраля 2018.
Фотографии Дарьи Пичугиной.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.