«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Точка доступа

Как и прежде, участники фестиваля предлагают зрителю освоить новые формы восприятия темы, контакта с автором и его посылами. Одной из центральных тем в этом году стало изучение прошлых эпох и их влияния на настоящее и будущее Петербурга, городскую культуру, специфику жизни и мироощущения жителей. Городские панорамы, предметы быта и животрепещущие темы для размышления помогают выявить влияние технологических, политических, социальных и культурных изменений на сознание зрителей. В рамках мероприятия также проходят лекции и мастер-классы от признанных корифеев театра со всего мира, на различных площадках.

Одним из примеров неожиданного формата в этом году стал спектакль-инсталляция голландского режиссера Дриса Верхувена «Прощай! / Fare Thee Well!», который можно увидеть на Ладожском вокзале. Обзор умещается внутри телескопа, установленного на одном из балконов зала ожидания. В него можно увидеть статичную панораму типичного спального района Петербурга. А действие ограничено бегущей строкой текста, которая повествует на вечную тему «старого» и «нового». Проект позиционируется как «предложение задуматься о времени как потоке изменений, возможность почувствовать эту неуловимую в повседневном ритме субстанцию».

Точка доступа

Дрис Верхувен — художник и режиссер, специализирующийся на экспериментальных инсталляциях. В его активе — участие в фестивале «Театральные формы» (Ганновер, 2009 год), в Международном Зальцбургском фестивале (2009 год), в 9-м Фестивале «Политика и независимый театр» (Фрайбург, 2014 год), в фестивале Baltic Circle (2015 год). Многие его работы отличались дерзкой и провокационной подачей и подвергались критике — арт-проект Wanna Play? в Берлине был закрыт из-за нарушения приватности частной жизни, а перфоманс для Baltic Circle запретили для показа в Финляндии.

Петербургским зрителям Верхувен поведал, что начал работу над проектом Fare Thee Well! еще в 2013 году, толчком к этому послужил мировой экономический кризис. Художник пояснил: «Тогда я хотел отдалиться от происходивших событий и посмотреть на расстоянии на так называемую катастрофу, которая, возможно, катастрофой и не была. Сегодня, всего несколько лет спустя, мы понимаем, что наша паника, кажется, того не стоила».

Также автор рассказал, что ему помогали драматурги из Москвы и Санкт-Петербурга. В этой работе он стремился стереть грани между визуальным театром и действительностью, поставить перед аудиторией вопрос о том, что она видит. С его точки зрения, привычный, традиционный театр склоняет зрителя к ленивому, безынициативному восприятию, в то время как спектакли должны подталкивать к сомнениям и вопросам.

Точка доступа

Несмотря на то, что центральной темой спектакля является прощание с утерянными вещами, зрителю предлагается почувствовать за ними что-то неизменное. Содержание бегущей строки предлагает воздать должное атрибутам прошлого из разных эпох, начиная с племен, населяющих нынешнюю Ленинградскую область, с этапов Петрограда и Ленинграда и завершая дешевым долларом, импортными продуктами и американским консульством на Фурштатской улице.

Текст проникнут ностальгией по иным формам человеческих взаимоотношений — это близкое знакомство с соседями, домино во дворе, заученные наизусть номера телефонов, раннее вступление в брак, рамки зрелого и пожилого возраста, распределение на работу, даже такие прозаические элементы, как разливное пиво в парке и автоматы с газировкой.

По другую сторону выводятся разнородные элементы современности — одни являются результатом естественной технической и социальной эволюции, другие больше похожи на неоднозначные и не всегда объяснимые курьезы. В сущности, все они в той или иной степени имеют отношение к подмене реального мира виртуальным и вследствие этого — растущего инфантилизма и пропаганды легкого и потребительского отношения к жизни. Вымирание эпистолярного жанра, взамен которого пришли лаконичные СМС с автоматическим набором текста, феминитивы, троллинг, интернет-мемы, виртуальные платежи, сферы услуг и биржи труда и многое другое. Некоторые вещи могут рассматриваться только в российском современном контексте — противопоставление насаждаемого в прошлом научного атеизма и заменившей его пропаганды религии и «особого пути».

Точка доступа

Смысловая составляющая инсталляции ясна и интересна, как и расположение — обстановка вокзала в удаленном от центра районе. Вокзал является центром пересечения дорог и судеб, местом встреч и расставаний, даже неким символом преходящего и постоянного. Однако проекту, возможно, недостает динамики и пространства — статичное изображение типовой новостройки под монотонную музыку обедняет заданную тему о «старом» и «новом». Все-таки в первую очередь процесс смены поколений и окружающей обстановки ассоциируется с движением, и одной лишь бегущей строкой его передать сложно. Мало этого и для чувства ностальгии, которое, казалось бы, задано в заглавии инсталляции.

Но в целом такой проект является несомненно интересным опытом для петербургской публики, склонной к неторопливым философским размышлениям и воспоминаниям. Его показы проходят каждый день до окончания фестиваля.

Точка доступа

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

21 июля 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.