Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Центр мультимедиа Русского музея

«Точка доступа» в этом году посвящена человеку наших дней, человечности, проблемам и ценностям современных людей. Мы пригласили на наши постановки иностранных режиссеров. Это определенный риск, потому что мы говорим на разных языках и находимся в разных контекстах. Но это тоже имеет отношение к теме фестиваля — насколько универсальны взгляды на жизнь в разных странах», — рассказал программный директор фестиваля Андрей Пронин на специальной пресс-конференции.

Изначально в программу «Точки доступа» был включен уникальный проект «Маленькие ночи». Эту постановку должен был подготовить иранский режиссер Али Асгар Дашти. В основу пьесы легли «Белые ночи» Федора Достоевского, «Маленькие трагедии» Александра Пушкина и сказки «Тысяча и одной ночи». Предполагалось, что этот театральный сериал, рассчитанный на четыре дня, станет сенсацией фестиваля.

Али Асгар Дашти

«Али Асгар Дашти — один из ведущих режиссеров современного иранского театра. Он интересен тем, что очень активно работает в области документального театра. А с другой стороны — занимается реновацией традиционного иранского театра», — сообщил Андрей Пронин, прозорливо заметив, что «этот спектакль может обернуться грандиозным провалом, а может — успехом».

Теперь вместо «Маленьких ночей» в Центре мультимедиа Русского музея (Инженерная улица, 8) состоится спектакль «Железную дорогу построили, и стало удобно», созданный «Точкой доступа» совместно с режиссером и актрисой Тегеранского городского театра Рамоной Шах. В творческую группу постановки вошли программный директор фестиваля Андрей Пронин, молодой режиссер Андрей Слепухин и значительная часть актерской труппы «Маленьких ночей». Премьера состоится 21 июля (17:00). Вход для зрителей — свободный, по предварительной регистрации.

Спектакль, идея которого принадлежит ведущей театральной актрисе Ирана Рамоне Шах, исполняющей главную роль, это невеселая история встречи. Русская театральная традиция встречается с иранской, героиня со своим прошлым, иранский автор с Чеховым, классическая поэзия с мультимедиа, а парадная поэтическая декламация ведет вовсе не к «столу яств», а ко гробу. Смелый театральный коллаж Рамоны Шах и ее русских соавторов станет первым опытом российско-иранской копродукции в театральном искусстве.

«Санкт-Петербург вне себя»

Спектакль швейцарского режиссера Мартина Шика состоится 31 июля (15:00), 1, 2, 4 (17:30), 5 августа (20:00) и начнется на пристани (Воскресенская набережная, 20). Проект создан при поддержке Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» специально для фестиваля «Точка доступа».

Город на Неве полон призраков прошлого, но живет по новым правилам, которые диктуют ему вновь построенные торговые центры, парки развлечений, небоскребы-исполины и циклопические стадионы. «Санкт-Петербург вне себя» — полуторачасовая речная прогулка по Северной столице России, привычный туристический формат, на сей раз преображенный до неузнаваемости.

Совместная работа швейцарского режиссера Мартина Шика и театроведа Анны Ильдатовой — первая театральная адаптация одной из самых влиятельных книг XX века по архитектуре «Нью-Йорк вне себя» Рема Колхаса. Размышления Колхаса — не об истории зданий, это история идей, образов, эстетических концепций. Утопический архитектурный проект под названием Нью-Йорк напрашивается на сравнение с Санкт-Петербургом, имперским утопическим проектом. Действительно ли существует это сходство, эфемерно оно или фундаментально? Колхас называет архитектуру религией Нью-Йорка, но что же тогда религия современного Петербурга? «Санкт-Петербург вне себя» — путешествие в утопию двух городов-гигантов, которое объединяет прошлое и настоящее разных континентов.

Мартин Шик

«Мартин Шик — один из ярких представителей швейцарской культуры. Это человек, обладающий разнообразными талантами, мультиодаренный: работал в кино, на телевидении, занимался танцами. У нас он сделал спектакль на стыке современного искусства и театра. Он будет проходить в формате прогулки по рекам и каналам, но его внутреннее содержание будет непривычным», — рассказал Андрей Пронин.

Мартин Шик закончил Высшую школу искусств в Берне, работал в кино и на телевидении, с 2007 года занимается преимущественно театром, активно использует практику современного танца и перформанса. Среди самых известных работ — «Заглавие», CMMN SNS PRJCT, «Праздник на сцене», «Языковая лаборатория Вавилона», «Техника полукровки».

«Марат/Сад»

Совместный проект фестиваля «Точка доступа» и Гёте-института в Санкт-Петербурге в постановке режиссера Йозуа Рёзинга (Германия). Его можно будет увидеть в торговом комплексе «Невский Центр» 25-29 и 31 июля (23:15).

Пьесы классика и реформатора немецкой драматургии XX века Петера Вайса не впервые появляются в афише «Точки доступа»: причина проста — они сохраняют и эстетическую свежесть, и идейную актуальность. Философ, знаток человеческой природы маркиз де Сад проводит остаток дней в психиатрической клинике Шаратон. Он удалился сюда добровольно, полагая, что за пределами сумасшедшего дома сумасшествия еще больше. За окнами — разгар политической реакции, идеалы Великой Французской революции втоптаны в грязь.

Маркиз с помощью других пациентов устраивает театральное представление, воссоздающее печальную историю жизни и смерти одного из вождей революции — Жана-Поля Марата. Представление превращается в диспут: Марат ратует за революцию, де Сад исполнен скепсиса. Чья позиция ближе современной публике?

Молодой немецкий режиссер Йозуа Рёзинг, известный работами в берлинском «Дойчес-театре», переносит действие в респектабельный торговый комплекс. Для одних он — место силы и престижа, для других — объект социальной критики и средоточие зла. Художник Сергей Илларионов и композитор Владимир Раннев придадут пространству нужный градус безумия. А в отборном актерском ансамбле выделяется фигура актера БДТ, заслуженного артиста России Сергея Лосева. В начале 1980-х он уже играл де Сада в легендарном спектакле Вадима Голикова. 2 августа актер отметит 70-летие, и его участие в спектакле Рёзинга — это и возвращение в молодость, и творческий вызов, и заслуженный бенефис, и подарок городу.

Йозуа

«Режиссер Йозуа Рёзинг уже известен нашему зрителю: он сотрудничал с Новым Императорским театром. Его постановка «Марат/Сад» станет событием для Санкт-Петербурга. Сама форма пьес Вайса предвосхищает пост-драматический театр. Его произведения содержат очень много потенций для того, чтобы делать из них выходящие за рамки привычного спектакли. Постановка Рёзинга, которую увидят зрители «Точки доступа», сделана с выдающейся командой. А пройдет она на неожиданной площадке — в торговом комплексе на Невском проспекте. И это произойдет впервые в нашем городе», — пояснил Андрей Пронин.

«Музей инопланетного вторжения»

Этот гастрольный спектакль московского «Театра взаимных действий» состоится 20 июля (16:00, 20:00), 21, 22 июля (12:00, 16:00, 20:00) в Форте «Константин» (Кронштадт). Он создан при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры столицы.

Постановка — участник программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента РФ, номинант Национальной театральной премии «Золотая маска», участник специальной программы «Детский Weekend».

…Февраль 1989 года. Томская область. В маленькой деревне произошло событие, о котором сотни лет грезило человечество, — инопланетный разум встретился с земным. Правда это было мало похоже на сюжеты фантастических книг и фильмов. Местные жители были больше озабочены талонами на продукты и выживанием, чем контактом с пришельцами. И о событии вселенского значения так никто и не знал, пока в 2016-м им не заинтересовалась группа театральных художников…

Музей инопланетного вторжения

Спектакль проходит в форме музейной экскурсии. Зрители изучают артефакты и свидетельства событий в сопровождении актеров-экскурсоводов: рисунки ученых, интервью с очевидцами, реконструкции скафандров и другие следы присутствия инопланетной жизни, и одновременно совершают исторический экскурс в недавнее прошлое — распадающийся СССР конца 1980-х.

«Музей инопланетного вторжения» выдержан в жанре «мокьюментари» (фальшивой документалистики) и рассчитан на самого широкого зрителя. Детей заинтересует фантастическая история, а взрослые, возможно, разглядят параллельный сюжет — о ксенофобии и терпимости, социальных парадоксах нашего вчера и сегодня.

«Спектакль состоится в кронштадтском форте «Константин», где в 1990-е годы проходили рейвы. Теперь там расположится «Музей инопланетного вторжения». Думаю, что он станет одним из хитов нашего фестиваля», — сообщил Андрей Пронин.

«Время роста деревьев»

Его представит Творческая лаборатория «Угол» (Казань) 2 августа (20:30), 3-5 августа (18:30, 20:30) в Парголово, на Старожиловской улице, 9. Режиссер Регина Саттарова постоянно играет со зрительскими ожиданиями.

Действие начинается как экскурсия по району, не очень хорошо известному даже опытным краеведам, — на пустыре Парнаса, между деревянной церквушкой и диким прудом. Продолжается как лекция о природе и нравах далеких Маршалловых островов. Но ни экскурсия, ни лекция не состоятся. Потому что постоянно придется отвлекаться на странную парочку жертв безнадежной любви. Им бы давно забыть друг о друге, но прошлое никак не отпускает. Возможно, живи они не на Парнасе, а на Маршалловых островах, все сложилось бы иначе.

Время роста деревьев, Угол

Во «Времени роста деревьев» выдержки из книги «Укрась приусадебный участок сам» соседствуют с фактами из труда «Загадки Маршалловых островов», откровения корейского туриста — с исповедью незадачливого экскурсовода. А свел их в лирическую пьесу один из лидеров современной российской драматургии Михаил Дурненков. Прекрасно известный петербургскому зрителю — хотя бы благодаря спектаклю Андрея Могучего «Изотов».

Творческая лаборатория «Угол» существует всего несколько лет, но уже стала важным центром российского поискового театра. Чтобы создать новую, петербургскую, версию спектакля, Саттарова и Дурненков исследовали пространство и локальный контекст Парнаса.

«Трехгоршковая опера»

Ее подготовили в Театральной компании Bontom (Сидней, Австралия). Спектакль режиссера Клеменс Уильямс можно будет посмотреть 20-22, 24, 25, 27 июля (19:00, 20:30), 28 июля (13:00, 14:30, 19:00, 20:30), 31 июля, 1, 3, 4 августа (19:00, 20:30). Для представления выбрана необычная локация: туалет отеля Hilton Saint Petersburg ExpoForum (Петербургское шоссе, 62). Спектакль идет с русскими и английскими субтитрами.

Постановка стала сенсацией нынешней «Точки доступа». В России хорошо известен европейский театр. Американский и иберо-американский театр тоже неоднократно добирался до российской публики с гастролями. Новые политические тренды плотнее познакомили зрителей с театром из Азии и Африки. Но об австралийском театре в России не известно ничего.

Трехгоршковая опера

«Трехгоршковая опера» — результат сотрудничества дирижера Кейрена Брандт-Соуди, драматурга Томаса Де Анджелиса и режиссера Клеменс Уильямс. Рефлексируя над проблемой ограниченности традиционного оперного репертуара, не дающего актрисам полной возможности самовыражения, создатели спектакля придумали новую, неожиданную, даже провокационную театральную форму. Великая оперная классика, но не на сцене, а там, где прежде не принято было играть спектакли, плюс актуальные вопросы сегодняшней повестки. В итоге получилась первая в мире опера, предназначенная для общественной уборной.

Три дамы случайно сталкиваются в роскошной дамской комнате богатого отеля. Одна — жертва харассмента, другая боится, что ее имидж «сильной женщины» слишком подавляет возлюбленного, третьей гендерные предрассудки мешают получить работу мечты. Вместе они обсуждают проблемы и потаенные фантазии, подтверждая их ариями из опер Моцарта, Пуччини и Бизе. Выходит иронично, зажигательно и вполне гигиенично.

Премьера «Трехгоршковой оперы» состоялась в Сиднее в ноябре 2016 года, постановка снискала большой успех на родине и стала участницей эдинбургского «Фринджа».

«Спектакль касается актуальных гендерных вопросов, которые сегодня активно обсуждаются в обществе. Откровенный женский разговор в роскошном туалете — своеобразный деликатес нашего фестиваля, тем более что в нем принимает участие солистка Сиднейского оперного театра», — пояснил Андрей Пронин.

Трехгоршковая опера

Подробности можно найти на официальном сайте фестиваля «Точка доступа».

18 июля 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.

Максим Леонидов

Максим Леонидов: Я никогда не стремился быть «своим»

В середине декабря 2018 года в рамках Санкт-Петербургского новогоднего книжного салона состоялась презентация книг артиста и музыканта, одного из основателей знаменитого бит-квартета «Секрет» Максима Леонидова, выпущенных в прошлом году издательством «Эксмо». Первая из них – ярко и емко написанная автобиография «Я оглянулся посмотреть», увидевшая свет еще в 2011 году и во второй редакции дополненная. Вторая – поэтический сборник «Все это и есть любовь». В нем собраны стихи и тексты песен, которые вывели автора на первые строчки отечественных хит-парадов. Название одной из них и стало титулом книги.