Уроки музыки с немецким акцентом

Если школьники не идут на концерты классической музыки, то музыканты сами придут в школы. Пожалуй, таков посыл проекта «Звуки перемены». Молодые музыканты из Германии несколько месяцев общались по Интернету с петербургскими школьниками, после чего встретились с ними лично и совместно организовали концерты.

Проект TONALi

В Германии уже несколько лет существует проект TONALi — это конкурс среди молодых музыкантов, а также выступления победителей соревнования в школах и концертных залах страны. Сейчас подобные выступления лауреаты конкурса устраивают не только в Германии, но и в Италии, Китае, Греции, Швейцарии, США. Два года назад аналогичный проект появился в России. Пока — в Санкт-Петербурге. Он получил название «Звуки перемены». Молодые немецкие музыканты начали знакомить с миром классической музыки школьников Северной столицы.

На протяжении нескольких месяцев исполнители классической музыки общались с учениками школ №№233, 8, 548 и 303 по Интернету. После этого в актовых залах упомянутых учебных заведений с ноября по февраль проводились концерты.

Кульминацией проекта стало выступление в концертном зале Мариинского театра 8 апреля с программой «Кнайфель. Брамс. Мендельсон». Здесь лауреаты конкурса молодых музыкантов TONALi Маюми Канагава, Кристоф Хееш, Фридрих Тиле, Ханни Лианг играли на одной сцене вместе с артистами Симфонического оркестра театра. Две школы — 503-я и 548-я, которым удалось собрать  больше всего людей в зале, — получили приз — поездку в Гамбург (ФРГ).

«Классический концерт — это устоявшийся канон, который сложился к концу XIX столетия и с тех пор не развивался. Молодежь не всегда оказывается подготовлена к этому, не всегда умеет разбирать и понимать классическую музыку. Поэтому нужен какой-то мостик, который поможет выстроить связь с залом. Это личное знакомство с музыкантом, — рассказал корреспонденту «Авангарда» основатель проекта Борис Матчин. — Петербургские школьники связываются с артистом через соцсети, общаются, вместе готовят его концерт в своем учебном заведении. Обговаривают программу, заботятся о том, чтобы были цветы, напитки для гостей, делают рекламу, плакаты, фильмы-презентации. И через несколько месяцев в школу приезжает музыкант».

По словам организатора, за время виртуального общения школьники успевают настолько сблизиться с музыкантами, что встречают их как старых друзей. При этом языкового барьера между ними практически нет. Петербургские школьники задавали немецким музыкантам самые разные вопросы. У виолончелиста Кристофа Хееша спросили, как инструмент помещается в чехол. У Ханни Лианг интересовались, остается ли у нее свободное время. Распространены вопросы и о том, чем увлекаются музыканты, что помимо классики слушают. И даже есть ли у них друзья. Дело в том, что в восприятии многих детей музыканты — это совершенно особые люди.

«Мы стремимся показать, что музыкант — обычный человек, как и все другие. И это самая важная вещь, которую должна понимать аудитория», — подчеркнул Кристоф Хееш.

Проект TONALi

Перед встречей со школьниками музыканты проходят специальную педагогическую подготовку и знакомятся с культурой России. Так, Ханни Лианг прочитала «Мастера и Маргариту» Булгакова, выучила длинную фразу на русском и посмотрела фильм «Ирония судьбы, или С легким паром». Каково было ее удивление, когда она увидела, что однотипные панельные дома из фильма действительно существуют. «Это не шутка, тут все одинаковое!» — воскликнула она, оказавшись в спальном районе города.

Ханни выступала с концертом в школе №303. «Ученики сразу утащили ее куда-то далеко, и я их долго отыскивал, — вспоминает Борис Матчин. — Оказывается, в школе есть музыкальный музей. И туда ребята повели Ханни. В музее собраны старые пластинки, патефоны, музыкальные инструменты довоенного времени, гармошки — удивительно, как удалось все это найти. Это было настоящим открытием. Даже не подумаешь, что в школе есть такое сокровище. Еще нас напоили чаем из самовара с пряниками и сушками».

По словам Кристофа Хееша, если после концертов в школах из 2 тыс. человек даже один заинтересуется музыкой, это уже будет отличный результат. Потому что этот ребенок расскажет о своем увлечении друзьям и таким образом вовлечет новых людей в мир классической музыки.

Билеты на концерт распространялись среди школьников и их родителей. Два учебных заведения, которым удалось привлечь больше всего слушателей, получили приз — поездку в Гамбург. Ученики из 503-й и 548-й школ, занимавшиеся организацией концертов, проведут в Германии несколько дней. Авторы проекта надеются, что с подобными концертами в школы Петербурга в будущем начнут приходить и молодые музыканты из России.


 

Примечательно, что сотрудничество Мариинского театра и немецкого культурно-просветительского проекта TONALi началось еще в 2014 году. Тогда же на Мариинской сцене впервые выступили лауреаты конкурса TONALi. В 2015 году стартовал просветительский проект «Звуки перемены».

Основанный в 2010 году двумя виолончелистами — Амадеусом Темплтоном и Борисом Матчиным — TONALi зарекомендовал себя как один из наиболее важных и инновационных проектов культурной жизни Германии. Его уникальный опыт активного вовлечения молодой слушательской аудитории заимствует и Мариинский театр.

Школьники, участвующие в проекте «Звуки перемены», ненадолго стали «менеджерами» одного из тех музыкантов, которым предстоит выступить в Мариинском театре в абонементе «Музыкальный час лауреатов конкурса TONALi».

Задача участников проекта – организовать дневной промо-концерт «своего» музыканта в школе, а также выступить в качестве его пресс-атташе, конферансье, администратора и режиссера концерта. Исполнители сначала знакомятся со школьниками по Интернету, а потом в реальной жизни. Вся команда соединяется, чтобы попробовать себя на новой площадке, будь то актовый зал, фойе или даже столовая. Подготовка выступления полностью отдана на откуп юным менеджерам и ограничивается только их фантазией.

Школа, которой удалось привести на Гала-концерт наибольшее количество слушателей, становится победителем и получает специальный приз. В 2015 году в качестве приглашенных солистов выступили Василий Герасимец (виолончель), Марина Грауман (скрипка), Антон Герценберг (фортепиано) и Александр Ким (скрипка).

10 апреля 2017.
Текст: Василий Юровский, фото: предоставлены TONALi
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.

Максим Леонидов

Максим Леонидов: Я никогда не стремился быть «своим»

В середине декабря 2018 года в рамках Санкт-Петербургского новогоднего книжного салона состоялась презентация книг артиста и музыканта, одного из основателей знаменитого бит-квартета «Секрет» Максима Леонидова, выпущенных в прошлом году издательством «Эксмо». Первая из них – ярко и емко написанная автобиография «Я оглянулся посмотреть», увидевшая свет еще в 2011 году и во второй редакции дополненная. Вторая – поэтический сборник «Все это и есть любовь». В нем собраны стихи и тексты песен, которые вывели автора на первые строчки отечественных хит-парадов. Название одной из них и стало титулом книги.