Царское Село накануне столетия

Уходящий 2017 год стал для музея-заповедника «Царское Село» временем успехов и счастливых приобретений. Три главных события – завершение создания экспозиции в Ратной палате; обретение архива Романовых; выставка «Царское Село. 1917. Накануне» признана лучшей в конкурсе «Музейный Олимп-2017».

царское село

«Обретение архива Романовых – знаковое событие. За почти сто лет существования музея фонды пополнила самая большая для нас цельная коллекция документов и фотографий, связанных с венценосной династией – она включает более 200 единиц. Мы получили ее благодаря финансовой помощи Сбербанка. Место притягивает вещи. Мемориальные предметы возвращаются туда, куда их «назначили» венценосные владельцы. Как дар от частных лиц, приобретаются на аукционах, а также занимают свое историческое место. Это происходит во многом благодаря социально ответственным людям и институциям, для которых стремление помочь музею – неотъемлемое желание восстановить историческую справедливость», – рассказала директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

Архив Романовых

Символично, что архив Романовых вернулся в музей в преддверии печальной даты: 17 июля 2018 года исполняется 100 лет со дня гибели последнего российского императора Николая II и членов его семьи. А нынешним летом исполнилось ровно 100 лет с того момента, как Николай II и его семья покинули Царское Село навсегда – их увезли в ссылку в Тобольск. Александровский дворец – последний дом последнего российского императора – сейчас закрыт на масштабную реставрацию. Предполагается открыть для посетителей первые залы в конце будущего года.

Архив Романовых

Восстановительные работы проходят и в Екатерининском дворце. Помощь меценатов позволила восстановить портал из лазурита в Лионском зале – теперь он украшает одну из дверей знаменитого интерьера. Работы по его изготовлению выполнили реставраторы Царскосельской янтарной мастерской. Воссоздание стало возможным благодаря финансовой поддержке благотворительного фонда «Транссоюз». Восстановление всего декора Лионского зала – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая работа, поскольку для каменного декора требуется 3,5 тонны лазурита. Поэтому было принято решение воссоздавать отделку зала поэтапно.

Царское Село, Лионский зал

Восстановление одного из порталов – первый шаг к возвращению исторического облика парадного интерьера. Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров, созданных архитектором Чарльзом Камероном – входил в число личных апартаментов Екатерины II. «Транссоюз» выделил деньги на восстановление двух оставшихся лазуритовых порталов.

В течение всего года велись реставрационные работы в церкви Екатерининского дворца, комплексе «Императорская ферма», павильоне «Шапель» в Александровском парке.

Ратная палата

В августе 2017-го в музее «Россия в Великой войне» в Ратной палате открылась завершающая очередь экспозиции. Теперь она занимает два этажа здания, ее общая площадь составляет 960 кв. м. К 14 разделам (два из них обновлены) добавились шесть новых: они посвящены Кавказскому фронту, Галицийской операции, обороне крепости Осовец, жизни Петрограда в 1917 году и другим страницам этого периода истории.

Ратная палата

Многие вещи, представленные теперь на всеобщее обозрение, раньше хранились в фонде музея. Редчайшие подлинные предметы – черкеска Дагестанского конного полка Николая II и бурка, которая принадлежала великому князю Михаилу Александровичу, брату Николая II, – иллюстрируют раздел, посвященный Кавказской туземной конной дивизии, более известной как «Дикая дивизия».

Ратная палата

В этом году в музей возвращены из Германии две книги из библиотеки Александровского дворца, похищенные в годы Великой Отечественной войны: пособие по классической литературе Иоганна Иоахима Эшенбурга (из библиотеки Екатерины II) и «Кардинал Дюбуа и регентство Филиппа Орлеанского» Жана Батиста Капефига.

книга, Царское Село

Коллекцию Царского Села также пополнили три икорницы из Рафаэлевского сервиза: музей приобрел их на торгах британского аукционного дома Tennants. Теперь в собрании фарфора – семь предметов из самого значительного парадного ансамбля конца XIX – начала ХХ века, выполненного на Императорском фарфоровом заводе. Этот великолепный ансамбль, задуманный и изготовленный для Царского Села, до недавнего времени не был представлен в музее-заповеднике ни одним изделием.

Царское Село, икорницы

Предметы из Рафаэлевского сервиза крайне редко выставляются на аукционах. Но так получилось, что в последнее время разные аукционные дома выставили их один за другим. Музей выиграл торги, и сейчас в собрании представлены чашка с блюдцем, тарелка и четыре икорницы, изготовленные в разные годы.

ГМЗ «Царское Село» стал лауреатом конкурса «Музейный Олимп-2017» в номинации «Выставка года». Лучшей признана выставка «Царское Село. 1917. Накануне» в Камероновой галерее. Она посвящена 100-летию революционных событий и отражает переломные моменты: жизнь семьи последнего российского императора под арестом в Александровском дворце, создание в императорской резиденции музея.

Царское Село

Музей вновь стал сверхвостребованным: за 2017 год зафиксировано около 3,9 млн посещений. Это почти на 200 тысяч больше, чем в 2016-м.

В 2018 году исполнится 100 лет музейной жизни бывших пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга: музеев-заповедников «Царское Село», «Гатчина», «Павловск», «Петергоф». Все четыре объединились, чтобы масштабно отметить эпохальную дату. Проект «Век музеев» включает выставку в ЦВЗ «Манеж», научные конференции, фестивали и культурные акции, а также цикл лекций с участием представителей музеев, историков, писателей в медиацентре Новой сцены Александринского театра.

26 декабря 2017.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Уланбек Баялиев

Уланбек Баялиев: «Зимняя сказка» Шекспира примеряет маску комедии

«Зимняя сказка» — предпоследняя пьеса, написанная Уильямом Шекспиром и уже не для «Глобуса». По некоторым источникам, пьесу сыграли при дворе короля за пять лет до смерти драматурга. Пьеса грустна, хотя жанр ее — трагикомедия, а название по-детски волшебное и безоблачное. На самом деле все полно предгрозового настроения и ощущения близкого конца — жизнь автора на излете, пора подводить итоги.

Конюшенная площадь

Театр ЦЕХЪ: мастерская футуризма среди памятников прошлого

Один из самых авангардных театров Санкт-Петербурга ЦЕХЪ расположен в потаенном уголке ядра культурной жизни и общественной активности города — на Конюшенной площади, в одном из скрытых корпусов большого нарядного здания. Неформальный храм нимфы субкультур и андеграунда обставлен по-молодежному аскетично и неприхотливо. Ведь в пору юности людям не нужны элегантные интерьеры, мягкие кресла, изысканное меню и избыток деталей. Для бунтарских порывов все это не более чем рамки и условности. Это естественное явление, но если бунт происходит ради самого бунта, он приводит лишь к разрушениям.