Уютный и грустный вечер в «Субботе»

Театр «Суббота», находящийся на Звенигородской улице, 30, является по-старинному уютным и романтичным и в то же время — по-юному неформальным и смелым. Его актеры изучают и показывают жизнь во всех ярких, прекрасных и неоднозначных проявлениях, труппа осваивает такие жанры, как stand-up, музыкальные и эксцентрические фантазии, сатира, ирония, философские притчи. И спектакль Юлии Тупикиной «Офелия боится воды», впервые показанный на подмостках «Субботы» осенью прошлого года, является компиляцией разных жанров:в нем есть что-то и от бытовой драмы, и от философского размышления.

Театр Суббота

Как раз этого стоило ожидать от театра, стремящегося к балансу между классическими традициями и отражением своего времени. В его репертуаре много собственных пьес, рождающихся на основе творческой идеологии Юрия Смирнова-Несвицкого, основателя и художественного руководителя театра с самых его истоков.

Театр Суббота

Творческий путь «Субботы» был долгим и интересным, как и все становление советской и постсоветской театральной культуры. Начался он еще с деятельности энтузиастов-чтецов лекций о театре, увлекавшихся также и этюдами. Пристанищем для них в 1960-е годы был Выборгский дворец культуры. Лидером и вдохновителем группы стал Смирнов-Несвицкий, в то время критик и сотрудник Института театра, музыки и кинематографии. Многие члены и слушатели коллектива впоследствии стали известными культурными деятелями Санкт-Петербурга, в том числе — Семен Спивак, ныне художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке.

Театр Суббота

Датой рождения «Субботы» считается 18 марта 1969 года, когда артисты показали своим родственникам «Этюды по мотивам известным и неизвестным». Тогда это еще был театральный клуб «Суббота». Но уже в то время были заложены традиции нестандартного театра студийного типа и команды ярких индивидуальностей. Ленинградская печать не обошла вниманием его основание.

Театр Суббота

В 1971 году о новом театре впервые было заявлено в прессе как об оппозиционном веянии (заметка в одной из ленинградских газет под заголовком «Долой скуку, ханжество, демагогию»). Тогда же он попал в немилость к тем, кто придерживался взглядов на театр как на рупор официоза, и потерял свою площадку во Дворце культуры. Но вскоре благодаря отделу культуры ГК КПСС коллектив обосновался в Доме художественной самодеятельности на улице Рубинштейна. Этот факт говорит о том, что далеко не все, кто заведовал культурной жизнью в СССР, категорически отвергали новизну, смелость и живые идеи.

Театр Суббота

В течение многих лет театр всесторонне развивался и его известность выходила за пределы родного города. Постепенно он становился одним из законодателей творческих идей во всем советском театральном сообществе. Даже тяжелые для страны 1990-е годы были ознаменованы премьерами и участием в фестивалях, хотя материальное положение оставляло желать лучшего. В 1993 году «Суббота» была зарегистрирована как частный театр, а год спустя, по решению Художественного совета и Администрации города, включена в состав городских бюджетных театров.

Театр Суббота

Собственной площадки театр в то время не имел, спектакли шли на сцене ДК Пищевиков. Но когда и эта территория была потеряна, труппе пришлось скитаться по разным площадкам до начала 2000-х годов. В 2002 году благодаря поддержке общественных организаций было арендовано помещение на Звенигородской улице, где прежде были цеха Госзнака. Труппа своими силами обустроила затопленный подвал, занималась оформлением фойе и сцены и создала тот театр, который теперь мы знаем.

Театр Суббота

С наступлением 2010 года начался триумфальный период зрелого театра: премьеры спектаклей для взрослой и детской аудитории, внимание прессы, участие в международных фестивалях, номинации на высокие театральные премии, в том числе — Гран-при на «Конкурсе конкурсов» в рамках «Золотой маски» и «Золотой софит» за пьесу Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» в постановке Татьяны Ворониной.

Театр Суббота

Пьесы самого Смирнова-Несвицкого — «Окна, улицы, подворотни», «Томление души Риты В.», «Город, знакомый до слез…»,«Лунный пейзаж. Картины из нашей жизни» — составляют ядро творчества «Субботы», но молодые драматурги все больше привлекаются в сферу ее необычного и по-прежнему дерзкого мира.

В октябре 2017 года состоялась мировая премьера одной из самых ярких пьес сегодняшней «Субботы» — «Офелия боится воды» молодого драматурга Юлии Тупикиной в постановке режиссера Андрея Сидельникова. После показа многие российские театры заинтересовались этим произведением. Молодой драматург привлек внимание СМИ. Театр организовал серию встреч Юлии Тупикиной и авторов постановки с аудиторией на собственной площадке и в книжном магазине «Порядок слов».

Театр Суббота

Хотя в репертуаре спектакль назван трагикомедией, на самом деле зритель видит на сцене совсем иной жанр — это семейная, остроконфликтная история с налетом загадки, которая не дает пьесе затянуться совсем беспросветной пеленой горя и безысходности. Загадка эта в том, где проведена черта между буднями несчастливой российской семьи и фантазиями о мире Шекспира и его страстей, заявленная и в названии спектакля.

В центре внимания — среднестатистическая семья: супруги, пребывающие на грани бури и хаоса, сын, мечущийся между домашними проблемами и внутренним возрастным беспорядком, сестра жены, работающая психологом, но не имеющая собственного душевного покоя, и самый яркий герой — бабушка, которая то ли страдает деменцией, замешанной на страсти к «Гамлету», и не сознает, в каком пребывает мире, то ли разыгрывает домашних, дабы встряхнуть их застойный кризис, то ли маскирует некие старые тайны. Актриса Анастасия Резункова, ученица Смирнова-Несвицкого и ветеран «Субботы», сделала эту роль многоликой и многослойной.

Театр Суббота

Собственно, вся история пребывает на зыбкой грани между миром иррационального и рутинной, изнуряющей реальностью, где все просто, приземленно и мрачно, — это четко и неумолимо передает диалог между мужем и женой, между надеждой и безысходностью:

— Мы поженились, чтобы быть рядом в болезни и здравии…

— Мы просто расписались.

— Мы любили друг друга…

— Недолго.

— Влюбленность проходит, остается любовь…

— Иногда она просто проходит.

И не нужно надеяться на внезапный хэппи-энд в духе сериала «Понять. Простить». Тут нет остросюжетности Шекспира, но разлады, непонимание и душевная слепота все так же приводят к неизбежным трагедиям.

Пьеса до конца сохраняет интригу, где в рассказах бабушки о ее прошлом была правда, а где — ее фантазии и тоска о несбывшемся. Но это не главное, на первый план выходит вопрос, как ее родные будут жить дальше.

Театр Суббота

Другими словами, те, кто рассчитывал увидеть именно комедию с примесью «грустинки», будут жестоко разочарованы — даже шутки, которыми приправлено начало пьесы — не что иное, как смех сквозь слезы. Но и нравоучительной ее назвать нельзя, автор не делит героев на безусловных злодеев и добродетельных жертв, он стремится понять всех, в то время как сами они в себе разобраться не могут. Или боятся этого, хотят переложить эту функцию на других — не зря одним из ярких персонажей стал именно психолог.

Театр Суббота

Драматург, режиссер и актеры «Субботы» показали, что им интересна современность и дороги традиции классического театра. И кроме того, они не заигрывают с аудиторией, не бросаются в крайности — в грубый цинизм или безосновательные сантименты. Это не такое уж частое явление на подмостках сегодняшнего Санкт-Петербурга. Поэтому стоит пожелать театру, переживающему вторую молодость, еще больше зрительского интереса, который более ценен, чем любые официальные награды.

Театр Суббота

26 марта 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.