Уроки музыки с немецким акцентом

Если школьники не идут на концерты классической музыки, то музыканты сами придут в школы. Пожалуй, таков посыл проекта «Звуки перемены». Молодые музыканты из Германии несколько месяцев общались по Интернету с петербургскими школьниками, после чего встретились с ними лично и совместно организовали концерты.

Проект TONALi

В Германии уже несколько лет существует проект TONALi — это конкурс среди молодых музыкантов, а также выступления победителей соревнования в школах и концертных залах страны. Сейчас подобные выступления лауреаты конкурса устраивают не только в Германии, но и в Италии, Китае, Греции, Швейцарии, США. Два года назад аналогичный проект появился в России. Пока — в Санкт-Петербурге. Он получил название «Звуки перемены». Молодые немецкие музыканты начали знакомить с миром классической музыки школьников Северной столицы.

На протяжении нескольких месяцев исполнители классической музыки общались с учениками школ №№233, 8, 548 и 303 по Интернету. После этого в актовых залах упомянутых учебных заведений с ноября по февраль проводились концерты.

Кульминацией проекта стало выступление в концертном зале Мариинского театра 8 апреля с программой «Кнайфель. Брамс. Мендельсон». Здесь лауреаты конкурса молодых музыкантов TONALi Маюми Канагава, Кристоф Хееш, Фридрих Тиле, Ханни Лианг играли на одной сцене вместе с артистами Симфонического оркестра театра. Две школы — 503-я и 548-я, которым удалось собрать  больше всего людей в зале, — получили приз — поездку в Гамбург (ФРГ).

«Классический концерт — это устоявшийся канон, который сложился к концу XIX столетия и с тех пор не развивался. Молодежь не всегда оказывается подготовлена к этому, не всегда умеет разбирать и понимать классическую музыку. Поэтому нужен какой-то мостик, который поможет выстроить связь с залом. Это личное знакомство с музыкантом, — рассказал корреспонденту «Авангарда» основатель проекта Борис Матчин. — Петербургские школьники связываются с артистом через соцсети, общаются, вместе готовят его концерт в своем учебном заведении. Обговаривают программу, заботятся о том, чтобы были цветы, напитки для гостей, делают рекламу, плакаты, фильмы-презентации. И через несколько месяцев в школу приезжает музыкант».

По словам организатора, за время виртуального общения школьники успевают настолько сблизиться с музыкантами, что встречают их как старых друзей. При этом языкового барьера между ними практически нет. Петербургские школьники задавали немецким музыкантам самые разные вопросы. У виолончелиста Кристофа Хееша спросили, как инструмент помещается в чехол. У Ханни Лианг интересовались, остается ли у нее свободное время. Распространены вопросы и о том, чем увлекаются музыканты, что помимо классики слушают. И даже есть ли у них друзья. Дело в том, что в восприятии многих детей музыканты — это совершенно особые люди.

«Мы стремимся показать, что музыкант — обычный человек, как и все другие. И это самая важная вещь, которую должна понимать аудитория», — подчеркнул Кристоф Хееш.

Проект TONALi

Перед встречей со школьниками музыканты проходят специальную педагогическую подготовку и знакомятся с культурой России. Так, Ханни Лианг прочитала «Мастера и Маргариту» Булгакова, выучила длинную фразу на русском и посмотрела фильм «Ирония судьбы, или С легким паром». Каково было ее удивление, когда она увидела, что однотипные панельные дома из фильма действительно существуют. «Это не шутка, тут все одинаковое!» — воскликнула она, оказавшись в спальном районе города.

Ханни выступала с концертом в школе №303. «Ученики сразу утащили ее куда-то далеко, и я их долго отыскивал, — вспоминает Борис Матчин. — Оказывается, в школе есть музыкальный музей. И туда ребята повели Ханни. В музее собраны старые пластинки, патефоны, музыкальные инструменты довоенного времени, гармошки — удивительно, как удалось все это найти. Это было настоящим открытием. Даже не подумаешь, что в школе есть такое сокровище. Еще нас напоили чаем из самовара с пряниками и сушками».

По словам Кристофа Хееша, если после концертов в школах из 2 тыс. человек даже один заинтересуется музыкой, это уже будет отличный результат. Потому что этот ребенок расскажет о своем увлечении друзьям и таким образом вовлечет новых людей в мир классической музыки.

Билеты на концерт распространялись среди школьников и их родителей. Два учебных заведения, которым удалось привлечь больше всего слушателей, получили приз — поездку в Гамбург. Ученики из 503-й и 548-й школ, занимавшиеся организацией концертов, проведут в Германии несколько дней. Авторы проекта надеются, что с подобными концертами в школы Петербурга в будущем начнут приходить и молодые музыканты из России.


 

Примечательно, что сотрудничество Мариинского театра и немецкого культурно-просветительского проекта TONALi началось еще в 2014 году. Тогда же на Мариинской сцене впервые выступили лауреаты конкурса TONALi. В 2015 году стартовал просветительский проект «Звуки перемены».

Основанный в 2010 году двумя виолончелистами — Амадеусом Темплтоном и Борисом Матчиным — TONALi зарекомендовал себя как один из наиболее важных и инновационных проектов культурной жизни Германии. Его уникальный опыт активного вовлечения молодой слушательской аудитории заимствует и Мариинский театр.

Школьники, участвующие в проекте «Звуки перемены», ненадолго стали «менеджерами» одного из тех музыкантов, которым предстоит выступить в Мариинском театре в абонементе «Музыкальный час лауреатов конкурса TONALi».

Задача участников проекта – организовать дневной промо-концерт «своего» музыканта в школе, а также выступить в качестве его пресс-атташе, конферансье, администратора и режиссера концерта. Исполнители сначала знакомятся со школьниками по Интернету, а потом в реальной жизни. Вся команда соединяется, чтобы попробовать себя на новой площадке, будь то актовый зал, фойе или даже столовая. Подготовка выступления полностью отдана на откуп юным менеджерам и ограничивается только их фантазией.

Школа, которой удалось привести на Гала-концерт наибольшее количество слушателей, становится победителем и получает специальный приз. В 2015 году в качестве приглашенных солистов выступили Василий Герасимец (виолончель), Марина Грауман (скрипка), Антон Герценберг (фортепиано) и Александр Ким (скрипка).

10 апреля 2017.
Текст: Василий Юровский, фото: предоставлены TONALi
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.