В Молодежном театре на Фонтанке — тройной юбилей

В театральном сезоне 2018-2019 годов ученики художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке, профессора РГИСИ, народного артиста России Семена Спивака отмечают юбилеи. Трудно поверить, но прошло уже два десятилетия с той поры, когда Спивак выпустил первых своих студентов. А последующие десять лет со второго выпуска и пять лет с третьего промелькнули совсем незаметно… Может быть, от того, что так естественно вливались эти вчерашние студенты не просто в текущий репертуар, но в ту поистине семейную атмосферу, что существует в этом театре? Скорее всего…

Семен Спивак с учениками

Выпускным спектаклем первых студентов Семена Спивака стали «Крики из Одессы» по «Закату» Исаака Бабеля. Эта работа прочно заняла место в репертуарной афише Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке. Настолько прочное, что вот уже 20 лет попасть на этот спектакль весьма сложно. А те, кто первыми сыграл «Крики из Одессы», стали за эти годы настоящими мастерами, известными артистами театра, кино и телевидения. Это Регина Щукина, Светлана Строгова, Анна Геллер, Людмила Бояринова, много и успешно игравшая в провинциальных российских театрах, а несколько лет назад вернувшаяся в пенаты, Мария Мирош, нашедшая свое истинное призвание в режиссуре и педагогической деятельности на курсе Спивака, Сергей Морозов, возглавлявший театры в Костроме, Великом Новгороде, Ульяновске, а сегодня являющийся художественным руководителем Театра «На Литейном», Алексей Одинг, Александр Куликов…

Когда-то Семен Яковлевич Спивак с не совсем оправданным, наверное, оптимизмом грезил о том, что при введении в эксплуатацию нового здания театра, старое превратится в Малую сцену, предоставленную молодым. И сегодня кажется, что мечта режиссера и педагога исполнилась с лихвой: оба здания в Измайловском саду принадлежат его ученикам, занятым практически во всех спектаклях не только Семена Спивака, но и других режиссеров, работающих здесь. И именно ученики Спивака, названные уже мастерами, органично слились с теми, с кем начинал свою деятельность в Молодежном театре на Фонтанке сам Спивак, а затем помогли проложить дорогу второму и третьему выпускам. Помогли и продолжают помогать атмосферой доброжелательности и единомыслия, существующей в этом театре как непреложный закон.

Молодежный театра. Крики из Одессы

Второй выпуск был ознаменован спектаклями «Метро» и «Жестокие игры», и сегодня имена Юрия Сташина, Константина Дунаевского, Натальи Третьяковой, Артура Литвинова, Егора Кутенкова, Ивана Мартынова, Сергея Яценюка привлекают поклонников Молодежного театра, обещая им сопереживание и сомыслие.

Тогда, в 2008 году, сценарий Николаса Баера «Инцидент, или Случай в метро», написанный к широко известному американскому фильму 1967 года, был уже основательно подзабыт. Да и в советское время эта лента воспринималась с точки зрения «их нравов», которым ужасалось социалистическое общество. Спивак вспомнил фильм отнюдь не случайно – за промелькнувшие десятилетия, после пережитых не только «бандитским Петербургом», но всей страной лихих лет, нравы обернулись едва ли не нашей повседневностью.

Хулиганствующие молодые люди, твердо знающие, что их никто не остановит ни в вагоне метро, ни на улице, ни в проходном дворе, одержимы той немотивированной агрессией, что не ведает границ и распаляет их все больше и больше, опьяняя гордостью безнаказанности. Но режиссера взволновало не столько это, сколько трагическая беспомощность людей вокруг, происходящая то ли от нежелания вмешиваться, то ли от страха… Для Семена Спивака главным стало показное равнодушие, порожденное тотальной разобщенностью. Кто может быть уверен в том, что сосед по вагону метро встанет на твою сторону, а не примкнет к бандитам из чувства страха за свою и только свою жизнь?

Молодежный театр. Жестокие игры

Эта человеческая разобщенность все глубже стала проявляться именно тогда, спустя почти десятилетие после «лихих 90-х», и режиссер чутко угадал и сознательно жестоко провел своих юных артистов через страшное, по сути, искушение. То искушение, которое и сегодня, еще острее, существует в нас и перед нами…

Нельзя не отметить не совсем привычную для Молодежного театра атмосферу и стиль «Метро». Казалось, Спивак пробует соединить свойственные молодежи энергетику, скороговорку, тягу к пластическому выражению с глубинами постижения характера, с необходимостью вязи взаимоотношений.

Эти же пробы успешно продолжились и в арбузовских «Жестоких играх», втором спектакле начинающих артистов, вернувших нам почти забытую к тому времени прекрасную пьесу прекрасного драматурга. Она прозвучала по-новому, задавая важнейший вопрос о необходимости познать самое себя:

Молодежный театр. Идиот

«А скажи, Кай, как это слово растолковать – «самопознание»?.. Самопознание – это, вероятно, бегство от себя. Чтобы себя увидеть, познать, надо отойти в сторону, не замечать себя, уйти. А затем обернуться вдруг и увидеть… Не раздумывая».

Когда-то Наталья Крымова писала о «Жестоких играх»: «Арбузов с годами, хотя это ему явно не по душе, все же становится жестче и трезвее». И, почти наверняка зная это высказывание критика, Семен Спивак и себя заставил стать в чем-то трезвее. Как подлинный Учитель, он провел своих учеников сложным, порой мучительным путем самопознания, в котором раскрывается важнейший принцип человеческого бытия – соотношение твоей собственной жизни со многими другими жизнями.

Третий выпуск буквально ворвался в театр сильным и глубоким спектаклем «Идиот – 2012», подарив зрителям знакомство с молодыми артистами Алисой Варовой, Ксенией Ирхиной, Людмилой Пастернак, Натальей Мызниковой, Андреем Некрасовым, Ярославом Соколовым, Ильей Демидовым, Андреем Зарубиным…

Молодежный театр. Идиот

Пожалуй, самым важным было здесь невымышленное слияние времен: начало спектакля в стиле заставки к компьютерной игре обозначало вхождение князя Мышкина в совершенно другой мир – жестокий, продажный, не подчиненный никаким нравственным законам. Мелкие, ювелирно отточенные детали дома Епанчиных и семейства Иволгиных, неожиданное соединение истории бессловесной горничной Кати с рассказом Фердыщенко о незаслуженной обиженной прислуге… Словно в калейдоскопе, возникают в этом спектакле детали, складывающиеся в причудливый рисунок целостного мира, неделимого, как сама жизнь.

Впрочем, названные выше начинающие артисты были заметны еще в пору студенчества, когда играли небольшие роли в спектаклях театра. Но именно за прошедшие после «Идиота – 2012» годы они невероятно выросли, что со всей очевидностью проявилось и в других спектаклях Молодежного театра, в которых они заняли место рядом с артистами старшего поколения и предыдущих выпусков. И особенно – в спектакле «В день свадьбы», одном из ярчайших спектаклей Семена Спивака последнего времени. Хотя, на мой взгляд, других у него не бывает.

Молодежный театр.

Один из лучших режиссеров сегодняшней театральной России, Семен Спивак является прирожденным педагогом, воспитателем, верным не прихотям моды, а традициям русского психологического театра, одним из главных условий которого становится глубокое проникновение в характер, психологию персонажа и взаимосвязи каждого со всеми. И его театр – это не место прохождения службы, а Дом, Семья единомышленников. Дом и Семья, где возможны, вероятно, мелкие ссоры, недопонимания, но где нет и не может быть недоверия, предательства, отказа от своего «я».

С января 2017 года впервые выходят на сцену студенты четвертого курса Семена Яковлевича. Их спектакль по рассказам Василия Шукшина «Обыкновенные чудики» уже украсил репертуарную афишу театра и пользуется немалым успехом…

Эти вехи педагогической деятельности Семена Спивака и те результаты, к которым пришли его ученики, преданные своему режиссеру и своему театру, воспринимаются сегодня как истинный путь от верности традициям, умения сохранить их не в музейной, а в живой и подлинной Школе, – в будущее, куда ученики с благодарностью понесут все то, чему были научены не только в профессии, но и в формировании личности. А разве возможны без этого подлинные мастера сцены и экрана?

Молодежный театр. Обыкновенные чудики

НАТАЛЬЯ  СТАРОСЕЛЬСКАЯ

2 ноября 2018.
Текст: Наталья Старосельская, Фотографии предоставлены театром.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.