Уроки музыки с немецким акцентом

Если школьники не идут на концерты классической музыки, то музыканты сами придут в школы. Пожалуй, таков посыл проекта «Звуки перемены». Молодые музыканты из Германии несколько месяцев общались по Интернету с петербургскими школьниками, после чего встретились с ними лично и совместно организовали концерты.

Проект TONALi

В Германии уже несколько лет существует проект TONALi — это конкурс среди молодых музыкантов, а также выступления победителей соревнования в школах и концертных залах страны. Сейчас подобные выступления лауреаты конкурса устраивают не только в Германии, но и в Италии, Китае, Греции, Швейцарии, США. Два года назад аналогичный проект появился в России. Пока — в Санкт-Петербурге. Он получил название «Звуки перемены». Молодые немецкие музыканты начали знакомить с миром классической музыки школьников Северной столицы.

На протяжении нескольких месяцев исполнители классической музыки общались с учениками школ №№233, 8, 548 и 303 по Интернету. После этого в актовых залах упомянутых учебных заведений с ноября по февраль проводились концерты.

Кульминацией проекта стало выступление в концертном зале Мариинского театра 8 апреля с программой «Кнайфель. Брамс. Мендельсон». Здесь лауреаты конкурса молодых музыкантов TONALi Маюми Канагава, Кристоф Хееш, Фридрих Тиле, Ханни Лианг играли на одной сцене вместе с артистами Симфонического оркестра театра. Две школы — 503-я и 548-я, которым удалось собрать  больше всего людей в зале, — получили приз — поездку в Гамбург (ФРГ).

«Классический концерт — это устоявшийся канон, который сложился к концу XIX столетия и с тех пор не развивался. Молодежь не всегда оказывается подготовлена к этому, не всегда умеет разбирать и понимать классическую музыку. Поэтому нужен какой-то мостик, который поможет выстроить связь с залом. Это личное знакомство с музыкантом, — рассказал корреспонденту «Авангарда» основатель проекта Борис Матчин. — Петербургские школьники связываются с артистом через соцсети, общаются, вместе готовят его концерт в своем учебном заведении. Обговаривают программу, заботятся о том, чтобы были цветы, напитки для гостей, делают рекламу, плакаты, фильмы-презентации. И через несколько месяцев в школу приезжает музыкант».

По словам организатора, за время виртуального общения школьники успевают настолько сблизиться с музыкантами, что встречают их как старых друзей. При этом языкового барьера между ними практически нет. Петербургские школьники задавали немецким музыкантам самые разные вопросы. У виолончелиста Кристофа Хееша спросили, как инструмент помещается в чехол. У Ханни Лианг интересовались, остается ли у нее свободное время. Распространены вопросы и о том, чем увлекаются музыканты, что помимо классики слушают. И даже есть ли у них друзья. Дело в том, что в восприятии многих детей музыканты — это совершенно особые люди.

«Мы стремимся показать, что музыкант — обычный человек, как и все другие. И это самая важная вещь, которую должна понимать аудитория», — подчеркнул Кристоф Хееш.

Проект TONALi

Перед встречей со школьниками музыканты проходят специальную педагогическую подготовку и знакомятся с культурой России. Так, Ханни Лианг прочитала «Мастера и Маргариту» Булгакова, выучила длинную фразу на русском и посмотрела фильм «Ирония судьбы, или С легким паром». Каково было ее удивление, когда она увидела, что однотипные панельные дома из фильма действительно существуют. «Это не шутка, тут все одинаковое!» — воскликнула она, оказавшись в спальном районе города.

Ханни выступала с концертом в школе №303. «Ученики сразу утащили ее куда-то далеко, и я их долго отыскивал, — вспоминает Борис Матчин. — Оказывается, в школе есть музыкальный музей. И туда ребята повели Ханни. В музее собраны старые пластинки, патефоны, музыкальные инструменты довоенного времени, гармошки — удивительно, как удалось все это найти. Это было настоящим открытием. Даже не подумаешь, что в школе есть такое сокровище. Еще нас напоили чаем из самовара с пряниками и сушками».

По словам Кристофа Хееша, если после концертов в школах из 2 тыс. человек даже один заинтересуется музыкой, это уже будет отличный результат. Потому что этот ребенок расскажет о своем увлечении друзьям и таким образом вовлечет новых людей в мир классической музыки.

Билеты на концерт распространялись среди школьников и их родителей. Два учебных заведения, которым удалось привлечь больше всего слушателей, получили приз — поездку в Гамбург. Ученики из 503-й и 548-й школ, занимавшиеся организацией концертов, проведут в Германии несколько дней. Авторы проекта надеются, что с подобными концертами в школы Петербурга в будущем начнут приходить и молодые музыканты из России.


 

Примечательно, что сотрудничество Мариинского театра и немецкого культурно-просветительского проекта TONALi началось еще в 2014 году. Тогда же на Мариинской сцене впервые выступили лауреаты конкурса TONALi. В 2015 году стартовал просветительский проект «Звуки перемены».

Основанный в 2010 году двумя виолончелистами — Амадеусом Темплтоном и Борисом Матчиным — TONALi зарекомендовал себя как один из наиболее важных и инновационных проектов культурной жизни Германии. Его уникальный опыт активного вовлечения молодой слушательской аудитории заимствует и Мариинский театр.

Школьники, участвующие в проекте «Звуки перемены», ненадолго стали «менеджерами» одного из тех музыкантов, которым предстоит выступить в Мариинском театре в абонементе «Музыкальный час лауреатов конкурса TONALi».

Задача участников проекта – организовать дневной промо-концерт «своего» музыканта в школе, а также выступить в качестве его пресс-атташе, конферансье, администратора и режиссера концерта. Исполнители сначала знакомятся со школьниками по Интернету, а потом в реальной жизни. Вся команда соединяется, чтобы попробовать себя на новой площадке, будь то актовый зал, фойе или даже столовая. Подготовка выступления полностью отдана на откуп юным менеджерам и ограничивается только их фантазией.

Школа, которой удалось привести на Гала-концерт наибольшее количество слушателей, становится победителем и получает специальный приз. В 2015 году в качестве приглашенных солистов выступили Василий Герасимец (виолончель), Марина Грауман (скрипка), Антон Герценберг (фортепиано) и Александр Ким (скрипка).

10 апреля 2017.
Текст: Василий Юровский, фото: предоставлены TONALi
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.