«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Точка доступа

Как и прежде, участники фестиваля предлагают зрителю освоить новые формы восприятия темы, контакта с автором и его посылами. Одной из центральных тем в этом году стало изучение прошлых эпох и их влияния на настоящее и будущее Петербурга, городскую культуру, специфику жизни и мироощущения жителей. Городские панорамы, предметы быта и животрепещущие темы для размышления помогают выявить влияние технологических, политических, социальных и культурных изменений на сознание зрителей. В рамках мероприятия также проходят лекции и мастер-классы от признанных корифеев театра со всего мира, на различных площадках.

Одним из примеров неожиданного формата в этом году стал спектакль-инсталляция голландского режиссера Дриса Верхувена «Прощай! / Fare Thee Well!», который можно увидеть на Ладожском вокзале. Обзор умещается внутри телескопа, установленного на одном из балконов зала ожидания. В него можно увидеть статичную панораму типичного спального района Петербурга. А действие ограничено бегущей строкой текста, которая повествует на вечную тему «старого» и «нового». Проект позиционируется как «предложение задуматься о времени как потоке изменений, возможность почувствовать эту неуловимую в повседневном ритме субстанцию».

Точка доступа

Дрис Верхувен — художник и режиссер, специализирующийся на экспериментальных инсталляциях. В его активе — участие в фестивале «Театральные формы» (Ганновер, 2009 год), в Международном Зальцбургском фестивале (2009 год), в 9-м Фестивале «Политика и независимый театр» (Фрайбург, 2014 год), в фестивале Baltic Circle (2015 год). Многие его работы отличались дерзкой и провокационной подачей и подвергались критике — арт-проект Wanna Play? в Берлине был закрыт из-за нарушения приватности частной жизни, а перфоманс для Baltic Circle запретили для показа в Финляндии.

Петербургским зрителям Верхувен поведал, что начал работу над проектом Fare Thee Well! еще в 2013 году, толчком к этому послужил мировой экономический кризис. Художник пояснил: «Тогда я хотел отдалиться от происходивших событий и посмотреть на расстоянии на так называемую катастрофу, которая, возможно, катастрофой и не была. Сегодня, всего несколько лет спустя, мы понимаем, что наша паника, кажется, того не стоила».

Также автор рассказал, что ему помогали драматурги из Москвы и Санкт-Петербурга. В этой работе он стремился стереть грани между визуальным театром и действительностью, поставить перед аудиторией вопрос о том, что она видит. С его точки зрения, привычный, традиционный театр склоняет зрителя к ленивому, безынициативному восприятию, в то время как спектакли должны подталкивать к сомнениям и вопросам.

Точка доступа

Несмотря на то, что центральной темой спектакля является прощание с утерянными вещами, зрителю предлагается почувствовать за ними что-то неизменное. Содержание бегущей строки предлагает воздать должное атрибутам прошлого из разных эпох, начиная с племен, населяющих нынешнюю Ленинградскую область, с этапов Петрограда и Ленинграда и завершая дешевым долларом, импортными продуктами и американским консульством на Фурштатской улице.

Текст проникнут ностальгией по иным формам человеческих взаимоотношений — это близкое знакомство с соседями, домино во дворе, заученные наизусть номера телефонов, раннее вступление в брак, рамки зрелого и пожилого возраста, распределение на работу, даже такие прозаические элементы, как разливное пиво в парке и автоматы с газировкой.

По другую сторону выводятся разнородные элементы современности — одни являются результатом естественной технической и социальной эволюции, другие больше похожи на неоднозначные и не всегда объяснимые курьезы. В сущности, все они в той или иной степени имеют отношение к подмене реального мира виртуальным и вследствие этого — растущего инфантилизма и пропаганды легкого и потребительского отношения к жизни. Вымирание эпистолярного жанра, взамен которого пришли лаконичные СМС с автоматическим набором текста, феминитивы, троллинг, интернет-мемы, виртуальные платежи, сферы услуг и биржи труда и многое другое. Некоторые вещи могут рассматриваться только в российском современном контексте — противопоставление насаждаемого в прошлом научного атеизма и заменившей его пропаганды религии и «особого пути».

Точка доступа

Смысловая составляющая инсталляции ясна и интересна, как и расположение — обстановка вокзала в удаленном от центра районе. Вокзал является центром пересечения дорог и судеб, местом встреч и расставаний, даже неким символом преходящего и постоянного. Однако проекту, возможно, недостает динамики и пространства — статичное изображение типовой новостройки под монотонную музыку обедняет заданную тему о «старом» и «новом». Все-таки в первую очередь процесс смены поколений и окружающей обстановки ассоциируется с движением, и одной лишь бегущей строкой его передать сложно. Мало этого и для чувства ностальгии, которое, казалось бы, задано в заглавии инсталляции.

Но в целом такой проект является несомненно интересным опытом для петербургской публики, склонной к неторопливым философским размышлениям и воспоминаниям. Его показы проходят каждый день до окончания фестиваля.

Точка доступа

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

21 июля 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.

фестиваль "Брасс-Осень"

Медная осень в романтических тонах

Гала-концертом «Романтика классики и джаза» 15 октября 2019 года в Северной столице завершился международный фестиваль медных духовых инструментов «Брасс-Осень». Он проходил с 11 октября при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и фонда культурных проектов «Городу и миру». Концерты и мастер-классы для молодых музыкантов приняли красивейшие залы Невского проспекта – Капелла, Дворец Белосельских-Белозерских, Концертный зал РНБ на Фонтанке.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

«Грезы любви» в «Мастерской»

Новый сезон 2019-2020 годов петербургский театр «Мастерская» открыл в конце августа 2019 года спектаклем «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова», прошедшим проверку временем и вниманием поклонников. И на протяжении всей наступившей осени, интересной еще и тем, что театру только что исполнилось девять лет, эта постановка задает на его подмостках легкий, остроумный тон с примесью задумчивости.

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!