В Эрмитаже открыта выставка Якоба Йорданса

В Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка «Якоб Йорданс (1593—1678). Картины и рисунки из собраний России», которая продлится до 26 мая. Жемчужиной коллекции стало знаменитое полотно «Оплакивание Христа», хранившееся в Александро-Невской лавре 225 лет и впервые покинувшее ее стены. Зрителям представлены картины всех жанров, в которых работал художник, и все этапы его творчества — с середины 1610-х до середины 1660-х годов.

Выставка Якоба Йорданса

Работы одного из самых значительных фламандских живописцев XVII века впервые выставляются в такой масштабной экспозиции. Искусствоведы отмечают, что собрать воедино все произведения Йорданса, принадлежащие музеям России, интересно, поскольку многие его работы в течение последних семи лет подверглись серьезной реставрации.

В Николаевском зале удалось собрать 19 картин и 31 рисунок, входящие в собрания Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижегородского государственного художественного музея, Пермской государственной художественной галереи. В частности, 11 картин — из Эрмитажа, три из Москвы, две из Перми, одна из Екатеринбурга и одна из Нижнего Новгорода, а также 26 рисунков, хранящихся в Эрмитаже, и пять рисунков, хранящихся в Московском музее изобразительных искусств. Из Эрмитажа в конце мая выставка направится в Москву, где с 10 сентября по 24 ноября расположится в ГМИИ имени Пушкина.

В истории фламандского искусства XVII века Йорданс занимает особое место, входя вместе с Рубенсом и Ван Дейком в триаду великих исторических живописцев фламандской школы. За ним закрепилась слава «самого фламандского» художника, вероятно, из-за его большой любви к национальному быту, праздникам, пословицам и поговоркам. Однако искусство Йорданса отнюдь не исчерпывается изображением сцен национального быта и праздников. Он писал портреты, картины на библейские, евангельские и аллегорические сюжеты, а также на сюжеты из античной истории и мифологии; щедро вводил в свои композиции детали натюрморта и пейзажные фоны. Наряду с огромными полотнами, художник писал картины небольшого и среднего размера – кабинетные, поскольку они предназначались для украшения «кабинетов», как называли в то время частные коллекции разнообразных редкостей и раритетов.

Признаваемый современниками едва ли не лучшим колористом фламандской школы, Йорданс был еще и прекрасным рисовальщиком. Роль главного побудительного импульса в становлении молодого живописца принадлежала Рубенсу. Йорданс не был его непосредственным учеником, но в молодые годы имел тесную связь с мастерской прославленного главы фламандской школы. Отпечаток искусства Рубенса несут на себе обе ранние картины мастера, представленные на выставке, – «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами» и «Апостолы Павел и Варнава в Листре».

В качестве моделей художник любил использовать конкретные лица. Чаще всего ему позировали его близкие: жена Катарина, дочери – Елизавета и Анна Катарина, сын Якоб, тесть, Адам ван Ноорт. Себя он тоже подчас вводил в свои композиции.

В 1640-е–1650-е годы после смерти Рубенса Йорданс стал «первым живописцем Антверпена». Загруженный заказами художник все чаще обращался за помощью к своим ассистентам и ученикам. Примерами сотрудничества Йорданса и его мастерской тех лет являются, в частности, две картины на евангельские сюжеты: «Апостолы Павел и Варнава в Листре» из Пермской Государственной художественной галереи и «Христос и самарянка у колодца» из Государственного художественного музея Нижнего Новгорода. Пермское полотно, представляет собой повторение, с некоторыми изменениями, одноименной картины Йорданса 1645 года, принадлежащей галерее Академии художеств в Вене. Что же касается картины из Нижнего Новгорода, в ее написании, возможно, принимал участие ставший живописцем сын Йорданса, Якоб Младший (1625 – после 1650).

На 1640-е – 1650-е годы также приходится большая часть исполненных Йордансом заказов для шпалерных мастерских. Черты, свойственные для его шпалер, такие как: четкие силуэты фигур, подчеркнутые крупными локальными пятнами цвета, декоративно решенный фон и ясное членение пространства на планы, – становятся характерными и для живописи мастера. Образцом подобного произведения может служить «Пир Клеопатры».

Йорданса любили и любят в России: его работы покупала Екатерина Великая, а за ней и многие вельможи-коллекционеры. Его полотна прижились в русских музеях и домах, и у них есть особая русская биография. Например, монументальное «Оплакивание Христа» Екатерина Вторая подарила Александро-Невской лавре. Фламандский стиль изображения Страстей с экзальтацией и, одновременно, с почти натюрмортом из орудий казни оказался вполне уместным в ритуальном пространстве православного храма, которое картина украшает уже несколько столетий. Присутствие картины на выставке – пример столь важного для всех диалога между музеем и церковью.

3 марта 2019.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

выставка Союз молодежи в Русском музее

«Союз молодежи» в Русском музее

До конца лета в Корпусе Бенуа Русского музея можно увидеть выставку «Союз молодежи». Она посвящена творческому пути петербургского общества художников-авангардистов. Это первая попытка представить обобщающий показ работ этой яркой группы. Организаторы постарались отойти от монографического или тематического однообразия и придать мероприятию атмосферу реальных выставок «Союза» 1910–1914 года.

Фестиваль Музыки мира, Музей музыки

«Музыки мира»: придворный оупен-эйр

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства в четвертый раз проводит Петербургский международный этнический фестиваль «Музыки мира». С 10 по 11 августа 2019 года у Шереметевского дворца – Музея музыки на набережной Фонтанки, 34, в уникальной усадьбе XVIII века в самом центре Петербурга, на парадном дворе, в саду и в концертных залах соберутся лучшие этно-рок-, этно-джазовые и этно-электронные группы, переводящие традиционную музыку регионов России и сопредельных стран на современный музыкальный язык. Представляем участников.

театр "Суббота"

Начало «Субботы»

У порога «Субботы» на Звенигородской улице, 30, развернулась сцена под открытым небом: самый настоящий петербургский двор, провинциальный и столичный одновременно. Но уже здесь начинается тот самый «душевный заповедник», о котором говорил основатель театра Юрий Смирнов-Несвицкий. В новом сезоне заповедник «Субботы» вышел далеко за ее границы — у него появилось новое пространство и флигель, в котором будет жить микродраматический театр. Об этом рассказали художник театра Мария Смирнова-Несвицкая, главный режиссер театра Андрей Сидельников и директор Андрей Лобанов.

Экофестиваль в Курортном районе

Парк «Дубки» зовет на экофестиваль

В Курортном районе развернется Большой фестиваль экологии. В субботу, 3 августа, парк «Дубки» примет мероприятие, посвященное осознанному потреблению и здоровому образу жизни на планете земля, которая стала единственным домом для человечества во Вселенной. В красивейшем парке развернутся концерты, лекции экологов, выставки, эко-маркет, спектакли и киносеансы. В спортивную программу вошли заплывы по сапсерфингу, плоггинг, пешие и велосипедные забеги, йога под открытым небом.

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.