«Точка доступа»: вопросы и ответы

В воскресенье, 5 августа, в Санкт-Петербурге завершается четвертый фестиваль «Точка доступа» — самый большой в России форум, специализирующийся на нестандартном формате театрального искусства. Подмостками спектаклей становятся городские ландшафты, сады и парки, палуба речного теплохода и даже городские пустыри. Еще с 2015 года «Точка доступа» работает и как продюсерский центр, который не только предоставляет локации для приглашенных режиссеров и актеров, но и создает собственные сценические премьеры.

Точка доступа

С 2017 года фестиваль имеет международный статус, и в нынешнем сезоне приоритетом программы является культурное сотрудничество с другими странами. В афишу 2018 года попали премьеры от немецких, швейцарских и иранских постановщиков, оперный спектакль из Австралии, премьеры постановок из Москвы и Казани.

Новая сцена Александринского театра

В рамках фестиваля проходит также обширная образовательная программа. В Библиотеке Алвара Аалто в Выборге обсуждались три театральных эскиза, выбранные из 50 заявок от режиссеров из разных городов. А в особняке на Дворцовой набережной, где проходит иммерсивное шоу «Безликие», состоялись лекции «Сайт-специфик театр и технологии» профессора Общественного университета в Аберистуите (Великобритания) Майка Пирсона и «Размышляя в пространстве: к вопросу о политической экологии театра» профессора Института театральных исследований Университета Париж-III — Новая Сорбонна (Франция) Орели Мутон-Резук. Лекции сопровождались оживленными дискуссиями с участием слушателей.

Библиотека Алвара Аалто

В четверг, 2 августа, на Новой сцене Александринского театра состоялся итоговый семинар «Что такое эксперимент», где возможность поделиться впечатлениями от увиденных спектаклей и эскизов, порассуждать о границах театральности на сегодняшний день, о парадоксальном соединении ирреального и условного в современном театре, об этической стороне авторских экспериментов над зрителями, получили все участники и слушатели.

Музей инопланетного вторжения

Руководитель образовательной программы Юлия Клейман отметила, что не случайно в престижной премии «Золотая маска» существует номинация «Эксперимент». Критерии этого понятия постоянно меняются (работа с локациями, воздействие на зрителя, место театра в массовой культуре и сознании). Гибкость и мобильность постановок и мероприятий на «Точке доступа» способствует межкультурному и международному взаимопониманию и коммуникации.

Музей инопланетного вторжения

О сущности site-specific театра (также его называют променад-театр, спектакль-квест или по простонародному «бродилки») размышляли театроведы, деятели искусства и создатели смелых проектов вне привычного стандарта.

Музей инопланетного вторжения

Спикеры мероприятия представили понятие эксперимента в театре как некую метафору, как мост между сферами науки и искусства. Система пространства для экспериментов образована исследованиями художников, и смежение и размежевание искусства и науки является постоянным историческим процессом. Ключевой точкой соприкосновения этих областей была названа статья Эмиля Золя «Экспериментальный роман», согласно которой автор выступает одновременно экспериментатором и наблюдателем.

Музей инопланетного вторжения

Аудитория также обсудила вопросы традиций, новаторства и открытий, договора между художником и зрителями, изучение людей на перекрестках социальных отношений, вспомнила о лейтмотивах авангардного и послевоенного искусства, поразмыслила о многозначности метафорического искусства.

В настоящее время предлагается способствовать влиянию зрителей на действие спектакля, в то время как раньше творческая лаборатория стремилась исключить зрителя из театрального пространства. Перфомативность, неконтролируемость хода спектакля — одно из главных условий современной театральной парадигмы.

Трехгоршковая опера

Искусствовед Лидия Тильга вспомнила о том, как сложно сравнивать принципиально разные театральные явления в рамках номинации «эксперимент». Вопрос роли зрителя в меняющихся, нетрадиционных условиях, отношение к нему как к объекту защиты или напротив, стремление вывести его из зоны комфорта, перераспределение ролей, — такие вопросы, на взгляд спикера, ставит перед аудиторией образовательная программа и творческие проекты, представленные на фестивале.

В пределах прошедшей программы фестиваля были спектакли, вызвавшие острую дискуссию: в частности, московская постановка «Музей инопланетного вторжения», показанная в выставочных залах форта «Константин» в Кронштадте. Тильга отметила важность того, что зрительские состояния, эмоции, переживания постоянно меняются и колеблются при просмотре экспериментальных спектаклей. Среди них могут быть и мистификации, и откровенная ирония над зрителем, и лирические мотивы, и просто красивые и элегантные пространственные ходы, которые могут повлиять на зрительскую деятельность.

Трехгоршковая опера

Театральный критик и продюсер Ника Пархомовская рассказала о творческих аспектах своего социокультурного проекта «Квартира» в пространстве реальной бывшей коммуналки на Мойке, где можно увидеть постановки с участием людей с аутизмом. Посетив это пространство, публика приобщается к таким необычным пока для всех понятиям, как горизонтальный театр (максимально приближенный к реальному миру) или социальный театр (выходящий за рамки «чистого искусства» на территорию насущных вопросов и проблем, которые являются болевыми точками общества).

До 5 августа у петербуржцев еще есть время посетить уникальные постановки нынешнего фестиваля. А семинар в пространстве Новой сцены обрисовал то направление, в котором его просветительская составляющая будет развиваться в дальнейшем. Также здесь можно увидеть фотовыставку «Театр в городе», работы фотографа Полины Назаровой, созданные специально для фестиваля как основа его визуального имиджа и стремящиеся приблизить героев классического театра к реальности современного мегаполиса.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

3 августа 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

17 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.

Русский экспрессионизм

Экспрессионизм — лед и пламень русского авангарда

С 20 сентября по 19 ноября в выставочных залах Корпуса Бенуа можно увидеть выставку «Экспрессионизм в русском искусстве». Жанр, охвативший культуру Европы и Америки во всех сферах изобразительного искусства, а также литературы, музыки, театра и кино, коснулся и России, приобретя некий особый колорит. Его становление в русской культуре продолжалось с поздних 1900-х до середины 1930-х. Однако его предтечей можно считать отдельные произведения таких эмоциональных и вдумчивых мастеров, как Ге, Врубель, Серов, Репин, Перов, Добужинский и другие.