«Точка доступа»: вопросы и ответы

В воскресенье, 5 августа, в Санкт-Петербурге завершается четвертый фестиваль «Точка доступа» — самый большой в России форум, специализирующийся на нестандартном формате театрального искусства. Подмостками спектаклей становятся городские ландшафты, сады и парки, палуба речного теплохода и даже городские пустыри. Еще с 2015 года «Точка доступа» работает и как продюсерский центр, который не только предоставляет локации для приглашенных режиссеров и актеров, но и создает собственные сценические премьеры.

Точка доступа

С 2017 года фестиваль имеет международный статус, и в нынешнем сезоне приоритетом программы является культурное сотрудничество с другими странами. В афишу 2018 года попали премьеры от немецких, швейцарских и иранских постановщиков, оперный спектакль из Австралии, премьеры постановок из Москвы и Казани.

Новая сцена Александринского театра

В рамках фестиваля проходит также обширная образовательная программа. В Библиотеке Алвара Аалто в Выборге обсуждались три театральных эскиза, выбранные из 50 заявок от режиссеров из разных городов. А в особняке на Дворцовой набережной, где проходит иммерсивное шоу «Безликие», состоялись лекции «Сайт-специфик театр и технологии» профессора Общественного университета в Аберистуите (Великобритания) Майка Пирсона и «Размышляя в пространстве: к вопросу о политической экологии театра» профессора Института театральных исследований Университета Париж-III — Новая Сорбонна (Франция) Орели Мутон-Резук. Лекции сопровождались оживленными дискуссиями с участием слушателей.

Библиотека Алвара Аалто

В четверг, 2 августа, на Новой сцене Александринского театра состоялся итоговый семинар «Что такое эксперимент», где возможность поделиться впечатлениями от увиденных спектаклей и эскизов, порассуждать о границах театральности на сегодняшний день, о парадоксальном соединении ирреального и условного в современном театре, об этической стороне авторских экспериментов над зрителями, получили все участники и слушатели.

Музей инопланетного вторжения

Руководитель образовательной программы Юлия Клейман отметила, что не случайно в престижной премии «Золотая маска» существует номинация «Эксперимент». Критерии этого понятия постоянно меняются (работа с локациями, воздействие на зрителя, место театра в массовой культуре и сознании). Гибкость и мобильность постановок и мероприятий на «Точке доступа» способствует межкультурному и международному взаимопониманию и коммуникации.

Музей инопланетного вторжения

О сущности site-specific театра (также его называют променад-театр, спектакль-квест или по простонародному «бродилки») размышляли театроведы, деятели искусства и создатели смелых проектов вне привычного стандарта.

Музей инопланетного вторжения

Спикеры мероприятия представили понятие эксперимента в театре как некую метафору, как мост между сферами науки и искусства. Система пространства для экспериментов образована исследованиями художников, и смежение и размежевание искусства и науки является постоянным историческим процессом. Ключевой точкой соприкосновения этих областей была названа статья Эмиля Золя «Экспериментальный роман», согласно которой автор выступает одновременно экспериментатором и наблюдателем.

Музей инопланетного вторжения

Аудитория также обсудила вопросы традиций, новаторства и открытий, договора между художником и зрителями, изучение людей на перекрестках социальных отношений, вспомнила о лейтмотивах авангардного и послевоенного искусства, поразмыслила о многозначности метафорического искусства.

В настоящее время предлагается способствовать влиянию зрителей на действие спектакля, в то время как раньше творческая лаборатория стремилась исключить зрителя из театрального пространства. Перфомативность, неконтролируемость хода спектакля — одно из главных условий современной театральной парадигмы.

Трехгоршковая опера

Искусствовед Лидия Тильга вспомнила о том, как сложно сравнивать принципиально разные театральные явления в рамках номинации «эксперимент». Вопрос роли зрителя в меняющихся, нетрадиционных условиях, отношение к нему как к объекту защиты или напротив, стремление вывести его из зоны комфорта, перераспределение ролей, — такие вопросы, на взгляд спикера, ставит перед аудиторией образовательная программа и творческие проекты, представленные на фестивале.

В пределах прошедшей программы фестиваля были спектакли, вызвавшие острую дискуссию: в частности, московская постановка «Музей инопланетного вторжения», показанная в выставочных залах форта «Константин» в Кронштадте. Тильга отметила важность того, что зрительские состояния, эмоции, переживания постоянно меняются и колеблются при просмотре экспериментальных спектаклей. Среди них могут быть и мистификации, и откровенная ирония над зрителем, и лирические мотивы, и просто красивые и элегантные пространственные ходы, которые могут повлиять на зрительскую деятельность.

Трехгоршковая опера

Театральный критик и продюсер Ника Пархомовская рассказала о творческих аспектах своего социокультурного проекта «Квартира» в пространстве реальной бывшей коммуналки на Мойке, где можно увидеть постановки с участием людей с аутизмом. Посетив это пространство, публика приобщается к таким необычным пока для всех понятиям, как горизонтальный театр (максимально приближенный к реальному миру) или социальный театр (выходящий за рамки «чистого искусства» на территорию насущных вопросов и проблем, которые являются болевыми точками общества).

До 5 августа у петербуржцев еще есть время посетить уникальные постановки нынешнего фестиваля. А семинар в пространстве Новой сцены обрисовал то направление, в котором его просветительская составляющая будет развиваться в дальнейшем. Также здесь можно увидеть фотовыставку «Театр в городе», работы фотографа Полины Назаровой, созданные специально для фестиваля как основа его визуального имиджа и стремящиеся приблизить героев классического театра к реальности современного мегаполиса.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

3 августа 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Фотограф Таисия Овод, Предоставлено Молодежным театром на Фонтанке

«Театр в объективе» показал мастеров

В Молодежном театре на Фонтанке назвали имена победителей Второго конкурса молодых фотографов. Первый конкурс «Театр в объективе» состоялся в 2018 году. Он был учрежден Молодежным театром на Фонтанке при участии Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Мик Мосс, Antimatter

Мик Мосс: Когда сочиняю, я — хирург, который оперирует сам себя

Группа Antimatter посетила Россию с очередным туром месяц назад и оставила такой неизгладимый след, что ее никто не хотел отпускать. Мик Мосс со товарищи привез в Москву и Петербург свой очередной новый альбом — Black Market Enlightenment. Потом он успел вернуться домой и получить номинацию на премию Progressive Music Awards. Между тем «Петербургский авангард» порасспросил Мика о прошедших и будущих концертах в России и о том, как и почему он создает свою музыку.

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергей Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.