«Точка доступа»: вопросы и ответы

В воскресенье, 5 августа, в Санкт-Петербурге завершается четвертый фестиваль «Точка доступа» — самый большой в России форум, специализирующийся на нестандартном формате театрального искусства. Подмостками спектаклей становятся городские ландшафты, сады и парки, палуба речного теплохода и даже городские пустыри. Еще с 2015 года «Точка доступа» работает и как продюсерский центр, который не только предоставляет локации для приглашенных режиссеров и актеров, но и создает собственные сценические премьеры.

Точка доступа

С 2017 года фестиваль имеет международный статус, и в нынешнем сезоне приоритетом программы является культурное сотрудничество с другими странами. В афишу 2018 года попали премьеры от немецких, швейцарских и иранских постановщиков, оперный спектакль из Австралии, премьеры постановок из Москвы и Казани.

Новая сцена Александринского театра

В рамках фестиваля проходит также обширная образовательная программа. В Библиотеке Алвара Аалто в Выборге обсуждались три театральных эскиза, выбранные из 50 заявок от режиссеров из разных городов. А в особняке на Дворцовой набережной, где проходит иммерсивное шоу «Безликие», состоялись лекции «Сайт-специфик театр и технологии» профессора Общественного университета в Аберистуите (Великобритания) Майка Пирсона и «Размышляя в пространстве: к вопросу о политической экологии театра» профессора Института театральных исследований Университета Париж-III — Новая Сорбонна (Франция) Орели Мутон-Резук. Лекции сопровождались оживленными дискуссиями с участием слушателей.

Библиотека Алвара Аалто

В четверг, 2 августа, на Новой сцене Александринского театра состоялся итоговый семинар «Что такое эксперимент», где возможность поделиться впечатлениями от увиденных спектаклей и эскизов, порассуждать о границах театральности на сегодняшний день, о парадоксальном соединении ирреального и условного в современном театре, об этической стороне авторских экспериментов над зрителями, получили все участники и слушатели.

Музей инопланетного вторжения

Руководитель образовательной программы Юлия Клейман отметила, что не случайно в престижной премии «Золотая маска» существует номинация «Эксперимент». Критерии этого понятия постоянно меняются (работа с локациями, воздействие на зрителя, место театра в массовой культуре и сознании). Гибкость и мобильность постановок и мероприятий на «Точке доступа» способствует межкультурному и международному взаимопониманию и коммуникации.

Музей инопланетного вторжения

О сущности site-specific театра (также его называют променад-театр, спектакль-квест или по простонародному «бродилки») размышляли театроведы, деятели искусства и создатели смелых проектов вне привычного стандарта.

Музей инопланетного вторжения

Спикеры мероприятия представили понятие эксперимента в театре как некую метафору, как мост между сферами науки и искусства. Система пространства для экспериментов образована исследованиями художников, и смежение и размежевание искусства и науки является постоянным историческим процессом. Ключевой точкой соприкосновения этих областей была названа статья Эмиля Золя «Экспериментальный роман», согласно которой автор выступает одновременно экспериментатором и наблюдателем.

Музей инопланетного вторжения

Аудитория также обсудила вопросы традиций, новаторства и открытий, договора между художником и зрителями, изучение людей на перекрестках социальных отношений, вспомнила о лейтмотивах авангардного и послевоенного искусства, поразмыслила о многозначности метафорического искусства.

В настоящее время предлагается способствовать влиянию зрителей на действие спектакля, в то время как раньше творческая лаборатория стремилась исключить зрителя из театрального пространства. Перфомативность, неконтролируемость хода спектакля — одно из главных условий современной театральной парадигмы.

Трехгоршковая опера

Искусствовед Лидия Тильга вспомнила о том, как сложно сравнивать принципиально разные театральные явления в рамках номинации «эксперимент». Вопрос роли зрителя в меняющихся, нетрадиционных условиях, отношение к нему как к объекту защиты или напротив, стремление вывести его из зоны комфорта, перераспределение ролей, — такие вопросы, на взгляд спикера, ставит перед аудиторией образовательная программа и творческие проекты, представленные на фестивале.

В пределах прошедшей программы фестиваля были спектакли, вызвавшие острую дискуссию: в частности, московская постановка «Музей инопланетного вторжения», показанная в выставочных залах форта «Константин» в Кронштадте. Тильга отметила важность того, что зрительские состояния, эмоции, переживания постоянно меняются и колеблются при просмотре экспериментальных спектаклей. Среди них могут быть и мистификации, и откровенная ирония над зрителем, и лирические мотивы, и просто красивые и элегантные пространственные ходы, которые могут повлиять на зрительскую деятельность.

Трехгоршковая опера

Театральный критик и продюсер Ника Пархомовская рассказала о творческих аспектах своего социокультурного проекта «Квартира» в пространстве реальной бывшей коммуналки на Мойке, где можно увидеть постановки с участием людей с аутизмом. Посетив это пространство, публика приобщается к таким необычным пока для всех понятиям, как горизонтальный театр (максимально приближенный к реальному миру) или социальный театр (выходящий за рамки «чистого искусства» на территорию насущных вопросов и проблем, которые являются болевыми точками общества).

До 5 августа у петербуржцев еще есть время посетить уникальные постановки нынешнего фестиваля. А семинар в пространстве Новой сцены обрисовал то направление, в котором его просветительская составляющая будет развиваться в дальнейшем. Также здесь можно увидеть фотовыставку «Театр в городе», работы фотографа Полины Назаровой, созданные специально для фестиваля как основа его визуального имиджа и стремящиеся приблизить героев классического театра к реальности современного мегаполиса.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

3 августа 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

выставка Веры Ильиной

Город, который никогда не был молодым

В выставочном зале Музея печати на набережной реки Мойки до конца августа можно посетить экспозицию графических листов Веры Ильиной. Серия петербургских пейзажей озаглавлена «Красная нить: уходящее прошлое». Вера Ильина родилась в 1962 году и мечтала стать художником еще в детстве. Она закончила Рисовальные классы в Санкт-Петербургской Академии художеств имени Репина. В настоящее время занимается графикой, которой свойственна монохромная палитра, и основными инструментами являются соус, пастель, тушь, уголь, создает каллиграфические листы на базе русских исторических почерков. Но своей любимой техникой художница все же называет масляную живопись.

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.