Уютный и грустный вечер в «Субботе»

Театр «Суббота», находящийся на Звенигородской улице, 30, является по-старинному уютным и романтичным и в то же время — по-юному неформальным и смелым. Его актеры изучают и показывают жизнь во всех ярких, прекрасных и неоднозначных проявлениях, труппа осваивает такие жанры, как stand-up, музыкальные и эксцентрические фантазии, сатира, ирония, философские притчи. И спектакль Юлии Тупикиной «Офелия боится воды», впервые показанный на подмостках «Субботы» осенью прошлого года, является компиляцией разных жанров:в нем есть что-то и от бытовой драмы, и от философского размышления.

Театр Суббота

Как раз этого стоило ожидать от театра, стремящегося к балансу между классическими традициями и отражением своего времени. В его репертуаре много собственных пьес, рождающихся на основе творческой идеологии Юрия Смирнова-Несвицкого, основателя и художественного руководителя театра с самых его истоков.

Театр Суббота

Творческий путь «Субботы» был долгим и интересным, как и все становление советской и постсоветской театральной культуры. Начался он еще с деятельности энтузиастов-чтецов лекций о театре, увлекавшихся также и этюдами. Пристанищем для них в 1960-е годы был Выборгский дворец культуры. Лидером и вдохновителем группы стал Смирнов-Несвицкий, в то время критик и сотрудник Института театра, музыки и кинематографии. Многие члены и слушатели коллектива впоследствии стали известными культурными деятелями Санкт-Петербурга, в том числе — Семен Спивак, ныне художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке.

Театр Суббота

Датой рождения «Субботы» считается 18 марта 1969 года, когда артисты показали своим родственникам «Этюды по мотивам известным и неизвестным». Тогда это еще был театральный клуб «Суббота». Но уже в то время были заложены традиции нестандартного театра студийного типа и команды ярких индивидуальностей. Ленинградская печать не обошла вниманием его основание.

Театр Суббота

В 1971 году о новом театре впервые было заявлено в прессе как об оппозиционном веянии (заметка в одной из ленинградских газет под заголовком «Долой скуку, ханжество, демагогию»). Тогда же он попал в немилость к тем, кто придерживался взглядов на театр как на рупор официоза, и потерял свою площадку во Дворце культуры. Но вскоре благодаря отделу культуры ГК КПСС коллектив обосновался в Доме художественной самодеятельности на улице Рубинштейна. Этот факт говорит о том, что далеко не все, кто заведовал культурной жизнью в СССР, категорически отвергали новизну, смелость и живые идеи.

Театр Суббота

В течение многих лет театр всесторонне развивался и его известность выходила за пределы родного города. Постепенно он становился одним из законодателей творческих идей во всем советском театральном сообществе. Даже тяжелые для страны 1990-е годы были ознаменованы премьерами и участием в фестивалях, хотя материальное положение оставляло желать лучшего. В 1993 году «Суббота» была зарегистрирована как частный театр, а год спустя, по решению Художественного совета и Администрации города, включена в состав городских бюджетных театров.

Театр Суббота

Собственной площадки театр в то время не имел, спектакли шли на сцене ДК Пищевиков. Но когда и эта территория была потеряна, труппе пришлось скитаться по разным площадкам до начала 2000-х годов. В 2002 году благодаря поддержке общественных организаций было арендовано помещение на Звенигородской улице, где прежде были цеха Госзнака. Труппа своими силами обустроила затопленный подвал, занималась оформлением фойе и сцены и создала тот театр, который теперь мы знаем.

Театр Суббота

С наступлением 2010 года начался триумфальный период зрелого театра: премьеры спектаклей для взрослой и детской аудитории, внимание прессы, участие в международных фестивалях, номинации на высокие театральные премии, в том числе — Гран-при на «Конкурсе конкурсов» в рамках «Золотой маски» и «Золотой софит» за пьесу Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» в постановке Татьяны Ворониной.

Театр Суббота

Пьесы самого Смирнова-Несвицкого — «Окна, улицы, подворотни», «Томление души Риты В.», «Город, знакомый до слез…»,«Лунный пейзаж. Картины из нашей жизни» — составляют ядро творчества «Субботы», но молодые драматурги все больше привлекаются в сферу ее необычного и по-прежнему дерзкого мира.

В октябре 2017 года состоялась мировая премьера одной из самых ярких пьес сегодняшней «Субботы» — «Офелия боится воды» молодого драматурга Юлии Тупикиной в постановке режиссера Андрея Сидельникова. После показа многие российские театры заинтересовались этим произведением. Молодой драматург привлек внимание СМИ. Театр организовал серию встреч Юлии Тупикиной и авторов постановки с аудиторией на собственной площадке и в книжном магазине «Порядок слов».

Театр Суббота

Хотя в репертуаре спектакль назван трагикомедией, на самом деле зритель видит на сцене совсем иной жанр — это семейная, остроконфликтная история с налетом загадки, которая не дает пьесе затянуться совсем беспросветной пеленой горя и безысходности. Загадка эта в том, где проведена черта между буднями несчастливой российской семьи и фантазиями о мире Шекспира и его страстей, заявленная и в названии спектакля.

В центре внимания — среднестатистическая семья: супруги, пребывающие на грани бури и хаоса, сын, мечущийся между домашними проблемами и внутренним возрастным беспорядком, сестра жены, работающая психологом, но не имеющая собственного душевного покоя, и самый яркий герой — бабушка, которая то ли страдает деменцией, замешанной на страсти к «Гамлету», и не сознает, в каком пребывает мире, то ли разыгрывает домашних, дабы встряхнуть их застойный кризис, то ли маскирует некие старые тайны. Актриса Анастасия Резункова, ученица Смирнова-Несвицкого и ветеран «Субботы», сделала эту роль многоликой и многослойной.

Театр Суббота

Собственно, вся история пребывает на зыбкой грани между миром иррационального и рутинной, изнуряющей реальностью, где все просто, приземленно и мрачно, — это четко и неумолимо передает диалог между мужем и женой, между надеждой и безысходностью:

— Мы поженились, чтобы быть рядом в болезни и здравии…

— Мы просто расписались.

— Мы любили друг друга…

— Недолго.

— Влюбленность проходит, остается любовь…

— Иногда она просто проходит.

И не нужно надеяться на внезапный хэппи-энд в духе сериала «Понять. Простить». Тут нет остросюжетности Шекспира, но разлады, непонимание и душевная слепота все так же приводят к неизбежным трагедиям.

Пьеса до конца сохраняет интригу, где в рассказах бабушки о ее прошлом была правда, а где — ее фантазии и тоска о несбывшемся. Но это не главное, на первый план выходит вопрос, как ее родные будут жить дальше.

Театр Суббота

Другими словами, те, кто рассчитывал увидеть именно комедию с примесью «грустинки», будут жестоко разочарованы — даже шутки, которыми приправлено начало пьесы — не что иное, как смех сквозь слезы. Но и нравоучительной ее назвать нельзя, автор не делит героев на безусловных злодеев и добродетельных жертв, он стремится понять всех, в то время как сами они в себе разобраться не могут. Или боятся этого, хотят переложить эту функцию на других — не зря одним из ярких персонажей стал именно психолог.

Театр Суббота

Драматург, режиссер и актеры «Субботы» показали, что им интересна современность и дороги традиции классического театра. И кроме того, они не заигрывают с аудиторией, не бросаются в крайности — в грубый цинизм или безосновательные сантименты. Это не такое уж частое явление на подмостках сегодняшнего Санкт-Петербурга. Поэтому стоит пожелать театру, переживающему вторую молодость, еще больше зрительского интереса, который более ценен, чем любые официальные награды.

Театр Суббота

26 марта 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.