В Этнографическом музее откроется выставка к 200-летию Исаакиевского собора

С 7 марта по 1 апреля 2018 года в Этнографическом музее Санкт-Петербурга будет проходить уникальная выставка, посвященная 200-летию Исаакиевского собора. Об этом на пресс-конференции в ТАСС рассказали директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров, заместитель директора по реставрации Борис Подольский и руководитель выставочного проекта «200 лет начала строительства Исаакиевского собора» Юлия Ушкова.

Исаакиевский собор

«В первых числах марта исполняется 200 лет с появления документа, который можно считать основополагающим для того, чтобы появился четвертый Исаакиевский собор на берегах Невы. Потому что, как известно, до этого существовали еще три храма, которые носили имя Святого Преподобного Исаакия Далматского. Этот святой был избран в покровители города в связи с тем, что Петр I родился в день его памяти. Таким образом, вместе со святым апостолом Петром и Александром Невским он стал покровителем Санкт-Петербурга», — рассказал Юрий Мудров.

По его словам, в соборе практически не прекращаются реставрационные работы. Сейчас начата большая работа по обновлению нефов. «Она включает реставрацию монументальной живописи, мраморной отделки, элементов, имеющих позолоту. Купольная часть собора тоже будет обновлена, как и двери в северном портике», — добавил Борис Подольский.

Что касается юбилейной выставки, то ее подготовка была очень непростой. Как отметила Юлия Ушкова, экспозиция к юбилею Исаакия разместится в Мраморном зале Этнографического музея. «История строительства собора богата на технические достижения и драматические события. В его создании принимали участие многочисленные архитекторы, инженеры, подрядчики, художники, скульпторы. Спрессовать и поместить всю эту историю в формат одной большой выставки было нелегко», — рассказала она.

пресс-конференция по Исаакиевскому собору

Выставка сформирована из 196 предметов, включая архивные материалы. Представлены и проекты других архитекторов, пожелавших строить этот собор. Мало того, что это прекрасные проекты, но они еще дают волю фантазии и позволяют представить, каким мог бы оказаться Исаакиевский собор и как могла бы выглядеть эта часть города, если бы победил в итоге не Огюст Монферран, а другой зодчий.

На выставке можно будет увидеть голубя, который олицетворяет символ Святого Духа и обычно находится под куполом собора на высоте более 80 метров. Но из-за реставрационных работ фонаря, изваяние сняли с обычного места, и публика сможет рассмотреть его поближе. Впервые будут экспонироваться три больших живописных полотна кисти художника Тимолеона Неффа.

«Самый новый экспонат, который увидят посетители выставки, сделан неделю назад на Петербургском монетном дворе — это памятная медаль. Всего выпущено 200 экземпляров, которые будут хранится в музеях города», — пояснил Юрий Мудров.

Юбилейная выставка интересна самому широкому кругу людей. Вход на нее сделают бесплатным.

«Эта выставка — плод больших усилий наших научных сотрудников, хранителей, помощи других музеев. В конце марта планируется также провести научную конференцию, посвященную 200-летию начала строительства собора. К юбилею подготовлена специальная музыкальная программа и не одна. Первый концерт состоится 21 марта, следующий — 28 марта. На них прозвучат произведения, которые ранее не исполнялись: например, состоится премьера «Четвертой литургии» Александра Гречанинова», — отметил Юрий Мудров.

пресс-конференция по Исаакиевскому собору

Он добавил, что никаких изменений в статусе Исаакиевского собора не произошло и в ближайшее время не предвидится. Речь идет о передаче храма Русской православной церкви.

Как сообщалось, правительство Санкт-Петербурга объявило, что 30 декабря 2016 года было отдано распоряжение о передаче Исаакиевского собора в пользование Московскому патриархату на основании принятого в 2010 году федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». В сентябре 2017 года губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко сообщал, что официальное обращение от Русской православной церкви о передаче Исаакия пока не поступило.

Исаакиевский собор, построенный по проекту архитектора Огюста Монферрана, был открыт в 1858 году. В 1928 году храм стал музеем, а с 1990 года в нем восстановлены богослужения. Исаакий находится в собственности Санкт- Петербурга, являясь памятником архитектуры федерального значения. Собор также внесен в реестр Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

2 марта 2018.
Текст и фото: Елизавета Барабанова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.