«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Точка доступа

Как и прежде, участники фестиваля предлагают зрителю освоить новые формы восприятия темы, контакта с автором и его посылами. Одной из центральных тем в этом году стало изучение прошлых эпох и их влияния на настоящее и будущее Петербурга, городскую культуру, специфику жизни и мироощущения жителей. Городские панорамы, предметы быта и животрепещущие темы для размышления помогают выявить влияние технологических, политических, социальных и культурных изменений на сознание зрителей. В рамках мероприятия также проходят лекции и мастер-классы от признанных корифеев театра со всего мира, на различных площадках.

Одним из примеров неожиданного формата в этом году стал спектакль-инсталляция голландского режиссера Дриса Верхувена «Прощай! / Fare Thee Well!», который можно увидеть на Ладожском вокзале. Обзор умещается внутри телескопа, установленного на одном из балконов зала ожидания. В него можно увидеть статичную панораму типичного спального района Петербурга. А действие ограничено бегущей строкой текста, которая повествует на вечную тему «старого» и «нового». Проект позиционируется как «предложение задуматься о времени как потоке изменений, возможность почувствовать эту неуловимую в повседневном ритме субстанцию».

Точка доступа

Дрис Верхувен — художник и режиссер, специализирующийся на экспериментальных инсталляциях. В его активе — участие в фестивале «Театральные формы» (Ганновер, 2009 год), в Международном Зальцбургском фестивале (2009 год), в 9-м Фестивале «Политика и независимый театр» (Фрайбург, 2014 год), в фестивале Baltic Circle (2015 год). Многие его работы отличались дерзкой и провокационной подачей и подвергались критике — арт-проект Wanna Play? в Берлине был закрыт из-за нарушения приватности частной жизни, а перфоманс для Baltic Circle запретили для показа в Финляндии.

Петербургским зрителям Верхувен поведал, что начал работу над проектом Fare Thee Well! еще в 2013 году, толчком к этому послужил мировой экономический кризис. Художник пояснил: «Тогда я хотел отдалиться от происходивших событий и посмотреть на расстоянии на так называемую катастрофу, которая, возможно, катастрофой и не была. Сегодня, всего несколько лет спустя, мы понимаем, что наша паника, кажется, того не стоила».

Также автор рассказал, что ему помогали драматурги из Москвы и Санкт-Петербурга. В этой работе он стремился стереть грани между визуальным театром и действительностью, поставить перед аудиторией вопрос о том, что она видит. С его точки зрения, привычный, традиционный театр склоняет зрителя к ленивому, безынициативному восприятию, в то время как спектакли должны подталкивать к сомнениям и вопросам.

Точка доступа

Несмотря на то, что центральной темой спектакля является прощание с утерянными вещами, зрителю предлагается почувствовать за ними что-то неизменное. Содержание бегущей строки предлагает воздать должное атрибутам прошлого из разных эпох, начиная с племен, населяющих нынешнюю Ленинградскую область, с этапов Петрограда и Ленинграда и завершая дешевым долларом, импортными продуктами и американским консульством на Фурштатской улице.

Текст проникнут ностальгией по иным формам человеческих взаимоотношений — это близкое знакомство с соседями, домино во дворе, заученные наизусть номера телефонов, раннее вступление в брак, рамки зрелого и пожилого возраста, распределение на работу, даже такие прозаические элементы, как разливное пиво в парке и автоматы с газировкой.

По другую сторону выводятся разнородные элементы современности — одни являются результатом естественной технической и социальной эволюции, другие больше похожи на неоднозначные и не всегда объяснимые курьезы. В сущности, все они в той или иной степени имеют отношение к подмене реального мира виртуальным и вследствие этого — растущего инфантилизма и пропаганды легкого и потребительского отношения к жизни. Вымирание эпистолярного жанра, взамен которого пришли лаконичные СМС с автоматическим набором текста, феминитивы, троллинг, интернет-мемы, виртуальные платежи, сферы услуг и биржи труда и многое другое. Некоторые вещи могут рассматриваться только в российском современном контексте — противопоставление насаждаемого в прошлом научного атеизма и заменившей его пропаганды религии и «особого пути».

Точка доступа

Смысловая составляющая инсталляции ясна и интересна, как и расположение — обстановка вокзала в удаленном от центра районе. Вокзал является центром пересечения дорог и судеб, местом встреч и расставаний, даже неким символом преходящего и постоянного. Однако проекту, возможно, недостает динамики и пространства — статичное изображение типовой новостройки под монотонную музыку обедняет заданную тему о «старом» и «новом». Все-таки в первую очередь процесс смены поколений и окружающей обстановки ассоциируется с движением, и одной лишь бегущей строкой его передать сложно. Мало этого и для чувства ностальгии, которое, казалось бы, задано в заглавии инсталляции.

Но в целом такой проект является несомненно интересным опытом для петербургской публики, склонной к неторопливым философским размышлениям и воспоминаниям. Его показы проходят каждый день до окончания фестиваля.

Точка доступа

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

21 июля 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Карамарх, фото с сайта музея

#Керамарх#Музей#Санкт-Петербург

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям текст о музее «Керамарх». Это — первый в России Музей архитектурной художественной керамики, который открылся менее года назад — в октябре 2018 года. Экспозиция музея представляет историю развития декоративной керамики в архитектуре и убранстве интерьера XVIII — начала ХХ века. В основу легли две коллекции: фонд архитектурных деталей Государственного музея истории Санкт-Петербурга и собрание Константина Лихолата, автора идеи и директора музея «Керамарх». Всего более 300 экспонатов, большая часть из которых были отреставрированы компанией «Паллада». Среди экспонатов — работы архитекторов А. П. Брюллова, Ф. И. Лидваля, А. И. Штакеншнейдера, У. Ульберга, а также известного художника-керамиста П. К. Ваулина. Некоторые уникальные предметы керамического искусства были спасены из разрушающихся старинных особняков, некоторые остались от уже утраченных и снесенных в советское время церквей; есть экспонаты, которые не выставлялись более 30 лет.

выставка Союз молодежи в Русском музее

«Союз молодежи» в Русском музее

До конца лета в Корпусе Бенуа Русского музея можно увидеть выставку «Союз молодежи». Она посвящена творческому пути петербургского общества художников-авангардистов. Это первая попытка представить обобщающий показ работ этой яркой группы. Организаторы постарались отойти от монографического или тематического однообразия и придать мероприятию атмосферу реальных выставок «Союза» 1910–1914 года.

Фестиваль Музыки мира, Музей музыки

«Музыки мира»: придворный оупен-эйр

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства в четвертый раз проводит Петербургский международный этнический фестиваль «Музыки мира». С 10 по 11 августа 2019 года у Шереметевского дворца – Музея музыки на набережной Фонтанки, 34, в уникальной усадьбе XVIII века в самом центре Петербурга, на парадном дворе, в саду и в концертных залах соберутся лучшие этно-рок-, этно-джазовые и этно-электронные группы, переводящие традиционную музыку регионов России и сопредельных стран на современный музыкальный язык. Представляем участников.

театр "Суббота"

Начало «Субботы»

У порога «Субботы» на Звенигородской улице, 30, развернулась сцена под открытым небом: самый настоящий петербургский двор, провинциальный и столичный одновременно. Но уже здесь начинается тот самый «душевный заповедник», о котором говорил основатель театра Юрий Смирнов-Несвицкий. В новом сезоне заповедник «Субботы» вышел далеко за ее границы — у него появилось новое пространство и флигель, в котором будет жить микродраматический театр. Об этом рассказали художник театра Мария Смирнова-Несвицкая, главный режиссер театра Андрей Сидельников и директор Андрей Лобанов.

Экофестиваль в Курортном районе

Парк «Дубки» зовет на экофестиваль

В Курортном районе развернется Большой фестиваль экологии. В субботу, 3 августа, парк «Дубки» примет мероприятие, посвященное осознанному потреблению и здоровому образу жизни на планете земля, которая стала единственным домом для человечества во Вселенной. В красивейшем парке развернутся концерты, лекции экологов, выставки, эко-маркет, спектакли и киносеансы. В спортивную программу вошли заплывы по сапсерфингу, плоггинг, пешие и велосипедные забеги, йога под открытым небом.

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.