Триумфатор «Окна в Европу» — «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Фестиваль российского кино «Окно в Европу», проходивший в 25-й раз в Выборге, завершил свою работу 12 августа. Триумфатором стала дебютная работа Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». В общей сложности эта картина получила четыре награды смотра. По итогам зрительского голосования первый приз достался комедии Марюса Вайсберга «Бабушка легкого поведения».

Окно в Европу

Церемонию закрытия «Окна в Европу» по традиции предваряло открытое заседание жюри, где авторитетные судьи высказали свое мнение об увиденных фильмах, рассказали о тенденциях, озвучили пожелания к режиссерам. Как передает ProfiCinema, в конкурсе игрового кино преобладали дебютные картины (восемь из 11). Поэтому речь в первую очередь шла о них.

Жюри сочло, что дебютантам не хватает дерзости в хорошем смысле: они слишком робки и стараются все сделать правильно, от чего в итоге проигрывают.

Как сказал член жюри конкурса «Копродукция. Окно в мир» режиссер Михаил Брашинский: «Меня разочаровала робость дебютов. Я почти не увидел никакого высказывания, никакой дерзости, никакого хамства, никакой молодости. Мне кажется, дебют позволяет режиссеру то, чего уже никогда больше не будет, это шанс по-хорошему нахамить. Большая часть молодых режиссеров стремится к правильности, а на самом деле никакой правильности в нашем деле нет. Чем неправильней, может быть, тем лучше».

Разумную мысль высказал член жюри конкурса игрового кино «Осенние премьеры» режиссер Роман Каримов: «У меня создалось ощущение, что нам будто бы не хватает продюсеров. Но не с той точки зрения, что “дайте нам побольше денег и развяжите нам руки”, а как раз тех людей, которые разбираются в кино. Которые могли бы стать редакторами, собирать фокус-группы, проверять сценарий, оттачивать, устраивать пробы. Затем, если фильм не складывается, переснимать, добиваться какого-то результата, помогать режиссерам доводить его до чего-то полноценного и интересного».

Выборг

Член жюри конкурса игрового кино «Осенние премьеры» режиссер Юсуп Разыков посетовал, что молодые режиссеры боятся быть собой и «делают селфи на фоне картонного Тарантино». Очень правильное определение, которое можно, к примеру, отнести к таким фильмам конкурса, как «Добрый вечер» Федора Константиновича и «Цензор» Константина Шелепова. Обе работы дебютные и невероятно разочаровывают вторичностью и нежеланием (или неумением) авторов сказать что-то свое, а не повторять уже давно кем-то пройденный путь.

Председатель жюри конкурса игрового кино кинодраматург Рустам Ибрагимбеков отметил, что одной из современных тенденций является желание вернуть зрителей. В этом, конечно, нет ничего плохого, но другой вопрос в том, какой ценой это делается. Показательно, например, то, что в этом году в конкурсе «Выборгский счет» (результат голосования зрителей) победила комедия Марюса Вайсберга «Бабушка легкого поведения». Зрители, воспитанные на низкопробных шутках «Камеди Клаба», продолжают отдавать предпочтение юмору такого рода. Отрадно лишь то, что второе место в «Выборгском счете» заняла «Аритмия» Бориса Хлебникова, а третье – «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта.

Александр Хант

А вот профессиональное жюри присудило свои награды просто безупречно. Главный приз более чем заслуженно получила картина «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Фильм был показан в первый день фестиваля и сразу задал очень высокую планку. Дебютант Александр Хант сделал честное, драйвовое, зрелищное, умное, ироничное кино с блестящим саундтреком и потрясающими актерскими работами.

Евгению Ткачуку – исполнителю роли Витьки Чеснока – был присужден приз «За лучшую мужскую роль», и это действительно просто филигранная актерская работа.

Второй сильный фильм конкурса – «Хармс» Ивана Болотникова (тоже дебют) – получил специальный приз жюри «За высокий уровень визуально-музыкального решения». Специального приза жюри «За лучший дебют» удостоился фильм Романа Жигалова «Лес» — картина вышла крепкой и серьезной.

Новогодняя трагикомедия Ольги Поповой «Девушка с косой» отмечена дипломом за актерский ансамбль. Диплом получил и Олег Чугунов, сыгравший главную роль в фильме Евгения Татарова «Ничей». Это — кнодрама о брошенном 12-летнем подростке, и юный актер вполне успешно справился со своей задачей.

Приз президента фестиваля «За дебют» достался режиссеру Петру Тодоровскому за фильм «Лавстори». Приз Медиаконгресса «Содружество журналистов» и Союза журналистов России – «За сценарий» – Алексею Бородачеву (фильмы «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», «Жили-были»).

Приз имени Саввы Кулиша достался режиссеру Юлии Бобковой за фильм «Последний вальс» в категории «За творческий поиск».

В конкурсе анимационного кино главный приз получила лента «Рыбы, пловцы, корабли» режиссеров Андрея Кулев и Дмитрия Геллера. Жюри отметило «поэтичность и мастерское владение языком восточной культуры» создателей картины.

Специальный приз – «За понимание страхов детской души» – достался картине «Бирюк» режиссера Полины Федоровой.

В конкурсе неигрового кино победил «Форсаж» режиссера Натальи Гугуевой.

Специальный приз – «За гармоничное сочетание реального и метафорического» – достался фильму «Последний вальс» режиссера Юлии Бобковой.

В конкурсе «Копродукция. Окно в мир» главный приз получил «Красный русский» (Россия-Бразилия) режиссера Чарли Брауна.

Специальный приз жюри – «За воплощение одной из самых актуальных тем современности» – получил «Чужой дом» (Грузия-Россия-Хорватия-Испания) режиссера Русудана Глурджидзе.

Сергей Бодров

Как уже сообщалось, в этом году кинофестиваль был посвящен памяти актера и режиссера Сергея Бодрова-младшего, который погиб 20 сентября 2002 года при сходе ледника Колка в Кармадонское ущелье. За семь дней кинофорума зрители увидели более 130 фильмов.

На церемонии открытия фестиваля был показан фильм «То, что во мне» режиссера и продюсера Гарика Сукачева. «То, что во мне» — это рассказ о путешествии по Алтайскому краю.

Задолго до открытия «Окна в Европу» на сайте фестиваля были опубликованы фильмы интернет-конкурса короткометражек «Окно в Интернет». Лучшей работой по мнению профессионального жюри стала драма с Марией Смольниковой в главной роли «Светлячок» (режиссер Наталья Назарова). А лидером открытого зрительского голосования стал проект творческого объединения из Владивостока KinoPALm pictures «Кнут и пряник» (режиссер Алексей Кижинский).

Закрытие кинофестиваля состоялось 12 августа в стенах Выборгского замка.

Окно в Европу

14 августа 2017.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Уильям Шекспир

Шекспир не уходит в отставку

Вечный театральный спор «как ставить классику?» в литературе решен уже давно. Большинство художественных текстов – новые версии известных сюжетов, заимствованных из античной литературы, основанных на использовании библейских мотивов, фольклора. Переосмысление авторских текстов, старая сказка на новый лад – вполне укоренившаяся традиция. Шекспир тоже не брезговал чужими произведениями.

Послание к человеку

«Послание к человеку»: Впечатляющее начало

Кинофестиваль «Послание к человеку» в 27-й раз проходит в Северной столице, как и полагается в нашем городе, под аккомпанемент ливня. Публика на Дворцовой площади увидела, пожалуй, самый известный документальный фильм Дзиги Вертова, с изучения которого начинают первые шаги в профессии будущие кинематографисты.

Александр Мелихов

Александр Мелихов: Почему мы себя не убиваем

В ходе проекта «Квартирники» в пресс-центре Росбалта предлагаем встретится с известным петербургским писателем, публицистом, критиком, лауреатом многих литературных премий, заместителем главного редактора журнала «Нева» Александром Мелиховым. Прозаик-мыслитель рассказал нашему корреспонденту о своих взглядах на происходящее в обществе и литературе:

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова: «Паханы с района» легко проникли в нашу жизнь

Наступила осень… Безудержно хочется кофе с коньяком и теплого пледа. А вместо этого за уютными стенами наших квартир — дети берут ружье и идут убивать, из торговых комплексов эвакуируют людей из-за обострения у телефонных террористов, у Поклонской мироточит бюст, а впереди — День Учителя, и уже многие не воспринимают второе слово в названии праздника в его первоначальном значении.

Как в этих условиях найти эффективный способ договориться с мозгом о том, чтобы он спал ночью и бодрствовал днем, с начальником — о прибавке к жалованью, с ребенком — чтобы он учил таблицу умножения вместо того, чтобы пялиться в планшет? К счастью, в нашем мире есть умные люди, которые давно научились решать эти проблемы не то чтобы легко, но эффективно, профессионально и надолго. Нам бы с ними поговорить за чашечкой кофе (можно и без коньяка)…

Росбалт решился на этот шаг и предлагает всем безотлагательно собраться на «Квартирник». В рамках этого проекта мы приглашаем на нашу «кухню» — в пресс-центр Росбалта — психологов, философов, писателей, музыкантов, чтобы поговорить о том, как нам жить дальше.

На первый «Квартирник» 18 сентября к нам придет дипломированный биолог, семейный психолог, автор книг для родителей подростков Катерина Мурашова. Она расскажет о десяти самых распространенных родительских ошибках. Цена вопроса, в смысле — визита на встречу, для желающих поговорить с экспертом составляет 300 рублей. Беседы гарантированно обещают быть интересными и полезными. Читайте интервью, думайте, приходите. Не упустите возможность начать новую жизнь с понедельника!

День Д

«День Д». Вторая оттепель (фоторепортаж)

В Санкт-Петербурге во второй раз масштабно отметили день рождения писателя Сергея Довлатова. В этом году лейтмотивом фестиваля стала «вторая оттепель» — время довлатовской юности, его надежд и искренней веры в то, что он станет популярным писателем и обеспечит себе беззаботную жизнь.

Инженерный замок

Квест в гостях у Павла Первого

У гостей и жителей Санкт-Петербурга есть уникальная возможность посетить техно-игровой маршрут «Романтический наш император» в Центре мультимедиа Русского музея. Проект посвящен создателю и владельцу Михайловского замка Павлу I.