В Этнографическом музее откроется выставка к 200-летию Исаакиевского собора

С 7 марта по 1 апреля 2018 года в Этнографическом музее Санкт-Петербурга будет проходить уникальная выставка, посвященная 200-летию Исаакиевского собора. Об этом на пресс-конференции в ТАСС рассказали директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров, заместитель директора по реставрации Борис Подольский и руководитель выставочного проекта «200 лет начала строительства Исаакиевского собора» Юлия Ушкова.

Исаакиевский собор

«В первых числах марта исполняется 200 лет с появления документа, который можно считать основополагающим для того, чтобы появился четвертый Исаакиевский собор на берегах Невы. Потому что, как известно, до этого существовали еще три храма, которые носили имя Святого Преподобного Исаакия Далматского. Этот святой был избран в покровители города в связи с тем, что Петр I родился в день его памяти. Таким образом, вместе со святым апостолом Петром и Александром Невским он стал покровителем Санкт-Петербурга», — рассказал Юрий Мудров.

По его словам, в соборе практически не прекращаются реставрационные работы. Сейчас начата большая работа по обновлению нефов. «Она включает реставрацию монументальной живописи, мраморной отделки, элементов, имеющих позолоту. Купольная часть собора тоже будет обновлена, как и двери в северном портике», — добавил Борис Подольский.

Что касается юбилейной выставки, то ее подготовка была очень непростой. Как отметила Юлия Ушкова, экспозиция к юбилею Исаакия разместится в Мраморном зале Этнографического музея. «История строительства собора богата на технические достижения и драматические события. В его создании принимали участие многочисленные архитекторы, инженеры, подрядчики, художники, скульпторы. Спрессовать и поместить всю эту историю в формат одной большой выставки было нелегко», — рассказала она.

пресс-конференция по Исаакиевскому собору

Выставка сформирована из 196 предметов, включая архивные материалы. Представлены и проекты других архитекторов, пожелавших строить этот собор. Мало того, что это прекрасные проекты, но они еще дают волю фантазии и позволяют представить, каким мог бы оказаться Исаакиевский собор и как могла бы выглядеть эта часть города, если бы победил в итоге не Огюст Монферран, а другой зодчий.

На выставке можно будет увидеть голубя, который олицетворяет символ Святого Духа и обычно находится под куполом собора на высоте более 80 метров. Но из-за реставрационных работ фонаря, изваяние сняли с обычного места, и публика сможет рассмотреть его поближе. Впервые будут экспонироваться три больших живописных полотна кисти художника Тимолеона Неффа.

«Самый новый экспонат, который увидят посетители выставки, сделан неделю назад на Петербургском монетном дворе — это памятная медаль. Всего выпущено 200 экземпляров, которые будут хранится в музеях города», — пояснил Юрий Мудров.

Юбилейная выставка интересна самому широкому кругу людей. Вход на нее сделают бесплатным.

«Эта выставка — плод больших усилий наших научных сотрудников, хранителей, помощи других музеев. В конце марта планируется также провести научную конференцию, посвященную 200-летию начала строительства собора. К юбилею подготовлена специальная музыкальная программа и не одна. Первый концерт состоится 21 марта, следующий — 28 марта. На них прозвучат произведения, которые ранее не исполнялись: например, состоится премьера «Четвертой литургии» Александра Гречанинова», — отметил Юрий Мудров.

пресс-конференция по Исаакиевскому собору

Он добавил, что никаких изменений в статусе Исаакиевского собора не произошло и в ближайшее время не предвидится. Речь идет о передаче храма Русской православной церкви.

Как сообщалось, правительство Санкт-Петербурга объявило, что 30 декабря 2016 года было отдано распоряжение о передаче Исаакиевского собора в пользование Московскому патриархату на основании принятого в 2010 году федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». В сентябре 2017 года губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко сообщал, что официальное обращение от Русской православной церкви о передаче Исаакия пока не поступило.

Исаакиевский собор, построенный по проекту архитектора Огюста Монферрана, был открыт в 1858 году. В 1928 году храм стал музеем, а с 1990 года в нем восстановлены богослужения. Исаакий находится в собственности Санкт- Петербурга, являясь памятником архитектуры федерального значения. Собор также внесен в реестр Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

2 марта 2018.
Текст и фото: Елизавета Барабанова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.