Уроки музыки с немецким акцентом

Если школьники не идут на концерты классической музыки, то музыканты сами придут в школы. Пожалуй, таков посыл проекта «Звуки перемены». Молодые музыканты из Германии несколько месяцев общались по Интернету с петербургскими школьниками, после чего встретились с ними лично и совместно организовали концерты.

Проект TONALi

В Германии уже несколько лет существует проект TONALi — это конкурс среди молодых музыкантов, а также выступления победителей соревнования в школах и концертных залах страны. Сейчас подобные выступления лауреаты конкурса устраивают не только в Германии, но и в Италии, Китае, Греции, Швейцарии, США. Два года назад аналогичный проект появился в России. Пока — в Санкт-Петербурге. Он получил название «Звуки перемены». Молодые немецкие музыканты начали знакомить с миром классической музыки школьников Северной столицы.

На протяжении нескольких месяцев исполнители классической музыки общались с учениками школ №№233, 8, 548 и 303 по Интернету. После этого в актовых залах упомянутых учебных заведений с ноября по февраль проводились концерты.

Кульминацией проекта стало выступление в концертном зале Мариинского театра 8 апреля с программой «Кнайфель. Брамс. Мендельсон». Здесь лауреаты конкурса молодых музыкантов TONALi Маюми Канагава, Кристоф Хееш, Фридрих Тиле, Ханни Лианг играли на одной сцене вместе с артистами Симфонического оркестра театра. Две школы — 503-я и 548-я, которым удалось собрать  больше всего людей в зале, — получили приз — поездку в Гамбург (ФРГ).

«Классический концерт — это устоявшийся канон, который сложился к концу XIX столетия и с тех пор не развивался. Молодежь не всегда оказывается подготовлена к этому, не всегда умеет разбирать и понимать классическую музыку. Поэтому нужен какой-то мостик, который поможет выстроить связь с залом. Это личное знакомство с музыкантом, — рассказал корреспонденту «Авангарда» основатель проекта Борис Матчин. — Петербургские школьники связываются с артистом через соцсети, общаются, вместе готовят его концерт в своем учебном заведении. Обговаривают программу, заботятся о том, чтобы были цветы, напитки для гостей, делают рекламу, плакаты, фильмы-презентации. И через несколько месяцев в школу приезжает музыкант».

По словам организатора, за время виртуального общения школьники успевают настолько сблизиться с музыкантами, что встречают их как старых друзей. При этом языкового барьера между ними практически нет. Петербургские школьники задавали немецким музыкантам самые разные вопросы. У виолончелиста Кристофа Хееша спросили, как инструмент помещается в чехол. У Ханни Лианг интересовались, остается ли у нее свободное время. Распространены вопросы и о том, чем увлекаются музыканты, что помимо классики слушают. И даже есть ли у них друзья. Дело в том, что в восприятии многих детей музыканты — это совершенно особые люди.

«Мы стремимся показать, что музыкант — обычный человек, как и все другие. И это самая важная вещь, которую должна понимать аудитория», — подчеркнул Кристоф Хееш.

Проект TONALi

Перед встречей со школьниками музыканты проходят специальную педагогическую подготовку и знакомятся с культурой России. Так, Ханни Лианг прочитала «Мастера и Маргариту» Булгакова, выучила длинную фразу на русском и посмотрела фильм «Ирония судьбы, или С легким паром». Каково было ее удивление, когда она увидела, что однотипные панельные дома из фильма действительно существуют. «Это не шутка, тут все одинаковое!» — воскликнула она, оказавшись в спальном районе города.

Ханни выступала с концертом в школе №303. «Ученики сразу утащили ее куда-то далеко, и я их долго отыскивал, — вспоминает Борис Матчин. — Оказывается, в школе есть музыкальный музей. И туда ребята повели Ханни. В музее собраны старые пластинки, патефоны, музыкальные инструменты довоенного времени, гармошки — удивительно, как удалось все это найти. Это было настоящим открытием. Даже не подумаешь, что в школе есть такое сокровище. Еще нас напоили чаем из самовара с пряниками и сушками».

По словам Кристофа Хееша, если после концертов в школах из 2 тыс. человек даже один заинтересуется музыкой, это уже будет отличный результат. Потому что этот ребенок расскажет о своем увлечении друзьям и таким образом вовлечет новых людей в мир классической музыки.

Билеты на концерт распространялись среди школьников и их родителей. Два учебных заведения, которым удалось привлечь больше всего слушателей, получили приз — поездку в Гамбург. Ученики из 503-й и 548-й школ, занимавшиеся организацией концертов, проведут в Германии несколько дней. Авторы проекта надеются, что с подобными концертами в школы Петербурга в будущем начнут приходить и молодые музыканты из России.


 

Примечательно, что сотрудничество Мариинского театра и немецкого культурно-просветительского проекта TONALi началось еще в 2014 году. Тогда же на Мариинской сцене впервые выступили лауреаты конкурса TONALi. В 2015 году стартовал просветительский проект «Звуки перемены».

Основанный в 2010 году двумя виолончелистами — Амадеусом Темплтоном и Борисом Матчиным — TONALi зарекомендовал себя как один из наиболее важных и инновационных проектов культурной жизни Германии. Его уникальный опыт активного вовлечения молодой слушательской аудитории заимствует и Мариинский театр.

Школьники, участвующие в проекте «Звуки перемены», ненадолго стали «менеджерами» одного из тех музыкантов, которым предстоит выступить в Мариинском театре в абонементе «Музыкальный час лауреатов конкурса TONALi».

Задача участников проекта – организовать дневной промо-концерт «своего» музыканта в школе, а также выступить в качестве его пресс-атташе, конферансье, администратора и режиссера концерта. Исполнители сначала знакомятся со школьниками по Интернету, а потом в реальной жизни. Вся команда соединяется, чтобы попробовать себя на новой площадке, будь то актовый зал, фойе или даже столовая. Подготовка выступления полностью отдана на откуп юным менеджерам и ограничивается только их фантазией.

Школа, которой удалось привести на Гала-концерт наибольшее количество слушателей, становится победителем и получает специальный приз. В 2015 году в качестве приглашенных солистов выступили Василий Герасимец (виолончель), Марина Грауман (скрипка), Антон Герценберг (фортепиано) и Александр Ким (скрипка).

10 апреля 2017.
Текст: Василий Юровский, фото: предоставлены TONALi
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Олег Виноградов, Николай Цискаридзе

«Балетмейстер» завершил первый день работы МКФ

Гала-концерт «Балетмейстер» в БКЗ «Октябрьский» был посвящен 80-летию известного балетмейстера Олега Виноградова, а также 60-летию его творческой деятельности. Грандиозный вечер балета включен в программу VI Международного культурного форума, который в эти дни проходит в Санкт-Петербурге.

Премия Аврора

Боярский, Дунаевский и Дога дали старт «Авроре»

В Санкт-Петербурге 15 ноября прошла торжественная церемония вручения первой Музыкальной премии кино и телевидения «Аврора». В этот вечер гости торжества, которое состоялось в киноцентре «Родина» (Караванная улица, 12), стали свидетелями уникального мероприятия, нацеленного на повышение качества музыкального оформления отечественных фильмов и увеличение количества музыкальных кинокартин.

Стимпанк

«Стимпанк, или Параллельная реальность» открыта до марта

В творческом центре «Ветер странствий» (набережная Фонтанки, 119) до конца марта будущего года продолжит работать выставка «Стимпанк, или Параллельная реальность». Посетителей ждут приключенческие квесты в интерактивно-тематической форме, мастер-классы в творческих мастерских, косплей, интересные образовательные программы.

Пикник

«Пикник» — последний певец декаданса

В день 100-летия Революции, 7 ноября, рок-группа «Пикник» выступила в БКЗ «Октябрьский» с новой программой «Искры и канкан», представляющей одноименный новый альбом. Он является 22-м в дискографии коллектива. Релиз состоялся 26 сентября, в день рождения Эдмунда Шклярского, лидера «Пикника».

Псковитянка

Голос из зала: «Псковитянка» в Мариинском со сталинским размахом

Опера «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова — редкий гость в афише оперных театров: в Мариинском бывает один-два спектакля за сезон, а на большинстве оперных сцен она вообще не ставится. В Маринском театре 6 ноября состоялся показ постановки 1952 года с характерными для того времени стилем, размахом, пафосными, монументальными декорациями и тяжеловесными костюмами.

Вася Ложкин в Свином рыле

«Свиное рыло»: Вася Ложкин и КПРФ

Начало ноября у той части населения, которая благосклонно относится к западным веяниям и не боится иронизировать над сакральными темами, обычно ассоциируется с Хэллоуином. А подавляющему большинству петербуржцев этот суровый осенний месяц несет круглосуточные сумерки, которые сами по себе угнетают куда больше, чем подозрения, что где-то в сумраке притаились потусторонние силы и чудовища. Зомби и вампиры, как минимум, бодрят…