Уютный и грустный вечер в «Субботе»

Театр «Суббота», находящийся на Звенигородской улице, 30, является по-старинному уютным и романтичным и в то же время — по-юному неформальным и смелым. Его актеры изучают и показывают жизнь во всех ярких, прекрасных и неоднозначных проявлениях, труппа осваивает такие жанры, как stand-up, музыкальные и эксцентрические фантазии, сатира, ирония, философские притчи. И спектакль Юлии Тупикиной «Офелия боится воды», впервые показанный на подмостках «Субботы» осенью прошлого года, является компиляцией разных жанров:в нем есть что-то и от бытовой драмы, и от философского размышления.

Театр Суббота

Как раз этого стоило ожидать от театра, стремящегося к балансу между классическими традициями и отражением своего времени. В его репертуаре много собственных пьес, рождающихся на основе творческой идеологии Юрия Смирнова-Несвицкого, основателя и художественного руководителя театра с самых его истоков.

Театр Суббота

Творческий путь «Субботы» был долгим и интересным, как и все становление советской и постсоветской театральной культуры. Начался он еще с деятельности энтузиастов-чтецов лекций о театре, увлекавшихся также и этюдами. Пристанищем для них в 1960-е годы был Выборгский дворец культуры. Лидером и вдохновителем группы стал Смирнов-Несвицкий, в то время критик и сотрудник Института театра, музыки и кинематографии. Многие члены и слушатели коллектива впоследствии стали известными культурными деятелями Санкт-Петербурга, в том числе — Семен Спивак, ныне художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке.

Театр Суббота

Датой рождения «Субботы» считается 18 марта 1969 года, когда артисты показали своим родственникам «Этюды по мотивам известным и неизвестным». Тогда это еще был театральный клуб «Суббота». Но уже в то время были заложены традиции нестандартного театра студийного типа и команды ярких индивидуальностей. Ленинградская печать не обошла вниманием его основание.

Театр Суббота

В 1971 году о новом театре впервые было заявлено в прессе как об оппозиционном веянии (заметка в одной из ленинградских газет под заголовком «Долой скуку, ханжество, демагогию»). Тогда же он попал в немилость к тем, кто придерживался взглядов на театр как на рупор официоза, и потерял свою площадку во Дворце культуры. Но вскоре благодаря отделу культуры ГК КПСС коллектив обосновался в Доме художественной самодеятельности на улице Рубинштейна. Этот факт говорит о том, что далеко не все, кто заведовал культурной жизнью в СССР, категорически отвергали новизну, смелость и живые идеи.

Театр Суббота

В течение многих лет театр всесторонне развивался и его известность выходила за пределы родного города. Постепенно он становился одним из законодателей творческих идей во всем советском театральном сообществе. Даже тяжелые для страны 1990-е годы были ознаменованы премьерами и участием в фестивалях, хотя материальное положение оставляло желать лучшего. В 1993 году «Суббота» была зарегистрирована как частный театр, а год спустя, по решению Художественного совета и Администрации города, включена в состав городских бюджетных театров.

Театр Суббота

Собственной площадки театр в то время не имел, спектакли шли на сцене ДК Пищевиков. Но когда и эта территория была потеряна, труппе пришлось скитаться по разным площадкам до начала 2000-х годов. В 2002 году благодаря поддержке общественных организаций было арендовано помещение на Звенигородской улице, где прежде были цеха Госзнака. Труппа своими силами обустроила затопленный подвал, занималась оформлением фойе и сцены и создала тот театр, который теперь мы знаем.

Театр Суббота

С наступлением 2010 года начался триумфальный период зрелого театра: премьеры спектаклей для взрослой и детской аудитории, внимание прессы, участие в международных фестивалях, номинации на высокие театральные премии, в том числе — Гран-при на «Конкурсе конкурсов» в рамках «Золотой маски» и «Золотой софит» за пьесу Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» в постановке Татьяны Ворониной.

Театр Суббота

Пьесы самого Смирнова-Несвицкого — «Окна, улицы, подворотни», «Томление души Риты В.», «Город, знакомый до слез…»,«Лунный пейзаж. Картины из нашей жизни» — составляют ядро творчества «Субботы», но молодые драматурги все больше привлекаются в сферу ее необычного и по-прежнему дерзкого мира.

В октябре 2017 года состоялась мировая премьера одной из самых ярких пьес сегодняшней «Субботы» — «Офелия боится воды» молодого драматурга Юлии Тупикиной в постановке режиссера Андрея Сидельникова. После показа многие российские театры заинтересовались этим произведением. Молодой драматург привлек внимание СМИ. Театр организовал серию встреч Юлии Тупикиной и авторов постановки с аудиторией на собственной площадке и в книжном магазине «Порядок слов».

Театр Суббота

Хотя в репертуаре спектакль назван трагикомедией, на самом деле зритель видит на сцене совсем иной жанр — это семейная, остроконфликтная история с налетом загадки, которая не дает пьесе затянуться совсем беспросветной пеленой горя и безысходности. Загадка эта в том, где проведена черта между буднями несчастливой российской семьи и фантазиями о мире Шекспира и его страстей, заявленная и в названии спектакля.

В центре внимания — среднестатистическая семья: супруги, пребывающие на грани бури и хаоса, сын, мечущийся между домашними проблемами и внутренним возрастным беспорядком, сестра жены, работающая психологом, но не имеющая собственного душевного покоя, и самый яркий герой — бабушка, которая то ли страдает деменцией, замешанной на страсти к «Гамлету», и не сознает, в каком пребывает мире, то ли разыгрывает домашних, дабы встряхнуть их застойный кризис, то ли маскирует некие старые тайны. Актриса Анастасия Резункова, ученица Смирнова-Несвицкого и ветеран «Субботы», сделала эту роль многоликой и многослойной.

Театр Суббота

Собственно, вся история пребывает на зыбкой грани между миром иррационального и рутинной, изнуряющей реальностью, где все просто, приземленно и мрачно, — это четко и неумолимо передает диалог между мужем и женой, между надеждой и безысходностью:

— Мы поженились, чтобы быть рядом в болезни и здравии…

— Мы просто расписались.

— Мы любили друг друга…

— Недолго.

— Влюбленность проходит, остается любовь…

— Иногда она просто проходит.

И не нужно надеяться на внезапный хэппи-энд в духе сериала «Понять. Простить». Тут нет остросюжетности Шекспира, но разлады, непонимание и душевная слепота все так же приводят к неизбежным трагедиям.

Пьеса до конца сохраняет интригу, где в рассказах бабушки о ее прошлом была правда, а где — ее фантазии и тоска о несбывшемся. Но это не главное, на первый план выходит вопрос, как ее родные будут жить дальше.

Театр Суббота

Другими словами, те, кто рассчитывал увидеть именно комедию с примесью «грустинки», будут жестоко разочарованы — даже шутки, которыми приправлено начало пьесы — не что иное, как смех сквозь слезы. Но и нравоучительной ее назвать нельзя, автор не делит героев на безусловных злодеев и добродетельных жертв, он стремится понять всех, в то время как сами они в себе разобраться не могут. Или боятся этого, хотят переложить эту функцию на других — не зря одним из ярких персонажей стал именно психолог.

Театр Суббота

Драматург, режиссер и актеры «Субботы» показали, что им интересна современность и дороги традиции классического театра. И кроме того, они не заигрывают с аудиторией, не бросаются в крайности — в грубый цинизм или безосновательные сантименты. Это не такое уж частое явление на подмостках сегодняшнего Санкт-Петербурга. Поэтому стоит пожелать театру, переживающему вторую молодость, еще больше зрительского интереса, который более ценен, чем любые официальные награды.

Театр Суббота

26 марта 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.

Максим Леонидов

Максим Леонидов: Я никогда не стремился быть «своим»

В середине декабря 2018 года в рамках Санкт-Петербургского новогоднего книжного салона состоялась презентация книг артиста и музыканта, одного из основателей знаменитого бит-квартета «Секрет» Максима Леонидова, выпущенных в прошлом году издательством «Эксмо». Первая из них – ярко и емко написанная автобиография «Я оглянулся посмотреть», увидевшая свет еще в 2011 году и во второй редакции дополненная. Вторая – поэтический сборник «Все это и есть любовь». В нем собраны стихи и тексты песен, которые вывели автора на первые строчки отечественных хит-парадов. Название одной из них и стало титулом книги.

Театр Алеко

Театр «Алеко» и его этюды в легких тонах

Камерный театр «Алеко», расположенный в зоне непритязательных построек на проспекте Юрия Гагарина, является одним из самых молодых, самых семейных и самых новогодних театров Санкт-Петербурга. Ведь основной его аудиторией являются дети. Причем они не только смотрят постановки и веселятся на новогодних утренниках, но и перенимают сценическое искусство в его стенах. В театре постоянно работает детская студия, а его уютные интерьеры, оформление в теплой палитре и с минимумом декора, зато с непременными атрибутами детства — мягкие игрушки, роспись на стенах, скафандр космонавта в фойе — возвращает в юные и беззаботные годы даже самых серьезных зрителей. Примечательно, что «Алеко» успешно сочетает в своем репертуаре детские и взрослые спектакли, находя баланс между восприятием праздника на разных этапах жизни.