Уголок Италии в Корпусе Бенуа

Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» была открыта в Корпусе Бенуа Русского музея еще 20 декабря 2017 года. Это — уникальная экспозиция, впервые собравшая воедино более 100 работ самого Семирадского и других русских классиков живописи и скульптуры, которые посвятили Риму свое творчество на рубеже двух столетий.

Генрих Семирадский

Среди мастеров — Александр Риццони, Василий Смирнов, Матвей Чижов, Владимир Беклемишев, Степан Бакалович, Александр и Павел Сведомские, Федор Бронников, Павел Чистяков. Выставка отличается большой разноплановостью и невероятно богатой цветовой палитрой: помимо привычных для образа Италии теплых, солнечных красок, здесь можно увидеть и тусклые, монохромные полотна с печальной ноткой. Мастера стремились охватить все жанры: пейзаж, натюрморт, историческая и мифологическая живопись и, разумеется, портрет.

Выставка в корпусе Бенуа

В транспортировке картин и скульптур, разработке дизайн-проекта и оформлении выставки музею оказал поддержку Благотворительный фонд «Система», который уже много лет занимается инвестициями в развитие Государственного Русского музея. Глава фонда, Анна Янчевская, назвала поддержку культуры посредством новых технологий и популяризацию художественного наследия одним из приоритетов деятельности «Системы».

выставка в Корпусе Бенуа

В первых залах можно ознакомиться с работами художников, которые жили и работали в Риме во второй половине XIX века. Это было связано с тем, что система обучения в Академии художеств и ее основные ценности были неразрывно связаны с образцами итальянской и античной классики как ядра искусств, преподаваемых в европейских академиях. Любой ученик академии мечтал попасть в Рим после завершения учебы.

выставка в Корпусе Бенуа

В то время в вечном городе работали колонии живописцев из разных стран, некоторые из них работали уже не для академий, а для частных заказчиков, и приезжали на средства, которые давали меценаты. Это подстегивало конкурентный дух, способствовало развитию камерной живописи, которая была ориентирована на массовые предпочтения и в то же время давала возможность найти свой неповторимый почерк.

выставка в Корпусе Бенуа

Одним из первых от Академии художеств приехал в Италию Федор Бронников, который впоследствии проработал в Риме более сорока лет. Затем, в 1860-е годы, к колонии присоединились Чистяков, Риццони и Василий Верещагин. С этих мастеров началось развитие социальной темы в итальянской живописи, которая до этого в основном была ограничена пейзажами, живыми уличными сценками и абстрактными человеческими образами.

выставка в Корпусе Бенуа

Новаторы обратили внимание на простой народ, уличные типажи, гарибальдийское движение, жизнь диаспор. Появились также мотивы антиклерикальных настроений, которые, правда, в основном сосредотачивались на внешней стороне жизни католической церкви и высокопоставленного духовенства.

выставка в Корпусе Бенуа

На выставке можно увидеть много выразительных женских портретов, отличающихся той экспансивностью, с которой северные народы привыкли ассоциировать итальянцев. Их портреты выглядят говорящими, а эмоции по-настоящему ощутимы. Есть также детские и семейные изображения, картины языческого культа, пиршеств и оргий, — художники показывают яркость жизни во всех ее гранях.

выставка в Корпусе Бенуа

В 1870-е годы, когда появилось Товарищество передвижников, идеалы стали смещаться — художники начали больше интересоваться современностью и своей индивидуальностью, чем классикой и каноническими образцами. Их стал больше привлекать Париж, в то время как Рим обрел репутацию города-музея, лишенного жизни.

выставка в Корпусе Бенуа

Это было отчасти справедливо, так как процесс объединения Италии вызвал значительную отсталость в плане современного искусства, и она на тот момент объективно не могла быть законодателем и донором новых идей. Но прекрасная природа, обилие света и аутентичные образы оставались при ней, поэтому сторонники «чистого искусства» оставались ей верны. В этом ряду выделялись Генрих Семирадский, Вильгельм Котарбинский, Павел Ковалеский и Степан Бакалович.

выставка в Корпусе Бенуа

У каждого из них свой стиль и свои фундаментальные ценности: у Ковалевского это громада и вечность древних городов, у Бакаловича отсылки к египетским и греческим мотавам, у Котарбинского тяготение к стилистике декоративного панно. Затем членами колонии стали братья Сведомские, чьим основным интересом были провокационные и жестокие сюжеты из мифологии, библейских текстов и истории Рима.

выставка в Корпусе Бенуа

Однако по мере заката столетия академическая школа все неизбежнее теряла свое влияние на мировой художественный процесс, и в 1890-е годы приоритеты Академии художеств были кардинально изменены. К началу нового века колония русских мастеров в Риме окончательно распалась. Однако в 1908 году было создано «Общество поощрения молодых художников в Риме», ознаменовавшее эпоху неоклассического искусства, в котором красоте и колоритности Италии вновь нашлось место.

выставка в Корпусе Бенуа

Творчество Генриха Семирадского на выставке выделяется особо. Его личность является ярким примером академического художника-европейца и космополита, тем более что она формировалась на стыке русской и польской культур. Художник с юности интересовался древней историей и естественными науками, поэтому его полотна так точны. Первой его многофигурной картиной была «Римская оргия блестящих времен цезаризма» в 1872 году.

выставка в Корпусе Бенуа

Свою активную творческую жизнь он провел в Риме, где научился эстетическим принципам, объединявшим монументальность с декоративизмом. Мастера волновала тема конфликта христианства с язычеством, отраженная в картине «Грешница».

выставка в Корпусе Бенуа

Также стиль Семирадского отличается внедрением пленэрных элементов в исторические и античные композиции. Художник предпочитал мечтательную, неторопливую, идиллически красивую картину мира, далекую от политических и социальных процессов, овеянную духом вечности и солнечным светом. Такова его самая знаменитая картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» 1889 года, воспевающая красоту солнца, моря и народа. Поэтому его любила публика и осуждала демократическая критика нового времени.

выставка в Корпусе Бенуа

В новом столетии, которое резко взяло курс на авангард и решило, что в стремительных и жестких реалиях нет места лирике, художника стали забывать, многие его работы были утеряны или разбросаны по частным коллекциям во всем мире. Но к концу XX века его творчество вновь стало высоко цениться, и выставка в Русском музее призвана внести свой вклад в осознание истинной значимости классической живописи.

выставка в Корпусе Бенуа


Открытием выставки стала работа Вильгельма Котарбинского «Оргия», которая почти 100 лет пролежала в запасниках Русского музея, заклеенная грубой оберточной бумагой и накатанная на вал. Благодаря уникальным реставрационным работам, длившимся больше полугода, великолепное живописное произведение было спасено от разрушения и сегодня мы можем видеть его во всей красе на экспозиции. «Оргия» стала открытием не только для публики, но и для музейного сообщества, ведь даже в генеральном каталоге Русского музея данная работа была представлена в черно-белой фотографии начала 1900-х годов.  

выставка в Корпусе Бенуа

На выставке демонстрируется фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать», в котором научные сотрудники Русского музея рассказывают об этапах реставрации работы «Оргия», а также о том, как создавалась выставка о русских художниках середины XIX – начала XX века, чья жизнь и творчество были тесно связаны с Италией. Вместе со съемочной группой зритель попадет в реставрационные мастерские Русского музея и станет участником большой подготовительной работы, которая, как правило, всегда остается «за кадром» экспозиции.

Фильм создан службой «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система».

Выставка открыта до 2 апреля 2018 года. На ней можно будет воспользоваться приложением для смартфонов Artefact с эффектом дополненной реальности.

1 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Уланбек Баялиев

Уланбек Баялиев: «Зимняя сказка» Шекспира примеряет маску комедии

«Зимняя сказка» — предпоследняя пьеса, написанная Уильямом Шекспиром и уже не для «Глобуса». По некоторым источникам, пьесу сыграли при дворе короля за пять лет до смерти драматурга. Пьеса грустна, хотя жанр ее — трагикомедия, а название по-детски волшебное и безоблачное. На самом деле все полно предгрозового настроения и ощущения близкого конца — жизнь автора на излете, пора подводить итоги.

Конюшенная площадь

Театр ЦЕХЪ: мастерская футуризма среди памятников прошлого

Один из самых авангардных театров Санкт-Петербурга ЦЕХЪ расположен в потаенном уголке ядра культурной жизни и общественной активности города — на Конюшенной площади, в одном из скрытых корпусов большого нарядного здания. Неформальный храм нимфы субкультур и андеграунда обставлен по-молодежному аскетично и неприхотливо. Ведь в пору юности людям не нужны элегантные интерьеры, мягкие кресла, изысканное меню и избыток деталей. Для бунтарских порывов все это не более чем рамки и условности. Это естественное явление, но если бунт происходит ради самого бунта, он приводит лишь к разрушениям.