Уголок Италии в Корпусе Бенуа

Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» была открыта в Корпусе Бенуа Русского музея еще 20 декабря 2017 года. Это — уникальная экспозиция, впервые собравшая воедино более 100 работ самого Семирадского и других русских классиков живописи и скульптуры, которые посвятили Риму свое творчество на рубеже двух столетий.

Генрих Семирадский

Среди мастеров — Александр Риццони, Василий Смирнов, Матвей Чижов, Владимир Беклемишев, Степан Бакалович, Александр и Павел Сведомские, Федор Бронников, Павел Чистяков. Выставка отличается большой разноплановостью и невероятно богатой цветовой палитрой: помимо привычных для образа Италии теплых, солнечных красок, здесь можно увидеть и тусклые, монохромные полотна с печальной ноткой. Мастера стремились охватить все жанры: пейзаж, натюрморт, историческая и мифологическая живопись и, разумеется, портрет.

Выставка в корпусе Бенуа

В транспортировке картин и скульптур, разработке дизайн-проекта и оформлении выставки музею оказал поддержку Благотворительный фонд «Система», который уже много лет занимается инвестициями в развитие Государственного Русского музея. Глава фонда, Анна Янчевская, назвала поддержку культуры посредством новых технологий и популяризацию художественного наследия одним из приоритетов деятельности «Системы».

выставка в Корпусе Бенуа

В первых залах можно ознакомиться с работами художников, которые жили и работали в Риме во второй половине XIX века. Это было связано с тем, что система обучения в Академии художеств и ее основные ценности были неразрывно связаны с образцами итальянской и античной классики как ядра искусств, преподаваемых в европейских академиях. Любой ученик академии мечтал попасть в Рим после завершения учебы.

выставка в Корпусе Бенуа

В то время в вечном городе работали колонии живописцев из разных стран, некоторые из них работали уже не для академий, а для частных заказчиков, и приезжали на средства, которые давали меценаты. Это подстегивало конкурентный дух, способствовало развитию камерной живописи, которая была ориентирована на массовые предпочтения и в то же время давала возможность найти свой неповторимый почерк.

выставка в Корпусе Бенуа

Одним из первых от Академии художеств приехал в Италию Федор Бронников, который впоследствии проработал в Риме более сорока лет. Затем, в 1860-е годы, к колонии присоединились Чистяков, Риццони и Василий Верещагин. С этих мастеров началось развитие социальной темы в итальянской живописи, которая до этого в основном была ограничена пейзажами, живыми уличными сценками и абстрактными человеческими образами.

выставка в Корпусе Бенуа

Новаторы обратили внимание на простой народ, уличные типажи, гарибальдийское движение, жизнь диаспор. Появились также мотивы антиклерикальных настроений, которые, правда, в основном сосредотачивались на внешней стороне жизни католической церкви и высокопоставленного духовенства.

выставка в Корпусе Бенуа

На выставке можно увидеть много выразительных женских портретов, отличающихся той экспансивностью, с которой северные народы привыкли ассоциировать итальянцев. Их портреты выглядят говорящими, а эмоции по-настоящему ощутимы. Есть также детские и семейные изображения, картины языческого культа, пиршеств и оргий, — художники показывают яркость жизни во всех ее гранях.

выставка в Корпусе Бенуа

В 1870-е годы, когда появилось Товарищество передвижников, идеалы стали смещаться — художники начали больше интересоваться современностью и своей индивидуальностью, чем классикой и каноническими образцами. Их стал больше привлекать Париж, в то время как Рим обрел репутацию города-музея, лишенного жизни.

выставка в Корпусе Бенуа

Это было отчасти справедливо, так как процесс объединения Италии вызвал значительную отсталость в плане современного искусства, и она на тот момент объективно не могла быть законодателем и донором новых идей. Но прекрасная природа, обилие света и аутентичные образы оставались при ней, поэтому сторонники «чистого искусства» оставались ей верны. В этом ряду выделялись Генрих Семирадский, Вильгельм Котарбинский, Павел Ковалеский и Степан Бакалович.

выставка в Корпусе Бенуа

У каждого из них свой стиль и свои фундаментальные ценности: у Ковалевского это громада и вечность древних городов, у Бакаловича отсылки к египетским и греческим мотавам, у Котарбинского тяготение к стилистике декоративного панно. Затем членами колонии стали братья Сведомские, чьим основным интересом были провокационные и жестокие сюжеты из мифологии, библейских текстов и истории Рима.

выставка в Корпусе Бенуа

Однако по мере заката столетия академическая школа все неизбежнее теряла свое влияние на мировой художественный процесс, и в 1890-е годы приоритеты Академии художеств были кардинально изменены. К началу нового века колония русских мастеров в Риме окончательно распалась. Однако в 1908 году было создано «Общество поощрения молодых художников в Риме», ознаменовавшее эпоху неоклассического искусства, в котором красоте и колоритности Италии вновь нашлось место.

выставка в Корпусе Бенуа

Творчество Генриха Семирадского на выставке выделяется особо. Его личность является ярким примером академического художника-европейца и космополита, тем более что она формировалась на стыке русской и польской культур. Художник с юности интересовался древней историей и естественными науками, поэтому его полотна так точны. Первой его многофигурной картиной была «Римская оргия блестящих времен цезаризма» в 1872 году.

выставка в Корпусе Бенуа

Свою активную творческую жизнь он провел в Риме, где научился эстетическим принципам, объединявшим монументальность с декоративизмом. Мастера волновала тема конфликта христианства с язычеством, отраженная в картине «Грешница».

выставка в Корпусе Бенуа

Также стиль Семирадского отличается внедрением пленэрных элементов в исторические и античные композиции. Художник предпочитал мечтательную, неторопливую, идиллически красивую картину мира, далекую от политических и социальных процессов, овеянную духом вечности и солнечным светом. Такова его самая знаменитая картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» 1889 года, воспевающая красоту солнца, моря и народа. Поэтому его любила публика и осуждала демократическая критика нового времени.

выставка в Корпусе Бенуа

В новом столетии, которое резко взяло курс на авангард и решило, что в стремительных и жестких реалиях нет места лирике, художника стали забывать, многие его работы были утеряны или разбросаны по частным коллекциям во всем мире. Но к концу XX века его творчество вновь стало высоко цениться, и выставка в Русском музее призвана внести свой вклад в осознание истинной значимости классической живописи.

выставка в Корпусе Бенуа


Открытием выставки стала работа Вильгельма Котарбинского «Оргия», которая почти 100 лет пролежала в запасниках Русского музея, заклеенная грубой оберточной бумагой и накатанная на вал. Благодаря уникальным реставрационным работам, длившимся больше полугода, великолепное живописное произведение было спасено от разрушения и сегодня мы можем видеть его во всей красе на экспозиции. «Оргия» стала открытием не только для публики, но и для музейного сообщества, ведь даже в генеральном каталоге Русского музея данная работа была представлена в черно-белой фотографии начала 1900-х годов.  

выставка в Корпусе Бенуа

На выставке демонстрируется фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать», в котором научные сотрудники Русского музея рассказывают об этапах реставрации работы «Оргия», а также о том, как создавалась выставка о русских художниках середины XIX – начала XX века, чья жизнь и творчество были тесно связаны с Италией. Вместе со съемочной группой зритель попадет в реставрационные мастерские Русского музея и станет участником большой подготовительной работы, которая, как правило, всегда остается «за кадром» экспозиции.

Фильм создан службой «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система».

Выставка открыта до 2 апреля 2018 года. На ней можно будет воспользоваться приложением для смартфонов Artefact с эффектом дополненной реальности.

1 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

выставка Анатолия Прошкина

Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

Полина Осетинская

Голос из зала: о Полине Осетинской

Все было замечательно в тот вечер. Играла Полина Осетинская, сольный концерт, два отделения. Концертный зал Мариинского театра. Бах, Бетховен. И Брамс, те его сочинения, которые мы уже слышали ровно месяц назад на печальном и трогательном вечере памяти нашего общего друга Павла Егорова. Исполнительница любит романтическую музыку, либо, вероятно, обладает даром сделать романтическим то, что у нее изначально вызывает душевный отклик.

Лео Штайнберг

Женственность под мужским именем

В галерее «Течение» творческого пространства «Артмуза» (13-я линия Васильевского острова, 70, 3 этаж) продолжается персональная выставка художника-сюрреалиста Лео Штайнберг. Псевдоним, вероятно, отсылает к фигуре выдающегося американского критика и историка искусства, уроженца СССР Льва Штейнберга. Однако выставка «Стыд: эстетика женственности» представляет работы молодой художницы, уже прославившейся своим активным и незаурядным творчеством.

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.