«Точка доступа»: вопросы и ответы

В воскресенье, 5 августа, в Санкт-Петербурге завершается четвертый фестиваль «Точка доступа» — самый большой в России форум, специализирующийся на нестандартном формате театрального искусства. Подмостками спектаклей становятся городские ландшафты, сады и парки, палуба речного теплохода и даже городские пустыри. Еще с 2015 года «Точка доступа» работает и как продюсерский центр, который не только предоставляет локации для приглашенных режиссеров и актеров, но и создает собственные сценические премьеры.

Точка доступа

С 2017 года фестиваль имеет международный статус, и в нынешнем сезоне приоритетом программы является культурное сотрудничество с другими странами. В афишу 2018 года попали премьеры от немецких, швейцарских и иранских постановщиков, оперный спектакль из Австралии, премьеры постановок из Москвы и Казани.

Новая сцена Александринского театра

В рамках фестиваля проходит также обширная образовательная программа. В Библиотеке Алвара Аалто в Выборге обсуждались три театральных эскиза, выбранные из 50 заявок от режиссеров из разных городов. А в особняке на Дворцовой набережной, где проходит иммерсивное шоу «Безликие», состоялись лекции «Сайт-специфик театр и технологии» профессора Общественного университета в Аберистуите (Великобритания) Майка Пирсона и «Размышляя в пространстве: к вопросу о политической экологии театра» профессора Института театральных исследований Университета Париж-III — Новая Сорбонна (Франция) Орели Мутон-Резук. Лекции сопровождались оживленными дискуссиями с участием слушателей.

Библиотека Алвара Аалто

В четверг, 2 августа, на Новой сцене Александринского театра состоялся итоговый семинар «Что такое эксперимент», где возможность поделиться впечатлениями от увиденных спектаклей и эскизов, порассуждать о границах театральности на сегодняшний день, о парадоксальном соединении ирреального и условного в современном театре, об этической стороне авторских экспериментов над зрителями, получили все участники и слушатели.

Музей инопланетного вторжения

Руководитель образовательной программы Юлия Клейман отметила, что не случайно в престижной премии «Золотая маска» существует номинация «Эксперимент». Критерии этого понятия постоянно меняются (работа с локациями, воздействие на зрителя, место театра в массовой культуре и сознании). Гибкость и мобильность постановок и мероприятий на «Точке доступа» способствует межкультурному и международному взаимопониманию и коммуникации.

Музей инопланетного вторжения

О сущности site-specific театра (также его называют променад-театр, спектакль-квест или по простонародному «бродилки») размышляли театроведы, деятели искусства и создатели смелых проектов вне привычного стандарта.

Музей инопланетного вторжения

Спикеры мероприятия представили понятие эксперимента в театре как некую метафору, как мост между сферами науки и искусства. Система пространства для экспериментов образована исследованиями художников, и смежение и размежевание искусства и науки является постоянным историческим процессом. Ключевой точкой соприкосновения этих областей была названа статья Эмиля Золя «Экспериментальный роман», согласно которой автор выступает одновременно экспериментатором и наблюдателем.

Музей инопланетного вторжения

Аудитория также обсудила вопросы традиций, новаторства и открытий, договора между художником и зрителями, изучение людей на перекрестках социальных отношений, вспомнила о лейтмотивах авангардного и послевоенного искусства, поразмыслила о многозначности метафорического искусства.

В настоящее время предлагается способствовать влиянию зрителей на действие спектакля, в то время как раньше творческая лаборатория стремилась исключить зрителя из театрального пространства. Перфомативность, неконтролируемость хода спектакля — одно из главных условий современной театральной парадигмы.

Трехгоршковая опера

Искусствовед Лидия Тильга вспомнила о том, как сложно сравнивать принципиально разные театральные явления в рамках номинации «эксперимент». Вопрос роли зрителя в меняющихся, нетрадиционных условиях, отношение к нему как к объекту защиты или напротив, стремление вывести его из зоны комфорта, перераспределение ролей, — такие вопросы, на взгляд спикера, ставит перед аудиторией образовательная программа и творческие проекты, представленные на фестивале.

В пределах прошедшей программы фестиваля были спектакли, вызвавшие острую дискуссию: в частности, московская постановка «Музей инопланетного вторжения», показанная в выставочных залах форта «Константин» в Кронштадте. Тильга отметила важность того, что зрительские состояния, эмоции, переживания постоянно меняются и колеблются при просмотре экспериментальных спектаклей. Среди них могут быть и мистификации, и откровенная ирония над зрителем, и лирические мотивы, и просто красивые и элегантные пространственные ходы, которые могут повлиять на зрительскую деятельность.

Трехгоршковая опера

Театральный критик и продюсер Ника Пархомовская рассказала о творческих аспектах своего социокультурного проекта «Квартира» в пространстве реальной бывшей коммуналки на Мойке, где можно увидеть постановки с участием людей с аутизмом. Посетив это пространство, публика приобщается к таким необычным пока для всех понятиям, как горизонтальный театр (максимально приближенный к реальному миру) или социальный театр (выходящий за рамки «чистого искусства» на территорию насущных вопросов и проблем, которые являются болевыми точками общества).

До 5 августа у петербуржцев еще есть время посетить уникальные постановки нынешнего фестиваля. А семинар в пространстве Новой сцены обрисовал то направление, в котором его просветительская составляющая будет развиваться в дальнейшем. Также здесь можно увидеть фотовыставку «Театр в городе», работы фотографа Полины Назаровой, созданные специально для фестиваля как основа его визуального имиджа и стремящиеся приблизить героев классического театра к реальности современного мегаполиса.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

3 августа 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.