«Точка доступа»: вопросы и ответы

В воскресенье, 5 августа, в Санкт-Петербурге завершается четвертый фестиваль «Точка доступа» — самый большой в России форум, специализирующийся на нестандартном формате театрального искусства. Подмостками спектаклей становятся городские ландшафты, сады и парки, палуба речного теплохода и даже городские пустыри. Еще с 2015 года «Точка доступа» работает и как продюсерский центр, который не только предоставляет локации для приглашенных режиссеров и актеров, но и создает собственные сценические премьеры.

Точка доступа

С 2017 года фестиваль имеет международный статус, и в нынешнем сезоне приоритетом программы является культурное сотрудничество с другими странами. В афишу 2018 года попали премьеры от немецких, швейцарских и иранских постановщиков, оперный спектакль из Австралии, премьеры постановок из Москвы и Казани.

Новая сцена Александринского театра

В рамках фестиваля проходит также обширная образовательная программа. В Библиотеке Алвара Аалто в Выборге обсуждались три театральных эскиза, выбранные из 50 заявок от режиссеров из разных городов. А в особняке на Дворцовой набережной, где проходит иммерсивное шоу «Безликие», состоялись лекции «Сайт-специфик театр и технологии» профессора Общественного университета в Аберистуите (Великобритания) Майка Пирсона и «Размышляя в пространстве: к вопросу о политической экологии театра» профессора Института театральных исследований Университета Париж-III — Новая Сорбонна (Франция) Орели Мутон-Резук. Лекции сопровождались оживленными дискуссиями с участием слушателей.

Библиотека Алвара Аалто

В четверг, 2 августа, на Новой сцене Александринского театра состоялся итоговый семинар «Что такое эксперимент», где возможность поделиться впечатлениями от увиденных спектаклей и эскизов, порассуждать о границах театральности на сегодняшний день, о парадоксальном соединении ирреального и условного в современном театре, об этической стороне авторских экспериментов над зрителями, получили все участники и слушатели.

Музей инопланетного вторжения

Руководитель образовательной программы Юлия Клейман отметила, что не случайно в престижной премии «Золотая маска» существует номинация «Эксперимент». Критерии этого понятия постоянно меняются (работа с локациями, воздействие на зрителя, место театра в массовой культуре и сознании). Гибкость и мобильность постановок и мероприятий на «Точке доступа» способствует межкультурному и международному взаимопониманию и коммуникации.

Музей инопланетного вторжения

О сущности site-specific театра (также его называют променад-театр, спектакль-квест или по простонародному «бродилки») размышляли театроведы, деятели искусства и создатели смелых проектов вне привычного стандарта.

Музей инопланетного вторжения

Спикеры мероприятия представили понятие эксперимента в театре как некую метафору, как мост между сферами науки и искусства. Система пространства для экспериментов образована исследованиями художников, и смежение и размежевание искусства и науки является постоянным историческим процессом. Ключевой точкой соприкосновения этих областей была названа статья Эмиля Золя «Экспериментальный роман», согласно которой автор выступает одновременно экспериментатором и наблюдателем.

Музей инопланетного вторжения

Аудитория также обсудила вопросы традиций, новаторства и открытий, договора между художником и зрителями, изучение людей на перекрестках социальных отношений, вспомнила о лейтмотивах авангардного и послевоенного искусства, поразмыслила о многозначности метафорического искусства.

В настоящее время предлагается способствовать влиянию зрителей на действие спектакля, в то время как раньше творческая лаборатория стремилась исключить зрителя из театрального пространства. Перфомативность, неконтролируемость хода спектакля — одно из главных условий современной театральной парадигмы.

Трехгоршковая опера

Искусствовед Лидия Тильга вспомнила о том, как сложно сравнивать принципиально разные театральные явления в рамках номинации «эксперимент». Вопрос роли зрителя в меняющихся, нетрадиционных условиях, отношение к нему как к объекту защиты или напротив, стремление вывести его из зоны комфорта, перераспределение ролей, — такие вопросы, на взгляд спикера, ставит перед аудиторией образовательная программа и творческие проекты, представленные на фестивале.

В пределах прошедшей программы фестиваля были спектакли, вызвавшие острую дискуссию: в частности, московская постановка «Музей инопланетного вторжения», показанная в выставочных залах форта «Константин» в Кронштадте. Тильга отметила важность того, что зрительские состояния, эмоции, переживания постоянно меняются и колеблются при просмотре экспериментальных спектаклей. Среди них могут быть и мистификации, и откровенная ирония над зрителем, и лирические мотивы, и просто красивые и элегантные пространственные ходы, которые могут повлиять на зрительскую деятельность.

Трехгоршковая опера

Театральный критик и продюсер Ника Пархомовская рассказала о творческих аспектах своего социокультурного проекта «Квартира» в пространстве реальной бывшей коммуналки на Мойке, где можно увидеть постановки с участием людей с аутизмом. Посетив это пространство, публика приобщается к таким необычным пока для всех понятиям, как горизонтальный театр (максимально приближенный к реальному миру) или социальный театр (выходящий за рамки «чистого искусства» на территорию насущных вопросов и проблем, которые являются болевыми точками общества).

До 5 августа у петербуржцев еще есть время посетить уникальные постановки нынешнего фестиваля. А семинар в пространстве Новой сцены обрисовал то направление, в котором его просветительская составляющая будет развиваться в дальнейшем. Также здесь можно увидеть фотовыставку «Театр в городе», работы фотографа Полины Назаровой, созданные специально для фестиваля как основа его визуального имиджа и стремящиеся приблизить героев классического театра к реальности современного мегаполиса.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

3 августа 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Юрий Темирканов

«Площадь Искусств» под крылом Темирканова

Девятнадцатый международный фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в этому году с 14 по 26 декабря и будет посвящен 80-летию выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Публику ждет встреча с крупнейшими мастерами современности, среди которых — сам Юрий Темирканов, а также Марис Янсонс, Рудольф Бухбиндер, Гидон Кремер, Лейф Ове Андснес, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Маттиас Гёрне, Камерный оркестр Concerto Köln, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии и другие прославленные музыканты и коллективы.

режиссер Виталий Манский

Виталий Манский: Враги народа сидят в Министерстве культуры

В Санкт-Петербурге завершается кинофестиваль «Артдокфест». До 12 декабря он проходит в Северной столице параллельно с московскими показами. Из-за цензуры конкурсную часть ранее перенесли за рубеж, на площадку Рижского международного кинофестиваля. Президент «Артдокфеста», режиссер Виталий Манский рассказал о съемках раннего Путина и о новом витке борьбы Мединского с фестивалем «Артдокфест».

Денис Мацуев

Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Павел Сафонов

Павел Сафонов: Мольер не предал себя

На сцене Выборгского дворца культуры 8 и 9 декабря состоится петербургская премьера спектакля московского Театра Ленком — «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьера постановки собрала аншлаги, невиданные уже давно, а теперь и в Санкт-Петербурге билеты на «Сны господина де Мольера» стремительно разлетаются.

Андрей Носков

Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.

Русский музей, Карл Маркс

Путь марксизма: в хрустале, с Микки Маусом и Пушкиным (фото)

В этом году мир отметил 200-летний юбилей Карла Маркса, остающегося одним из самых значимых и ярких мыслителей не только XX века, но и всей мировой истории. Понятия «марксизм» и «марксисты» прочно укоренились, как некий маркер политических и социальных ориентиров, в разных поколениях. Русский музей в честь этого события подготовил большую и многогранную выставку «Карл Маркс навсегда», которую петербуржцы смогут посетить в течение всего декабря и новогодних каникул.