Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Центр мультимедиа Русского музея

«Точка доступа» в этом году посвящена человеку наших дней, человечности, проблемам и ценностям современных людей. Мы пригласили на наши постановки иностранных режиссеров. Это определенный риск, потому что мы говорим на разных языках и находимся в разных контекстах. Но это тоже имеет отношение к теме фестиваля — насколько универсальны взгляды на жизнь в разных странах», — рассказал программный директор фестиваля Андрей Пронин на специальной пресс-конференции.

Изначально в программу «Точки доступа» был включен уникальный проект «Маленькие ночи». Эту постановку должен был подготовить иранский режиссер Али Асгар Дашти. В основу пьесы легли «Белые ночи» Федора Достоевского, «Маленькие трагедии» Александра Пушкина и сказки «Тысяча и одной ночи». Предполагалось, что этот театральный сериал, рассчитанный на четыре дня, станет сенсацией фестиваля.

Али Асгар Дашти

«Али Асгар Дашти — один из ведущих режиссеров современного иранского театра. Он интересен тем, что очень активно работает в области документального театра. А с другой стороны — занимается реновацией традиционного иранского театра», — сообщил Андрей Пронин, прозорливо заметив, что «этот спектакль может обернуться грандиозным провалом, а может — успехом».

Теперь вместо «Маленьких ночей» в Центре мультимедиа Русского музея (Инженерная улица, 8) состоится спектакль «Железную дорогу построили, и стало удобно», созданный «Точкой доступа» совместно с режиссером и актрисой Тегеранского городского театра Рамоной Шах. В творческую группу постановки вошли программный директор фестиваля Андрей Пронин, молодой режиссер Андрей Слепухин и значительная часть актерской труппы «Маленьких ночей». Премьера состоится 21 июля (17:00). Вход для зрителей — свободный, по предварительной регистрации.

Спектакль, идея которого принадлежит ведущей театральной актрисе Ирана Рамоне Шах, исполняющей главную роль, это невеселая история встречи. Русская театральная традиция встречается с иранской, героиня со своим прошлым, иранский автор с Чеховым, классическая поэзия с мультимедиа, а парадная поэтическая декламация ведет вовсе не к «столу яств», а ко гробу. Смелый театральный коллаж Рамоны Шах и ее русских соавторов станет первым опытом российско-иранской копродукции в театральном искусстве.

«Санкт-Петербург вне себя»

Спектакль швейцарского режиссера Мартина Шика состоится 31 июля (15:00), 1, 2, 4 (17:30), 5 августа (20:00) и начнется на пристани (Воскресенская набережная, 20). Проект создан при поддержке Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» специально для фестиваля «Точка доступа».

Город на Неве полон призраков прошлого, но живет по новым правилам, которые диктуют ему вновь построенные торговые центры, парки развлечений, небоскребы-исполины и циклопические стадионы. «Санкт-Петербург вне себя» — полуторачасовая речная прогулка по Северной столице России, привычный туристический формат, на сей раз преображенный до неузнаваемости.

Совместная работа швейцарского режиссера Мартина Шика и театроведа Анны Ильдатовой — первая театральная адаптация одной из самых влиятельных книг XX века по архитектуре «Нью-Йорк вне себя» Рема Колхаса. Размышления Колхаса — не об истории зданий, это история идей, образов, эстетических концепций. Утопический архитектурный проект под названием Нью-Йорк напрашивается на сравнение с Санкт-Петербургом, имперским утопическим проектом. Действительно ли существует это сходство, эфемерно оно или фундаментально? Колхас называет архитектуру религией Нью-Йорка, но что же тогда религия современного Петербурга? «Санкт-Петербург вне себя» — путешествие в утопию двух городов-гигантов, которое объединяет прошлое и настоящее разных континентов.

Мартин Шик

«Мартин Шик — один из ярких представителей швейцарской культуры. Это человек, обладающий разнообразными талантами, мультиодаренный: работал в кино, на телевидении, занимался танцами. У нас он сделал спектакль на стыке современного искусства и театра. Он будет проходить в формате прогулки по рекам и каналам, но его внутреннее содержание будет непривычным», — рассказал Андрей Пронин.

Мартин Шик закончил Высшую школу искусств в Берне, работал в кино и на телевидении, с 2007 года занимается преимущественно театром, активно использует практику современного танца и перформанса. Среди самых известных работ — «Заглавие», CMMN SNS PRJCT, «Праздник на сцене», «Языковая лаборатория Вавилона», «Техника полукровки».

«Марат/Сад»

Совместный проект фестиваля «Точка доступа» и Гёте-института в Санкт-Петербурге в постановке режиссера Йозуа Рёзинга (Германия). Его можно будет увидеть в торговом комплексе «Невский Центр» 25-29 и 31 июля (23:15).

Пьесы классика и реформатора немецкой драматургии XX века Петера Вайса не впервые появляются в афише «Точки доступа»: причина проста — они сохраняют и эстетическую свежесть, и идейную актуальность. Философ, знаток человеческой природы маркиз де Сад проводит остаток дней в психиатрической клинике Шаратон. Он удалился сюда добровольно, полагая, что за пределами сумасшедшего дома сумасшествия еще больше. За окнами — разгар политической реакции, идеалы Великой Французской революции втоптаны в грязь.

Маркиз с помощью других пациентов устраивает театральное представление, воссоздающее печальную историю жизни и смерти одного из вождей революции — Жана-Поля Марата. Представление превращается в диспут: Марат ратует за революцию, де Сад исполнен скепсиса. Чья позиция ближе современной публике?

Молодой немецкий режиссер Йозуа Рёзинг, известный работами в берлинском «Дойчес-театре», переносит действие в респектабельный торговый комплекс. Для одних он — место силы и престижа, для других — объект социальной критики и средоточие зла. Художник Сергей Илларионов и композитор Владимир Раннев придадут пространству нужный градус безумия. А в отборном актерском ансамбле выделяется фигура актера БДТ, заслуженного артиста России Сергея Лосева. В начале 1980-х он уже играл де Сада в легендарном спектакле Вадима Голикова. 2 августа актер отметит 70-летие, и его участие в спектакле Рёзинга — это и возвращение в молодость, и творческий вызов, и заслуженный бенефис, и подарок городу.

Йозуа

«Режиссер Йозуа Рёзинг уже известен нашему зрителю: он сотрудничал с Новым Императорским театром. Его постановка «Марат/Сад» станет событием для Санкт-Петербурга. Сама форма пьес Вайса предвосхищает пост-драматический театр. Его произведения содержат очень много потенций для того, чтобы делать из них выходящие за рамки привычного спектакли. Постановка Рёзинга, которую увидят зрители «Точки доступа», сделана с выдающейся командой. А пройдет она на неожиданной площадке — в торговом комплексе на Невском проспекте. И это произойдет впервые в нашем городе», — пояснил Андрей Пронин.

«Музей инопланетного вторжения»

Этот гастрольный спектакль московского «Театра взаимных действий» состоится 20 июля (16:00, 20:00), 21, 22 июля (12:00, 16:00, 20:00) в Форте «Константин» (Кронштадт). Он создан при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры столицы.

Постановка — участник программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента РФ, номинант Национальной театральной премии «Золотая маска», участник специальной программы «Детский Weekend».

…Февраль 1989 года. Томская область. В маленькой деревне произошло событие, о котором сотни лет грезило человечество, — инопланетный разум встретился с земным. Правда это было мало похоже на сюжеты фантастических книг и фильмов. Местные жители были больше озабочены талонами на продукты и выживанием, чем контактом с пришельцами. И о событии вселенского значения так никто и не знал, пока в 2016-м им не заинтересовалась группа театральных художников…

Музей инопланетного вторжения

Спектакль проходит в форме музейной экскурсии. Зрители изучают артефакты и свидетельства событий в сопровождении актеров-экскурсоводов: рисунки ученых, интервью с очевидцами, реконструкции скафандров и другие следы присутствия инопланетной жизни, и одновременно совершают исторический экскурс в недавнее прошлое — распадающийся СССР конца 1980-х.

«Музей инопланетного вторжения» выдержан в жанре «мокьюментари» (фальшивой документалистики) и рассчитан на самого широкого зрителя. Детей заинтересует фантастическая история, а взрослые, возможно, разглядят параллельный сюжет — о ксенофобии и терпимости, социальных парадоксах нашего вчера и сегодня.

«Спектакль состоится в кронштадтском форте «Константин», где в 1990-е годы проходили рейвы. Теперь там расположится «Музей инопланетного вторжения». Думаю, что он станет одним из хитов нашего фестиваля», — сообщил Андрей Пронин.

«Время роста деревьев»

Его представит Творческая лаборатория «Угол» (Казань) 2 августа (20:30), 3-5 августа (18:30, 20:30) в Парголово, на Старожиловской улице, 9. Режиссер Регина Саттарова постоянно играет со зрительскими ожиданиями.

Действие начинается как экскурсия по району, не очень хорошо известному даже опытным краеведам, — на пустыре Парнаса, между деревянной церквушкой и диким прудом. Продолжается как лекция о природе и нравах далеких Маршалловых островов. Но ни экскурсия, ни лекция не состоятся. Потому что постоянно придется отвлекаться на странную парочку жертв безнадежной любви. Им бы давно забыть друг о друге, но прошлое никак не отпускает. Возможно, живи они не на Парнасе, а на Маршалловых островах, все сложилось бы иначе.

Время роста деревьев, Угол

Во «Времени роста деревьев» выдержки из книги «Укрась приусадебный участок сам» соседствуют с фактами из труда «Загадки Маршалловых островов», откровения корейского туриста — с исповедью незадачливого экскурсовода. А свел их в лирическую пьесу один из лидеров современной российской драматургии Михаил Дурненков. Прекрасно известный петербургскому зрителю — хотя бы благодаря спектаклю Андрея Могучего «Изотов».

Творческая лаборатория «Угол» существует всего несколько лет, но уже стала важным центром российского поискового театра. Чтобы создать новую, петербургскую, версию спектакля, Саттарова и Дурненков исследовали пространство и локальный контекст Парнаса.

«Трехгоршковая опера»

Ее подготовили в Театральной компании Bontom (Сидней, Австралия). Спектакль режиссера Клеменс Уильямс можно будет посмотреть 20-22, 24, 25, 27 июля (19:00, 20:30), 28 июля (13:00, 14:30, 19:00, 20:30), 31 июля, 1, 3, 4 августа (19:00, 20:30). Для представления выбрана необычная локация: туалет отеля Hilton Saint Petersburg ExpoForum (Петербургское шоссе, 62). Спектакль идет с русскими и английскими субтитрами.

Постановка стала сенсацией нынешней «Точки доступа». В России хорошо известен европейский театр. Американский и иберо-американский театр тоже неоднократно добирался до российской публики с гастролями. Новые политические тренды плотнее познакомили зрителей с театром из Азии и Африки. Но об австралийском театре в России не известно ничего.

Трехгоршковая опера

«Трехгоршковая опера» — результат сотрудничества дирижера Кейрена Брандт-Соуди, драматурга Томаса Де Анджелиса и режиссера Клеменс Уильямс. Рефлексируя над проблемой ограниченности традиционного оперного репертуара, не дающего актрисам полной возможности самовыражения, создатели спектакля придумали новую, неожиданную, даже провокационную театральную форму. Великая оперная классика, но не на сцене, а там, где прежде не принято было играть спектакли, плюс актуальные вопросы сегодняшней повестки. В итоге получилась первая в мире опера, предназначенная для общественной уборной.

Три дамы случайно сталкиваются в роскошной дамской комнате богатого отеля. Одна — жертва харассмента, другая боится, что ее имидж «сильной женщины» слишком подавляет возлюбленного, третьей гендерные предрассудки мешают получить работу мечты. Вместе они обсуждают проблемы и потаенные фантазии, подтверждая их ариями из опер Моцарта, Пуччини и Бизе. Выходит иронично, зажигательно и вполне гигиенично.

Премьера «Трехгоршковой оперы» состоялась в Сиднее в ноябре 2016 года, постановка снискала большой успех на родине и стала участницей эдинбургского «Фринджа».

«Спектакль касается актуальных гендерных вопросов, которые сегодня активно обсуждаются в обществе. Откровенный женский разговор в роскошном туалете — своеобразный деликатес нашего фестиваля, тем более что в нем принимает участие солистка Сиднейского оперного театра», — пояснил Андрей Пронин.

Трехгоршковая опера

Подробности можно найти на официальном сайте фестиваля «Точка доступа».

18 июля 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.